ТЕСТ «СОСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ОБЪЕКТОВ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика «Рисунок семьи»

 

Цель: Выяснить особенности семейных взаимоотношений (в восприятии ребенка).

Оборудование: Лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально, простой карандаш и ластик.

Инструкция. «Нарисуй на этом листе всю свою семью». Если ребенок спрашивает, кого именно нарисовать, а кого нет (например, «А бабушку рисовать?»), то проверяющий отвечает «Я не знаю, кто входит в твою семью. Ты знаешь это лучше меня».

Интерпретирование результатов.

Во время анализа оцениваются размер фигур, особенности их размещения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализация рисунков. Сопоставляется состав нарисованной и реальной семьи ребенка.

Показателями благоприятной семейной ситуации являются: изображение всех членов семьи, совместная деятельность членов семьи или контакт между ними (руки соприкасаются), адекватное соотношение между ними по размеру (ребенок меньше родителей, но разница не очень большая).

Размер фигур. Если все фигуры изображены слишком маленькими или слишком большими, то это интерпретируется так же, как и в рисунке человека. Резко увеличенный размер характерен для импульсивных детей, особенно в состоянии острой тревоги. Резко уменьшенный размер является типичным для детей со сниженным настроением, с депрессивными тенденциями. Весь рисунок при этом размещенный в углу листа. Если в других рисунках соответствующих изменений размера нет, то можно считать, что особенности эмоционального состояния, которые имели проявление в рисунке семьи, связаны именно с семейной сферой (то есть ассоциации, относящихся к семейной ситуации ребенка, вызывают у него тревогу или подавленность, депрессивное состояние).

Относительный размер изображенной фигуры (относительно других личностей членов семьи) отражает степень значимости данного члена семьи в восприятии ребенка. Так, изображение родителей очень большими, а себя - очень маленьким свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя подавленной или несчастной. Нередко это случается в тех случаях, когда родители на самом деле осуществляют сильное давление на ребенка, когда они предъявляют завышенные требования или чрезмерно опекают (для ситуации гиперопеки наиболее типичное очень большое изображение матери). Изображения кого-то из родителей особенно маленьким интерпретируется как восприятие ребенком его малой значимости в семье. Например, папа, который проводит весь день на работе и почти не появляется дома, нередко изображается маленьким, поскольку в семье он воспринимается ребенком как второстепенное лицо. Из-за конкурентных отношений с братом или сестрой они также часто изображаются особенно маленькими (значительно меньшими, чем должны были бы быть согласно их реального возраста). Иногда, если ребенок считает, что родители лучше, чем до нее, относятся к брату или сестре, то брат или сестра, наоборот, изображаются значительно большими по размеру, чем сам ребенок.

Изображение себя наивысшим говорит о претензии на лидерство в семье. Это часто бывает у избалованных детей, которые привыкли командовать взрослыми. Однако подобные рисунки не обязательно говорят о том, что ребенок реально играет в семье главную роль; они могут свидетельствовать о том, что ребенок только стремится к такой роли. Доминирование собственной фигуры на рисунке может быть достигнуто различными способами: выдвижением себя на передний план с отодвиганием остальных на задний, с размещением себя на возвышении (стул, бугорок), изображение на себе высокого шляпы (верхний край которого оказывается высшей точкой рисунка) и тому подобное.

Размещение фигур на листе. Прежде всего определяется, существует ли между изображениями членов семьи какой-либо контакт. Это может быть физический контакт (руки или тела соприкасаются) или какая-то совместная деятельность. Изолированность людей друг от друга - показатель недостаточно насыщенных эмоциональных взаимоотношений в семье. Если изолированная только одна фигура, то это, скорее всего, отражает слабую связь данного члена семьи с другими. Изображение себя отдельно от других - свидетельство собственной изолированности в семье (это ощущение не обязательно соответствует действительности). Из-За серьезных нарушений во внутри семейном общении личности отдельных членов семьи нередко отделены друг от друга перегородками, размещены в различных комнатах или же рисуются на разных листах.

Иногда случается сверхплотное размещение фигур, когда они частично перекрывают друг друга. Это говорит либо о том, что в семье действительно тесные отношения, или о потребности ребенка в таких связях (чаще всего - одно сопряжено с другим: привыкнув к тесному контакту, ребенок уже не может обойтись без него из-за нехватки самостоятельности). Повышенная плотность размещения фигур часто случается в неполных семьях, поскольку в таких семьях у взрослого часто возникает чрезмерная «замкнутость» на детях.

Интервалы между фигурами более-менее соответствуют близости взаимоотношений. Например, если ребенок изобразил две пары: себя рядом с сестрой и отдельно - родителей, которые стоят рядом, то это может свидетельствовать о том, что дети в семье живут собственной, отдельной от родителей жизнью. В отличие от размера изображения, что отражает отношения доминирования («кто в семье главный»), последовательность изображения связана со значимостью человека именно для ребенка, а не семьи вообще.

От размещения рядом с собой, что отражает эмоциональную близость, последовательность изображения отличается тем, что значимость может определяться чисто бытовыми обстоятельствами (например, кто проводит с ребенком больше времени) и не соответствовать эмоциональному отношению ребенка к этому человеку. Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь. Поза, выражение лица, детализация. Так, если ребенок изобразил одного из членов семьи в экстравертной позе, а другой - в интровертной, то это означает, что именно так она их и воспринимает (очень часто, хотя и не всегда, это восприятие оказывается вполне адекватным). Если все члены семьи изображены в одинаковой позе, то это, скорее всего, является проявлением идентификации ребенка с другими членами семьи, приписывание им собственных особенностей.

Агрессивная поза какого из членов семьи (поднятая рука; увеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивность в отношении ребенка или импульсивность (вспыльчивость). Изображения кого-то со спины - показатель конфликта. Если ребенок изображает со спины себя, то это свидетельствует или о конфликтное отношение к семье в целом или о чувстве собственного непризнания. Так же трактуется изображение в профиль, если оно развернутое не к другим членам семьи, а в противоположную сторону. Выражение лица изображенных членов семьи может отражать или чувства ребенка относительно них (улыбка - положительное отношение, мрачная гримаса - негативное или двойственное отношение), или представление ребенка об отношении к ней. Большой рот, особенно с зубами, - признак того, что этот член семьи оказывает на ребенка вербальную агрессию (часто на нее кричит).

Степень детализации рисунка - показатель эмоционального отношения к этому члену семьи. Самые любимые члены семьи рисуются с подробностями, с большим количеством деталей, чем те, кого ребенок любит меньше.

Соотношение состава реальной и нарисованной семьи. Отсутствие кого-то из членов семьи говорит о том, что он малозначимый для ребенка, либо (чаще) о конфликтных отношениях ребенка с ним, про негативные эмоции относительно него (это не означает, что эмоции только отрицательные: они могут быть амбивалентными). Часто на рисунке нет братьев и сестер, что обычно связано с соперничеством.

Отсутствие на рисунке самого ребенка - частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье отверженной. Степень выраженности этого ощущения проверяется с помощью вопроса: «А ты ничего не забыл?» Если ребенок все же не вспоминает, что она не рисовала себя, то следует намекнуть: «Я точно знаю, что ты кого-то еще не нарисовал». Если это не приведет к дополнению рисунка, то проверяющий говорит: «Ты забыл нарисовать себя». Случается, что даже после прямого указания ребенок не хочет рисовать себя, объясняя, что «не осталось места», что себя он может нарисовать на другом листе и т. др. Это свидетельствует о весьма сильное чувство отверженности. Появление «дополнительных» членов семьи (которых нет на самом деле) говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чем-то неполноценного.

Чаще всего дополнительной фигурой оказывается отец, который в реальной семье отсутствует. В этих случаях можно считать, что ребенок имеет очень сильное желание иметь отца, полную семью. Изображение большого количества предметов (мебель, стены комнаты, деревья, если семья изображена в лесу) обычно случается в тех случаях, когда в семье ослаблены или же формализованные контакты, недостаточный уровень эмоционального общения.

 

 

АНКЕТА «ЖИЗНЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

 

Цель: определить психологическую атмосферу в семье ученика, наметить пути корректировки семейного воспитания ребенка.

Респонденты: учащиеся и их родители.

Оборудование: распечатанные листы отдельно для учеников и их родителей.

Инструкция: респондентам нужно выбирать наиболее приемлемые для них варианты ответов.

 

Опросник для учащихся

1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?

а) Хорошей организации быта;

б) радости от общения;

в) покоя, защищенности.

2. Или одинок ли ты в семье?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Или хочешь ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою нынешнюю?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как ты думаешь, что больше всего волнует твоих родителей в семейной жизни?

а) Здоровье детей;

б) обучение детей;

в) трудовое участие детей в жизни семьи.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а) Быть материально обеспеченным;

б) встретить любовь;

в) иметь много друзей;

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Есть ли у тебя тайны от семьи?

а) Да;

б) нет

7. Чем для тебя является вечер, проведенный дома?

а) Радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мука, прозябании.

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в твоей семье?

а) Да;

б) нет.

 

Опросник для родителей

1. Как Вы думаете, чего ждет Ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а) Хорошей организации быта;

б) радости от общения;

в) покоя, защищенности.

2. Что наиболее Вас волнует?

а) Здоровье ребенка;

б) обучения ребенка;

в) трудовое участие ребенка в жизни семьи.

3. Или одинокая Ваш ребенок в семье?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как Вы думаете, пожелает ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на Вашу?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, на Ваш взгляд, для ребенка наиболее значимой?

а) Быть материально обеспеченным;

б) встретить любовь;

в) иметь много друзей;

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Знаком ли Ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а) Да;

б) Нет.

7.Есть ли у Вашего ребенка личные тайны, которые она скрывает от семьи?

а) Да;

б) нет.

8. Что для Вашего ребенка вечер, проведенный дома?

а) Радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мука и скукоту.

 

Обработка полученных результатов.

После заполнения анкеты учитель предлагает родителям учащихся ознакомиться с ответами их детей.

 

 

Приложение № 7

 

ТЕСТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА, ТЕМПЕРАМЕНТА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»

 

Цель: определить представления обучающегося о самом себе.

Возраст учеников: от 6 лет.

Оборудование: листы бумаги, карандаши или ручки.

Инструкция: ученик должен нарисовать свой автопортрет. Манеру рисования ребенок должен выбрать сам.

Обработка результатов.

Полученный рисунок учитель анализирует, пользуясь следующими характеристиками:

1. Эстетическое изображение. Ребенок явно обладает художественными способностями, на таких рисунках легкость и лаконичность линий сочетается с большой выразительностью изображения.

2. Схематическое изображение. Лицо в профиль или анфас изображается схематически. Такое изображение характеризует интеллектуальную направленность личности. Это мыслители с тенденцией к постоянному обобщению информации.

3. Реалистичное изображение. Рисунок содержит много мелочей. Очень тщательно нарисовано лицо, волосы, одежду и др. Это характеризует педантичную личность, склонную к детализации, анализа.

4. Метаморфические изображения. Ребенок изображает себя в виде предмета, животного, литературного персонажа. Такое изображение выполняют художественные личности, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями, чувством юмора.

 

Приложение № 8

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ПО ЕГО НАПРАВЛЕННОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

ТЕСТ «ТВОРЧЕСКИЕ СКЛОННОСТИ УЧЕНИКА»

 

Цель: определить характер творческих способностей ученика.

Возраст учащихся: 7-12 лет.

Оборудование: распечатанные бланки теста, карандаши или ручки.

Инструкция: ученик должен внимательно прочитать каждое утверждение, обвести слово «да», если он согласен, слово «нет», если написанное не совпадает с его мнением.

 

Да Нет 1. Я люблю сочинять собственные песни.
Да Нет 2. Я люблю гулять один.
Да Нет 3. Мои мама и папа любят играть со мной.
Да Нет 4. Я задаю много вопросов.
Да Нет 5. Сочинение рассказов и сказок — никчемное занятие.
Да Нет 6. Я люблю, чтобы у меня было только один или двое друзей.
Да Нет 7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры
Да Нет 8. У меня есть несколько действительно хороших идей.
Да Нет 9. Я люблю рисовать.
Да Нет 10. Я люблю дела, которые трудно делать.
Да Нет 11. Солнце на рисунке должно быть всегда желтым
Да Нет 12. Я люблю разбирать приборы и игрушки, чтобы понять, как они работают.
Да Нет 13. Мне больше всего нравится раскрашивать рисунки раскрасок, чем рисовать самому.
Да Нет 14. Легкие загадки — самые интересные.
Да Нет 15. Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.
Да Нет 16. Я люблю узнавать новое о животных.
Да Нет 17. Мой папа любит делать что-нибудь по хозяйству.
Да Нет 18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.
Да Нет 19. Трудно найти себе занятие, когда находишься в одиночестве.
Да Нет 20. Мой папа считает, что я обычно поступаю правильно.
Да Нет 21. Я люблю рассказы о древности.
Да Нет 22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.
Да Нет 23. Если то, что я хочу сделать, оказывается тяжелым, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.
Да Нет 24. Я всегда играю с друзьями, один я не люблю играть.

 

Обработка полученных результатов.

За каждый положительный ответ (обведенное слово «да») начисляется 1 балл, за отрицательные ответы (обведенное слово «нет») — 0 баллов.

Внимание! В пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 оценку проводится таким образом: за ответ «да» начисляется 0 баллов, а за ответ «нет» — 1 балл. Это делается потому, что в указанных пунктах утверждается признак, противоположная той, что определяется. Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Проанализируем эти качества.

1. Разнообразие интересов.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ученика в пунктах 1, 5, 9, 16, 21. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка:

I степень — 0-1 балл (слабо выражен);

II степень — 2-3 балла (средне выраженный);

III степень — 4-5 баллов (явно выражена).

2. Независимость.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 2, 8, 11, 13, 19, 24. Количество набранных баллов соответствует уровню независимости ребенка:

И степень — 0-1 балл (слабо выражен);

II степень — 3-4 балла (средне выраженный);

III степень — 5-6 баллов (явно выражена).

3. Гибкость, приспособляемость.

Посчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 6, 7, 22. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности гибкости поведение ребенка:

I степень — 0-1 балл (слабо выраженный);

II степень — 2 балла (средне выраженный);

III степень — 3 балла (явно выраженный).

4. Любознательность.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 4, 12, 18. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности любознательности ребенка.

I степень — 0-1 балл (слабо выраженный);

II степень — 2 балла (выражено средне);

III степень — 3 балла (явно выраженный).

5. Настойчивость.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 10, 14, 23. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности настойчивости ребенка.

I степень — 0-1 балл (слабо выраженный);

II степень — 2 балла (средне выраженный);

III степень — 3 балла (явно выраженный).

6. Сведения о семейной обстановке.

Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 3, 15, 17, 20. Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки для развития творческих наклонностей ребенка:

I степень — 0-1 балл (мало способствует);

II степень — 2-3 балла (способствует средне);

III степень – 4 балла (явно способствует).

 

Приложение № 9

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ВИЯВЛКЕННЯ ЕГО УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЯ И САМООЦЕНКИ

 

«Три оценки» (А. Липкина)

 

Цель. Определить уровень самооценки, уровень притязаний и оценочную позицию ученика.

Инструкция. Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками: адекватная, завышенная и заниженная. Перед тем как раздать тетради ученикам говорят: «Трое учителей из разных школ проверяли ваши работы. Каждый составил собственное мнение о выполненном задании, а поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен».

Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки «4», а учительница поставила тебе оценку «5». Ты обрадуешься этому или это тебя огорчит?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

• совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

• характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация;

в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой делают вывод по степени совпадения характера оценки, которую поставил себе сам ученик, и ответов на вопросы.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической самооценке, которая касается еще неполученного результата. Для выяснения прогностической самооценки можно применить такую методику.

Учащимся, имеющим разный уровень успешности, дают поочередно три задания: одно - по языку, один - по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье - не учебное, например, складывание орнамента по образцу. Ученикам предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос, смогут ли они выполнить задание, на какую оценку и почему. Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников.

Анализа, который позволяет выявить оценочную позицию ученика, подлежат следующие данные:

• Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (адекватная, завышенная, заниженная).

• Особенности прогностической оценки учеников, имеющих разный уровень успеваемости.

• Особенности аргументаций оценочной деятельности, ее направленность на оценку способности учащихся к учебной деятельности или на качества личности.

• Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных задач в неучебной ситуации.

 

 

Методика «Рисунок дерева»

 

Методика направлена на выявление личностных особенностей ребенка. Рисунок дерева традиционно рассматривается в проективной психодиагностике как автопортрет, в котором целостно отражается отношение к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребенка с окружением, а также ее личностные проблемы.

Оборудование. Для выполнения задания теста нужен чистый лист бумаги (формата А 4). Лист кладут перед ребенком вертикально. Чтобы не повлиять на размещение рисунка на листе, подписывать его следует после выполнения работы. Выбор, чем рисовать (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами), ребенок должен делать сам. (Желательно, чтобы все эти предметы были доступны ребенку во время работы.)

Инструкция. Нарисуй дерево, которое тебе нравится. (Никаких дополнительных объяснений или рекомендаций давать нельзя.)

Интерпретация результатов.

Для интерпретации рисунка, выполненного ребенком, как подтверждает опыт многих специалистов, целесообразно использовать рекомендации Л.А.Ясюковой. Она считает, что для понимания личностных особенностей ребенка вполне надежными являются такие параметры рисунка.

1. Общий размер дерева. Отражает эмоционально окрашенное ощущение собственной ценности и значимости. Крупное (более 2/3 листа) - уверенность в себе, полнота жизни, энергетическое богатство. Размер дерева 1/2-2/3 листа является наиболее типичным. Уменьшение размера дерева (до 1/3 листа и меньше) свидетельствует об отсутствии уверенности в себе, ощущение ребенком собственной незначимости, ненужности, о сниженную общую энергетику.

2. Размещение дерева на листе. Размещение рисунка в верхней части листа свидетельствует о мечтательность ребенка, отсутствие склонности к активным действиям, в нижней - свидетельствует о практичности, приземленности, о том, что ребенок живет сегодняшним днем. Если дерево сдвинуто влево, то ребенок тяготеет к матери, находится под ее влиянием; сдвинутое вправо - тяготеет к отцу, испытывает его влияния.

3. Толщина ствола. Отражает силу «Я», веру ребенка в собственные возможности. Наиболее важная характеристика для прогноза адаптации и потенциала личностного развития ребенка. Например, если дерево очень мало (буквально 3-4 см), но при этом ствол толстый (2 см и более), то за такого ребенка не следует беспокоиться. Ребенок понимает, что сегодня ее никто не ценит, никому она не нужна, но она еще покажет, на что она способна. Такие дети, как показывают наблюдения, хорошо адаптируются и в дальнейшем завоевывают уважение в своем окружении.

4. Форма ствола. Ствол в виде «морковки» вверх острым концом интерпретируется как инфантильность, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшим детям. Ствол - «морковь» острым концом вниз означает определенную излишнюю взрослость, которая бывает свойственна самостоятельным, независимым детям. Более раннее взросление происходит тогда, когда ребенку приходится самостоятельно заботиться о младших родственников или больных детей в семье, или когда мать оказывается слишком легкомысленной. Такие дети управляют родителями, относятся к ним снисходительно, дают им разумные советы, делают замечания. Так же они ведут себя и в школе с учителями, за что имеют много неприятностей.

5. Тип дерева. Лиственное дерево - обычные, нормальные отношения с людьми; хвойное дерево - «колючие» отношения с людьми (насмешки и т. др.); пальма - демонстративность в общении.

6. Крона. Характеризует коммуникативную сферу. Наличие замкнутого силуэта кроны свидетельствует о ограниченный, четко определенный круг общения. Когда крона не заперта, ребенок открытая, готова к установлению новых контактов.

7. Соотношение кроны и величины дерева в целом. Отражает потребность в общении. Если крона составляет 1/2-2/3 величины дерева, то потребность в общении соответствует «норме». Увеличение или уменьшение кроны относительно указанных размеров отражает повышение или снижение потребности в общении относительно обычного уровня ее проявления.

8. Листья. Наличие листьев (или замкнутого силуэта кроны) свидетельствует о том, что потребность в общении удовлетворяется; отсутствие листьев, несколько листочков на голых ветвях, листья, что опали - потребность в общении не удовлетворяется. Отсутствие листьев может также свидетельствовать о неумении общаться. Прорисовка листьев свидетельствует об избирательности общения, о том, что ребенок учитывает особенности человека, с которым она общается. Хаотичная зарисовка кроны характеризует непостоянство, хаотичность общения, при котором избирательность контактов или учета индивидуальных особенностей партнера отсутствуют.

9. Дупло. Надежно можно интерпретировать в тех случаях, когда из дупла кто-то высовывается или кто в нем сидит. Это свидетельствует о наличии неуправляемых импульсов, которые периодически подталкивают ребенка к совершению поступков («мелких пакостей»), никак не присущих ее поведении. Взрослые, как правило, не верят, что такой красивый ребенок мог это сделать.

10. Солнце. Солнце слева свидетельствует об авторитете или давлении со стороны матери (реже бабушки); солнце справа свидетельствует о авторитет, давление со стороны отца (реже дедушки).

11 Облака. Облака слева - потеря контакта с матерью, отсутствие ее воспитательного влияния; облака справа - потеря контакта с отцом (буквально - «за облаками»). Сплошные тучки по всей горе листа, облака грязного серо-синего цвета – полное нарушение эмоционального контакта с родителями, ребенок предоставленная сама себе, каких-то воспитательных воздействий, забот со стороны родителей не наблюдается.

12. Пенек. Свидетельствует о том, что ребенок, не видит никаких перспектив в будущем, жизнь может казаться для нее законченным. Она не видит себя в том будущем, которое ее ожидает. Аналогично интерпретируется сломанное дерево.

13. Пенек рядом с деревом (или отодвинут, через дорогу, через реку). Характеризует резкие изменения в жизни (буквально: «закончилась одна жизнь, началась другая»). Важные сравнительная толщина пня и дерева. Если ствол дерева не тоньше пенек, то ребенок не пострадал от изменений, которые произошли в ее жизни; если тоньше - то эти изменения не травмировали ее, привели к потере уверенности в себе.

14. Толстые ветви (одна или несколько) явно ниже по крону и отдельно от нее. Свидетельствуют о наличии «деятельности, которая замещает» и направлена на компенсацию неуспешности ребенка в основной деятельности (например, плохо учится, но хороший спортсмен). Ведущая деятельность становится незначащей, поскольку потребность в достижениях удовлетворяется деятельностью, которая замещает основную.

15. Поникшие, тонкие ветки, тонкий ствол, слабое нажатие. Характерные для рисунков чувствительных, впечатлительных, тревожных детей.

16. Рисунок дерева занимает весь лист, так, что ствол и крона даже не поместились на листе полностью (вышли за верхний край листа), свидетельствует о чрезмерной активности ребенка.

17. Яблоки на дереве (или любые фрукты, цветы, бабочки). Свидетельствует о симбиотическая связь с матерью, зависимость от матери, привязанность к ней и естественное подчинение ее влиянию.

18. Использование цвета. Использование чистых ярких цветов для раскраски характеризует нормальное эмоциональное состояние. Использование черного, грязно-серых, грязно-коричневых цветов свидетельствует о преобладании негативных эмоций, наличие тревожности, невротических страхов. Отсутствие цвета никак не интерпретируется.

19. Ствол, расщепленный в верхней части (явно расходится от середины). Свидетельствует о наличии установок, что конфликтуют; об интересах, которые трудно согласуются; о невозможности осуществить выбор; о стремлении сохранить и то, и то. Такая ситуация может провоцировать истерики, поведенческие срывы, довести до невроза.

20. Дерево, расщепленное вниз, или стволы, которые перекрещиваются. Возможны психические нарушения, связанные с двойственностью внутренней жизни, что не является следствием какого-либо интриги, с расщеплением внутреннего мира (необходима консультация психиатра).

21. Из кроны дерева «вырастают» самостоятельные деревья с кронами. Возможны шизофренические нарушения психики, уход в вымышленный мир, фантастические страхи (необходима консультация психиатра).

22. Ствол заперт, фактически представляет собой две параллельные палки, или похож на доску от забора, которую ровно срезали сверху; ветви грубые, толстые, похожие на бревна или доски забора, расходятся перпендикулярно от ствола, листьев нет. Свидетельствует о наличии элементов аутизма в поведении, нарушении общения, мировосприятия, эмоциональной депривации (необходима консультация психиатра).

 

Приложение № 10

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ОТНОСИТЕЛЬНО УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ТЕСТ «ФАНТАЗИЯ»

 

Цель: определить уровень развития воображения ученика.

Возраст обучающихся: 6-14 лет.

Оборудование: распечатанные бланки теста, карандаши или ручки.

Инструкция: ученик должен ответить «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Или ты увлекаешься рисованием?

а) Да;

б) нет.

2. Ты часто грустишь?

а) Да;

б) нет.

3. Рассказывая о какой-нибудь жизненный случай, украшаешь свой рассказ вымышленными деталями?

а) Да;

б) нет.

4. Обнаруживаешь инициативу в обучении? (По собственному желанию читаешь дополнительную литературу по теме, которую изучаете на уроке, стараешься как-то по-особенному оформить свой реферат и др.)

а) Да;

б) нет.

5. У тебя размашистый почерк?

а) Да;

б) нет.

6. Или ты споришь с родителями по поводу одежды, ориентируясь на собственное чувство красивого?

а) Да;

б) нет.

7. Или имеешь привычку, заскучав, рисовать одни и те же фигурки?

а) Да;

б) нет.

8. Любишь ли импровизировать (вносить свои изменения), когда играешь музыку, танцуешь или читаешь стихи?

а) Да;

б) нет.

9. Твои сочинения по литературе более содержательные, чем у твоих одноклассников?

а) Да;

б) нет.

10. Тебе снятся необычные сны?

а) Да;

б) нет.

11. Ты легко сориентируешься в обстановке (например, найдешь дом), если местность будет знакома тебе только по описанию?

а) Да;

б) нет.

12. Случалось ли так, что ты плакал, смотря фильм или читая книгу?

а) Да;

б) нет.

 

Обработка полученных результатов

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
а) 2 1 1 2 1 2 0 1 2 1 1 1
б) 1 2 0 1 0 1 1 0 1 0 0 0

 

14-16 баллов. У ребенка богатая фантазия. Умело направленная, она украсит ее жизнь, принесет много радости ему и окружающим.

9-12 баллов. Ребенок способен фантазировать, но требует стимулирования этих способностей.

5-8 баллов. Скорее всего, ребенок реалист. В определенном смысле это обедняет его жизнь. Нужно пробудить в ней желание фантазировать и развить эти способности.

 

ТЕСТ «СПОСОБНОСТИ К СЛОВООБРАЗОВАНИЮ»

 

Цель: выявить уровень речевого развития ученика, богатство его словарного запаса.

Возраст учащихся: 7-10 лет

Оборудование: листы бумаги, ручки.

Инструкция: ученику предлагается составить как можно больше новых слов из какого-либо слова, содержащий большой набор букв (например, «электростанция»). Время на выполнение задания — 5 минут. Главное условие: использовать дважды одну и ту же букву в новом слове нельзя. Задача подается на отдельном листе, на котором ребенок записывает и свои слова.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бех И. Д. Воспитание личности: в 2 кн. / И. Д. Бех. – К., 2003. – Кн. 2: Личностно ориентированный подход: науч.-практ. основы. – 344 с.

2. Бех И. Д. Личностно-ориентированное воспитание: науч.-метод. пособ./ И. Д. Бех. – К.: ІЗМН, 1998. – 204 с.

3. Волкова Н. П. Педагогика: пособие. для студ. высш. учеб. завед./       Н. П. Волкова. – М: Академия, 2003. – 576 с.

4. Дубасенюк А. А. Профессиональная воспитательная деятельность педагога: опыт сравнительного исследования: монография / А. А. Дубасенюк. – Житомир: Житомир. гос. мед. ун-т, 2002. – 192 с.

5. Маркова А. К. Мотивация обучения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – М: Педагогика, 1983. – 65 с.

6. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений /       В. А. Сластенин, В. Ф. Исаев, А. В. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

7. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы: учеб. для пед. фак. /      А. Я. Савченко. – К: Генеза, 2002. – 368 с.

8. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе /               В. П. Сазонова. – X.: Веста: Ранок, 2007. – С. 95 – 107.

9. Трухин И. А. Основы школьного воспитания: учебное пособие /         И. А. Трухин, А. Т. Шпак. – К. Центр учебной литературы, 2004. – 368 с.

10. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М: Знание, 1974. – 64 с.

 

 

Методика «Рисунок семьи»

 

Цель: Выяснить особенности семейных взаимоотношений (в восприятии ребенка).

Оборудование: Лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально, простой карандаш и ластик.

Инструкция. «Нарисуй на этом листе всю свою семью». Если ребенок спрашивает, кого именно нарисовать, а кого нет (например, «А бабушку рисовать?»), то проверяющий отвечает «Я не знаю, кто входит в твою семью. Ты знаешь это лучше меня».

Интерпретирование результатов.

Во время анализа оцениваются размер фигур, особенности их размещения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализация рисунков. Сопоставляется состав нарисованной и реальной семьи ребенка.

Показателями благоприятной семейной ситуации являются: изображение всех членов семьи, совместная деятельность членов семьи или контакт между ними (руки соприкасаются), адекватное соотношение между ними по размеру (ребенок меньше родителей, но разница не очень большая).

Размер фигур. Если все фигуры изображены слишком маленькими или слишком большими, то это интерпретируется так же, как и в рисунке человека. Резко увеличенный размер характерен для импульсивных детей, особенно в состоянии острой тревоги. Резко уменьшенный размер является типичным для детей со сниженным настроением, с депрессивными тенденциями. Весь рисунок при этом размещенный в углу листа. Если в других рисунках соответствующих изменений размера нет, то можно считать, что особенности эмоционального состояния, которые имели проявление в рисунке семьи, связаны именно с семейной сферой (то есть ассоциации, относящихся к семейной ситуации ребенка, вызывают у него тревогу или подавленность, депрессивное состояние).

Относительный размер изображенной фигуры (относительно других личностей членов семьи) отражает степень значимости данного члена семьи в восприятии ребенка. Так, изображение родителей очень большими, а себя - очень маленьким свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя подавленной или несчастной. Нередко это случается в тех случаях, когда родители на самом деле осуществляют сильное давление на ребенка, когда они предъявляют завышенные требования или чрезмерно опекают (для ситуации гиперопеки наиболее типичное очень большое изображение матери). Изображения кого-то из родителей особенно маленьким интерпретируется как восприятие ребенком его малой значимости в семье. Например, папа, который проводит весь день на работе и почти не появляется дома, нередко изображается маленьким, поскольку в семье он воспринимается ребенком как второстепенное лицо. Из-за конкурентных отношений с братом или сестрой они также часто изображаются особенно маленькими (значительно меньшими, чем должны были бы быть согласно их реального возраста). Иногда, если ребенок считает, что родители лучше, чем до нее, относятся к брату или сестре, то брат или сестра, наоборот, изображаются значительно большими по размеру, чем сам ребенок.

Изображение себя наивысшим говорит о претензии на лидерство в семье. Это часто бывает у избалованных детей, которые привыкли командовать взрослыми. Однако подобные рисунки не обязательно говорят о том, что ребенок реально играет в семье главную роль; они могут свидетельствовать о том, что ребенок только стремится к такой роли. Доминирование собственной фигуры на рисунке может быть достигнуто различными способами: выдвижением себя на передний план с отодвиганием остальных на задний, с размещением себя на возвышении (стул, бугорок), изображение на себе высокого шляпы (верхний край которого оказывается высшей точкой рисунка) и тому подобное.

Размещение фигур на листе. Прежде всего определяется, существует ли между изображениями членов семьи какой-либо контакт. Это может быть физический контакт (руки или тела соприкасаются) или какая-то совместная деятельность. Изолированность людей друг от друга - показатель недостаточно насыщенных эмоциональных взаимоотношений в семье. Если изолированная только одна фигура, то это, скорее всего, отражает слабую связь данного члена семьи с другими. Изображение себя отдельно от других - свидетельство собственной изолированности в семье (это ощущение не обязательно соответствует действительности). Из-За серьезных нарушений во внутри семейном общении личности отдельных членов семьи нередко отделены друг от друга перегородками, размещены в различных комнатах или же рисуются на разных листах.

Иногда случается сверхплотное размещение фигур, когда они частично перекрывают друг друга. Это говорит либо о том, что в семье действительно тесные отношения, или о потребности ребенка в таких связях (чаще всего - одно сопряжено с другим: привыкнув к тесному контакту, ребенок уже не может обойтись без него из-за нехватки самостоятельности). Повышенная плотность размещения фигур часто случается в неполных семьях, поскольку в таких семьях у взрослого часто возникает чрезмерная «замкнутость» на детях.

Интервалы между фигурами более-менее соответствуют близости взаимоотношений. Например, если ребенок изобразил две пары: себя рядом с сестрой и отдельно - родителей, которые стоят рядом, то это может свидетельствовать о том, что дети в семье живут собственной, отдельной от родителей жизнью. В отличие от размера изображения, что отражает отношения доминирования («кто в семье главный»), последовательность изображения связана со значимостью человека именно для ребенка, а не семьи вообще.

От размещения рядом с собой, что отражает эмоциональную близость, последовательность изображения отличается тем, что значимость может определяться чисто бытовыми обстоятельствами (например, кто проводит с ребенком больше времени) и не соответствовать эмоциональному отношению ребенка к этому человеку. Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь. Поза, выражение лица, детализация. Так, если ребенок изобразил одного из членов семьи в экстравертной позе, а другой - в интровертной, то это означает, что именно так она их и воспринимает (очень часто, хотя и не всегда, это восприятие оказывается вполне адекватным). Если все члены семьи изображены в одинаковой позе, то это, скорее всего, является проявлением идентификации ребенка с другими членами семьи, приписывание им собственных особенностей.

Агрессивная поза какого из членов семьи (поднятая рука; увеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивность в отношении ребенка или импульсивность (вспыльчивость). Изображения кого-то со спины - показатель конфликта. Если ребенок изображает со спины себя, то это свидетельствует или о конфликтное отношение к семье в целом или о чувстве собственного непризнания. Так же трактуется изображение в профиль, если оно развернутое не к другим членам семьи, а в противоположную сторону. Выражение лица изображенных членов семьи может отражать или чувства ребенка относительно них (улыбка - положительное отношение, мрачная гримаса - негативное или двойственное отношение), или представление ребенка об отношении к ней. Большой рот, особенно с зубами, - признак того, что этот член семьи оказывает на ребенка вербальную агрессию (часто на нее кричит).

Степень детализации рисунка - показатель эмоционального отношения к этому члену семьи. Самые любимые члены семьи рисуются с подробностями, с большим количеством деталей, чем те, кого ребенок любит меньше.

Соотношение состава реальной и нарисованной семьи. Отсутствие кого-то из членов семьи говорит о том, что он малозначимый для ребенка, либо (чаще) о конфликтных отношениях ребенка с ним, про негативные эмоции относительно него (это не означает, что эмоции только отрицательные: они могут быть амбивалентными). Часто на рисунке нет братьев и сестер, что обычно связано с соперничеством.

Отсутствие на рисунке самого ребенка - частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье отверженной. Степень выраженности этого ощущения проверяется с помощью вопроса: «А ты ничего не забыл?» Если ребенок все же не вспоминает, что она не рисовала себя, то следует намекнуть: «Я точно знаю, что ты кого-то еще не нарисовал». Если это не приведет к дополнению рисунка, то проверяющий говорит: «Ты забыл нарисовать себя». Случается, что даже после прямого указания ребенок не хочет рисовать себя, объясняя, что «не осталось места», что себя он может нарисовать на другом листе и т. др. Это свидетельствует о весьма сильное чувство отверженности. Появление «дополнительных» членов семьи (которых нет на самом деле) говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чем-то неполноценного.

Чаще всего дополнительной фигурой оказывается отец, который в реальной семье отсутствует. В этих случаях можно считать, что ребенок имеет очень сильное желание иметь отца, полную семью. Изображение большого количества предметов (мебель, стены комнаты, деревья, если семья изображена в лесу) обычно случается в тех случаях, когда в семье ослаблены или же формализованные контакты, недостаточный уровень эмоционального общения.

 

 

АНКЕТА «ЖИЗНЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

 

Цель: определить психологическую атмосферу в семье ученика, наметить пути корректировки семейного воспитания ребенка.

Респонденты: учащиеся и их родители.

Оборудование: распечатанные листы отдельно для учеников и их родителей.

Инструкция: респондентам нужно выбирать наиболее приемлемые для них варианты ответов.

 

Опросник для учащихся

1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?

а) Хорошей организации быта;

б) радости от общения;

в) покоя, защищенности.

2. Или одинок ли ты в семье?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Или хочешь ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою нынешнюю?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как ты думаешь, что больше всего волнует твоих родителей в семейной жизни?

а) Здоровье детей;

б) обучение детей;

в) трудовое участие детей в жизни семьи.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а) Быть материально обеспеченным;

б) встретить любовь;

в) иметь много друзей;

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Есть ли у тебя тайны от семьи?

а) Да;

б) нет

7. Чем для тебя является вечер, проведенный дома?

а) Радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мука, прозябании.

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в твоей семье?

а) Да;

б) нет.

 

Опросник для родителей

1. Как Вы думаете, чего ждет Ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а) Хорошей организации быта;

б) радости от общения;

в) покоя, защищенности.

2. Что наиболее Вас волнует?

а) Здоровье ребенка;

б) обучения ребенка;

в) трудовое участие ребенка в жизни семьи.

3. Или одинокая Ваш ребенок в семье?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как Вы думаете, пожелает ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на Вашу?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, на Ваш взгляд, для ребенка наиболее значимой?

а) Быть материально обеспеченным;

б) встретить любовь;

в) иметь много друзей;

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Знаком ли Ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а) Да;

б) Нет.

7.Есть ли у Вашего ребенка личные тайны, которые она скрывает от семьи?

а) Да;

б) нет.

8. Что для Вашего ребенка вечер, проведенный дома?

а) Радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мука и скукоту.

 

Обработка полученных результатов.

После заполнения анкеты учитель предлагает родителям учащихся ознакомиться с ответами их детей.

 

 

Приложение № 7

 

ТЕСТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА, ТЕМПЕРАМЕНТА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»

 

Цель: определить представления обучающегося о самом себе.

Возраст учеников: от 6 лет.

Оборудование: листы бумаги, карандаши или ручки.

Инструкция: ученик должен нарисовать свой автопортрет. Манеру рисования ребенок должен выбрать сам.

Обработка результатов.

Полученный рисунок учитель анализирует, пользуясь следующими характеристиками:

1. Эстетическое изображение. Ребенок явно обладает художественными способностями, на таких рисунках легкость и лаконичность линий сочетается с большой выразительностью изображения.

2. Схематическое изображение. Лицо в профиль или анфас изображается схематически. Такое изображение характеризует интеллектуальную направленность личности. Это мыслители с тенденцией к постоянному обобщению информации.

3. Реалистичное изображение. Рисунок содержит много мелочей. Очень тщательно нарисовано лицо, волосы, одежду и др. Это характеризует педантичную личность, склонную к детализации, анализа.

4. Метаморфические изображения. Ребенок изображает себя в виде предмета, животного, литературного персонажа. Такое изображение выполняют художественные личности, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями, чувством юмора.

 

Приложение № 8

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ПО ЕГО НАПРАВЛЕННОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

ТЕСТ «ТВОРЧЕСКИЕ СКЛОННОСТИ УЧЕНИКА»

 

Цель: определить характер творческих способностей ученика.

Возраст учащихся: 7-12 лет.

Оборудование: распечатанные бланки теста, карандаши или ручки.

Инструкция: ученик должен внимательно прочитать каждое утверждение, обвести слово «да», если он согласен, слово «нет», если написанное не совпадает с его мнением.

 

Да Нет 1. Я люблю сочинять собственные песни.
Да Нет 2. Я люблю гулять один.
Да Нет 3. Мои мама и папа любят играть со мной.
Да Нет 4. Я задаю много вопросов.
Да Нет 5. Сочинение рассказов и сказок — никчемное занятие.
Да Нет 6. Я люблю, чтобы у меня было только один или двое друзей.
Да Нет 7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры
Да Нет 8. У меня есть несколько действительно хороших идей.
Да Нет 9. Я люблю рисовать.
Да Нет 10. Я люблю дела, которые трудно делать.
Да Нет 11. Солнце на рисунке должно быть всегда желтым
Да Нет 12. Я люблю разбирать приборы и игрушки, чтобы понять, как они работают.
Да Нет 13. Мне больше всего нравится раскрашивать рисунки раскрасок, чем рисовать самому.
Да Нет 14. Легкие загадки — самые интересные.
Да Нет 15. Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.
Да Нет 16. Я люблю узнавать новое о животных.
Да Нет 17. Мой папа любит делать что-нибудь по хозяйству.
Да Нет 18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.
Да Нет 19. Трудно найти себе занятие, когда находишься в одиночестве.
Да Нет 20. Мой папа считает, что я обычно поступаю правильно.
Да Нет 21. Я люблю рассказы о древности.
Да Нет 22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.
Да Нет 23. Если то, что я хочу сделать, оказывается тяжелым, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.
Да Нет 24. Я всегда играю с друзьями, один я не люблю играть.

 

Обработка полученных результатов.

За каждый положительный ответ (обведенное слово «да») начисляется 1 балл, за отрицательные ответы (обведенное слово «нет») — 0 баллов.

Внимание! В пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 оценку проводится таким образом: за ответ «да» начисляется 0 баллов, а за ответ «нет» — 1 балл. Это делается потому, что в указанных пунктах утверждается признак, противоположная той, что определяется. Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Проанализируем эти качества.

1. Разнообразие интересов.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ученика в пунктах 1, 5, 9, 16, 21. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка:

I степень — 0-1 балл (слабо выражен);

II степень — 2-3 балла (средне выраженный);

III степень — 4-5 баллов (явно выражена).

2. Независимость.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 2, 8, 11, 13, 19, 24. Количество набранных баллов соответствует уровню независимости ребенка:

И степень — 0-1 балл (слабо выражен);

II степень — 3-4 балла (средне выраженный);

III степень — 5-6 баллов (явно выражена).

3. Гибкость, приспособляемость.

Посчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 6, 7, 22. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности гибкости поведение ребенка:

I степень — 0-1 балл (слабо выраженный);

II степень — 2 балла (средне выраженный);

III степень — 3 балла (явно выраженный).

4. Любознательность.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 4, 12, 18. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности любознательности ребенка.

I степень — 0-1 балл (слабо выраженный);

II степень — 2 балла (выражено средне);

III степень — 3 балла (явно выраженный).

5. Настойчивость.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 10, 14, 23. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности настойчивости ребенка.

I степень — 0-1 балл (слабо выраженный);

II степень — 2 балла (средне выраженный);

III степень — 3 балла (явно выраженный).

6. Сведения о семейной обстановке.

Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 3, 15, 17, 20. Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки для развития творческих наклонностей ребенка:

I степень — 0-1 балл (мало способствует);

II степень — 2-3 балла (способствует средне);

III степень – 4 балла (явно способствует).

 

Приложение № 9

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ВИЯВЛКЕННЯ ЕГО УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЯ И САМООЦЕНКИ

 

«Три оценки» (А. Липкина)

 

Цель. Определить уровень самооценки, уровень притязаний и оценочную позицию ученика.

Инструкция. Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками: адекватная, завышенная и заниженная. Перед тем как раздать тетради ученикам говорят: «Трое учителей из разных школ проверяли ваши работы. Каждый составил собственное мнение о выполненном задании, а поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен».

Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки «4», а учительница поставила тебе оценку «5». Ты обрадуешься этому или это тебя огорчит?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

• совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

• характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация;

в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой делают вывод по степени совпадения характера оценки, которую поставил себе сам ученик, и ответов на вопросы.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической самооценке, которая касается еще неполученного результата. Для выяснения прогностической самооценки можно применить такую методику.

Учащимся, имеющим разный уровень успешности, дают поочередно три задания: одно - по языку, один - по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье - не учебное, например, складывание орнамента по образцу. Ученикам предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос, смогут ли они выполнить задание, на какую оценку и почему. Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников.

Анализа, который позволяет выявить оценочную позицию ученика, подлежат следующие данные:

• Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (адекватная, завышенная, заниженная).

• Особенности прогностической оценки учеников, имеющих разный уровень успеваемости.

• Особенности аргументаций оценочной деятельности, ее направленность на оценку способности учащихся к учебной деятельности или на качества личности.

• Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных задач в неучебной ситуации.

 

 

Методика «Рисунок дерева»

 

Методика направлена на выявление личностных особенностей ребенка. Рисунок дерева традиционно рассматривается в проективной психодиагностике как автопортрет, в котором целостно отражается отношение к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребенка с окружением, а также ее личностные проблемы.

Оборудование. Для выполнения задания теста нужен чистый лист бумаги (формата А 4). Лист кладут перед ребенком вертикально. Чтобы не повлиять на размещение рисунка на листе, подписывать его следует после выполнения работы. Выбор, чем рисовать (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами), ребенок должен делать сам. (Желательно, чтобы все эти предметы были доступны ребенку во время работы.)

Инструкция. Нарисуй дерево, которое тебе нравится. (Никаких дополнительных объяснений или рекомендаций давать нельзя.)

Интерпретация результатов.

Для интерпретации рисунка, выполненного ребенком, как подтверждает опыт многих специалистов, целесообразно использовать рекомендации Л.А.Ясюковой. Она считает, что для понимания личностных особенностей ребенка вполне надежными являются такие параметры рисунка.

1. Общий размер дерева. Отражает эмоционально окрашенное ощущение собственной ценности и значимости. Крупное (более 2/3 листа) - уверенность в себе, полнота жизни, энергетическое богатство. Размер дерева 1/2-2/3 листа является наиболее типичным. Уменьшение размера дерева (до 1/3 листа и меньше) свидетельствует об отсутствии уверенности в себе, ощущение ребенком собственной незначимости, ненужности, о сниженную общую энергетику.

2. Размещение дерева на листе. Размещение рисунка в верхней части листа свидетельствует о мечтательность ребенка, отсутствие склонности к активным действиям, в нижней - свидетельствует о практичности, приземленности, о том, что ребенок живет сегодняшним днем. Если дерево сдвинуто влево, то ребенок тяготеет к матери, находится под ее влиянием; сдвинутое вправо - тяготеет к отцу, испытывает его влияния.

3. Толщина ствола. Отражает силу «Я», веру ребенка в собственные возможности. Наиболее важная характеристика для прогноза адаптации и потенциала личностного развития ребенка. Например, если дерево очень мало (буквально 3-4 см), но при этом ствол толстый (2 см и более), то за такого ребенка не следует беспокоиться. Ребенок понимает, что сегодня ее никто не ценит, никому она не нужна, но она еще покажет, на что она способна. Такие дети, как показывают наблюдения, хорошо адаптируются и в дальнейшем завоевывают уважение в своем окружении.

4. Форма ствола. Ствол в виде «морковки» вверх острым концом интерпретируется как инфантильность, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшим детям. Ствол - «морковь» острым концом вниз означает определенную излишнюю взрослость, которая бывает свойственна самостоятельным, независимым детям. Более раннее взросление происходит тогда, когда ребенку приходится самостоятельно заботиться о младших родственников или больных детей в семье, или когда мать оказывается слишком легкомысленной. Такие дети управляют родителями, относятся к ним снисходительно, дают им разумные советы, делают замечания. Так же они ведут себя и в школе с учителями, за что имеют много неприятностей.

5. Тип дерева. Лиственное дерево - обычные, нормальные отношения с людьми; хвойное дерево - «колючие» отношения с людьми (насмешки и т. др.); пальма - демонстративность в общении.

6. Крона. Характеризует коммуникативную сферу. Наличие замкнутого силуэта кроны свидетельствует о ограниченный, четко определенный круг общения. Когда крона не заперта, ребенок открытая, готова к установлению новых контактов.

7. Соотношение кроны и величины дерева в целом. Отражает потребность в общении. Если крона составляет 1/2-2/3 величины дерева, то потребность в общении соответствует «норме». Увеличение или уменьшение кроны относительно указанных размеров отражает повышение или снижение потребности в общении относительно обычного уровня ее проявления.

8. Листья. Наличие листьев (или замкнутого силуэта кроны) свидетельствует о том, что потребность в общении удовлетворяется; отсутствие листьев, несколько листочков на голых ветвях, листья, что опали - потребность в общении не удовлетворяется. Отсутствие листьев может также свидетельствовать о неумении общаться. Прорисовка листьев свидетельствует об избирательности общения, о том, что ребенок учитывает особенности человека, с которым она общается. Хаотичная зарисовка кроны характеризует непостоянство, хаотичность общения, при котором избирательность контактов или учета индивидуальных особенностей партнера отсутствуют.

9. Дупло. Надежно можно интерпретировать в тех случаях, когда из дупла кто-то высовывается или кто в нем сидит. Это свидетельствует о наличии неуправляемых импульсов, которые периодически подталкивают ребенка к совершению поступков («мелких пакостей»), никак не присущих ее поведении. Взрослые, как правило, не верят, что такой красивый ребенок мог это сделать.

10. Солнце. Солнце слева свидетельствует об авторитете или давлении со стороны матери (реже бабушки); солнце справа свидетельствует о авторитет, давление со стороны отца (реже дедушки).

11 Облака. Облака слева - потеря контакта с матерью, отсутствие ее воспитательного влияния; облака справа - потеря контакта с отцом (буквально - «за облаками»). Сплошные тучки по всей горе листа, облака грязного серо-синего цвета – полное нарушение эмоционального контакта с родителями, ребенок предоставленная сама себе, каких-то воспитательных воздействий, забот со стороны родителей не наблюдается.

12. Пенек. Свидетельствует о том, что ребенок, не видит никаких перспектив в будущем, жизнь может казаться для нее законченным. Она не видит себя в том будущем, которое ее ожидает. Аналогично интерпретируется сломанное дерево.

13. Пенек рядом с деревом (или отодвинут, через дорогу, через реку). Характеризует резкие изменения в жизни (буквально: «закончилась одна жизнь, началась другая»). Важные сравнительная толщина пня и дерева. Если ствол дерева не тоньше пенек, то ребенок не пострадал от изменений, которые произошли в ее жизни; если тоньше - то эти изменения не травмировали ее, привели к потере уверенности в себе.

14. Толстые ветви (одна или несколько) явно ниже по крону и отдельно от нее. Свидетельствуют о наличии «деятельности, которая замещает» и направлена на компенсацию неуспешности ребенка в основной деятельности (например, плохо учится, но хороший спортсмен). Ведущая деятельность становится незначащей, поскольку потребность в достижениях удовлетворяется деятельностью, которая замещает основную.

15. Поникшие, тонкие ветки, тонкий ствол, слабое нажатие. Характерные для рисунков чувствительных, впечатлительных, тревожных детей.

16. Рисунок дерева занимает весь лист, так, что ствол и крона даже не поместились на листе полностью (вышли за верхний край листа), свидетельствует о чрезмерной активности ребенка.

17. Яблоки на дереве (или любые фрукты, цветы, бабочки). Свидетельствует о симбиотическая связь с матерью, зависимость от матери, привязанность к ней и естественное подчинение ее влиянию.

18. Использование цвета. Использование чистых ярких цветов для раскраски характеризует нормальное эмоциональное состояние. Использование черного, грязно-серых, грязно-коричневых цветов свидетельствует о преобладании негативных эмоций, наличие тревожности, невротических страхов. Отсутствие цвета никак не интерпретируется.

19. Ствол, расщепленный в верхней части (явно расходится от середины). Свидетельствует о наличии установок, что конфликтуют; об интересах, которые трудно согласуются; о невозможности осуществить выбор; о стремлении сохранить и то, и то. Такая ситуация может провоцировать истерики, поведенческие срывы, довести до невроза.

20. Дерево, расщепленное вниз, или стволы, которые перекрещиваются. Возможны психические нарушения, связанные с двойственностью внутренней жизни, что не является следствием какого-либо интриги, с расщеплением внутреннего мира (необходима консультация психиатра).

21. Из кроны дерева «вырастают» самостоятельные деревья с кронами. Возможны шизофренические нарушения психики, уход в вымышленный мир, фантастические страхи (необходима консультация психиатра).

22. Ствол заперт, фактически представляет собой две параллельные палки, или похож на доску от забора, которую ровно срезали сверху; ветви грубые, толстые, похожие на бревна или доски забора, расходятся перпендикулярно от ствола, листьев нет. Свидетельствует о наличии элементов аутизма в поведении, нарушении общения, мировосприятия, эмоциональной депривации (необходима консультация психиатра).

 

Приложение № 10

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ОТНОСИТЕЛЬНО УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ТЕСТ «ФАНТАЗИЯ»

 

Цель: определить уровень развития воображения ученика.

Возраст обучающихся: 6-14 лет.

Оборудование: распечатанные бланки теста, карандаши или ручки.

Инструкция: ученик должен ответить «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Или ты увлекаешься рисованием?

а) Да;

б) нет.

2. Ты часто грустишь?

а) Да;

б) нет.

3. Рассказывая о какой-нибудь жизненный случай, украшаешь свой рассказ вымышленными деталями?

а) Да;

б) нет.

4. Обнаруживаешь инициативу в обучении? (По собственному желанию читаешь дополнительную литературу по теме, которую изучаете на уроке, стараешься как-то по-особенному оформить свой реферат и др.)

а) Да;

б) нет.

5. У тебя размашистый почерк?

а) Да;

б) нет.

6. Или ты споришь с родителями по поводу одежды, ориентируясь на собственное чувство красивого?

а) Да;

б) нет.

7. Или имеешь привычку, заскучав, рисовать одни и те же фигурки?

а) Да;

б) нет.

8. Любишь ли импровизировать (вносить свои изменения), когда играешь музыку, танцуешь или читаешь стихи?

а) Да;

б) нет.

9. Твои сочинения по литературе более содержательные, чем у твоих одноклассников?

а) Да;

б) нет.

10. Тебе снятся необычные сны?

а) Да;

б) нет.

11. Ты легко сориентируешься в обстановке (например, найдешь дом), если местность будет знакома тебе только по описанию?

а) Да;

б) нет.

12. Случалось ли так, что ты плакал, смотря фильм или читая книгу?

а) Да;

б) нет.

 

Обработка полученных результатов

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
а) 2 1 1 2 1 2 0 1 2 1 1 1
б) 1 2 0 1 0 1 1 0 1 0 0 0

 

14-16 баллов. У ребенка богатая фантазия. Умело направленная, она украсит ее жизнь, принесет много радости ему и окружающим.

9-12 баллов. Ребенок способен фантазировать, но требует стимулирования этих способностей.

5-8 баллов. Скорее всего, ребенок реалист. В определенном смысле это обедняет его жизнь. Нужно пробудить в ней желание фантазировать и развить эти способности.

 

ТЕСТ «СОСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ОБЪЕКТОВ»

 

Цель: провести диагностику образного мышления ученика.

Возраст учеников: от 6 лет.

Оборудование: лист бумаги, карандаш или ручка, лист с изображением геометрических фигур.

Инструкция: пользуясь предложенным набором геометрических

фигур, ученик должен нарисовать определенные объекты:

• лицо;

• клоун;

• дом;

• кошка;

• дождь;

• радость.

Главное условие: использовать предложенные фигуры можно многократно, но не разрешается применять дополнительные фигуры и линии.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 236.