ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По каждому факту аварийной ситуации (инцидента), аварии или несчастного случая в организациях должно проводиться техническое расследование их причин.

Расследование несчастных случаев и аварий на объектах, подконтрольных органам Ростехнадзора, а также их причин должно проводиться в соответствии с ТК РФ. Причины несчастных случаев, происшедших с третьими лицами, не связанными трудовыми отношениями с организацией, на которой произошла авария, не подпадающими под действие «Положения о порядке расследования несчастных случаев на производстве», устанавливаются при расследовании причин аварии, вызвавшей несчастные случаи.

На основании Федерального закона [2] разработано Положение [14], устанавливающее порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта, Положение является обязательным для всех организаций.

В случае аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект:

1) незамедлительно сообщает об аварии по установленной форме в территориальный орган Ростехнадзора, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковых), орган местного самоуправления, Государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, сообщает соответственно в территориальные органы МЧС России;

2) сохраняет обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварий и сохранению жизни и здоровья людей;

3) принимает участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимает меры по устранению причин и недопущению подобных аварий;

4) осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий;

5) принимает меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей природной среды.

Руководитель организации несет ответственность за невыполнение изложенных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Техническое расследование аварии направлено на установление ее обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий.

Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа Ростехнадзора.

По согласованию в состав комиссии включаются представители:

— соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности либо их территориальных органов;

— субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;

— организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

— вышестоящего(щей) органа (организации) (при наличии таковых);

— территориального объединения профсоюзов;

— страховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законодательством.

Комиссия назначается приказом по территориальному органу Ростехнадзора.

В зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий аварии) специальная комиссия может быть создана по решению Ростехнадзора во главе с его представителем.

Президент или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии должна незамедлительно приступить к работе и в течение 10 дней представить акт расследования и другие необходимые документы и материалы.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию, в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов-экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях.

Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением комиссии по техническому расследованию аварии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования.

В ходе расследования комиссия:

1) производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии;

2) взаимодействует со спасательными подразделениями;

3) опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения от должностных лиц;

4) выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины их возникновения;

5) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

6) выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности;

7) проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

8) проверяет качество принятых проектных решений;

9) проверяет соответствие области применения оборудования;

10) проверяет наличие и исправность средств защиты;

11) проверяет квалификацию обслуживающего персонала;

12) устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;

13) определяет нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения;

14) предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;

15) определяет размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей среде.

Расчет экономического ущерба от аварии осуществляется организацией, на объекте которой произошла авария, по методикам, утвержденным в установленном порядке.

Документ об экономических последствиях аварии подписывается руководителем организации, проводившей расчет.

Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

Материалы технического расследования аварий должны включать:

1) приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии;

2) акт технического расследования аварии, к которому прилагаются:

а) протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;

б) распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;

в) заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии, с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;

3) докладную записку военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), газоспасательных служб (ГСС), противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и служб предприятия о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;

4) протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;

5) справки об обучении и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;

6) справки о размере причиненного вреда;

7) форму учета и анализа аварий;

8) другие материалы, характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от аварии.

Организация не позднее трех дней после окончания расследования отсылает материалы расследования аварии в Ростехнадзор и его территориальный орган, производивший расследование, соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в расследовании причин аварии, территориальное объединение профсоюзов, органы прокуратуры по месту нахождения организации, НТЦ «Промышленная безопасность» Ростехнадзора.

По результатам расследования аварии руководитель организации издает приказ, предусматривающий соответствующие меры по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.

Руководитель организации предоставляет письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии, организациям, представители которых участвовали в расследовании. Информация предоставляется в течение десяти дней по окончании сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, ведет учет аварий, анализирует причины их возникновения; один раз в полугодие представляет в территориальный орган Ростехнадзора информацию о количестве аварий, причинах их возникновения и принятых мерах. Данная организация по мотивированным запросам органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов может предоставлять информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению.

На основании анализа причин аварий, происшедших на опасных производственных объектах, Ростехнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять нормативное регулирование в области промышленной безопасности, при необходимости вносят соответствующие дополнения, изменения в нормативные акты, содержащие требования безопасного ведения работ на опасных производственных объектах, в пределах их компетенции.

Установление причин, анализ и учет инцидентов осуществляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Порядок проведения работ по установлению причин инцидентов определяется руководством организации по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора.

Для установления причин инцидентов создается комиссия. Состав комиссии назначается приказом руководителя организации.

Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной предприятием. Акты расследования должны содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе вреде, нанесенном окружающей среде, а также меры по устранению причин инцидента.

Учет инцидентов на опасном производственном объекте ведется в специальном журнале, где регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный природной среде), меры по устранению причин инцидента и отметка об их выполнении.

Организация ведет анализ причин инцидентов и ежеквартально сообщает в территориальный орган Ростехнадзора информацию о количестве инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Территориальные органы Ростехнадзора осуществляют контроль учета и анализа инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности разработанных мер по устранению причин и предупреждению инцидентов и их выполнения в установленные сроки.

Примерный перечень аварий по объектам газоснабжения:

— разрушения газопроводов, выход из строя газового оборудования ГРП, ГРУ, повлекших за собой взрывы газа в жилых домах, общественных зданиях, инженерных сооружениях, а также остановку (перерыв) газоснабжения города, населенного пункта, микрорайона, предприятия (промышленного, коммунального, сель- скохозяйстве иного);

— взрывы и пожары, связанные с эксплуатацией газового хозяйства, газонаполнительных и автозаправочных станций сжиженных газов, ТЭЦ и районных отопительных котельных;

— взрывы газа в газифицированных печах, топках и газоходах котлов, агрегатах, вызвавших их местные разрушения или отключения;

— повреждения подземных газопроводов (механические, коррозионные и др.).

ПОДГОТОВКА АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Обязанности по решению вопросов, связанных с подготовкой и аттестацией работников эксплуатирующей организации возлагаются на руководителя организации.

Обязанности по организации подготовки и аттестации работников эксплуатирующей организации, составлении ежегодного графика обучения возлагаются на .

Порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности определяется Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37.

Если для отдельных категорий специалистов нормативными правовыми актами установлены дополнительные требования к проверке и контролю знаний по безопасности, то применяются также требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

При аттестации по вопросам промышленной безопасности проводится проверка знаний:

- общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах;

Проверка знаний проводится отдельным экзаменом. При формировании экзаменационных билетов в них включаются не менее пяти вопросов (тестовых заданий) по каждой из областей аттестации.

Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Ростехнадзором.

Подготовка может проводиться:

- в организациях, занимающихся подготовкой, в очной и дистанционной формах;

- в режиме самоподготовки.

Аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций:

а) осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на опасных производственных объектах;

б) разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта;

в) осуществляющих экспертизу безопасности;

г) осуществляющих предаттестационную подготовку и профессиональное обучение по вопросам промышленной безопасности;

д) осуществляющих строительный контроль.

Аттестация специалистов проводится:

- в комиссиях организации, в которой работают аттестуемые,

- в аттестационных комиссиях Ростехнадзора (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).

Специалисты подрядных и других привлекаемых организаций могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях организации-заказчика. Аттестация членов аттестационных комиссий филиалов/структурных подразделений организации (без права юридического лица) проводится в аттестационной комиссии организации.

Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца:

- при назначении на должность;

- при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации;

- при переходе из одной организации в другую.

В случае изменения учредительных документов и/или штатного расписания организации ранее аттестованные специалисты, должностные обязанности которых не изменились, первичной аттестации не подлежат.

Периодическая аттестация специалистов проводится не реже чем один раз в пять лет, если другие сроки не предусмотрены иными нормативными актами. Если в нормативном правовом акте в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлены иные сроки периодической аттестации, чем предусмотренные Положением, то применяются нормы Положения.

Внеочередная проверка знаний нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования безопасности по вопросам, отнесенным к компетенции руководителя организации и специалиста, проводится после ввода в действие новых нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Внеочередная проверка знаний проводится также по решению руководителя территориального органа Ростехнадзора по предписанию должностного лица Ростехнадзора при установлении недостаточных знаний требований безопасности специалистами, аттестованными в аттестационных комиссиях поднадзорных организаций.

Внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора подлежат руководитель и/или лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом.

Допускается проведение внеочередной аттестации в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

Лица, принимающие решение об аттестации, не должны принимать участие в проведении подготовки.

Аттестационные комиссии организации создаются приказом (распоряжением) руководителя организации.

В состав аттестационной комиссии организации включаются:

- руководители и главные специалисты организации,

- руководители и начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований промышленной безопасности,

- представители аварийно-спасательных служб,

- другие высококвалифицированные специалисты.

Возглавляет комиссию один из руководителей организации.

По инициативе председателя аттестационной комиссии организации или его заместителя в состав комиссии по согласованию могут включаться представители территориальных органов Ростехнадзора, если обязательность их участия не предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами.

Аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации.

Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации.

График аттестации направляется в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора в порядке информирования.

В территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора проходят аттестацию:

- руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 2000 человек;

- руководители и специалисты экспертных организаций, выполняющих работы для поднадзорных Ростехнадзору организаций;

- специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности;

- иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

В Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора проходят аттестацию:

- руководители организаций и их заместителей, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 2000 человек;

- члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 2000 человек;

- иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

Аттестационные комиссии Ростехнадзора рассматривают представленные в секретариаты аттестационных комиссий обращения поднадзорных организаций, в которых работают аттестуемые, о проведении аттестации работников.

Результаты проверок знаний по вопросам безопасности и внеочередной аттестации оформляются протоколом в двух экземплярах.

Документы, подтверждающие прохождение аттестации в Центральной аттестационной комиссии или в одной из территориальных аттестационных комиссий Ростехнадзора, действительны на всей территории Российской Федерации.

Лица, не прошедшие аттестацию (проверку знаний), должны пройти ее повторно в сроки, установленные аттестационной комиссией. Лица, не прошедшие аттестацию, могут обжаловать решения аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования, учитываемые при организации и проведении обучения и проверки знаний по безопасности рабочих основных профессий организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций), осуществляющих строительство, эксплуатацию, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; объекта электроэнергетики; объекта, на котором эксплуатируются электрические, тепловые установки и сети, гидротехнические сооружения, изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах, транспортирование опасных веществ определены в Положении об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37.

Если для отдельных категорий рабочих основных профессий нормативными правовыми актами установлены дополнительные требования к обучению и контролю знаний по безопасности, то применяются также требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

Проверка знаний рабочих основных профессий в области безопасности проводится в объеме квалификационных требований, а также в объеме требований производственных инструкций и/или инструкций для данной профессии.

Ответственным за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний в целом по организации является руководитель организации (работодатель), а в подразделении организации - руководитель подразделения.

Обучение рабочих основных профессий включает:

- подготовку вновь принятых рабочих;

- переподготовку (переобучение) рабочих;

- обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

- повышение квалификации рабочих.

Подготовка вновь принятых рабочих основных профессий проводится в организациях (учреждениях), реализующих программы профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования, начального профессионального образования, в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Программы профессионального обучения для рабочих основных профессий разрабатываются организациями (учреждениями), реализующими эти программы, в соответствии с квалификационными требованиями для каждого разряда конкретной профессии и установленным сроком обучения. Программы профессионального обучения предусматривают теоретическое и производственное обучение.

Программы профессионального обучения согласуются с Ростехнадзором или ее территориальными органами. Перечень основных профессий рабочих, программы обучения которых должны быть согласованы с Ростехнадзором, утверждается Ростехнадзором.

Индивидуальная теоретическая подготовка вновь принятых рабочих основных профессий не допускается. Теоретическое и производственное обучение осуществляется в учебной группе.

Производственное обучение проводится на учебно-материальной базе (учебные лаборатории, мастерские, участки, цехи, тренажеры, полигоны и т.п.), оснащение которой обеспечивает качественную отработку практических навыков обучаемых. Производственное обучение проводится под руководством преподавателя, мастера производственного обучения или высококвалифицированного рабочего.

По окончании обучения проводится итоговый экзамен по проверке теоретических знаний и практических навыков обучающихся. По результатам экзамена на основании протокола квалификационной комиссии обучаемому присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство. Лицам, прошедшим обучение и успешно сдавшим в установленном порядке экзамены по ведению конкретных работ на объекте, кроме свидетельства выдается соответствующее удостоверение для допуска к этим работам. Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводящей обучение. В состав квалификационной комиссии по согласованию включаются представители территориального органа Ростехнадзора. В состав квалификационной комиссии не включаются лица, проводившие обучение.

Специалистам с высшим и средним специальным образованием, работающим по рабочим специальностям, за теоретический курс обучения засчитывается подтвержденный дипломом теоретический курс по соответствующей специальности в рамках программы подготовки вновь принятых рабочих, а за практический курс - стажировка на рабочем месте.

Переподготовка (переобучение) рабочих основных профессий организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию.

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям организуется с целью получения новой профессии с начальным или более высоким уровнем квалификации.

Порядок обучения, предусмотренный при подготовке вновь принятых рабочих основных профессий, распространяется на переподготовку (переобучение), а также обучение рабочих вторым (смежным) профессиям. Разработку и утверждение учебных программ для переподготовки (переобучения), а также обучение рабочих вторым (смежным) профессиям осуществляют организации (учреждения), реализующие программы профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования, начального профессионального образования, в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, в соответствии с программами подготовки вновь принятых рабочих. Сроки освоения программ переподготовки (переобучения), а также обучение рабочих вторым (смежным) профессиям могут быть сокращены, но не более чем на половину срока подготовки вновь принятых рабочих.

Повышение квалификации рабочих направлено на совершенствование их профессиональных знаний, умений, навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. Повышение квалификации проводится в образовательных учреждениях в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Профессиональное обучение рабочих проводится специалистами (преподавателями, мастерами производственного обучения), для которых работа в организации, осуществляющей профессиональное обучение рабочих, является основной. Преподаватели и мастера производственного обучения должны обладать знаниями по основам педагогики, иметь соответствующее образование и практический опыт работы, пройти аттестацию в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии со специализацией (преподаваемым предметом).

Перед допуском к самостоятельной работе на объекте рабочие проходят инструктаж по безопасности и стажировку на рабочем месте.

По характеру и времени проведения инструктажи по безопасности подразделяют на:

- вводный;

- первичный;

- повторный;

- внеплановый.

Разработка программ инструктажей по безопасности, оформление их результатов производится в порядке, установленном в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Вводный инструктаж по безопасности проводят со всеми вновь принимаемыми рабочими независимо от их стажа работы по данной профессии, временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на обучение или производственную практику. Вводный инструктаж проводит работник, на которого приказом по организации возложены эти обязанности. Для проведения отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты. Вводный инструктаж по безопасности проводят в специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий.

Первичный инструктаж по безопасности на рабочем месте проводится с рабочими до начала их производственной деятельности. Рабочие, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, инструктаж по безопасности на рабочем месте не проходят. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым индивидуально с практическим показом безопасных приемов работы. Первичный инструктаж по безопасности возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

Все рабочие после проведения первичного инструктажа по безопасности на рабочем месте проходят стажировку на конкретном рабочем месте под руководством опытных работников, назначенных приказом по организации. Этим же приказом определяется продолжительность стажировки (не менее 2 смен).

Повторный инструктаж по безопасности на рабочем месте проводится не реже одного раза в полугодие.

Внеплановый инструктаж по безопасности проводят:

- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, влияющих на безопасность;

- при нарушении требований безопасности;

- при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней;

- по предписанию должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора при выполнении ими должностных обязанностей.

Первичный инструктаж по безопасности на рабочем месте, а также повторный и внеплановый инструктажи по безопасности проводит непосредственный руководитель работ. Инструктаж по безопасности на рабочем месте завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, проходят его вновь в сроки, установленные работником, проводившим инструктаж.

В организациях разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в этих организациях, производственные инструкции и/или инструкции для конкретных профессий. Указанные инструкции находятся на рабочих местах и выдаются под роспись рабочим, для которых обязательно знание этих инструкций. Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций.

Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

Рабочие периодически проходят проверку знаний производственных инструкций и/или инструкций для конкретных профессий не реже одного раза в 12 месяцев.

Перед проверкой знаний организуются занятия, лекции, семинары, консультации.

Внеочередная проверка знаний проводится:

- при переходе в другую организацию;

- в случае внесения изменений в производственные инструкции и/или инструкции для конкретных профессий;

- по предписанию должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора при выполнении ими должностных обязанностей в случаях выявления недостаточных знаний инструкций.

При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев рабочие после проверки знаний перед допуском к самостоятельной работе проходят стажировку для восстановления практических навыков.

Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по организации.

Учебное пособие по дисциплине

«Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности»

для направления 20.04.01 «Техносферная безопасность» профиль «Предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Подписано в печать                  формат

Бумага офсетная. Усл. печ. л. Уч. изд. л.

Тираж       экз. Заказ №

 

Издательство

Типография издательства

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 279.