Дроссель регулируемый предназначен для регулирования потока флюида, выходящего из скважины, для создания и плавного регулирования давления на пласт при ликвидации ГНВП.
В зависимости от типовой схемы в компоновке блока дросселирования могут быть установлены один или больше дросселей с ручным или гидравлическим приводом.
Дроссель представляет собой тройниковый корпус, с бокового отвода которого осуществляется поступление потока флюида. По продольной оси внутри корпуса с одной стороны присоединяется ручной или гидравлический привод штока, а с другой стороны, по направлению дросселируемого потока присоединяется гаситель потока. На конце штока, находящегося в корпусе, закрепляется удлинённый конический клапан. Внутри корпуса на пути движения клапана, ближе к месту присоединения гасителя потока, установлено седло. Клапан и седло для повышения износостойкости от высокоскоростного воздействия струи флюида изготовлены из твёрдого сплава ВК-3, ВК-6М (3 и 6 – процентное содержание кобальта, 94 или 97% карбида вольфрама, М – улучшенная технология изготовления).
При ручном приводе вращением штурвала перемещается конический клапан внутрь седла, изменяется сечение кольцевого зазора для прохода флюида на выход в гаситель потока. При этом направлении движения клапана площадь сечения кольцевого зазора изменяется по эквивалентной площади для диаметра отверстия от 30 до 6 мм, при выдвижении из седла – от 6 до 30 мм. При таком рабочем ходе клапана обеспечивается диапазон регулирования (показание манометра на блоке) 2,0-35,0 МПа или 2,0-70,0 МПа (до рабочего давления дросселя по его технической характеристике).
Нижний предел регулирования предупреждает, что дроссель не может выполнять функций задвижки или вентиля, что закрытие их чрезмерных усилий может привести к поломке металлокерамических деталей дросселирующей пары.
Для целей бурения ВЗБТ (Волгоградский завод буровой техники) изготавливает с ручным приводом ДР-80х35 (80 – условный проход присоединительного патрубка, мм; 35 – рабочее давление, МПа), ДР-80х70 и с гидравлическим приводом ДР-80Гх35, ДР-80Гх70.
Ручное управление дросселя занимает определённое время, требует значительных усилий, не всегда эта операция безопасна. Гидравлическое управление дросселя устраняет эти недостатки, осуществляя дистанционное управление со специального пульта ПДР-1 или ПДР-2, устанавливаемого на одинаковом расстоянии, в пределах 15 м от устья скважины и от блока дросселирования.
Институт буровой техники рекомендует заранее рассчитать и вывесить на пультах управления таблички с указанием величин дросселирования по пластам ГНВП. Из ГТН выписываются пластовые давления (Рпл), средние глубины залегания пластов ГНВП (Lпл), для расчета принимается плотность флюида ρ=0,54 г/см³. Тогда, например, для пласта ГНВП выписывают Рпл=80 атм, Lпл=1000 м, определяют, что давление дросселирования должно поддерживаться в пределах:
Рдросс.=Рпл - 0,1· Lпл · ρ=80 - 0,1· 1000 · 0,54=26 атм.
Задвижки прямоточные для обвязки ОП.
В обвязках ОП для перекрытия проходных отверстий применяются задвижки прямоточные типа ЗМ с ручным или гидравлическим приводом.
Нижняя корпусная часть этих задвижек по конструкции одинакова, отличаются они присоединяемыми к верхней части корпуса приводами.
Внутри, в расточке корпуса на входе и выходе жидкости помещены сёдла, которые с помощью тарельчатых пружин могут прижиматься к плоскому шиберу, находящемуся между ними.
Шибер представляет собой плоский прямоугольного сечения брусок, боковые поверхности которого тщательно обработаны и образуют с торцами сёдел надёжный плотный контакт даже в момент движения шибера вверх или вниз. В верхней части шибера, в непосредственной близости от зацепа его со штоком имеется отверстие, которое при движении шибера вниз совмещается с отверстиями сёдел, и прямоток жидкости открывается. При движении шибера вверх отверстие его уходит от прямотока, и шибер перекрывает отверстия сёдел, закрывая задвижку.
Внутрь корпуса через отверстие с боковой стороны после снятия заглушки нагнетается защитная смазка Л3-162 или литол-24 (литиевые, стойкие к воде и нефтепродуктам). Эта смазка уменьшает трение о торцы сёдел, облегчает управление на закрытие-открытие задвижки и является гидрозатвором, не позволяющим быстро перетекать жидкости с одной стороны на другую при закрытой задвижке, позволяя оперативно принять решение на замену задвижки при начальных неинтенсивных перетоках.
В задвижке с ручным приводом при вращении подшипниковой втулки шпиндель по резьбе перемещается вверх или вниз, передвигая шибер на закрытие или открытие задвижки. Для облегчения перемещения шпинделя его опора выполнена на упорных шариковых подшипниках. При использовании смазки УС-1 (солидол) набор подшипников необходимо пополнять смазкой один раз в месяц. При использовании смазки литол-24 пополнять смазку один раз в три месяца.
В задвижке с гидравлическим приводом при подаче масла от гидростанции под давлением 4-6 МПа в верхнюю часть гидроцилиндра осуществляется открытие задвижки, а при подаче масла в нижнюю часть под поршень – закрытие задвижки. Предусмотрена возможность ручного открытия задвижки при помощи шпинделя в верхней крышке гидроцилиндра. Шпиндель вращают маховиком по часовой стрелке. При этом шпиндель, опускаясь, упирается в поршень, а его шток перемещает вниз шибер до совпадения его отверстия с отверстиями сёдел. Закрыть задвижку можно только гидроприводом, вернув шпиндель до упора в исходное положение, вращая маховик.
Первоначальная заправка полости корпуса смазкой производится на заводе. В процессе эксплуатации необходимо пополнять смазку два раза в месяц, а полную смену производить через каждые три месяца.
Для бурения (типовые схемы ОП № 3-10) ВЗБТ изготавливает задвижки с ручным приводом ЗМ-80х35, ЗМ-80х70 и с гидравлическим приводом ЗМ-80Гх35(70). Где :
ЗМ – тип задвижек;
80 – диаметр условного прохода, мм;
35 или 70 – рабочее давление, МПа.
Краны шаровые.
Краны шаровые предназначены для перекрытия проходного отверстия бурильных труб с целью предупреждения выброса жидкости и газа при бурении скважин и в процессе ликвидации открытых фонтанов. При бурении скважин применяют краны шаровые типа КШВ, КШН, КШЦ.
КШН – краны шаровые нижние устанавливаются между ведущей бурильной трубой и колонной бурильных труб (под квадратом) и имеют присоединительные правые замковые резьбы (З-121, З-147, З-171).
КШВ – верхние, устанавливаются между предохранительным переводником ствола вертлюга и ведущей бурильной трубой и имеют присоединительные левые замковые резьбы (З-121Л, З-147Л, З-152Л).
Краны КШВ и КШН состоят из верхнего (с замковой муфтой) и нижнего (с замковым ниппелем) корпусов, между которыми находится запорный узел. Запорный узел включает в себя шаровую пробку, втулку для её управления, сёдла, которые прижимаются к пробке тарельчатыми пружинами, и набор резиновых колец для герметизации.
КШЦ – краны шаровые с опорными цапфами, как правило, нижнего расположения. Устанавливаются под ведущей трубой, имеют присоединительные правые замковые резьбы З-147. Отличительной особенностью этих кранов является то, что в цельном корпусе переводникового типа собран и вставлен запорный узел в сборе, закрепляемый гайкой с наружной резьбой через муфтовую часть корпуса. Шаровая пробка запорного узла установлена на цапфах, а уплотнительные прокладки выполнены из фторопласта, чем уменьшается открытие крана при одностороннем давлении.
Краны шаровые можно применять при рабочих давлениях до 105,0 МПа. На бурильный инструмент краны устанавливаются в открытом положении. Закрытие-открытие кранов производится специальным ключом. Наконечник ключа и ответное под него отверстие во втулке управления пробкой должны содержаться в чистоте, а зазор от сработки не должен превышать 0,5 мм. Для специального ключа на буровой должно быть неизменное, всем известное место хранения (или подвески).
По требованию «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности« (ПБ 08-624-03, п.2.7.6.12) «…при вскрытии коллекторов, насыщенных нефтью и газом, на буровой необходимо иметь два шаровых крана. Один устанавливается между рабочей трубой и её предохранительным переводником, второй является запасным».
Обозначение с добавлением диаметра корпуса, например, КШЦ-155(162, 172, 178, 195, 203).
Не допускается сброс жидкости под давлением через кран (размыв), открывать следует только при создании противодавления. Противодавление создаётся ступенчато, через каждые 25атм, до открытия крана. Открытие осуществляется специальным ключом, усилие на ключ – не более 15-20 кг без усилителя.
Краны опрессовываются сверху и снизу в положении «открыто-закрыто» и в положении шара под углом 45º. Краны КШЦ опрессовываются маслом индустриальным на пробное давление, равное 1,5 Рраб., в течение 5минут, КШВ и КШН – водой на рабочее давление в течение 5 минут.
Аварийная планшайба.
Планшайба предназначена для герметизации устья скважины при ремонтных работах.
Опрессовка:
а) после изготовления – на пробное давление, равное 1,5Рраб=210атм,
б) один раз в квартал на базе на давление, равное 1,5Рраб, оформляется акт,
в) на устье скважины, на давление для данной колонны.
Планшайба доставляется на скважину с паспортом, уплотнительное кольцо должно быть приварено, смазка – один раз в месяц.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 317.