Право собственности и иные вещные права на воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, определяются по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы.
Вещные права обладают рядом признаков, которые отличают их от обязательственных прав:
1. Вещными правами признаются только такие, которые прямо предусмотрены нормами гражданского права, т. е. лицо не вправе по своему усмотрению создавать новые разновидности вещных прав (замкнутый круг вещных прав).
Вещное право, в отличие от обязательственного, является разновидностью абсолютного права, т. е. его обладателю противостоит неограниченный круг субъектов, на которых лежит обязанность не вторгаться в правомочия носителя вещного права, не нарушать их. Обязательственные же права относятся к так называемым относительным правам, то есть они действуют в отношении тех лиц, которые вступили в данное конкретное правоотношение.
3. Для вещных прав характерно право следования. Это значит, что вещное право следует за вещью при ее переходе к другим лицам. Так собственник вещи, выбывшей из владения помимо его воли, продолжает оставаться собственником и вправе истребовать ее из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 302 ГК РФ). Также и в случае перехода права собственности на вещь к другому лицу, право залога, установленное собственником, продолжает следовать за ней.
4. Для вещных прав характерно право преимущества, в случае возникновения противоречий между вещными правами и обязательственными, приоритет всегда отдается вещным правам. Так, если у лица имеется несколько кредиторов, и они намерены наложить взыскание на его имущество, то кредитор, являющийся залогодержателем, будет обладать правом преимущества.
5. Отличительной чертой вещных прав является то, что их объектом могут служить только индивидуально-определенные вещи. Этим определяется наличие специфических способов защиты вещных прав.
31. Защита культурных ценностей и права собственности на них.
В 1995 г. была принята Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (Россия относится к числу стран, подписавших Конвенцию, но еще не ратифицировавших).
Целями Конвенции являются, в частности, защита культурного достояния и культурных обменов, содействие эффективной борьбе с хищениями и незаконной торговлей культурными ценностями. Под культурными ценностями в Конвенции понимаются ценности, которые с точки зрения религиозной или светской обладают важностью для археологии, предыстории (антропологии), истории, литературы, искусства или науки и которые принадлежат к одной из категорий, перечисленных в приложении к Конвенции.
Конвенция предусматривает обязанность владельца похищенной культурной ценности вернуть (реституцировать) ее. Любая просьба о реституции должна быть внесена в трехлетний срок, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о личности ее владельца, и во всех случаях в 50-летний срок, считая с момента похищения. Однако реституция культурной ценности, являющейся неотъемлемой частью определенного памятника или археологического заповедника (ландшафта) либо частью общественной коллекции, не подлежит никаким срокам давности, кроме трехлетнего срока, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о личности ее владельца (ст. 3). Владелец культурной ценности, который приобрел эту ценность после ее незаконного вывоза, имеет право требовать от государства-истца в момент ее возврата справедливого возмещения убытков при условии, что он не знал или не предполагал в момент приобретения, что ценность могла быть похищена (ст. 4). Таким образом, согласно Конвенции УНИДРУА обеспечивается и защита права владельца похищенной ценности в случае добросовестного приобретения, поскольку предусматривается возмещение ущерба, понесенного таким добросовестным приобретателем.
Статья 5. Культурная ценность, временно вывезенная с территории государства-истца, особенно в целях выставки, исследования или реставрации, в силу разрешения, выданного в соответствии с его правом, регламентирующим вывоз культурных ценностей по защите его культурного достояния, и которая не была возвращена в соответствии с условиями этого разрешения, считается незаконно вывезенной.
3. Трибунал или любой другой компетентный орган государства-истца приказывает возвратить культурную ценность, когда государство-истец установило, что вывоз ценности наносит значительный ущерб одному или другому из нижеследующих интересов:
a) материальной сохранности ценности или ее контекста (среды или состава),
b) целостности всей ценности,
c) сохранению информации, особенно научного или исторического характера, относящейся к ценности,
d) традиционному или ритуальному использованию ценности сообществом коренных жителей (туземцев) или племен. Или установлено, что ценность обладает для него значительной культурной важностью.
Кроме основ действует Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей от 15 апреля 1993 г. В законе определены категории культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации.
Статья 9. Культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации
1. Вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей:
движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;
движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
Дата: 2019-02-19, просмотров: 255.