Объект, предмет и задачи клинической психологии. Структура клинической психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы клинической психологии.

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

· Наблюдение

· Беседа

· Психофизиологические методы(например,ЭЭГ)

· Биографический метод

· Изучение продуктов творчества

· Анамнестический метод(сбор сведений о лечении, течении и причинах   

 расстройства)

· Экспериментально-психологический метод(стандартизированные и нестандартизированные методики)

Значение исследований клинической психологии для теории общей психологии и практики

4. Значение клинической психологии для решения фундаментальных задач общей психологии.

Клиническая психология теснейшим образом связана с различными областями психологии, и прежде всего с общей и возрастной психологией. Теоретические основы, разработанные в психологии, являются фундаментом исследований для клинических психологов. В свою очередь клиническая психология как никакая другая владеет уникальным материалом различных патологий, которые позволяют раскрывать сущность психических процессов, скрытых в норме. Это в свою очередь позволяет обогащать содержание общей, возрастной и других разделов психологии. На своем материале клиническая психология решает очень серьезные методологические задачи.

К таким наиболее важным теоретическим проблемам общей психологии Б.В.Зейгарник относит следующие:

- Прежде всего патологический материал предоставляет возможность проследить строение различных форм психической деятельности. Особое значение приобретают данные клинико-психологического исследования при анализе строения мотивов и потребностей.

- Не менее важное теоретическое значение имеют данные клинико-психологичесих исследований и для решения такой важной проблемы, как соотношение биологическогоисоциального в развитии психики.

- Другой теоретической проблемой, для которой важны клинико-психологические исследования является проблема распада и развития психики. Данные клинической психологии показывают, что распад психики вследствие той или иной болезни не является переходом на более низкую ступень онтогенетического развития.

- Успешно развивающееся в настоящее время направление клинической психологии – нейропсихология – делает возможным и разработку одной из важнейших проблем всего естествознания – мозг и психика или психофизиологическая проблема.

- Наиболее трудной проблемой психологии является проблема сознания– высшей специфической человеческой формы психического отражения, неразрывно связанной с языком и речью, формирующейся в условиях жизни человека в обществе (Ломов). Психическая жизнь, как показывают клинические исследования, прежде всего проведенные в русле психоанализа, не может быть полноценно понята только как сознание. Термин бессознательное лег в основу глубинной психологии Фрейда, в которой бессознательное приобрело во внутрипсихическом пространстве определяющее положение.

Этика в клинической психологии (модели Гиппократа, Парацельса, деонтологическая модель и биоэтика

Психологическая характеристика отдельных видов нарушенного сознания: количественные нарушения сознания и качественные нарушения (онейроидное).

Объект, предмет и задачи клинической психологии. Структура клинической психологии

Клиническая психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, изучающая методы и способы диагностики психических отклонений, психокоррекционные способы помощи пациентам.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

· Психические проявления различных расстройств.

· Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.

· Влияние различных расстройств на психику.

· Нарушения развития психики.

· Разработка принципов и методов исследования в клинике.

· Психотерапия, проведение и разработка методов.

· Создание психологических методов воздействия на психику человека в    

      лечебных и профилактических целях.

 

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Объектом  клинической психологии является человек с различными трудностями адаптации и самореализации, связанными не только с его физическим, но и социальным или духовным состоянием (Карвасарский Б.Д, 2002)

Задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.

Ø Структура клинической психологии

Основными разделами клинической психологии являются:

Патопсихология, нейропсихология и Психосоматическая медицина.  Помимо этого в нее часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология). Количество специальных разделов постоянно множится в зависимости от потребностей общества. И сегодня можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др.

Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса Клинической психологии и психиатрии Является диагностика. Совпадающим предметом психиатрии и клинической психологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые "пограничные психические расстройства"). Фактически же современная психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфо-функциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах.

Связь Клинической психологии с психопатологией. Патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Б. Д. Карвасарский усматривает различие между патопсихологией как разделом клинической психологии и психопатологией как сугубо медицинской дисциплиной. Патопсихология Описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов - восприятия, памяти и мышления, тогда как Психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, симптомокинез (динамика возникновения, развития, существования, соотношения и исчезновения элементов синдрома), синдромотаксис (взаимосвязь различных синдромов)) и критериями (возникновение, прогноз и исход патологического процесса).

Связь Клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической).

Связь Клинической психологии и психофармакологии Заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.

Связь Клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией Проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

Связь Клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной Заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья.

Связь Клинической психологии со специальной психологией и педагогикой Проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 290.