По теме: «Участие медсестры в лабораторных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мытищинский филиал

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По теме: «Участие медсестры в лабораторных

И инструментальных методах исследования»

Мытищи, 2016 год

Обсуждено и одобрено на заседании ЦМК

Протокол № _________________________

От __________________________________

председатель ЦМК____________________

 

Автор:       

Орлова Т.Н. – преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБПоу МО «Московский областной медицинский колледж №1» Мытищинский филиал

Рецензенты:

Гришина Е.В. – главная медицинская сестра ГКБ им. Ерамишанцева                 

Мухина Е.А. – преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Сестринское дело в педиатрии» МК № 6

Данное методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов на практических занятиях при изучении темы «Участие медсестры в лабораторных и инструментальных методах исследования» ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг.

 

 

     
 


 

      

Методическое пособие по теме «Участие медсестры в лабораторных

и инструментальных методах исследования» МДК.04.03. «Технология оказания медицинских услуг» предназначено для освоения учащимися основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

· Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

·  Оформлять медицинскую документацию.

· Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность и производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

· Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

· Соблюдать принципы профессиональной этики.

· Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

общих компетенций (ОК):

· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

· Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

· Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

· Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

   В настоящем методическом пособии рассматриваются вопросы, касающиеся подготовки пациентов к лабораторным и инструментальным исследованиям, особенностям взятия на анализ мокроты, кала, мочи, мазков из зева и носа, взятия крови на биохимическое исследование.

   Значение данной темы актуально для любой медицинской специальности, особенно в работе палатной медицинской сестры.

   Медицинская сестра при подготовке пациента к исследованиям должна не только знать технику забора биологических материалов и правил подготовки к исследованиям, но и стремиться к установлению с пациентом терапевтического общения.

   Понимание данной темы основывается на знаниях, полученных студентами на занятиях по анатомии и физиологии человека, фармакологии и латинскому языку, МДК.04.02 Безопасная среда для пациента и медперсонала.

  В настоящее время при высоком риске контакта с гемоконтактными инфекциями, медицинские работники – сёстры, фельдшера, акушерки должны уделять особое внимание соблюдению инфекционной безопасности при  взятии биологических материалов пациента на исследование и доставке их в лабораторию.


Практическое занятие

Тема: «Участие медсестры в лабораторных и инструментальных мето­дах исследования»

Учебные цели:

В ходе практического занятия студенты должны уметь:

Уметь:

  • выбрать назначения на лабораторные и инструментальные исследования из листа на­значения;
  • объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;
  • оформить направления на различные виды исследований;
  • подготовить необходимое оборудование для исследований;
  • взять кровь на биохимический анализ;
  • взять мазок из зева и носа пациента;
  • взять мочу на общий анализ, по Нечипоренко, Зимницкому, на диастазу, сахар, 17 – КС;
  • взять кал на копрологию, гельминты, скрытую кровь, бактериологический анализ;
  • взять мокроту на общий анализ, чувствительность к антибиотикам, микобакте­рии туберкулеза, бактериологический анализ;
  • транспортировать биологический материал в лабораторию;
  •  подготовить пациента к рентгенологическим, эндоскопическим и ультразвуковым методам исследования.

                                                                                           

Обеспечение занятия:

  1. Оборудование, инструментарий, медицинская документация:

Ø направления на исследования;

Ø лабораторная посуда;

Ø градуированные емкости;

Ø урометры;

Ø цилиндры;

Ø шпатели;

Ø перчатки;

Ø штативы;

Ø пробирки;

Ø стерильные петли для взятия мазков;

Ø чашки Петри;

Ø лабораторные стекла.

  1. Учебная литература:

Ø «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И.Тарновская.

  1. Визуальное оснащение:

Ø Видеофильм по теме  «Участие медсестры в лабораторных и инструментальных мето­дах исследования».

Ø Мультимедийная презентация по теме «Участие медсестры в лабораторных и инструментальных мето­дах исследования».

  1. Техническое оснащение:

Ø Телевизор;

Ø Видеомагнитофон;

Ø Компьютер;

Ø Проектор

                                 Вопросы для самоподготовки

· Должностные обязанности м/с при диагностических манипуляциях.

· Цели лабораторных общеклинических, биохимических, бактериологических ис­следований.

· Универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке проб кала, мочи, мокроты, крови.

· Взятие мочи на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, на диастазу, 17 КС, сахар.

· Взятие кала на гельминты, копрологию, скрытую кровь, бактериологическое исследование.

· Взятие мокроты на общий анализ, микобактерии туберкулеза, бакриологиче­ское исследование, чувствительность к антибиотикам.

· Взятие мазков из зева и носа.

· Виды желудочных зондов .

· Техника введения зонда через рот.

· Цели исследования секреторной функции желудка и дуоденального зондирова­ния.

· Техника проведения дуоденального зондирования и исследования секреторной функции желудка.

· Дезинфекция использованного оборудования.

· Понятие о рентгенологическом методе исследования.

· Подготовка пациента к различным методам рентгенологическим исследова­ний органов пищеварения, мочевыделительной, дыхательной систем: рент­гене желудка, холецистографии, холеграфии,урографии, ирригоскопии цисто­графии.

· Понятие об эндоскопическом методе исследования.

· Подготовка пациента к гастродуоденоскопии, колоноскопии, ректороманоско­пии, цистоскопии, бронхоскопии.

· Понятие об УЗИ – методе исследования и подготовке пациента к исследова­нию.

Методические рекомендации

  1. Задание на уяснение целей самоподготовки:
  • Ознакомьтесь с «целевыми задачами» практического занятия.
  • Уточните, что освящено в учебнике и какие разделы необходимо усвоить.

2.Задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний к практическому занятию «Участие м/ в лабораторных и инструментальных исследованиях.

· Ответьте на вопросы, в качестве вспомогательного материала Вам предлагается лекционный материал по курсу «Анатомия и физиология».

3.Задание на усвоение темы занятия:

· Ознакомьтесь с вопросами по самоподготовке. Для изучения Вам предлагается данное методическое пособие, учебная литература, документация лечебного отделения.

· После изучения материала Вам предлагается ответить на поставленные вопросы.

ВНИМАНИЕ! Если вы недостаточно усвоили материал, то вернитесь к заданию 2, 3 и начните все сначала. Если вы ответили на все вопросы, переходите к следующему заданию.

  1. Задание на формирование умений:

· Ознакомьтесь с заданиями.

· Приготовьте все для выполнения.

· Заполните документацию (направления на анализы).

· Просмотрите видеофильм .

· Отработайте алгоритмы манипуляций.

  1. Задание на закрепление полученных знаний:

· Ответьте на вопросы тестовых заданий, решите ситуационные задачи.

· Обсудите допущенные ошибки с преподавателем и группой.

                         

Информационный блок
          

      

Терминологический словарь

Термин Определение
Дренажное положение положение тела, при котором мокрота от ходит более эффективно.
Гельминтозы заболевания, вызываемые червями, паразитирующими в организме человека.
Кровь жидкая внутренняя среда организма, состоящая из плазмы и форменных элементов.
Моча  продукт жизнедеятельности организма,  вырабатываемый почками.
Мокрота                          патологический секрет бронхолегочной системы, выделяющийся при кашле или отхаркивании.
Кал выделяющиеся при дефекации массы, состоящие из непереваренных остатков пищи и пищеварительных соков, а также многочисленных бактерий.
Бесшлаковая диета                        диета №4.
Биопсия прицельная взятие кусочка ткани органа во время проведения эндоскопического исследования.
Метеоризм   вздутие кишечника за счет скопления в нем большого количества газов.
Запор  отсутствие стула более 48 часов, вследствие замедленного опорожнения кишечника.
Диарея жидкий стул (понос), возникает при усилении перистальтики кишечника и повышении секреторной функции кишечника.

                                                                 

  Лабораторные методы исследования

     
 


           Пациент          Подготовка

                                             пациента

Влияющие     Взятие    Транспортировка

факторы        пробы                пробы

             Биохимический анализ крови

     
 


         Подготовка пациента                             Роль медсестры

              к забору крови                         в подготовке пациента

     
 


Ø Сообщить пациенту о предстоящей манипуляции;

Ø Получить согласие на проведение манипуляции;

Ø Информировать пациента о правилах подготовки к манипуляции и факторах, влияющих на результат анализа.

 


                                                           Влияющие

                                       факторы:

 


Ø Прием пищи и жидкости перед исследованием;

Ø Алкоголь;

Ø Применение лекарственных средств;

Ø Физическая и умственная нагрузка;

Ø Воздействие рентгеновских лучей.

                                                                     

     

Название исследования Цель исследования Правила забора крови
Биохимическое ис­следование крови Изучение химического состава крови 1.Кровь берется утром, натощак из вены в количестве 10-20 мл од­норазовым шприцем объемом 20 мл или вакуумной системой забора крови «Вакуэт». Пробирки для взятия крови берут из лаборатории. 2. После взятия крови шприцем ее сливают в пробирку медленно,  чтобы не образовалась пена и не было гемолиза.

Ø При взятии крови и ее транспортировке требуется соблюдение универсальных и стандартных мер предосторожности по профилактике ВБИ;

Ø Оформляется направление на анализ;

Ø Взятый анализ отправляется в лабораторию;

Ø После получения результата анализа, его вносят в историю болезни.






Исследование мокроты

Мокрота – это патологический секрет, выделяемый сли­зистой оболочкой дыхательных путей при кашле и от­харкивании.

     Подготовка пациента            Роль медсестры в

         к сбору мокроты               подготовке пациента

     
 


Ø Сообщить пациенту о предстоящей манипуляции;

Ø Получить согласие на проведение манипуляции;

Ø Информировать пациента о правилах подготовки к манипуляции и факторах, влияющих на результаты анализа.

 




Влияющие факторы

 


Ø Эффективность обучения пациента подготовке к исследованию и технике сбора мокроты

Ø Плохое отхождение мокроты - для лучшего отхождения мокроты накануне сбора необходимо дать отхаркивающие и муколитические средства (термопсис,  йодистый калий)

Ø Хранение емкости с мокротой при температуре выше + 4 гр.

Название исследования Цель исследования Правила сбора
1. Общий анализ мокроты Диагностика бронхолегочных заболеваний Мокрота собирается утром до еды, после чистки зубов, в чистую сухую емкость с крышкой. Сразу после сбора анализ доставляется в лабораторию с направлением (отделение, название исследования, Ф.И.О. пациента, число, подпись м/с)
2. Бактериологический анализ мокроты Назначается для обнаружения возбудителей бронхолегочных заболеваний Мокрота собирается утром натощак в широкогорлую стерильную емкость с крышкой. Во время сбора пациент не должен касаться руками и ртом краев стерильной посуды. После отхождения мокроты, емкость сразу закрывается и доставляется в лабораторию с направлением.
3. Анализ мокроты на чувствительность к антибиотикам Назначается для определения антибиотика при лечении бронхолегочных заболеваний. Целесообразно проводить до начала антибактериальной терапии См. п.2
4. Анализ мокроты на микобактерии туберкулеза Назначается для обнаружения возбудителя туберкулеза (палочки Коха) Мокроту собирают в стерильную емкость в течение суток, а при отхождении малого количества мокроты в течение 3 суток (в лабораторию доставляется не менее 10 мл мокроты). Емкость во время сбора хранят в прохладном, темном месте.

Ø При сборе мокроты и доставке анализов в лабораторию требуется соблюдение стандартных и универсальных мер предосторожности по профилактики ВБИ;

Ø Взятый анализ с направлением отправляется в лабораторию;

Ø После получения результата анализа, его вносят в историю болезни.

                        Исследование мочи

     
 




Подготовка пациента               Роль медсестры в

       к сбору мочи                     подготовке пациента

     
 


Ø Сообщить пациенту о предстоящей манипуляции;

Ø Получить согласие на проведение манипуляции;

Ø Информировать пациента о правилах подготовки и факторах влияющих на результат анализа.


                                Общие правила при подготовке и

                                         сборе мочи для исследования

Ø Перед сбором мочи для анализа тщательный туалет наружных половых органов пациента;

Ø Сбор мочи осуществляется в чистую, сухую посуду (в некоторых случаях стерильную);

Ø Сбор мочи утром, сразу после сна;

Ø Анализы мочи доставляются в лабораторию не позже, чем через час после сбора с направлением (отделение, наименование исследования, Ф.И.О. пациента, число и подпись м/с);

Ø При сборе мочи и доставке ее в лабораторию требуется проведение стандартных и универсальных мер предосторожности по профилактики ВБИ.

 


                             Влияющие факторы


Ø Эффективность обучения пациента подготовке к исследованию и технике сбора мочи.

Название исследования Цель исследования и его суть Подготовка пациента к исследованию и правила сбора
1. Общий клинический анализ мочи Назначают при заболеваниях почек и при диспансеризации. Исследуют физические свойства мочи (цвет, прозрачность, реакцию РН, плотность), отсутствие или наличие в ней сахара, белка, форменных элементов, а также обращают внимание на количество. Собирается средняя порция мочи в количестве 100-200 мл в чистую, сухую емкость.
2. Анализ мочи на сахар Назначают данное исследование пациентам с диагнозом «Сахарный диабет» или для подтверждения этого диагноза. Сбор мочи проводится в течение суток в одну емкость объемом 2-3 литра. По окончании сбора моча перемешивается, определяется общее количество мочи, отливается 200 мл в чистую сухую емкость и отправляется в лабораторию с направлением, в котором указывается суточный диурез.
3. Анализ мочи по Нечипоренко Назначают данное исследование для определения количества форменных элементов мочи (лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров) Собирается средняя порция мочи в любое время суток (чаще утром), в чистую сухую емкость. Достаточно 3-5 мл мочи.
4. Анализ мочи на диастазу (амилазу) Назначают с диагнозом «Панкреатит» или для подтверждения этого диагноза Определяют в моче количество выделенного фермента диастазы (амилазы). Собирается 50 мл мочи в чистую, сухую емкость. Анализ отправляется в лабораторию сразу же после сбора мочи в теплом виде.
5. Исследование мочи на 17/ КС (17кетостероидов) Назначают для диагностики эндокринных заболеваний. Определяют концентрацию гормона КС См. п.2
6. Проба мочи по Зимницкому Назначают при заболеваниях почек. Многосторонняя функциональная проба. Дает возможность определить суточный диурез, соотношение дневного и ночного диуреза, концентрационную способность почек, а также относительную плотность мочи в каждой порции. Сбор мочи проводят в течение суток с 6 часов утра до 6 часов утра следующего дня. В течение каждых трех часов моча собирается в отдельную емкость. Для сбора мочи необходимо приготовить восемь чистых сухих емкостей с этикетками, где указано (Ф.И.О., номер палаты, № порции и промежуток времени). Во время сбора мочи пациент должен остаться на обычном водно-пищевом режиме.

                                   Исследование кала

Кал – это сформировавшаяся в толстом кишечнике масса, состоящая из остатков пищи, в основном из растительной клетчатки.

     
 


   Подготовка пациента                    Роль медсестры в

            к сбору кала                            подготовке пациента

     
 


Ø Сообщить пациенту о предстоящей манипуляции;

Ø Получить согласие на проведение манипуляции;

Ø Информировать пациента о правилах подготовки к манипуляции и факторах, влияющих на результат анализа.

                                  

                                           Влияющие факторы

Ø Эффективность обучения пациента подготовке к исследованию и технике сбора фекалий;

Ø Доставка фекалий в лабораторию после клизм, введения свечей;

Ø Прием перед исследованием перорально красящих веществ, касторового, вазелинового масла, белладонны, пилокарпина, железа, висмута, бария.

                                                       

Название исследования Цель исследования Подготовка и правила сбора
1. Копрологическое исследование кала Назначают для оценки переваривающей способности всех отделов кишечника За 5 дней до исследования пациента переводят на диету, с известным химическим составом (диету назначает врач). Утром в день исследования, небольшое количество свежевыделенного кала собирают при помощи шпателя в чистую, сухую емкость с крышкой и отправляют в лабораторию с направлением.
2 . Анализ кала на скрытую кровь Назначают для обнаружения в кале крови с целью выявления скрытого кровотечения из органов пищеварительного тракта при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, туберкулезе кишечника, трещинах, язвах кишечника, глистных инвазиях и др. За 3 дня до исследования из рациона питания исключают: - мясные и рыбные блюда, зеленые овощи, гречку - железосодержащие лекарственные препараты При кровоточивости десен отменяется чистка зубов при помощи зубной щетки. Утром в день исследования небольшое количество свежевыделенного кала собирают в чистую, сухую емкость, закрывают крышкой и отправляют в лабораторию с направлением.
Анализ кала на яйца гельминтов Назначают для обнаружения яиц гельминтов (глистов) Утром в день исследования небольшое количество свежевыделенного кала из трех мест, собирают в чистую, сухую емкость, закрывают крышкой и отправляют в лабораторию с направлением. При энтеробиозе (острицы) – берут соскоб с периональных складок при помощи помазочка, смоченного глицерином. Помазочек помещают между двумя лабораторными стеклами, фиксируют резинкой и отправляют в лабораторию с направлением.
4. Бактериологическое исследование кала Назначают для выявления инфекционного заболевания ЖКТ. Целесообразно проводить до начала антибактериальной терапии. Анализ берут стерильной петлей в стерильную пробирку из прямой кишки или из судна со свежевыделенного кала и отправляют в лабораторию с направлением.

Ø При сборе кала и доставке анализов в лабораторию требуется соблюдение стандартных и универсальных мер предосторожности по профилактике ВБИ;

Ø Взятый анализ с направлением отправляется в лабораторию;

Ø После получения результата, его вносят в историю болезни.

                Мазки из зева и носа

Мазки из зева и носа берут для диагностики инфекционных заболеваний (дифтерии, коклюш и др.).

Ø Мазок из зева берется с дужек и небных миндалин слева и справа;

Ø Мазок из носа берется из правого и левого носовых ходов.

     
 


  Подготовка пациента к                   Роль медсестры в

       исследованию                                 исследовании

     
 


Ø Сообщить пациенту о предстоящей манипуляции;

Ø Получить его согласие на проведение манипуляции;

Ø Материал для исследований необходимо брать до начала антибактериальной терапии;

Ø Чтобы избежать загрязнения пробы микрофлорой окружающей среды, необходимо соблюдать строжайшую асептику;

Ø Для взятия мазка необходимо иметь:

стерильные пробирки с тампоном – 2 шт.

шпатель стерильный – 1 шт.

перчатки стерильные – 1 пара

направление в лабораторию

Ø При проведении мазка из зева и носа требуется соблюдение универсальных и стандартных мер предосторожности по профилактике ВБИ;

Ø Транспортировку полученного биологического материала в лабораторию следует проводить в максимально короткие сроки;

Ø После получения результата, его вносят в историю болезни.

 











Подготовка пациента

ОТРАБОТАТЬ АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАЦИЕНТА К ЛАБОРАТОРНЫМ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Дня

2) 2 дня

3) 1 день

4) в день исследования

 

3. Непосредственно перед ректороманоскопией пациент:

1) выпивает 2 литра жидкости

2) выпивает бариевую взвесь

3) опорожняет мочевой пузырь

4) не опорожняет мочевой пузырь

 

4. Колоноскопия – это:

     1) эндоскопическое исследование толстой кишки

     2) эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки

    3) рентгенологическое исследование толстой кишки

    4) рентгенологическое исследование прямой и сигмовидной кишки

5. К колоноскопии пациента готовят (в днях):

      1) 7

      2) 5

3) 3

4) 1

6. Ирригоскопия – это:

       1) эндоскопическое исследование толстой кишки

       2) эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки

       3) рентгенологическое исследование толстого кишечника

       4) рентгенологическое исследование прямой и сигмовидной кишки

 

7. В период подготовки к ирригоскопии пациенту назначается диета №:

       1) 1

       2) 4

       3) 3

       4) 2

 

8. К ирригоскопии пациента готовят (в днях):

      1) 7

      2) 5 

      1) 3

      4) 1

9. Рентгенологическое исследование желудка проводится:

     1) после опорожнения мочевого пузыря

     2) натощак

     3) без предварительной подготовки

     4) после приема 2 литров воды

10. Рентгенологическое исследование желудка позволяет определить все, кроме:

   1) формы, величины, подвижности желудка

   2) язвы, опухоли, эрозии слизистой желудка

   3) воспаления слизистой оболочки желудка

   4) скрытого кровотечения

11. Гастродуоденоскопия позволяет определить все, кроме:

   1) величины, формы, подвижности желудка

   2) кровотечения из язвы желудка

   3) степени изменения слизистой желудка

   4) наличия новообразования

Инструкция: дописать фразу

 

1. Ректороманоскопия – это…………………………………………………………………

 

2. Колоноскопия – это…………………………………………………………………………

 

3. Ирригоскопия – это…………………………………………………………………………

 

4. Гастродуоденоскопия – это……………………………………………………………...

 

5. Бронхоскопия – это…………………………………………………………………………

 

6. Холецистография – это…………………………………………………………………..

 

7. Холеграфия – это……………………………………………………………………………

 

8. Урография – это……………………………………………………………………………..

 

9. Цистоскопия – это…………………………………………………………………………

 

10. Рентгенологическое исследование желудка позволяет определить………………………………………………………………………………………………..

 

11. В качестве контрастного препарата при рентгенологическом иссле-

довании желудка используется……………………………………………………………

 

12. В качестве контрастного препарата при холецистографии исполь-

зуется…………………………………………………………………………………………….

 

13. К ирригоскопии и колоноскопии пациента готовят за ………………….дня.

 

14. В период подготовки к рентгенологическим исследованиям ЖКТ за ………………….дня до исследования назначается диета №……………………..

 

15. При урографии в качестве контрастного препарата используется……………………………………………………………………………………………………

                               



Литература

Основная литература:

Ø «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И. Тарновская

Дополнительная литература:

Ø «Учебно-методическое пособие но «Основам сестринского дела» манипуляционная техника – Государственное образовательное учреждение Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

                                       

Мытищинский филиал

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по теме: «Участие медсестры в лабораторных

Дата: 2019-02-25, просмотров: 718.