Глава 5. Как построить свою программу мысленной тренировки? Основные принципы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В ряде работ по спортивной психологии сделаны полноценные, подробные обзоры уже существующих комплексных программ использования мысленной тренировки спортсменами[219][220].[221] Знание о них может помочь психологам, тренерам и спортсменам при выборе программ мысленной тренировки и разработке своих собственных сценариев мысленной тренировки. Наиболее известными из подобных программ считаются визуально-моторная модель поведения,[222] программа «AIM»,[223] тренировочная программа спортивных образов («Sport imagery training program»),[224] техника «управляемого воображения» («Guided imagery»[225]), тренинг «Прививка против стресса» («Stress inoculation training»)[226] и программа «Пять шагов».[227]

 

Краткий обзор существующих программ мысленной тренировки

 

Визуально-моторная модель поведения

 

Визуально-моторная модель поведения («Visuomotor Behavioral Rehearsal»,  VMBR) была разработана Р. Суинном[228][229] и описана как «непосредственно не наблюдаемая активность, посредством которой человек воссоздает события действительности, испытывая сенсорно-двигательные ощущения: прочувствование нейромышечных и физиологических ощущений, а также эмоциональных переживаний». Особенностью данной программы (рис. 6) является то, что, реализуя ее, прежде всего необходимо погрузиться в состояние глубокой мышечной релаксации, что способствует формированию яркого, многомодального образа. Образы в свою очередь формируются только на втором этапе VMBR и, как правило, соответствуют требованиям того вида спорта, которым занимается спортсмен. Третий этап также включает образный компонент, но особое внимание здесь уделяется проработке специальных навыков и элементов спортивной деятельности в максимально реалистичных условиях. После завершения данного этапа, по мнению автора, вновь следует достичь состояния релаксации.

 

Рис. 6.   Составляющие программы «Визуально-моторная модель поведения»

 

 

Например, футболист достигает состояния релаксации, чтобы визуализировать ситуацию игры и затем мысленно потренировать конкретные навыки выполнения удара по мячу не ведущей ногой; тем самым он облегчает процесс своего обучения новым навыкам и способствует повышению эффективности выполнения уже закрепленных.

 

Согласно С. Унгерлидеру,[230] VMBR предполагает процесс создания так называемой мысленной видеозаписи до наступления события и затем использование ее как средства анализа и коррекции возможных ошибок в этом реально произошедшем или мысленно представленном событии. Основной целью применения программы VMBR является коррекция или удаление из поведенческой схемы нежелательных элементов (например, неправильных действий), которые негативно отражаются на спортивной деятельности в целом. Отсюда очевидно, что применение VMBR несет в себе четыре цели:

улучшение техники исполнения в целом;

анализ ошибок и их коррекция;

психологическую подготовку к соревнованию;

улучшение конкретных навыков.

Данная программа широко использовалась многими профессиональными спортсменами.[231] Однако Т. Моррис[232] подчеркивает, что VMBR представляет собой лишь некоторую схему для практического применения мысленной тренировки: в ней не прописано конкретное их содержание, поскольку процесс наполнения образа содержанием всегда носит индивидуальный характер.

 

AIM-стратегия

 

E. Корн попытался в рамках программы «AIM»[233] соединить в единой модели описание практических принципов применения метода релаксации и образных техник.[234] Буква «А» в названии методики означает наиболее важный, по мнению E. Корна, компонент – использование активной релаксации («active relaxation»).  Е. Корн считал, что с ее помощью можно снизить количество потребляемого кислорода, частоту дыхания, ЧСС, понизить давление и напряженность мышц, усилить кровообращение головного мозга и вызвать появление на ЭЭГ-альфа ритма.[235] Данные физиологические реакции призваны защитить организм человека от перенапряжения, что в противном случае может оказать негативное влияние на физическую работоспособность.

Буквой «I» обозначен образ конечного результата («imagery of the end result»),  то есть компонент методики, предполагающий, что необходимо иметь целенаправленный, реалистичный образ желаемого результата, который при этом уже достигался ранее (тип образов, олицетворяющих конкретные цели и целенаправленную деятельность).

Заключительный компонент – мысленная тренировка – обозначен буквой «М» («mental rehearsal»).  Е. Корн описывал его как активность, направленную на формирование образов уже происходившей в реальности ситуации или полностью воображенного события, использование которых может привести к достижению какой-либо цели. Данная составляющая направлена на повышение эффективности деятельности, при этом спортсмены должны иметь образ идеального выполнения движения (независимо от того, осваивают ли они его сейчас или же еще ни разу не пробовали исполнять), например трудного гимнастического элемента или прыжка в воду с 10-метровой вышки. Кроме того, важно понимать, что образы конкретных движений могут включать в себя мысленное повторение определенных этапов его выполнения; например, выполнение прыжка в высоту включает следующие этапы: предварительную подготовку, бег до перекладины, планирование над ней и приземление.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 142.