ЛЕКЦИЯ № 6. История возникновения и становления педагогики как науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вначале педагогические знания являлись элементом фи­лософии. С накоплением фактов были предприняты по­пытки обобщения опыта воспитания, выделения теорети­ческих основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469—399 гг. до н.э.), Платон (427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием че­ловека, формированием его личности.

В период средневековья церковь монополизировала ду­ховную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для этого периода, просуществова­ли почти двадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин Блаженный (354—430), Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274), создавшие труды о воспитании и обучении, педагогическая теория в этот период незначи­тельно обогатилась новыми идеями.

Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения, давшей целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, среди которых италья­нец В. да Фельтре (1378—1448), француз Ф. Рабле (1494—1553), англичанин Т. Мор (1478—1535). Они сис­тематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соедине­ние обучения с трудом.

   Немецкий педагог В. Ратке (1571—1635) одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

    Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку относится к XVII в. и связано с име­нем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592— 1670). В его трудах впервые были определены предмет, за­дачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи Я.А. Коменского отражены в работе «Великая дидактика», написанной на опыте работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Большая заслуга Я.А. Комен­ского состоит в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы.

    Английский философ и педагог Дж. Локк (1632—1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. В ра­боте «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспи­тание джентельмена — человека, уверенного в себе, сочета­ющего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

  Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713— 1784), К. Гельвеций (1715—1771), Ж.Ж. Руссо (1712—1778), швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746—1827) вели непримиримую борь­бу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положение о решающей роли воспитания и среды в фор­мировании личности.

   Широко известны труды русских мыслителей, филосо­фов и писателей В.Г. Белинского (1811—1848), А.И. Гер­ цена (1812—1870), Н.Г. Чернышевского (1828—1889), Н.А. Добролюбова (1836—1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский (1824— 1870), Н.И. Пирогов (1810—1881), Л.Н. Толстой (1828— 1910) и др.

    Константин Дмитриевич Ушинский считается осно­воположником русской педагогической психологии и педа­гогики. Он доказывал, что социально-экономические усло­вия обусловливают характер воспитания. К.Д. Ушинский подошел к пониманию воспитания как к целенаправленной деятельности. Им созданы капитальный труд по педагоги­ке «Человек как предмет воспитания», учебники для началь­ной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. В его работах рассматриваются важ­нейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, шко­ловедения. Многие дидактические высказывания сохраня­ют свое значение и в наше время.

Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России был Лев Николаевич Толстой. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачей ко­торой было развитие самостоятельности, творческой и по­знавательной активности ребенка. Им написаны увлека­тельные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».

Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступавший с пере­довыми идеями о сущности и назначении общечеловече­ского воспитания.

Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отече­ственную теорию обучения и воспитания, следует выде­лить П.Ф. Каптерева (учение о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (социальная педагогика), Н.К. Крупскую (организация внеклассной воспитательной работы, пионер­ского движения), А.С. Макаренко (учение о коллективе), Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения), П.Я. Гальперина (теория поэтапного формиро­вания умственных действий), И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обуче­ния), Ю.К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.

   Антон Семенович Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского кол­лектива и педагогического руководства им, разработал ме­тодики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.

Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884—1941) и А.П. Пинке вич (1884—1939).

   Новые явления в педагогической теории и практике воз­никли в период второй половины 20 века. В этот период развернулась но­ваторская деятельность педагогов, обогативших образова­тельно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Э.Г. Костяшкин, К.Н. Волков, С.А. Гуревич, позднее И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, Н.П. Гузик и др. Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохраняют свое значе­ние в настоящее время при осмыслении современных пу­тей развития педагогической мысли и образования.

                            Воспитание и школа в античном мире

      В эпоху античности происходило дальнейшее развитие школ и воспитательного процесса. Этому способствовали достижения в области содержания, методов и организации образования в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах.

Появление пиктографической письменности.  На острове Крит в III тысячелетии до н. э.  зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцовых хозяйств.

Зарождение алфавитного письма.  В середине II тысячелетия до н. э.  появилось слоговое письмо, в котором были знаки для обозначения гласных и согласных звуков, способствующие зарождению алфавитного письма. Критские писцы установили твердые правила письменности:

1) направление письма слева направо;

2) расположение строк сверху вниз;

3) выделение заглавной буквы и красной строки.

Слоговым письмом владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане.

Первые центры обучения  существовали при храмах и царских дворцах. Основные направления образования:

1) обучение яркой и образной речи;

2) обучение истории своих предков;

3) обучение чтению;

4) обучение пению;

5) обучение игре на музыкальных инструментах.

Основные направления воспитания:

1) конечная цель воспитания, по Гомеру, – достичь славы, превзойти в доблести своего отца;

2) в воспитательной практике руководствовались идеальным образом совершенного человека – умственно, нравственно и физически развитой личности;

3) воспитатели использовали традиционные приемы: с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой;

4) пресекающие нежелательное;

5) каждый воспитанник стремился быть самым лучшим.

В VI -IV вв. до н. э. , в период расцвета Эллады, ведущие воспитательные традиции противоположного образца были заложены Афинами в Аттике и Спартой в Лаконии.

Основные направления образования спартанцев:

1) акцент в воспитании делался на выработку физических качеств;

2) духовное невежество и безграмотность мало учитывались. В Аттике же существовали иные особенности воспитания:

1) стремление максимально расширить кругозор подрастающего поколения;

2) предлагалось широкое универсальное по тем временам образование для юношей;

3) уделение большого внимания развитию чувства красоты и формированию традиционных нравственных установок.

Афинские учебные заведения были частными, платными.

Всего было два типа школ:

1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);

2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию).

В эпоху эллинизма (III -I вв. до н. э.)  школы становятся достаточно организованными учреждениями:

1) имеют свои помещения, учителей и руководителей;

2) любой свободнорожденный ребенок мог получить образование в государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет);

3) был открыт ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений;

4) высшими учебными заведениями руководили выдающиеся мыслители того времени.

Основные направления образования в Риме со II в. до н. э. :

1) уделяется большое внимание обучению грамматике;

2) изучение законов отодвигает занятия математикой на второй план;

3) уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют. Вместо них обучают верховой езде, фехтованию и плаванию;

4) для молодежи аристократического происхождения существовали риторские школы, в основе которых лежало овладение ораторским искусством.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 273.