Полномочия парламента в финансовой сфере, в сфере внешней политики и обороны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Полномочия парламента в финансовой сфере, в сфере внешней политики и обороны.

5. Компетенция парламента.

Компетенция является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и взаимоотношение его с другими высшими органами государственной власти. Различают три способа определения компетенции парламента:

К первой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы их полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты.

Наиболее типичным примером подобного рода является конгресс США. Раздел 8 статьи первой американской конституции содержит перечень из 18 пунктов, уполномочивающих конгресс на совершение определенных действий, т.е. сфера деятельности конгресса строго определена.

2) Эта концепция играет роль конституционного принципа при определении компетенции парламентов Великобритании и Новой Зеландии. Фактически ту же мысль проводят конституции Италии и Ирландии, которые наделяя парламенты законодательными полномочиями, не устанавливают сферы нормоустанавливающей деятельности парламента. Однако в Италии и Ирландии применяются конституционный надзор, который совершенно несовместим с доктриной неограниченности парламентских полномочий.

3) Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией.

Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные полномочия.

Наиболее типичным примером в этом отношении является индийский парламент. Конституция Индии устанавливает три сферы полномочий. В первую группу входят вопросы, отнесенные к исключительной компетенции союза, по которым может законодательствовать только федеральный парламент. Вторую группу составляют вопросы, входящие в компетенцию штатов. Третья группа вопросов относится к совместной компетенции союза и штатов. По этим вопросам может законодательствовать как союзный парламент, так и легислатуры штатов, но в случае коллизии приоритет сохраняется за законом союза. В таком же порядке решается вопрос о компетенции парламента Малайзии

 

 

Финансовая сфера

Составление проекта бюджета — один из важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а также распределение доходов между звеньями бюджетной системы.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года: в ФРГ — за шесть месяцев, в Японии — за семь, во Франции — за 14, в США — за 18 месяцев. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Службой управления и бюджета при президенте.
В ряде стран составление бюджета начинается с выступлений главы исполнительной власти по проблемам общих направлений социально-экономической политики на предстоящий год. Например, в США президент обращается к американскому народу с Бюджетным посланием, в котором формируются основные задачи финансово-денежной политики, правительственная оценка доходов и расходов федерального бюджета в предстоящем бюджетном году и в последующие четыре года.

Рассмотрение и утверждение проекта бюджета. После одобрения высшим исполнительным органом (кабинетом министров, канцлером в Германии, президентом в США), проект бюджета поступает в законодательный орган — парламент для рассмотрения и утверждения его.

 



Рассмотрение в парламенте

В странах с континентальной системой права бюджет принимается в виде единого акта (например, в ФРГ). В странах англосаксонского права принимаются отдельные законодательные акты (например, в США бюджет не имеет силы закона, принимаются два финансовых билля: по доходам и расходам) 1 .

Роль парламента на стадии рассмотрения и утверждения бюджета велика, несмотря на то что в ряде государств бюджет не оформляется законом, а рассматривается как чисто административное мероприятие (в Швейцарии бюджет облекается не в форму законопроекта, а в форму правительственного декрета, кот[3]орый предусматривает приблизительную смету расходов и доходов на предстоящий год; в Японии бюджет не промульгируется и не имеет силы закона). Тем не менее юридическую силу бюджету придает парламент, поскольку, утвердив бюджет, парламент тем самым уполномочивает исполнительную власть обеспечить поступление государственных доходов и осуществить расходование государственных средств, контролируя эти процессы.

Ведущая роль в бюджетном процессе многих стран принадлежит нижним палатам парламента (Франция, ФРГ, Япония). Во Франции закон о финансах должен вотироваться сначала в нижней палате до тех пор, пока он не будет представлен в верхнюю палату согласно ст. 39 Конституции Франции(финансовые законопроекты и проекты законов о финансировании социального обеспечения вносятся в первую очередь в Национальное собрание ). Статья 47 Конституции Франции и ст. 39 Ордонанса от 2 января 1959 г. обязывает Национальное собрание вынести решение в первом чтении в течение 40 дней после внесения проекта бюджета на рассмотрение. Необходимо отметить, что правительство Франции имеет возможность ввести в действие закон о финансах без согласования и утверждения.

«Парламент принимает проекты финансовых законов в соответствии с условиями, предусмотренными органическим законом. Если Национальное собрание не вынесло решение по проекту в первом чтении в течение 40 дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен вынести решение в 15-дневный срок. Затем применяется процедура, предусмотренная статьей 45. Если Парламент не вынес решение в течение 70-дневного срока, положения проекта могут быть введены в действие ордонансами. Если финансовый закон, устанавливающий доходы и расходы на бюджетный год, не был внесен в срок, достаточный для его промульгирования до начала этого бюджетного года, Правительство в срочном порядке запрашивает у Парламента разрешение на взимание налогов и открывает декретом кредиты, относящиеся к утвержденным статьям бюджета. 23 Сроки, предусмотренные в настоящей статье, приостанавливаются, если Парламент не заседает».

 

Япония: законодательство Японии предусматривает принятие бюджета до начала нового финансового года. Если бюджет не будет одобрен к этому сроку, то правительство имеет право сформировать и представить парламенту временный бюджет. Причем временный бюджет теряет силу, как только принимают постоянный бюджет, но ассигнования, принятые временным бюджетом, сохраняют силу и рассматриваются как часть постоянного бюджета.

 

Имеются особенности и в стадии утверждения бюджета. В Великобритании бюджет утверждается Короной, без такого утверждения ни один документ не примет статуса закона. В ФРГ применяется процедура контрасигнатуры (от лат. contra — против и signare — подписывать) [4] , т. е. бюджет сначала визируется Федеральным канцлером и Федеральным министерством финансов, а затем промульгируется Президентом и публикуется в официальном издании.

Немаловажное значение уделено и контролю за исполнением бюджета в зарубежных странах. Как правило, созданы специальные органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджета. Во Франции, ФРГ, Болгарии, Польше, как и в России, созданы счетные палаты, в Канаде — Казначейский совет, в США — Бюджетное управление Конгресса и Генеральное отчетное управление.

Законодательный орган рассматривает проект закона в некоторых странах в трех чтениях (Польша,

Россия, ФРГ), в некоторых странах – в двух чтениях (Республике Болгария, но если после утверждения

Президент Болгарии мотивированно возвращает закон Народному собранию, то повторно принятый

закон рассматривается в одном чтении) [7, с. 89]. В Армении проект закона о бюджете рассматривается

на заседаниях Национального собрания в одном чтении с перерывом не менее, чем на 4 дня, однако до

рассмотрения проекта в Национальном собрании предварительные обсуждения проекта бюджета

проходят на заседаниях и совместных заседаниях постоянных комиссий. В Армении существуют

специальные постоянные комиссии, которые создаются с целью предварительного рассмотрения

проектов законов и других предложений и дачи заключений по ним Национальному собранию.

 

!!!!!

Особое место в системе парламентского контроля занимает бюджетный и финансовый контроль. В большинстве зарубежных европейских стран для повышения эффективности парламентского контроля за исполнением бюджета и расходованием государственных средств создается специализированный коллегиальный орган типа счетной палаты. Так называются органы контроля в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Испании, Италии, Португалии, Румынии, Франции, ФРГ. В Польше подобный орган именуется Верховной контрольной палатой, в Словении — Счетным судом, в Финляндии — Ревизионным ведомством, в США — Бюджетное управление Конгресса, в Италии — Счетная палата, в Великобритании — Национальное контрольное управление. Аналогичный орган создан и в России. Его необходимость очевидна, поскольку депутаты при обсуждении финансовых вопросов особое внимание обращают на финансирование государственных программ, предоставление субвенций и субсидий, налоговых льгот в разрезе либо своего избирательного округа, либо по профилю деятельности комитета (комиссии), членом которого он является. Тем самым ни отдельные депутаты, ни комитеты (комиссии) чаще всего не в состоянии оценить весь бюджет и эффективность его исполнения

 

В сфере обороны:

Ции.

Статья 80(Италия)

Палаты в законодательном порядке санкционируют ратификацию международных договоров политического характера, а также договоров, предусматривающих арбитраж или судебное урегулирование, либо влекущих территориальные изменения, финансовые обязательства или изменения законо

 

Полномочия парламента в финансовой сфере, в сфере внешней политики и обороны.

5. Компетенция парламента.

Компетенция является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и взаимоотношение его с другими высшими органами государственной власти. Различают три способа определения компетенции парламента:

К первой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы их полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты.

Наиболее типичным примером подобного рода является конгресс США. Раздел 8 статьи первой американской конституции содержит перечень из 18 пунктов, уполномочивающих конгресс на совершение определенных действий, т.е. сфера деятельности конгресса строго определена.

2) Эта концепция играет роль конституционного принципа при определении компетенции парламентов Великобритании и Новой Зеландии. Фактически ту же мысль проводят конституции Италии и Ирландии, которые наделяя парламенты законодательными полномочиями, не устанавливают сферы нормоустанавливающей деятельности парламента. Однако в Италии и Ирландии применяются конституционный надзор, который совершенно несовместим с доктриной неограниченности парламентских полномочий.

3) Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией.

Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные полномочия.

Наиболее типичным примером в этом отношении является индийский парламент. Конституция Индии устанавливает три сферы полномочий. В первую группу входят вопросы, отнесенные к исключительной компетенции союза, по которым может законодательствовать только федеральный парламент. Вторую группу составляют вопросы, входящие в компетенцию штатов. Третья группа вопросов относится к совместной компетенции союза и штатов. По этим вопросам может законодательствовать как союзный парламент, так и легислатуры штатов, но в случае коллизии приоритет сохраняется за законом союза. В таком же порядке решается вопрос о компетенции парламента Малайзии

 

 

Финансовая сфера

Составление проекта бюджета — один из важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а также распределение доходов между звеньями бюджетной системы.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года: в ФРГ — за шесть месяцев, в Японии — за семь, во Франции — за 14, в США — за 18 месяцев. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Службой управления и бюджета при президенте.
В ряде стран составление бюджета начинается с выступлений главы исполнительной власти по проблемам общих направлений социально-экономической политики на предстоящий год. Например, в США президент обращается к американскому народу с Бюджетным посланием, в котором формируются основные задачи финансово-денежной политики, правительственная оценка доходов и расходов федерального бюджета в предстоящем бюджетном году и в последующие четыре года.

Рассмотрение и утверждение проекта бюджета. После одобрения высшим исполнительным органом (кабинетом министров, канцлером в Германии, президентом в США), проект бюджета поступает в законодательный орган — парламент для рассмотрения и утверждения его.

 



Рассмотрение в парламенте

В странах с континентальной системой права бюджет принимается в виде единого акта (например, в ФРГ). В странах англосаксонского права принимаются отдельные законодательные акты (например, в США бюджет не имеет силы закона, принимаются два финансовых билля: по доходам и расходам) 1 .

Роль парламента на стадии рассмотрения и утверждения бюджета велика, несмотря на то что в ряде государств бюджет не оформляется законом, а рассматривается как чисто административное мероприятие (в Швейцарии бюджет облекается не в форму законопроекта, а в форму правительственного декрета, кот[3]орый предусматривает приблизительную смету расходов и доходов на предстоящий год; в Японии бюджет не промульгируется и не имеет силы закона). Тем не менее юридическую силу бюджету придает парламент, поскольку, утвердив бюджет, парламент тем самым уполномочивает исполнительную власть обеспечить поступление государственных доходов и осуществить расходование государственных средств, контролируя эти процессы.

Ведущая роль в бюджетном процессе многих стран принадлежит нижним палатам парламента (Франция, ФРГ, Япония). Во Франции закон о финансах должен вотироваться сначала в нижней палате до тех пор, пока он не будет представлен в верхнюю палату согласно ст. 39 Конституции Франции(финансовые законопроекты и проекты законов о финансировании социального обеспечения вносятся в первую очередь в Национальное собрание ). Статья 47 Конституции Франции и ст. 39 Ордонанса от 2 января 1959 г. обязывает Национальное собрание вынести решение в первом чтении в течение 40 дней после внесения проекта бюджета на рассмотрение. Необходимо отметить, что правительство Франции имеет возможность ввести в действие закон о финансах без согласования и утверждения.

«Парламент принимает проекты финансовых законов в соответствии с условиями, предусмотренными органическим законом. Если Национальное собрание не вынесло решение по проекту в первом чтении в течение 40 дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен вынести решение в 15-дневный срок. Затем применяется процедура, предусмотренная статьей 45. Если Парламент не вынес решение в течение 70-дневного срока, положения проекта могут быть введены в действие ордонансами. Если финансовый закон, устанавливающий доходы и расходы на бюджетный год, не был внесен в срок, достаточный для его промульгирования до начала этого бюджетного года, Правительство в срочном порядке запрашивает у Парламента разрешение на взимание налогов и открывает декретом кредиты, относящиеся к утвержденным статьям бюджета. 23 Сроки, предусмотренные в настоящей статье, приостанавливаются, если Парламент не заседает».

 

Япония: законодательство Японии предусматривает принятие бюджета до начала нового финансового года. Если бюджет не будет одобрен к этому сроку, то правительство имеет право сформировать и представить парламенту временный бюджет. Причем временный бюджет теряет силу, как только принимают постоянный бюджет, но ассигнования, принятые временным бюджетом, сохраняют силу и рассматриваются как часть постоянного бюджета.

 

Имеются особенности и в стадии утверждения бюджета. В Великобритании бюджет утверждается Короной, без такого утверждения ни один документ не примет статуса закона. В ФРГ применяется процедура контрасигнатуры (от лат. contra — против и signare — подписывать) [4] , т. е. бюджет сначала визируется Федеральным канцлером и Федеральным министерством финансов, а затем промульгируется Президентом и публикуется в официальном издании.

Немаловажное значение уделено и контролю за исполнением бюджета в зарубежных странах. Как правило, созданы специальные органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджета. Во Франции, ФРГ, Болгарии, Польше, как и в России, созданы счетные палаты, в Канаде — Казначейский совет, в США — Бюджетное управление Конгресса и Генеральное отчетное управление.

Законодательный орган рассматривает проект закона в некоторых странах в трех чтениях (Польша,

Россия, ФРГ), в некоторых странах – в двух чтениях (Республике Болгария, но если после утверждения

Президент Болгарии мотивированно возвращает закон Народному собранию, то повторно принятый

закон рассматривается в одном чтении) [7, с. 89]. В Армении проект закона о бюджете рассматривается

на заседаниях Национального собрания в одном чтении с перерывом не менее, чем на 4 дня, однако до

рассмотрения проекта в Национальном собрании предварительные обсуждения проекта бюджета

проходят на заседаниях и совместных заседаниях постоянных комиссий. В Армении существуют

специальные постоянные комиссии, которые создаются с целью предварительного рассмотрения

проектов законов и других предложений и дачи заключений по ним Национальному собранию.

 

!!!!!

Особое место в системе парламентского контроля занимает бюджетный и финансовый контроль. В большинстве зарубежных европейских стран для повышения эффективности парламентского контроля за исполнением бюджета и расходованием государственных средств создается специализированный коллегиальный орган типа счетной палаты. Так называются органы контроля в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Испании, Италии, Португалии, Румынии, Франции, ФРГ. В Польше подобный орган именуется Верховной контрольной палатой, в Словении — Счетным судом, в Финляндии — Ревизионным ведомством, в США — Бюджетное управление Конгресса, в Италии — Счетная палата, в Великобритании — Национальное контрольное управление. Аналогичный орган создан и в России. Его необходимость очевидна, поскольку депутаты при обсуждении финансовых вопросов особое внимание обращают на финансирование государственных программ, предоставление субвенций и субсидий, налоговых льгот в разрезе либо своего избирательного округа, либо по профилю деятельности комитета (комиссии), членом которого он является. Тем самым ни отдельные депутаты, ни комитеты (комиссии) чаще всего не в состоянии оценить весь бюджет и эффективность его исполнения

 

В сфере обороны:

Дата: 2019-02-19, просмотров: 277.