5
Глава 10. Перспективы развития гражданской обороны | 486 |
Заключение | 492 |
Список литературы | 493 |
6
Сокращения | |||
АПЛ | атомная подводная лодка | ||
АС | автоматизированная система | ||
АИУС ГО | автоматизированная информационно-управляющая система гражданской | ||
обороны | |||
АКП | абонентский комплект пользователя | ||
АСДНР | аварийно-спасательные и другие неотложные работы | ||
АСК | автосанитарная колонна | ||
АСО | автосанитарный отряд | ||
АСР | аварийно-спасательные работы | ||
АСС | аварийно-спасательная служба | ||
АСФ | аварийно-спасательное формирование | ||
АХОВ | аварийно химически опасное вещество | ||
АЭС | атомная электростанция | ||
БРПЛ | баллистические ракеты подводных лодок | ||
БС | биологическое средство | ||
БСМП | Бригада специализированной медицинской помощи | ||
ВВ | взрывчатое вещество | ||
ВВС | Военно-воздушные силы | ||
| Военно-морские силы | ||
ВМС | |||
ВПК | военно-промышленный комплекс | ||
ВСМК | Всероссийская служба медицины катастроф | ||
ВТО | высокоточное оружие | ||
ГВС | газовоздушная смесь | ||
ГИС | геоинформационная система | ||
ГЛА | гиперзвуковой летательный аппарат | ||
ГКО | Государственный Комитет Обороны | ||
ГО | Гражданская оборона | ||
ГПН | Государственный пожарный надзор | ||
ГСМ | горюче-смазочные материалы | ||
ГУ МЧС | Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации | ||
ГУСП | Главное управление специальных программ Президента Российской Фе- | ||
дерации | |||
ГЭР | группа эпидемиологической разведки | ||
ДНР | другие неотложные работы | ||
ЕДДС | единая дежурно-диспетчерская служба | ||
ИТ | информационные технологии | ||
ИТКС | информационно-телекоммуникационные сети | ||
ЗВКЗ | зона возможного катастрофического затопления | ||
ЗВОРЗ | зона возможного опасного радиоактивного загрязнения | ||
ЗВОХЗ | зона возможного опасного химического заражения |
7
ЗВР зона возможных разрушений
ЗВСР зона возможных сильных разрушений
ЗПУ запасный пункт управления
ЗЗПУ загородный запасный пункт управления
ЗС защитное сооружение
ЗС ГО защитное сооружение гражданской обороны
ИВР информационно-воспитательная работа
ИТМ ГО инженерно-технические мероприятия гражданской обороны
КВО круговое вероятное отклонение (боеприпаса)
КДР культурно-досуговая работа
КИМГЗ комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты
КСА комплекс средств автоматизации
КСА ЦМП комплекс средств автоматизации центров мониторинга и прогнозирова-
ния
КРВБ крылатая ракета воздушного базирования
КРМБ крылатая ракета морского базирования
КЭС коммунально-энергетические системы
ЛЭО лечебно-эвакуационное обеспечение
ЛЭП линии электропередач
ММО мобильный медицинский отряд
МПВО местная противовоздушная оборона
МПО морально-психологическое обеспечение
МС ГОЗ медицинские силы ГО здравоохранения
МСИЗ медицинские средства индивидуальной защиты
МСС ГО медицинская спасательная служба гражданской обороны
МЧС России Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий
НАСФ нештатные аварийно-спасательные формирования
НРС наибольшая работающая смена
ОБП очаг биологического поражения
ОВ отравляющее вещество
ОГП общественно-государственная подготовка
ОКП очаг комбинированного поражения
ОМП оружие массового поражения
ОНФП оружие на новых физических принципах
ОС ОДУ объединенная система оперативно-диспетчерского управления
ОСП обычные средства поражения
ОХВ опасное химическое вещество
ОЭ объект экономики
ПВ пункты высадки
8
ПВО противовоздушная оборона
ПЛАРБ подводная лодка атомная с баллистическими ракетами
ПЛУР противолодочная управляемая ракета
ПОО потенциально опасный объект
ПРР противорадиолокационная ракета
ПРУ противорадиационное укрытие
ПУ пусковая установка
ПЗРК переносный зенитный ракетный комплекс
ПТРК противотанковый ракетный комплекс
ПТУР противотанковая управляемая ракета
ПП пункты посадки
ППЭ промежуточный пункт эвакуации
ПРУ противорадиационное укрытие
ПРХН пост радиационного и химического наблюдения
ПЭП приемный эвакуационный пункт
РВ радиоактивное вещество
РОО радиационно-опасный объект
РОК разведывательно-огневой комплекс
РУК разведывательно-ударный комплекс
РУГ ракетная ударная группа
РЭБ радиоэлектронная борьба
РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
РХБЗ радиационная, химическая, биологическая защита
ПУФ повышение устойчивости функционирования
РЭБ радиоэлектронная борьба
СВФ спасательные воинские формирования
СД санитарная дружина
СИЗ средства индивидуальной защиты
СИЗОД средства индивидуальной защиты органов дыхания
СИЗК средства индивидуальной защиты кожи
СНЛК сеть наблюдения и лабораторного контроля
СОН система оповещения населения
СОП санитарно-обмывочный пункт
ССО силы специальных операций
ССП современные средства поражения
ССПД сеть связи и передачи данных
СЦ (УСЦ, АСЦ) спасательный центр (учебный спасательный центр, авиационный
спасательный центр)
СФЗ система функциональных задач
СФС специальные фортификационные сооружения
9
СЭП сборный эвакуационный пункт
СЯС стратегические ядерные силы
ТВД театр военных действий
ТГО топогеодезическое обеспечение
ТТХ тактико-технические характеристики
ТЭЦ теплоэлектростанция
УАБ управляемые авиационные бомбы
ФЗ функциональная задача
ФКЗ функциональный комплекс задач
ХОО химически опасный объект
ЧС чрезвычайная ситуация
ЭК эвакуационная комиссия
ЭПК эвакоприемная комиссия
ЯВ ядерный взрыв
10
Предисловие 1
Обозначившийся с начала XXI века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время являются важнейшей тенденцией. На фоне новой расстановки эко-номических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влия-тельной страной. Она должна не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация.
На этом фоне прослеживается настойчивое стремление США к мировому ли-дерству и вовлечению в орбиту своей внешней и военной политики все новых госу-дарств, в том числе бывших республик Советского Союза. Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают Россию в качестве главного геополитического соперника.
Во внешнеполитической деятельности американская администрация исходит из того, что США являются ведущей державой мира, имеющей моральное право и мате-риальные возможности диктовать свои условия и устанавливать в различных регио-нах земного шара «порядок по-американски».
Становится реальностью осуществление международных операций по приме-нению силы вне традиционных военно-политических организаций.
Особенность современной военной стратегии США и их ближайших союзни-ков состоит в том, что она «одета» не в форму агрессора, а в форму освободителя и миротворца. Вашингтон хотел бы видеть Россию не в качестве равноправного парт-нера, а в качестве страны, следующей в фарватере американской политики по основ-ным вопросам современных международных отношений.
Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объектив-но существующих тенденций в системе международных отношений Россия вынужде-на корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инстру-ментов.
В «Военной доктрине Российской Федерации» отмечается, что неурегулиро-ванными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федераци-ей. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех гос-ударств.
При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.
Особенностями современных военных конфликтов в случае их возникновения
будут:
непредсказуемость их возникновения; наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегиче-
ских и иных целей; возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также
перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;
1 Кузьмин А.И. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»
11
заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем - в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на приме-нение военной силы.
Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и ог-нем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стра-тегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.
Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточно-го, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.
Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возник-новения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обыч-ных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). В то же время, в случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к пе-рерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.
Военная политика Российской Федерации в этих условиях направлена на недо-пущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооружен-ных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.
Обеспечение безопасности Российской Федерации, надежная способность гос-ударства дать решительный отпор любому агрессору немыслима без всесторонней и заблаговременной подготовки тыла страны.
Важное место в решении этой задачи отводится Гражданской обороне, которая рассматривается как составная часть системы общегосударственных оборонных ме-роприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и экономики от современных средств поражения, а также проведения аварийно-спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
12
Введение 2
Организация по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, берет свое начало в России со времен первой мировой войны (1914-1918 гг.), когда в воен-ных действиях нашла применение боевая авиация. В ходе войны воюющие стороны впервые использовали аэропланы и дирижабли для нанесения ударов с воздуха по населенным пунктам, находящимся на значительном удалении от линии фронта. По-пытки разрушить экономику и систему государственного управления, а также демо-рализовать население противника воздушными налетами оказались перспективными. В дальнейшем, для нанесения ударов по тыловым объектам противника, был взят курс на развитие военной авиации.
В ходе первой мировой войны, в 1915 году, создается специализированная бомбардировочная авиация, которая стала применяться для самостоятельных дей-ствий – нанесения ударов с воздуха по тылам противника. В связи с этим возникла необходимость в организации защиты городов от ударов с воздуха.
После участившихся вражеских налетов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налетов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию, прежде всего к Петрограду.
30 ноября 1914 года командующий 6-й армией генерал-адъютант К.П. Фан дер Флит приказом № 90 объявил специальную инструкцию, в соответствии с которой впервые была организована оборона Петрограда и его окрестностей. Начальником воздушной обороны был назначен генерал-майор Г.В. Бурман.
8 декабря 1914 года «Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии» была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.
Под руководством генерал – майора Г.В. Бурмана объединялись действия «лет-чиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воз-душного нападения противника». Для наблюдения за небом и оповещения о лета-тельных аппаратах противника была развернута сеть наблюдательных постов. На по-зициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села были установлены, изготовленные по специальному заказу на Путиловском заводе артиллерийские орудия, приспособ-ленные для стрельбы по летательным аппаратам.
Из состава Гатчинской авиационной школы были отобраны экипажи, подго-товленные к борьбе с летательными аппаратами противника.
К апрелю 1915 года воздушная оборона Петрограда и императорской резиден-ции в Царском Селе пополнилась новыми силами и средствами.
Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой вой-сками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и про-мышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стали привлекать население. Это привело к созданию местной противовоздушной обороны, опирающейся на гражданское население городов.
Таким образом, первая мировая война и появление военной авиации, особенно бомбардировочной, положили начало развитию средств, противовоздушной обороны, а также мерам по организации самозащиты населения.
Однако не только появление авиации, но и еще одно очень важное событие, происшедшее в период первой мировой войны, заставило правительства и генераль-
2 Коваль Г.М. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»
13
ные штабы воюющих сторон всерьез задуматься над проблемой обеспечения без-опасности тыла. Оно во много определило характер и направления развития системы мероприятий по защите населения в последующие годы.
Этим событием было применение в ходе боевых действий химического ору-жия. 22 апреля 1915 года 4-я германская армия против англо-французской позиции у Ипра впервые применила газобаллонную атаку. В результате газовой атаки было отравлено 15 тысяч человек, из которых свыше 5 тысяч умерли на поле боя, а поло-вина оставшихся в живых стали инвалидами. Эта атака показала эффективность ново-го вида оружия при внезапном массированном применении его.
В дальнейшем в газовых атаках применялись как жидкий хлор, так и смеси хлора с удушливым веществом – фосгеном.
Применение отравляющих веществ осуществлялось и артиллерией. С середины 1916 года воюющие стороны начали широко применять их в артиллерийских снарядах.
Угроза химической войны по мере совершенствования авиации, артиллерии и боевых отравляющих веществ не только не отпадала, но и увеличивалась. Надо было искать эффективное средство защиты, и оно было найдено – противогаз.
В 1915 году в России был разработан фильтрующий противогаз, состоящий из резинового шлема конструкции русского инженера М.И. Кумманта и противогазной коробки русского химика Н.Д. Зелинского, снаряженной активированным углем для поглощения парообразных отравляющих веществ.
Противогазы свели на нет первый успех газовых атак немцев на фронте. Тыл же страны оставался фактически беззащитным. Все дело газовой борьбы и противога-зовой защиты было поручено Верховному начальнику санитарной и эвакуационной части генералу от инфантерии принцу А.П. Ольденбургскому, который положил начало становлению противохимической обороны в России. По его инициативе было организовано производство отечественных противогазов.
Таким образом, первая мировая война предопределила создание новых орг-штатных структур по защите наших войск, населения и территории тыловых пунктов от опасностей, вызванных военным противостоянием враждующих между собой.
Сразу же после установления в России в 1917 году новой власти, руководство страны вынуждено было незамедлительно принять меры к укреплению противовоз-душной и противохимической обороны страны.
Так, когда в феврале 1918 года германские войска, нарушив перемирие, начали наступление на Петроград, в это исключительно тяжелое для страны время были при-няты все меры для противовоздушной и противохимической обороны Петрограда. Был создан штаб воздушной обороны для проведения мероприятий по защите города
в случае нападении авиации кайзеровской Германии. Непосредственное руководство воздушной обороной Петрограда осуществлял Народный комиссар по военным делам Н.И. Подвойский.
Штаб организовал сеть наблюдательных пунктов в городе и его окрестностях. Открылись специальные пункты, где жители города могли получить защитные маски,
противогазовую жидкость и памятки с указанием, как можно избежать отравления ядовитыми газами. Действовали курсы первой помощи. Ими руководил врачебно-санитарный отдел при Петроградском Совете рабочих, крестьянских и солдатских де-путатов.
Организация медицинской помощи пострадавшим от воздушных налетов про-тивника была поручена органам здравоохранения и Военно-санитарному ведомству.
14
Определенные обязанности по противовоздушной обороне и противохимиче-ской защите штаб воздушной обороны возложил на жителей города и домовые коми-теты (домкомы). Перед ними, в частности, ставились задачи по осуществлению про-тивопожарных мероприятий и организации первой медицинской помощи пострадав-шим, изысканию для этих целей необходимых материалов.
Разработка средств и способов противохимической защиты, производство и обеспечение ими личного состава армии и населения была возложена на химический комитет Главного артиллерийского управления.
Об угрозе воздушного нападения противника население оповещалось сиренами и гудками предприятий. Порядок повеления рабочих и служащих, и неработающего населения во время налета определялся специальной инструкцией.
В период с 20 февраля по 3 марта 1918 года германская авиация неоднократно пыталась прорваться к Петрограду. 2 марта 1918 года впервые в своей истории город был подвергнут воздушной бомбардировке. Как сообщала газета «Известия», 3 чело-века было убито, 5 ранено, нанесен определенный материальный ущерб.
Революционный комитет обороны города 3 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» довел до сведения населения перечень мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне города.
Основным средством защиты от отравляющих веществ уже в это время являлся противогаз. Тому, кто его не имел, предписывалось изготовить маску из 20-30 слоев марли. Перед применением маску следовало смачивать специальным раствором. Это были первое самые элементарные, доступные всем меры противохимической защиты. Аналогичные мероприятия в годы интервенции и гражданской войны проводились и в ряде других городов. Особенно большое внимание уделялось защите от ударов с воздуха городов Москвы, Тулы, Баку, Астрахани, оказавшихся в разное время в зоне действия вражеской авиации.
После окончания гражданской войны и иностранной военной интервенции ру-ководство страны принимало необходимые меры к укреплению обороноспособности страны, так как опасность вооруженного нападения на страну сохранялась.
Во всех ведущих странах шло активное наращивание и совершенствование во-енной авиации, росла ее ударная мощь. Некоторые военные специалисты с цинизмом заявляли о применение в будущей войне бактериологического и химического оружия, о нанесении внезапных бомбардировочных ударов по наиболее важным администра-тивно-политическим и экономическим центрам, военным объектам, районам отмоби-лизования войск. В соответствии с теорией «воздушной войны» итальянского генера-ла Дж. Дуэ считалось, что «грядущая война будет вестись, в основном, против без-оружного населения городов и против промышленных центров».
Это диктовало необходимость совершенствования и развития противовоздуш-ной обороны страны, принятия действенных мер защиты населения от воздушного нападения противника. До 1932 года все мероприятия ПВО по защите тыла страны от ударов авиации подразделялись на активную и пассивную противовоздушную оборо-ну. Активная ПВО осуществлялась силами и средствами Наркомата по военным и морским делам СССР, а пассивная — силами и средствами гражданских организаций, предприятий и самого населения. Только с конца 1932 года наименование «пассивная ПВО» было заменено наименованием «местная ПВО».
Руководство страны, начиная со второй половины двадцатых годов прошлого века, приняло ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противо-воздушной обороны страны. В ноябре 1925 года Совет Народных Комиссаров СССР
15
(СНК СССР) принял постановление «О мерах противовоздушной обороны при новых постройках в 500-километровой приграничной полосе». В пределах этой зоны, обу-словленной радиусом действия авиации противника того времени, организациям и учреждениям предписывалось осуществлять при новом строительстве различные ин-женерно-технические мероприятия по противовоздушной и противохимической за-щите. Действие этого постановления распространялось также на города Москву, Ту-лу, Харьков и Курск.
Одновременно были приняты меры по обеспечению нормальной работы же-лезнодорожного транспорта в случае возникновения войны. С этой целью Совет тру-да и обороны СССР (СТО СССР) 26 августа 1926 года организовал Службу воздуш-но-химической обороны Наркомата путей сообщения СССР. В соответствии с этим постановлением на железнодорожных станциях предусматривалось строительство специальных убежищ, создание специальных формирований — команд, отрядов ПВО, обучение обслуживающего персонала способам противовоздушной и противо-химической защиты.
Следующим важным шагом на пути дальнейшего укрепления ПВО Советского государства явилось решение СТО СССР «Об организации воздушно-химической обороны страны». Оно было принято 14 мая 1927 года и преследовало цель усилить защиту стратегически важных районов, аэродромов, сооружений железнодорожного и водного транспорта, средств связи, заводов, фабрик, складов и крупных населенных пунктов при возможных ударах противника с воздуха. Вся территория Союза ССР разделялась на две части: пограничную угрожаемую полосу, где мероприятия пассив-ной ПВО проводились в полном объеме, и тыл страны, где проводилась лишь органи-зационная работа в этой области, и обучалось население. Впервые крупные города были определены как пункты ПВО. Они делились на районы, участки и объекты. В свою очередь объекты ПВО делились в зависимости от их политической, экономиче-ской и военной значимости на две категории: первую и вторую.
Организация воздушно-химической обороны, руководство ею на территории приграничной полосы осуществлялось командованием военного округа.
Начиная с 1928 года развитие воздушно-химической обороны страны стало но-сить более целеустремленный характер. 11 июня этого года СТО СССР принял новое постановление «О противовоздушной обороне важнейших пунктов, расположенных в угрожаемой по воздушным нападениям полосе СССР», которым предусматривалось выделение и приведение в оборонительное состояние от воздушного нападения мно-гих городов-пунктов ПВО страны. Особое внимание обращалось на защиту важней-ших административно-политических и промышленных центров — Москвы, Ленин-града, Минска, Киева, Харькова, Баку.
Решения правительства по вопросам противовоздушной обороны нашли пол-ное отражение в первом Положении о противовоздушной обороне Союза ССР, вве-денном в действие приказом Наркома по военным и морским делам СССР в 1928 го-ду. В этом Положении мероприятия МПВО еще не были выделены в качестве само-стоятельной системы.
В 1929 году в крупных городах страны были созданы первые штабы ПВО рай-онов по пассивной обороне.
Параллельно с государственными мерами развивалась и общественная дея-тельность в области воздушно-химической обороны СССР. 19 мая 1924 года было об-разовано Добровольное Общество друзей химической обороны и химической про-мышленности (Доброхим). Оно проводило пропаганду химических знаний, знакоми-
16
ло население с химическим оружием и средствами защиты от него.
Деятельность Доброхима в еще больших масштабах продолжило оборонное общество Авиахим, а с 23 января 1927 года Осоавиахим — Союз Обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР.
К середине 20-х годов прошлого столетия значительно усилил санитарно-оборонную работу и массовую санитарную подготовку советских граждан Союз об-ществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (СОКК и КП СССР). Для обу-чения населения были созданы кружки первой помощи, формировались санитарные дружины. Широко развернулась подготовка медицинских сестер.
Одной из форм массовой подготовки населения к противовоздушной и проти-вохимической обороне явились «недели обороны», которые начали регулярно прово-диться с 1927 года. В дальнейшем вошло в практику проведение «декад обороны» и «месячников обороны».
Следует отметить, что в конце 20-х годов прошлого века в стране возникла такая форма массовой подготовки населения к противовоздушной и противохимической обороне, как общегородские учения, проводимые совместно с воинскими подразделе-ниями и общественными организациями. В ходе учений на практике проверялись по-лученные знания и навыки в области противовоздушной обороны. Первые массовые учения прошли в Одессе в 1927 году, а в мае 1928 года — в Ростове-на-Дону.
В результате проведенной работы к началу тридцатых годов прошлого столе-тия в развитии пассивной обороны в стране были достигнуты серьезные успехи. К 1932 году насчитывалось более 3 тысяч формирований различного назначения, зани-мающихся защитой населения. Население получило более 3,5 миллиона противога-
зов, в жилых кварталах и на промышленных предприятиях было построено несколько тысяч бомбо- и газоубежищ, разработаны мероприятия по светомаскировке, налаже-ны связь и оповещение. Более 2,5 миллиона рабочих и служащих прошли обучение
мерам противовоздушной и противохимической защиты. В стране действовали тыся-чи кружков по воздушно-химической обороне.
В эти годы в основном были созданы необходимые условия для перехода к но-вому этапу строительства местной системы противовоздушной обороны, ее законода-тельному оформлению в самостоятельную государственную систему по защите насе-ления страны от возможных авиационных ударов. Необходимость создания такой си-стемы особенно остро ощущалась в условиях нарастающей угрозы военного нападе-ния на СССР. Важным шагом в этом направлении было создание в 1932 году город-ских частей ПВО. 11 апреля 1932 года Народным комиссаром по военным и морским делам и Председателем Реввоенсовета СССР было утверждено «Положение о мест-
ных частях противовоздушной обороны». В нем указывалось, что местные части ПВО создаются для инженерно-химического оборудования пунктов ПВО и ликвидации по-
следствий нападения с воздуха. По своему предназначению они подразделялись на части внутреннего наблюдения и авиационной разведки (BHAP), связи, дегазации, медико-санитарные, противопожарные, инженерные и автотранспортные. Организа-ционно состояли они из рот, батальонов, полков и бригад. Это было зарождением бу-дущих воинских частей МПВО и войск гражданской обороны. Следующим этапом в развитии организационных форм МПВО явилось постановление Реввоенсовета СССР
№ 033, которым 10 мая 1932 года 6-е управление штаба РККА было преобразовано в Управление ПВО РККА с непосредственным подчинением его Реввоенсовету СССР. На управление ПВО РККА было возложено практическое руководство службой ПВО всей территории страны, а также объединение деятельности всех гражданских ве-
17
домств, учреждений и общественных организаций в этой области. Проводились и другие важные мероприятия по укреплению ПВО страны.
Наконец, 4-го октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров
СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обо-роны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воз-
душного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны — основы будущей системы Гражданской обороны СССР.
Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов, и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (осо-бенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим жи-вотным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти, и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти, и объек-тов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоз-душной обороны.
Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.
Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским де-лам (с 1934 года – Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов – их ко-мандованием.
Для решения задач МПВО организовались соответствующие силы – воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов. И доброволь-ные формирования МПВО: в городских районах — участковые команды, на предпри-ятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты. Формиро-вания МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100 – 300 рабочих и служащих – на предприятиях и в учреждениях, и от 200—500 человек жителей – при домоуправ-лениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дега-зационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.
Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО,
а обучение населения – через учебную сеть общественных оборонных организаций.
В связи с местным характером деятельности органов управления и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 года, руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.
18
Таким образом, в предвоенные годы, в основном сложилась система мероприя-тий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территорий страны от вооруженного нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее, благоприятных условий для работы промыш-ленных предприятий, транспорта, коммунального хозяйства в военное время.
Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
В первые же дни авиация фашисткой Германии, руководствуясь общим планом «молниеносной войны» подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов нашей страны: среди них Киев, Минск, Севастополь, Одесса, Кишинев, Кау-нас, Мурманск.
Враг пытался дезорганизовать работу нашего тыла, сорвать мобилизацию в за-падных районах страны, посеять панику среди населения.
Мобилизуя советский народ на защиту страны, Совет Народных Комиссаров
СССР 2 июля 1941 года издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». В нем предлагалось охватить обучением все население страны в возрасте от 16 до 60 лет (мужчины) и от 18 до 50 лет (женщи-ны). Общее руководство этой подготовкой Советское правительство возлагало на Главное управление МПВО НКВД СССР.
Непосредственное руководство по усилению МПВО и сколачиванию формирова-ний из рабочих и служащих осуществляли руководители предприятий, являвшиеся начальниками МПВО своих объектов и партийные организации заводов, фабрик, желез-нодорожных станций. Штабы МПВО, службы и формирования создавались повсемест-но.
В целях обеспечения быстрого восстановления, разрушенного врагом хозяйства, 9
июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об образо-вании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов». Отряды создавались на базе строительных трестов и
управлений, ремонтных служб исполкомов местных советов. В дальнейшем эти аварий-но-восстановительные отряды стали основой аварийно-восстановительной службы МПВО, той реальной силой которая, обеспечила бесперебойную работу важнейших объ-ектов экономики, восстановление разрушенного городского коммунального хозяйства.
Принятые руководством страны и местными органами власти меры позволили за лето и осень 1941 года мобилизовать значительные силы и средства тыла страны на усиление местной противовоздушной обороны СССР. Объединенные в различные формирования, команды и группы самозащиты, советские люди составили огромную армию бойцов МПВО, вставшую на защиту страны от воздушных налетов противни-ка. В результате в первый год войны в стране было создано свыше 80 000 групп само-защиты и подготовлено к противовоздушной и противохимической обороне 40 млн. человек, т.е. столько же, сколько за весь довоенный период.
Оборона Киева, Одессы, Севастополя, Смоленска и других городов показала, что вместе с армией и флотом самоотверженно защищали советские города жители, входившие в формирования МПВО.
В период коренного перелома в войне огромную роль в укреплении МПВО страны сыграло постановление ГКО от 16 июня 1943 «О местной противовоздушной обороне», содержание комплекс мероприятий по усилению численности войсковых формирований, укреплению руководящего состава и других мер.
19
В усилении МПВО значительную роль также сыграло постановление СНК
СССР от 12 июля 1943 года «О реорганизации формирований МПВО». Оно конкрети-
зировало порядок создания в крупных административных и промышленных центрах городских батальонов. На 980 особо важных объектах были созданы аварийно-восстановительные отряды, 35% личного состава которых находилось на казармен-ном положении.
В результате усиления МПВО общая численность личного состава системы МПВО страны к началу 1944 года превышала 6 млн. человек. Причем ее основу со-ставляли невоенизированные формирования и группы самозащиты.
В период разгрома фашисткой Германии, изгнания вражеских войск за пределы
СССР, освобождения от оккупации стран Европы, полного краха фашисткой Герма-нии и ее безоговорочной капитуляции, решались новые задачи: проводилась большая работа по развертыванию и укреплению МПВО в освобожденных городах и районах страны; осуществлялась расчистка территорий, где проходили военные действия, от оставшихся и невзорвавшихся боеприпасов; личный состав МПВО принимал участие
в восстановлении народного хозяйства, нарушенного войной.
Всего на города и объекты тыла нашей страны во время войны было совершено более 30 тысяч групповых и одиночных налетов, сброшено около 600 тысяч фугасных авиабомб общим весом более 70 тысяч тонн и около 1 миллиона зажигательных авиа-бомб. МПВО обеспечила защиту в убежищах и укрытиях 25,5 млн. человек.
Медико-санитарная служба оказала помощь более 135,2 тысячам пострадав-шим гражданам. Противопожарная служба ликвидировала 10 133 пожара и без малого 78 тысяч возгораний. Силы и средства МПВО ликвидировали 2 744 очага поражения и разобрали свыше 435м3 завалов. Пиротехнические подразделения МПВО обезвре-дили 432 тысячи фугасных и зажигательных авиабомб, 523 тысячи мин и артиллерий-ских снарядов, огромное количество других боеприпасов.
Участвуя в восстановлении народного хозяйства, части и формирования МПВО возродили более 250 промышленных предприятий, построили заново или отремонти-ровали 15 685 зданий, ввели в строй 205 железнодорожных и автомобильных мостов, осуществили ремонт свыше 545 тысяч м2 шоссейных дорог, восстановили 188 км во-допроводных и 873 км канализационных сетей, 767 км линий связи и 405 км трамвай-ных путей.
Главный итог деятельности МПВО страны в военное время состоит в том, что она обеспечила сохранение жизни и здоровья миллионам людей, ослабила разруши-тельное воздействие воздушных ударов противника. В этом убедительное доказатель-ство ее эффективности и правильной организации. МПВО полностью оправдала свое предназначение.
Война показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и терри-торий в чрезвычайных ситуациях относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
Победоносное окончание Великой Отечественной войны, переход от войны к миру поставили перед советским народом новые грандиозные и сложные задачи по ликвидации последствий войны, восстановлению народного хозяйства, дальнейшему продвижению вперед.
Руководство страны учитывало, что успешное решение этих задач потребует преодоление огромных трудностей, поскольку минувшая война была для нашей стра-ны самой тяжелой и разрушительной.
20
Было разрушено 1710 городов, превращено в пепелище более 70 тысяч сел и деревень, уничтожено полностью или частично 31 850 промышленных предприятий; 65 тысяч км железных дорог, разрушено 4 100 железнодорожных станций, разграбле-но 98 тысяч колхозов, 1 876 совхозов и 2 890 МТС.
Предстояло выполнить огромную по объему работу, чтобы залечить раны вой-ны, перевести народное хозяйство на мирные рельсы.
Личный состав МПВО принимал самое активное участие в проведении восста-новительных работ в народном хозяйстве. С участием подразделений и частей МПВО было введено в строй свыше 250 крупных промышленных предприятий.
Личный состав МПВО широко привлекался к решению очень острой для того времени проблеме обеспечения населения, проживающего на освобожденной от врага территории, жильем. Надо было быстро строить и восстанавливать дома для населе-ния. И с этой задачей МПВО справилась с честью – было отремонтировано и постро-ено заново свыше 15 тысяч зданий и жилых домой.
Наряду с участием личного состава частей МПВО в восстановлении городского хозяйства и жилья, большая работа была проведена по очистке освобожденной терри-тории от невзорвавшихся авиабомб, снарядов, мин и других «сюрпризов», оставлен-ных бежавшими гитлеровцами.
В этот период организационная структура МПВО подверглась совершенство-ванию. По постановлению СНК СССР от 24 октября 1945 года были значительно со-
кращены органы управления, в том числе и Главное управление МПВО НКВД СССР, войска МПВО, невоенизированные формирования, а городские части МПВО - рас-формированы.
Несмотря на организационные изменения, работа по совершенствованию защи-
ты населения от нападения с воздуха продолжалась. Обучение граждан проводилось в кружках по 20-часовой программе «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противо-химической обороне). Эта работа осуществлялась в основном Добровольным обще-ством содействия армии, авиации и флоту. Знания и навыки закреплялись на учениях
и тренировках. Эффективной формой обучения являлись районные и городские со-ревнования по МПВО. Опыт послевоенной деятельности МПВО оказался вскоре вос-требованным при, ликвидации последствий Ашхабадского землетрясения, произо-шедшего в ночь с 5 на 6 октября 1948 года. Полученный опыт по ликвидации послед-
ствий землетрясения имел большое значение для совершенствования МПВО, органи-зации и ведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.
31 октября 1949 года Совет Министров СССР утвердил новое «Положение о местной противовоздушной обороне СССР». В нём были определены цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на террито-рии, страны, роль и место войск и формирований МПВО, групп самозащиты, порядок подготовки кадров в системе МПВО, обязанности министерств, ведомств и организа-ций по МПВО. Для выполнения задач МПВО создавались силы, включающие войска
и формирования. Войска состояли из инженерно-противохимических частей МПВО МВД СССР центрального подчинения и городских частей (как правило, в сокращён-
ном составе). Для ликвидации массовых разрушений предназначались городские ава-рийно-восстановительные отряды, перечень и численность которых утверждались Советами Министров республик по представлению МВД СССР.
В целях обеспечения заблаговременной подготовки к защите населения и ра-ботников предприятий и повышения надёжности работы важных для обороны и
21
народного хозяйства объектов в военное время, в 1951 году Совет Министров СССР
принял постановление «Об утверждении норм на проведение инженерно-технических мероприятий МПВО при проектировании и строительстве». А позже, в июне 1955 го-да были приняты еще два важных постановления: «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомно-го оружия» и «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия», в которых указывалось, что подготовка страны к МПВО должна вестись с учётом возможного применения противником ядерного оружия. Эвакуация населения крупных экономических и административно-политических центров была определена как основной способ защиты от ядерного оружия. Впервые в стране вводилось всеобщее и обязательное обучение населения противоатомной защите. Особое внимание было обращено на организацию своевре-менного оповещения. Руководством страны были предприняты меры по укреплению МПВО, совершенствованию её организационной структуры и технической оснащён-ности, уточнению задач, положившие начало качественно нового этапа в строитель-стве МПВО как предшественнице гражданской обороны.
Был образован штаб МПВО страны, на местах - областные, краевые, республи-канские штабы МПВО.
Важным событием в совершенствовании МПВО явилось утверждение нового «Положения о местной противовоздушной обороне Союза ССР» в 1956 году, в кото-ром впервые было подчеркнуто, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от атомного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечиваю-щих надёжность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с возду-ха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также вы-полнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.
Особое внимание было обращено на то, что МПВО организуется на территории всей страны.
Важную роль в подготовке МПВО к действиям в новых условиях сыграло по-становление Совета Министров СССР от 4 мая 1959 года «О мерах по обеспечению подготовки страны к местной противовоздушной обороне», в котором предусматри-вались меры по улучшению оповещения населения, строительству в 1959-1965 годах защитных и специальных сооружений, накоплению мобилизационных ресурсов и по-вышению боевой готовности войсковых частей и формирований МПВО, рассредото-ченному размещению предприятий, укрытию в специальных подземных сооружениях особо важных заводов, государственных резервов, созданию дублёров уникальных и особо важных предприятий, усилению работы ДОСААФ, СОКК и КП СССР, всеоб-щему обязательному обучению в городах и сельской местности защите от атомного, химического и бактериологического оружия.
Выполнение перечисленных мероприятий повысило оперативную готовность всей системы МПВО, ускорило накопление значительного фонда защитных сооруже-ний. Убежища МПВО прошли испытания на Семипалатинском ядерным полигоне и показали высокую эффективность.
В конце 50-х годов ХХ столетия с появлением ракетно-ядерного оружия встал вопрос об иных, более совершенных, способах и средствах защиты тыла, о более надёжном обеспечении безопасности населения в военное время.
22
В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная система – Гражданская оборона СССР. В основу новой системы легли опыт, тради-ции, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР». В нем было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных ме-
роприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты насе-ления и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериоло-гического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-
восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по терри-ториально-производственному принципу».
Также было определено содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.
За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.
Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продоволь-ствия, фуража, сельскохозяйственных животных. В случае применения оружия мас-сового поражения предусматривалось проведение массовых спасательных работ в очагах поражения.
Теория и практика ведения гражданской обороны строились с учетом суще-ствующих взглядов на ведение войны с применением ядерного оружия. В основу ве-роятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий (и соответственно применению оружия массового пораже-ния) предшествует так называемый «особый период», в ходе которого конфликтую-щие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его про-должительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев.
В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы: в первую группу входили мероприятия, проводимые заблаговременно, в мир-ное время; во вторую группу были включены мероприятия, проводимые в «особый пе-риод»; в третью группу были включены мероприятия, проводимые в военное время.
Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышлен-ных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществ-лялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.
Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах созда-вались соответствующие службы (с учетом опыта МПВО): связи, инженерная, проти-
вопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и рас-тений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабже-ния, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.
23
Новые подходы к организации спасательных работ в очагах ядерного пораже-ния потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено коли-чество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава).
Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьезные изменения. Основными среди них стали территориальные сводные спасательные и объектовые отряды граж-данской обороны.
Достаточно успешно разрабатывались вопросы медицинской защиты населе-ния. Это стало возможным благодаря активному участию в этой работе Министерства здравоохранения СССР и созданной на базе его Медицинской службы гражданской обороны страны. В короткие сроки был создан запас медицинских средств защиты, большое количество специальных медицинских формирований на местах (отрядов первой медицинской помощи, санитарных дружин и др.).
В больших объемах создавались запасы средств индивидуальной защиты насе-ления (противогазы, респираторы и т.д.).
На новый уровень по сравнению с МПВО были подняты вопросы оперативной
подготовки. Большое внимание было уделено разработке оперативных планов граж-данской обороны. Повседневной практикой стало проведение крупных командно-штабных учений по гражданской обороне. Как правило, такое учение проводилось каждый год в республике, крае, области.
Особое место занимала подготовка населения. В 1966 году вводится в действие новая 21-часовая программа подготовки граждан по гражданской обороне - всеобщий обязательный минимум знаний. Рабочие, служащие, колхозники обучение проходили непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Занятия проводили не об-щественные инструкторы, а начальники цехов, отделов, служб, бригадиры, т.е. руко-водители обучали подчиненных.
В начале 70-х годов ХХ столетия несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на
передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дально-сти (1 000-5 500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлетное время (10-12 мин) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Ре-ально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. В этих условиях гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов страте-гического равновесия.
Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения и в деятельность Граж-данской обороны СССР, прежде всего, повысить эффективность защиты населения. Для этого необходимо было увеличить фонд защитных сооружений и создать надеж-ную систему оповещения всего населения страны, резко сократить время перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, провести комплекс мероприя-тий в области повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время, повысить полезную значимость системы гражданской обороны в мирное время.
Предусматривался более разносторонний комплекс мероприятий в городах и на объектах, которые могут подвергнуться ударам противника. Их условно можно све-сти в три группы, составляющие содержание основных задач гражданской обороны:
первая группа мероприятий, связанных с непосредственным обеспечением за-щиты населения от средств поражения противника;
24
вторая группа мероприятий, направленных на повышение устойчивости функ-ционирования экономики и уменьшение возможного ущерба народному хозяйству при применении противником ядерного оружия и других средств поражения;
в третью группу входили мероприятия по подготовке сил и средств для ликви-дации последствий нападения противника и проведения спасательных и других неот-ложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.
Жизнь потребовала, вместе с тем, внесения существенных поправок в органи-зацию и порядок планирования и осуществления мероприятий. В этот период был принят ряд важных постановлений правительства и других директивных документов по вопросам гражданской обороны.
Одним из главных документов было новое Положение о гражданской обороне Союза ССР, утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 18 марта 1976 года № 201-78.
В новом Положении было определено, что Гражданская оборона СССР являет-ся составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника. Исходя из данного определения, все мероприятия граждан-ской обороны предписывалось впервые осуществлять согласованно с другими меро-приятиями оборонного характера. По значимости гражданская оборона выводилась на уровень вооруженной защиты, на качественно новый уровень решения ее задач.
Вся организационная работа центрального руководства, штабов и органов гражданской обороны была направлена на совершенствование принципов, средств и
способов защиты населения, был сделан большой вклад в разработку и осуществле-ние инженерно-технических мероприятий по защите населения и экономики страны от оружия массового поражения.
Одновременно с этим предусматривался целый ряд других мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения: организацию оповещения об опас-ности нападения противника; организацию радиационного, химического и бактерио-
логического (биологического) наблюдения, разведки и лабораторного контроля; про-ведение санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических ме-роприятий; снижение запасов горючих, взрывоопасных и сильнодействующих ядови-тых веществ в городах и на объектах народного хозяйства; создание защищенных за-
пасов продовольствия, одежды, медикаментов, медицинского имущества, предметов первой необходимости и других материально-технических средств; обучение населе-ния способам защиты и другие.
В 1976 году Правительством было принято решение о возложении на Граждан-скую оборону СССР задачи по повышению устойчивости функционирования народ-ного хозяйства в военное время. На данном этапе развития Гражданской обороны
СССР эта проблема определялась как одна из важнейших. Мероприятия по ее осу-ществлению проводились и раньше. Однако они проводились, как правило, на уровне объектов народного хозяйства и по отдельным вопросам, в связи с чем, проблема по-вышения устойчивости в масштабе отрасли и, тем более, в масштабе народного хо-зяйства страны не могла быть решена. Теперь же в целях практической реализации этой задачи в системе Гражданской обороны СССР, Госплане СССР, министерствах и ведомствах, союзных и автономных республиках, краях, областях и городах были со-зданы специальные органы управления. В областях (краях), крупных городах и на объектах народного хозяйства были созданы комиссии по устойчивости, в состав ко-
25
торых включались главные специалисты объектов народного хозяйства и представи-тели территориальных плановых органов.
В марте 1979 году по инициативе Госплана СССР и Управления начальника Гражданской обороны СССР было принято постановление ЦК КПСС и Совета Мини-стров СССР «Об утверждении общих требований по повышению устойчивости рабо-ты отраслей народного хозяйства в военное время», в котором были изложены основ-ные направления повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны, его отраслевых и территориальных звеньев: обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в военное время; рациональное размещение производитель-ных сил на территории страны; подготовка к работе в условиях военного времени от-раслей народного хозяйства и промышленности; подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в условиях военного времени; подготовка си-стемы управления народным хозяйством для решения задач военного времени.
На основе этих требований в 1980-1981 годах в министерствах, ведомствах СССР
и союзных республиках были разработаны отраслевые и республиканские требования. Глубокие изменения были внесены в систему подготовки руководящего соста-
ва органов гражданской обороны. Она охватила подготовку всех категорий кадров штабов, служб, сил гражданской обороны, объектов народного хозяйства, а также обучение всего населения способом защиты от оружия массового поражения.
Гражданская оборона СССР в эти годы была одной из лучших подобных си-стем в мире. Это признавали и вероятные противники. Не случайно при переговорах о сокращении стратегических сил возможности гражданской обороны также ложились в чашу весов аргументов. Была создана довольно мощная, со своей строгой организа-ционной структурой, государственная всенародная система. Всенародный характер гражданской обороны — ее главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.
Вместе с тем, со временем, выявились и серьезные издержки в стиле работы органов гражданской обороны. При проведении мероприятий гражданской обороны стал преобладать количественный подход в ущерб качеству. Ежегодно планировались десятки тысяч различных комплексных учений, других мероприятий без учета реаль-ных возможностей по их материальному и техническому обеспечению, в упрощенной обстановке. Многие из проведенных мероприятий оказывались, по вполне понятным причинам, малоэффективными, а в некоторых случаях бесполезными. Назревала про-блема перестройки гражданской обороны, что обусловливалось и ростом количества и масштабов в 80-е годы прошлого столетия возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою дея-тельность рамками военного времени. Ее потенциал, силы и средства должны с боль-шей эффективностью использоваться в мирных условиях при ликвидации послед-ствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году по-требовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития ее в плане непосредственного реше-ния задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.
Такие меры были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР № 886-213 от 30 июля 1987 года «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны»:
26
возложение на гражданскую оборону задач по защите населения в мирное вре-мя от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасатель-ных и других неотложных работ в ходе их ликвидации;
создание мобильных отрядов специальной защиты на областном уровне, а так-же мобильных соединений и частей гражданской обороны постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях;
создание во всех республиках, краях, областях, городах, районах коллегиаль-ных органов управления — постоянных чрезвычайных комиссий (ПЧК) и др.
Спитакское землетрясение в Армении в 1988 году вновь подтвердило, что гражданская оборона к решению задач защиты населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера не готова. В связи с этим бы-ло принято решение о создании специальной государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Образование государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях началось с создания в 1989 году в структуре Правительства
СССР специального органа - Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а затем в декабре 1990 года Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Несколько позже в 1990 году в РСФСР был создан Российский корпус спасате-лей, на правах государственного комитета, преобразованный в 1991 году в Государ-ственный Комитет Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям, а в ноябре 1991 года на его базе и базе Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государ-ственный Комитет РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР), на который была воз-ложена координация деятельности органов государственного управления РСФСР по защите населения и национального достояния, в том числе от опасностей, возникаю-щих при ведении военных действий. В ведение Комитета были переданы войска, орга-низации и учреждения гражданской обороны, дислоцированные на территории РСФСР.
С этого времени по настоящее время вся деятельность гражданской обороны Российской Федерации, ее развитие связана с ГКЧС РСФСР, а затем созданным на его базе Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В апреле 1992 года была создана Российская система предупреждения и дей-ствий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная позже в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в дальней-шем преобразованную в Единую государственную систему предупреждения и ликви-дации чрезвычайных ситуаций. Все эти годы задачей гражданской обороны, ее сил и средств, кроме основной задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, было участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороны в Рос-сийской Федерации было возложено на Председателя Правительства Российской Фе-дерации, который по должности стал начальником гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.
Указом предусматривалось комплектование войск гражданской обороны воен-нослужащими на добровольной основе — по контракту, что позволило увеличить
27
укомплектованность войск. Штабы гражданской обороны получили новое название - штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (штабы ГОЧС). Переименованием штабов было подчеркнуто, что проблемы защиты населения и тер-риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера наравне с проблемами гражданской обороны становятся задачами этих штабов. Принятыми ме-рами удалось повысить потенциал гражданской обороны страны.
Дальнейшие события это подтвердили. Наиболее показательным было участие войск гражданской обороны в 1995-1996 годах в гуманитарных операциях в Чеченской Республике. Сводные отряды, сформированные на базе соединений воинских частей гражданской обороны, в условиях ведения боевых действий вели аварийно-спасательные работы, работы по оказанию гуманитарной помощи, эвакуации вынуж-денных переселенцев, восстановлению систем жизнеобеспечения, первоочередному жизнеобеспечению населения хлебом, водой, медикаментами, электроэнергией, газом, обрушению поврежденных зданий и конструкций, не подлежащих восстановлению, разборке и вывозу завалов, обнаружению и уничтожению взрывоопасных предметов.
12 февраля 1998 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ). Впервые в истории России проблемы граждан-ской обороны были регламентированы законодательным актом.
Закон определил задачи, правовые основы их осуществления и полномочия ор-ганов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной вла-сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организа-ций в области гражданской обороны. Указанный федеральный закон закрепил поня-тие гражданской обороны, как системы мероприятий по подготовке к защите и по за-щите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вслед-ствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера; задачи в области гражданской обороны; принципы органи-зации и ведения гражданской обороны; полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе Президента Рос-сийской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Феде-рации, органов местного самоуправления и организаций; права и обязанности граж-дан Российской Федерации в области гражданской обороны; руководство граждан-ской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной; силы гражданской обороны, основы деятельности войск гражданской обороны и порядок финансирования мероприятий по гражданской обороне.
В целях совершенствования организации гражданской обороны постановлени-ем Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 года № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» был утверждён Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне, определяющий основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне.
С 1999 года началось реформирование войск гражданской обороны, осуществ-ляемое в соответствии с основными положениями военной реформы в Российской Федерации. Были сформированы спасательные центры, разработаны и утверждены план строительства войск гражданской обороны, и Программа вооружения войск гражданской обороны на период до 2005 года. Реформирование войск осуществля-лось с учетом перехода от принципа их использования для прикрытия отдельных объ-ектов к принципу прикрытия территорий. Это потребовало значительно увеличить
28
мобильность соединений и воинских частей, уровень их технической оснащенности и профессиональной подготовки.
5 января 2004 года Президентом Российской Федерации были утверждены «Ос-новы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». В этом документе были заложены основы подготовки государства к веде-нию гражданской обороны в новых политических и социально-экономических услови-ях, определены задачи, основные направления и пути реализации этой политики.
В эти годы была уточнена структура плана гражданской обороны, который от-ныне называется План гражданской обороны и защиты населения. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122 был упразднен институт начальников гражданской обороны, ликвидированы службы гражданской обороны, разделены полномочия в области гражданской обороны между органами исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправле-ния. На гражданскую оборону была возложена задача по предупреждению и ликвида-ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которую теперь решают, как РСЧС, так и гражданская оборона.
Основными направлениями совершенствования системы гражданской обороны в это время являлись:
интеграция гражданской обороны с РСЧС, максимально возможное обеспече-ние их органической связи и взаимодополнения;
осуществление новой политики в области гражданской обороны, предусматри-вающей разработку новых подходов к защите населения с учетом изменившегося ха-рактера современных войн и вооруженных конфликтов;
совершенствование подготовки сил гражданской обороны, обеспечение их го-товности к ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, вследствие сближения характера и объемов задач мирного и военного времени.
В целях дальнейшего развития сил гражданской обороны в 2011 году на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны были сфор-мированы спасательные воинские формирования МЧС России, определены их задачи, порядок применения, организация деятельности, порядок комплектования и подго-товки. Спасательные воинские формирования стали соединениями постоянной готов-ности, их возможности по проведению аварийно-спасательных работ повысились в 1,5 - 2 раза, улучшилось их оснащение, повысилась мобильность, готовность к при-менению, как в мирное, так и в военное время в существующей штатной структуре.
Гражданская оборона Российской Федерации на современном этапе составляет часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предна-значена для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также для защиты населения и терри-торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и при терро-ристических актах.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасно-сти, государство выполняет три важнейшие функции:
обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания по-мощи пострадавшим (социальная);
29
сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического по-тенциала страны (оборонная);
сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функциони-рования экономики, выживания населения, защита материальных и культурных цен-ностей (экономическая).
3 сентября 2011 года Указом Президента Российской Федерации № Пр-2613 были утверждены основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года.
Проведение единой государственной политики Российской Федерации в обла-сти гражданской обороны является важной задачей по совершенствованию оборонно-го строительства, обеспечению безопасности государства и целенаправленной дея-тельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в осуществлении защиты населения, материальных и культурных цен-ностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при веде-нии военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для своевременного реагирования на сохраняющиеся и перспективные угрозы основными направлениями единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года являются:
развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны; совершенствование системы управления гражданской обороны; совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и
культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие сил гражданской обороны; сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования эко-
номики и выживания населения в военное время; совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных
лиц и работников в области гражданской обороны; развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
30
Дата: 2019-02-25, просмотров: 336.