Мытищинский филиал
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По теме: «Участие медсестры в лабораторных
И инструментальных методах исследования»
Мытищи, 2016 год
Обсуждено и одобрено на заседании ЦМК
Протокол № _________________________
От __________________________________
председатель ЦМК____________________
Автор:
Орлова Т.Н. – преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБПоу МО «Московский областной медицинский колледж №1» Мытищинский филиал
Рецензенты:
Гришина Е.В. – главная медицинская сестра ГКБ им. Ерамишанцева
Мухина Е.А. – преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Сестринское дело в педиатрии» МК № 6
Данное методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов на практических занятиях при изучении темы «Участие медсестры в лабораторных и инструментальных методах исследования» ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг.
Методическое пособие по теме «Участие медсестры в лабораторных
и инструментальных методах исследования» МДК.04.03. «Технология оказания медицинских услуг» предназначено для освоения учащимися основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
· Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
· Оформлять медицинскую документацию.
· Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность и производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
· Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
· Соблюдать принципы профессиональной этики.
· Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
общих компетенций (ОК):
· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
· Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
· Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
В настоящем методическом пособии рассматриваются вопросы, касающиеся подготовки пациентов к лабораторным и инструментальным исследованиям, особенностям взятия на анализ мокроты, кала, мочи, мазков из зева и носа, взятия крови на биохимическое исследование.
Значение данной темы актуально для любой медицинской специальности, особенно в работе палатной медицинской сестры.
Медицинская сестра при подготовке пациента к исследованиям должна не только знать технику забора биологических материалов и правил подготовки к исследованиям, но и стремиться к установлению с пациентом терапевтического общения.
Понимание данной темы основывается на знаниях, полученных студентами на занятиях по анатомии и физиологии человека, фармакологии и латинскому языку, МДК.04.02 Безопасная среда для пациента и медперсонала.
В настоящее время при высоком риске контакта с гемоконтактными инфекциями, медицинские работники – сёстры, фельдшера, акушерки должны уделять особое внимание соблюдению инфекционной безопасности при взятии биологических материалов пациента на исследование и доставке их в лабораторию.
Практическое занятие
Тема: «Участие медсестры в лабораторных и инструментальных методах исследования»
Учебные цели:
В ходе практического занятия студенты должны уметь:
Уметь:
Обеспечение занятия:
Ø направления на исследования;
Ø лабораторная посуда;
Ø градуированные емкости;
Ø урометры;
Ø цилиндры;
Ø шпатели;
Ø перчатки;
Ø штативы;
Ø пробирки;
Ø стерильные петли для взятия мазков;
Ø чашки Петри;
Ø лабораторные стекла.
Ø «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И.Тарновская.
Ø Видеофильм по теме «Участие медсестры в лабораторных и инструментальных методах исследования».
Ø Мультимедийная презентация по теме «Участие медсестры в лабораторных и инструментальных методах исследования».
Ø Телевизор;
Ø Видеомагнитофон;
Ø Компьютер;
Ø Проектор
Вопросы для самоподготовки
· Должностные обязанности м/с при диагностических манипуляциях.
· Цели лабораторных общеклинических, биохимических, бактериологических исследований.
· Универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке проб кала, мочи, мокроты, крови.
· Взятие мочи на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, на диастазу, 17 КС, сахар.
· Взятие кала на гельминты, копрологию, скрытую кровь, бактериологическое исследование.
· Взятие мокроты на общий анализ, микобактерии туберкулеза, бакриологическое исследование, чувствительность к антибиотикам.
· Взятие мазков из зева и носа.
· Виды желудочных зондов .
· Техника введения зонда через рот.
· Цели исследования секреторной функции желудка и дуоденального зондирования.
· Техника проведения дуоденального зондирования и исследования секреторной функции желудка.
· Дезинфекция использованного оборудования.
· Понятие о рентгенологическом методе исследования.
· Подготовка пациента к различным методам рентгенологическим исследований органов пищеварения, мочевыделительной, дыхательной систем: рентгене желудка, холецистографии, холеграфии,урографии, ирригоскопии цистографии.
· Понятие об эндоскопическом методе исследования.
· Подготовка пациента к гастродуоденоскопии, колоноскопии, ректороманоскопии, цистоскопии, бронхоскопии.
· Понятие об УЗИ – методе исследования и подготовке пациента к исследованию.
Методические рекомендации
2.Задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний к практическому занятию «Участие м/ в лабораторных и инструментальных исследованиях.
· Ответьте на вопросы, в качестве вспомогательного материала Вам предлагается лекционный материал по курсу «Анатомия и физиология».
3.Задание на усвоение темы занятия:
· Ознакомьтесь с вопросами по самоподготовке. Для изучения Вам предлагается данное методическое пособие, учебная литература, документация лечебного отделения.
· После изучения материала Вам предлагается ответить на поставленные вопросы.
ВНИМАНИЕ! Если вы недостаточно усвоили материал, то вернитесь к заданию 2, 3 и начните все сначала. Если вы ответили на все вопросы, переходите к следующему заданию.
· Ознакомьтесь с заданиями.
· Приготовьте все для выполнения.
· Заполните документацию (направления на анализы).
· Просмотрите видеофильм .
· Отработайте алгоритмы манипуляций.
· Ответьте на вопросы тестовых заданий, решите ситуационные задачи.
· Обсудите допущенные ошибки с преподавателем и группой.
|
Терминологический словарь
Термин | Определение |
Дренажное положение | положение тела, при котором мокрота от ходит более эффективно. |
Гельминтозы | заболевания, вызываемые червями, паразитирующими в организме человека. |
Кровь | жидкая внутренняя среда организма, состоящая из плазмы и форменных элементов. |
Моча | продукт жизнедеятельности организма, вырабатываемый почками. |
Мокрота | патологический секрет бронхолегочной системы, выделяющийся при кашле или отхаркивании. |
Кал | выделяющиеся при дефекации массы, состоящие из непереваренных остатков пищи и пищеварительных соков, а также многочисленных бактерий. |
Бесшлаковая диета | диета №4. |
Биопсия прицельная | взятие кусочка ткани органа во время проведения эндоскопического исследования. |
Метеоризм | вздутие кишечника за счет скопления в нем большого количества газов. |
Запор | отсутствие стула более 48 часов, вследствие замедленного опорожнения кишечника. |
Диарея | жидкий стул (понос), возникает при усилении перистальтики кишечника и повышении секреторной функции кишечника. |
Лабораторные методы исследования
Пациент Подготовка
пациента
Влияющие Взятие Транспортировка
факторы пробы пробы
Биохимический анализ крови
Подготовка пациента Роль медсестры
к забору крови в подготовке пациента
Ø Сообщить пациенту о предстоящей манипуляции;
Ø Получить согласие на проведение манипуляции;
Ø Информировать пациента о правилах подготовки к манипуляции и факторах, влияющих на результат анализа.
Влияющие
факторы:
Ø Прием пищи и жидкости перед исследованием;
Ø Алкоголь;
Ø Применение лекарственных средств;
Ø Физическая и умственная нагрузка;
Ø Воздействие рентгеновских лучей.
Название исследования | Цель исследования | Правила забора крови |
Биохимическое исследование крови | Изучение химического состава крови | 1.Кровь берется утром, натощак из вены в количестве 10-20 мл одноразовым шприцем объемом 20 мл или вакуумной системой забора крови «Вакуэт». Пробирки для взятия крови берут из лаборатории. 2. После взятия крови шприцем ее сливают в пробирку медленно, чтобы не образовалась пена и не было гемолиза. |
Ø При взятии крови и ее транспортировке требуется соблюдение универсальных и стандартных мер предосторожности по профилактике ВБИ;
Ø Оформляется направление на анализ;
Ø Взятый анализ отправляется в лабораторию;
Ø После получения результата анализа, его вносят в историю болезни.
Исследование мокроты
Мокрота – это патологический секрет, выделяемый слизистой оболочкой дыхательных путей при кашле и отхаркивании.
Подготовка пациента Роль медсестры в
к сбору мокроты подготовке пациента
Ø Сообщить пациенту о предстоящей манипуляции;
Ø Получить согласие на проведение манипуляции;
Ø Информировать пациента о правилах подготовки к манипуляции и факторах, влияющих на результаты анализа.
Влияющие факторы
Ø Эффективность обучения пациента подготовке к исследованию и технике сбора мокроты
Ø Плохое отхождение мокроты - для лучшего отхождения мокроты накануне сбора необходимо дать отхаркивающие и муколитические средства (термопсис, йодистый калий)
Ø Хранение емкости с мокротой при температуре выше + 4 гр.
Название исследования | Цель исследования | Правила сбора |
1. Общий анализ мокроты | Диагностика бронхолегочных заболеваний | Мокрота собирается утром до еды, после чистки зубов, в чистую сухую емкость с крышкой. Сразу после сбора анализ доставляется в лабораторию с направлением (отделение, название исследования, Ф.И.О. пациента, число, подпись м/с) |
2. Бактериологический анализ мокроты | Назначается для обнаружения возбудителей бронхолегочных заболеваний | Мокрота собирается утром натощак в широкогорлую стерильную емкость с крышкой. Во время сбора пациент не должен касаться руками и ртом краев стерильной посуды. После отхождения мокроты, емкость сразу закрывается и доставляется в лабораторию с направлением. |
3. Анализ мокроты на чувствительность к антибиотикам | Назначается для определения антибиотика при лечении бронхолегочных заболеваний. Целесообразно проводить до начала антибактериальной терапии | См. п.2 |
4. Анализ мокроты на микобактерии туберкулеза | Назначается для обнаружения возбудителя туберкулеза (палочки Коха) | Мокроту собирают в стерильную емкость в течение суток, а при отхождении малого количества мокроты в течение 3 суток (в лабораторию доставляется не менее 10 мл мокроты). Емкость во время сбора хранят в прохладном, темном месте. |
Ø При сборе мокроты и доставке анализов в лабораторию требуется соблюдение стандартных и универсальных мер предосторожности по профилактики ВБИ;
Ø Взятый анализ с направлением отправляется в лабораторию;
Ø После получения результата анализа, его вносят в историю болезни.
Исследование мочи
Подготовка пациента Роль медсестры в
к сбору мочи подготовке пациента
Ø Сообщить пациенту о предстоящей манипуляции;
Ø Получить согласие на проведение манипуляции;
Ø Информировать пациента о правилах подготовки и факторах влияющих на результат анализа.
Общие правила при подготовке и
сборе мочи для исследования
Ø Перед сбором мочи для анализа тщательный туалет наружных половых органов пациента;
Ø Сбор мочи осуществляется в чистую, сухую посуду (в некоторых случаях стерильную);
Ø Сбор мочи утром, сразу после сна;
Ø Анализы мочи доставляются в лабораторию не позже, чем через час после сбора с направлением (отделение, наименование исследования, Ф.И.О. пациента, число и подпись м/с);
Ø При сборе мочи и доставке ее в лабораторию требуется проведение стандартных и универсальных мер предосторожности по профилактики ВБИ.
Влияющие факторы
Ø Эффективность обучения пациента подготовке к исследованию и технике сбора мочи.
Название исследования | Цель исследования и его суть | Подготовка пациента к исследованию и правила сбора |
1. Общий клинический анализ мочи | Назначают при заболеваниях почек и при диспансеризации. Исследуют физические свойства мочи (цвет, прозрачность, реакцию РН, плотность), отсутствие или наличие в ней сахара, белка, форменных элементов, а также обращают внимание на количество. | Собирается средняя порция мочи в количестве 100-200 мл в чистую, сухую емкость. |
2. Анализ мочи на сахар | Назначают данное исследование пациентам с диагнозом «Сахарный диабет» или для подтверждения этого диагноза. | Сбор мочи проводится в течение суток в одну емкость объемом 2-3 литра. По окончании сбора моча перемешивается, определяется общее количество мочи, отливается 200 мл в чистую сухую емкость и отправляется в лабораторию с направлением, в котором указывается суточный диурез. |
3. Анализ мочи по Нечипоренко | Назначают данное исследование для определения количества форменных элементов мочи (лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров) | Собирается средняя порция мочи в любое время суток (чаще утром), в чистую сухую емкость. Достаточно 3-5 мл мочи. |
4. Анализ мочи на диастазу (амилазу) | Назначают с диагнозом «Панкреатит» или для подтверждения этого диагноза Определяют в моче количество выделенного фермента диастазы (амилазы). | Собирается 50 мл мочи в чистую, сухую емкость. Анализ отправляется в лабораторию сразу же после сбора мочи в теплом виде. |
5. Исследование мочи на 17/ КС (17кетостероидов) | Назначают для диагностики эндокринных заболеваний. Определяют концентрацию гормона КС | См. п.2 |
6. Проба мочи по Зимницкому | Назначают при заболеваниях почек. Многосторонняя функциональная проба. Дает возможность определить суточный диурез, соотношение дневного и ночного диуреза, концентрационную способность почек, а также относительную плотность мочи в каждой порции. | Сбор мочи проводят в течение суток с 6 часов утра до 6 часов утра следующего дня. В течение каждых трех часов моча собирается в отдельную емкость. Для сбора мочи необходимо приготовить восемь чистых сухих емкостей с этикетками, где указано (Ф.И.О., номер палаты, № порции и промежуток времени). Во время сбора мочи пациент должен остаться на обычном водно-пищевом режиме. |
Исследование кала
Кал – это сформировавшаяся в толстом кишечнике масса, состоящая из остатков пищи, в основном из растительной клетчатки.
Подготовка пациента Роль медсестры в
к сбору кала подготовке пациента
Ø Сообщить пациенту о предстоящей манипуляции;
Ø Получить согласие на проведение манипуляции;
Ø Информировать пациента о правилах подготовки к манипуляции и факторах, влияющих на результат анализа.
Влияющие факторы
Ø Эффективность обучения пациента подготовке к исследованию и технике сбора фекалий;
Ø Доставка фекалий в лабораторию после клизм, введения свечей;
Ø Прием перед исследованием перорально красящих веществ, касторового, вазелинового масла, белладонны, пилокарпина, железа, висмута, бария.
Название исследования | Цель исследования | Подготовка и правила сбора |
1. Копрологическое исследование кала | Назначают для оценки переваривающей способности всех отделов кишечника | За 5 дней до исследования пациента переводят на диету, с известным химическим составом (диету назначает врач). Утром в день исследования, небольшое количество свежевыделенного кала собирают при помощи шпателя в чистую, сухую емкость с крышкой и отправляют в лабораторию с направлением. |
2 . Анализ кала на скрытую кровь | Назначают для обнаружения в кале крови с целью выявления скрытого кровотечения из органов пищеварительного тракта при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, туберкулезе кишечника, трещинах, язвах кишечника, глистных инвазиях и др. | За 3 дня до исследования из рациона питания исключают: - мясные и рыбные блюда, зеленые овощи, гречку - железосодержащие лекарственные препараты При кровоточивости десен отменяется чистка зубов при помощи зубной щетки. Утром в день исследования небольшое количество свежевыделенного кала собирают в чистую, сухую емкость, закрывают крышкой и отправляют в лабораторию с направлением. |
Анализ кала на яйца гельминтов | Назначают для обнаружения яиц гельминтов (глистов) | Утром в день исследования небольшое количество свежевыделенного кала из трех мест, собирают в чистую, сухую емкость, закрывают крышкой и отправляют в лабораторию с направлением. При энтеробиозе (острицы) – берут соскоб с периональных складок при помощи помазочка, смоченного глицерином. Помазочек помещают между двумя лабораторными стеклами, фиксируют резинкой и отправляют в лабораторию с направлением. |
4. Бактериологическое исследование кала | Назначают для выявления инфекционного заболевания ЖКТ. Целесообразно проводить до начала антибактериальной терапии. | Анализ берут стерильной петлей в стерильную пробирку из прямой кишки или из судна со свежевыделенного кала и отправляют в лабораторию с направлением. |
Ø При сборе кала и доставке анализов в лабораторию требуется соблюдение стандартных и универсальных мер предосторожности по профилактике ВБИ;
Ø Взятый анализ с направлением отправляется в лабораторию;
Ø После получения результата, его вносят в историю болезни.
Мазки из зева и носа
Мазки из зева и носа берут для диагностики инфекционных заболеваний (дифтерии, коклюш и др.).
Ø Мазок из зева берется с дужек и небных миндалин слева и справа;
Ø Мазок из носа берется из правого и левого носовых ходов.
Подготовка пациента к Роль медсестры в
исследованию исследовании
Ø Сообщить пациенту о предстоящей манипуляции;
Ø Получить его согласие на проведение манипуляции;
Ø Материал для исследований необходимо брать до начала антибактериальной терапии;
Ø Чтобы избежать загрязнения пробы микрофлорой окружающей среды, необходимо соблюдать строжайшую асептику;
Ø Для взятия мазка необходимо иметь:
стерильные пробирки с тампоном – 2 шт.
шпатель стерильный – 1 шт.
перчатки стерильные – 1 пара
направление в лабораторию
Ø При проведении мазка из зева и носа требуется соблюдение универсальных и стандартных мер предосторожности по профилактике ВБИ;
Ø Транспортировку полученного биологического материала в лабораторию следует проводить в максимально короткие сроки;
Ø После получения результата, его вносят в историю болезни.
Подготовка пациента
ОТРАБОТАТЬ АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАЦИЕНТА К ЛАБОРАТОРНЫМ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Дня
2) 2 дня
3) 1 день
4) в день исследования
3. Непосредственно перед ректороманоскопией пациент:
1) выпивает 2 литра жидкости
2) выпивает бариевую взвесь
3) опорожняет мочевой пузырь
4) не опорожняет мочевой пузырь
4. Колоноскопия – это:
1) эндоскопическое исследование толстой кишки
2) эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки
3) рентгенологическое исследование толстой кишки
4) рентгенологическое исследование прямой и сигмовидной кишки
5. К колоноскопии пациента готовят (в днях):
1) 7
2) 5
3) 3
4) 1
6. Ирригоскопия – это:
1) эндоскопическое исследование толстой кишки
2) эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки
3) рентгенологическое исследование толстого кишечника
4) рентгенологическое исследование прямой и сигмовидной кишки
7. В период подготовки к ирригоскопии пациенту назначается диета №:
1) 1
2) 4
3) 3
4) 2
8. К ирригоскопии пациента готовят (в днях):
1) 7
2) 5
1) 3
4) 1
9. Рентгенологическое исследование желудка проводится:
1) после опорожнения мочевого пузыря
2) натощак
3) без предварительной подготовки
4) после приема 2 литров воды
10. Рентгенологическое исследование желудка позволяет определить все, кроме:
1) формы, величины, подвижности желудка
2) язвы, опухоли, эрозии слизистой желудка
3) воспаления слизистой оболочки желудка
4) скрытого кровотечения
11. Гастродуоденоскопия позволяет определить все, кроме:
1) величины, формы, подвижности желудка
2) кровотечения из язвы желудка
3) степени изменения слизистой желудка
4) наличия новообразования
Инструкция: дописать фразу
1. Ректороманоскопия – это…………………………………………………………………
2. Колоноскопия – это…………………………………………………………………………
3. Ирригоскопия – это…………………………………………………………………………
4. Гастродуоденоскопия – это……………………………………………………………...
5. Бронхоскопия – это…………………………………………………………………………
6. Холецистография – это…………………………………………………………………..
7. Холеграфия – это……………………………………………………………………………
8. Урография – это……………………………………………………………………………..
9. Цистоскопия – это…………………………………………………………………………
10. Рентгенологическое исследование желудка позволяет определить………………………………………………………………………………………………..
11. В качестве контрастного препарата при рентгенологическом иссле-
довании желудка используется……………………………………………………………
12. В качестве контрастного препарата при холецистографии исполь-
зуется…………………………………………………………………………………………….
13. К ирригоскопии и колоноскопии пациента готовят за ………………….дня.
14. В период подготовки к рентгенологическим исследованиям ЖКТ за ………………….дня до исследования назначается диета №……………………..
15. При урографии в качестве контрастного препарата используется……………………………………………………………………………………………………
Литература
Основная литература:
Ø «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И. Тарновская
Дополнительная литература:
Ø «Учебно-методическое пособие но «Основам сестринского дела» манипуляционная техника – Государственное образовательное учреждение Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Мытищинский филиал
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по теме: «Участие медсестры в лабораторных
Дата: 2019-02-25, просмотров: 763.