Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469—399 гг. до н.э.), Платон (427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для этого периода, просуществовали почти двадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин Блаженный (354—430), Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274), создавшие труды о воспитании и обучении, педагогическая теория в этот период незначительно обогатилась новыми идеями.
Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения, давшей целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, среди которых итальянец В. да Фельтре (1378—1448), француз Ф. Рабле (1494—1553), англичанин Т. Мор (1478—1535). Они систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.
Немецкий педагог В. Ратке (1571—1635) одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку относится к XVII в. и связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592— 1670). В его трудах впервые были определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи Я.А. Коменского отражены в работе «Великая дидактика», написанной на опыте работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Большая заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы.
Английский философ и педагог Дж. Локк (1632—1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентельмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.
Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713— 1784), К. Гельвеций (1715—1771), Ж.Ж. Руссо (1712—1778), швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746—1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.
Широко известны труды русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811—1848), А.И. Гер цена (1812—1870), Н.Г. Чернышевского (1828—1889), Н.А. Добролюбова (1836—1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский (1824— 1870), Н.И. Пирогов (1810—1881), Л.Н. Толстой (1828— 1910) и др.
Константин Дмитриевич Ушинский считается основоположником русской педагогической психологии и педагогики. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания. К.Д. Ушинский подошел к пониманию воспитания как к целенаправленной деятельности. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, школоведения. Многие дидактические высказывания сохраняют свое значение и в наше время.
Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России был Лев Николаевич Толстой. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачей которой было развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».
Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступавший с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.
Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П.Ф. Каптерева (учение о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (социальная педагогика), Н.К. Крупскую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения), А.С. Макаренко (учение о коллективе), Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения), П.Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обучения), Ю.К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.
Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884—1941) и А.П. Пинке вич (1884—1939).
Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период второй половины 20 века. В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших образовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Э.Г. Костяшкин, К.Н. Волков, С.А. Гуревич, позднее И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, Н.П. Гузик и др. Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.
Воспитание и школа в античном мире
В эпоху античности происходило дальнейшее развитие школ и воспитательного процесса. Этому способствовали достижения в области содержания, методов и организации образования в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах.
Появление пиктографической письменности. На острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцовых хозяйств.
Зарождение алфавитного письма. В середине II тысячелетия до н. э. появилось слоговое письмо, в котором были знаки для обозначения гласных и согласных звуков, способствующие зарождению алфавитного письма. Критские писцы установили твердые правила письменности:
1) направление письма слева направо;
2) расположение строк сверху вниз;
3) выделение заглавной буквы и красной строки.
Слоговым письмом владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане.
Первые центры обучения существовали при храмах и царских дворцах. Основные направления образования:
1) обучение яркой и образной речи;
2) обучение истории своих предков;
3) обучение чтению;
4) обучение пению;
5) обучение игре на музыкальных инструментах.
Основные направления воспитания:
1) конечная цель воспитания, по Гомеру, – достичь славы, превзойти в доблести своего отца;
2) в воспитательной практике руководствовались идеальным образом совершенного человека – умственно, нравственно и физически развитой личности;
3) воспитатели использовали традиционные приемы: с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой;
4) пресекающие нежелательное;
5) каждый воспитанник стремился быть самым лучшим.
В VI -IV вв. до н. э. , в период расцвета Эллады, ведущие воспитательные традиции противоположного образца были заложены Афинами в Аттике и Спартой в Лаконии.
Основные направления образования спартанцев:
1) акцент в воспитании делался на выработку физических качеств;
2) духовное невежество и безграмотность мало учитывались. В Аттике же существовали иные особенности воспитания:
1) стремление максимально расширить кругозор подрастающего поколения;
2) предлагалось широкое универсальное по тем временам образование для юношей;
3) уделение большого внимания развитию чувства красоты и формированию традиционных нравственных установок.
Афинские учебные заведения были частными, платными.
Всего было два типа школ:
1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);
2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию).
В эпоху эллинизма (III -I вв. до н. э.) школы становятся достаточно организованными учреждениями:
1) имеют свои помещения, учителей и руководителей;
2) любой свободнорожденный ребенок мог получить образование в государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет);
3) был открыт ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений;
4) высшими учебными заведениями руководили выдающиеся мыслители того времени.
Основные направления образования в Риме со II в. до н. э. :
1) уделяется большое внимание обучению грамматике;
2) изучение законов отодвигает занятия математикой на второй план;
3) уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют. Вместо них обучают верховой езде, фехтованию и плаванию;
4) для молодежи аристократического происхождения существовали риторские школы, в основе которых лежало овладение ораторским искусством.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 316.