Человеческая история была рывком в пятнадцать тысячелетий от гармонии в своей африканской колыбели к апофеозу заблуждения, девальвации и массовых смертей XX века. Теперь мы стоим на грани полета к звездам, технологий виртуальной реальности, а также возрождаемого шаманизма, что возвещает об оставлении обезьяньего тела и племенной группы, всегда бывшей нашим контекстом. Начинается эра фантазии. Шаманские растения и мифы, которые они открывают, – вот те миры, из которых, как нам представляется, мы пришли давным-давно; миры света, силы и красоты, что в той или иной форме лежат за эсхатологическими видениями всех великих религий мира. Мы сможем претендовать на это щедрое наследие, если только сумеем быстро перестроить наш язык и самих себя.
Перестроить язык – значит отвергнуть собственный образ, унаследованный от культуры владычества, – образ твари, повинной в грехе, а потому заслуживающей изгнания из Рая. Рай – наш удел по рождению, и на него может заявлять права каждый из нас. Природа не враг нам, чтобы ее насиловать и побеждать. Природа – это мы, и мы должны ее лелеять и изучать. Шаманизм всегда знал это, и шаманизм всегда, в наиболее подлинных своих выражениях, учил, что путь требует союзников. Союзники эти – галлюциногенные растения и таинственные “научающие” сущности, светлые и трансцендентные, которые пребывают в том ближнем измерении экстатической красоты и разумения, которое мы отрицали до тех пор, пока не стало слишком поздно.
В ВИДЕНИИ МЫ ЖДЕМ САМИХ СЕБЯ
Мы можем теперь подойти к новому видению себя и своей роли в природе. Мы – приспосабливающийся ко всему вид, мы – мыслители, созидатели, мы те, кому решать проблемы. Эти великие дары, принадлежащие только нам и пришедшие из эволюционной матрицы планеты, они – не для нас, не для нашего удобства, не для удовлетворения или большей славы. Они для жизни: это особые качества, которые мы можем привнести как свой вклад в великую общность органического бытия, если мы намерены стать заботливыми садовниками, стать матерью нашей Матери •– Земли живой.
Вот где великая тайна. Посреди медленно движущейся пустыни нерефлексирующей природы мы выходим на самих себя и, быть может, видим себя впервые. Мы колоритны, ярки, сварливы и живем надеждой и мечтой, будто мы, насколько нам известно, уникальны во Вселенной. Мы слишком долго спали и были скованы силой, которой уступили свои самые благородные стороны и самых благородных из нас. Пора восстать и взглянуть в лицо тому факту, что мы должны и можем изменить свой ум.
Долгая ночь человеческой истории наконец приближается к концу: воздух стихает, и восток озаряется розовой краской рассвета. Но в мире, который мы всегда знали, неумолимо надвигается вечер, тени удлиняются к ночи, которой не будет конца. Так или иначе, история безрассудной обезьянки почти навсегда закончилась. Наш удел – отвернуться без сожаления от того, что было, чтобы встретиться лицом к лицу с самими собой, своими родителями, возлюбленными и детьми, собрать все свои инструменты, своих животных и старые-престарые мечты, так чтобы мы смогли двинуться в визионерский ландшафт все более углубленного понимания. Будем надеяться, что там, где нам всегда было более всего уютно, где мы более всего были самими собой, мы обретем славу и триумф в поисках смысла в нескончаемой жизни воображения, в игре в полях, вновь обретенного, наконец, Эдема.
СЛОВАРЬ
Авестийский . Древний иранский язык.
Алкалоиды . Большое семейство биологически активных соединений, включающее все стероиды, индольные галлюциногены, а также многие гормоны, феромоны и другие биологические регуляторы.
Аманита мускария (Amanita muscaria ). Мухомор – гриб с красной шляпкой и белыми пятнышками. Гриб сибирского шаманизма и европейского фольклора, находящийся в симбиотической связи с березой и елью. Отождествлялся с сомой Гордоном и Валентиной Уоссонами.
Архаичного возрождение . Сосредоточение внимания общественности на темах и ценностях человеческой предыстории. Психоанализ, рок-н-рол, сексуальная терпимость и потребление психоделических средств – лишь некоторые из социальных проявлений XX века, которые, как полагают, являются частью возрождения Архаичного.
Аяхуаска. Слово из языка индейцев кечуа, которое переводится примерно как “вино мертвых” или “вино душ”. Термин относится не только к приготовленному галлюциногенному напитку, но и к одному из главных ингредиентов этого напитка – древесной лиане Malpighaecaeous (Banisteriopsis caapi) . Это вьющееся растение может достигать в длину более ста метров, и в период зрелости весить тонну и даже больше. В своих тканях, особенно во внутреннем камбии коры, лиана богата алкалоидами бета-карболинового типа. Наиболее важный бета-карболин, содержащийся в Banisteriopsis caapi носит название гармин.
Бвити . Религия фангов Габона и Заира, которую можно назвать подлинно африканским культом галлюциногенных растений. Этот культ основывается на ритуальном потреблении содержащей ибогаин коры корня кустарника Tabernanthe iboga.
Бета-карболины . Подкласс семейства индолов. Некоторые бета-карболины -
галлюциногены, в том числе гармин, гармалин, тетрагидрогармин и 6-метоксигармин.
Виртуальная реальность. Ныне развивающаяся технология, которая использует компьютеры, трехмерную оптику и образы тела для создания “виртуальных сред”, в которых пользователь переживает эффект присутствия – пребывания в реальном, но альтернативном, трехмерном мире.
Гея. Великая Богиня, богиня рогатая, властительница животных, повсеместно встречающаяся в искусстве верхнего палеолита. Гея обычно приравнивается к Ге – богине Земли.
Геи, холизм . Ощущение единства и гармонии природы и нашего человеческого положения в этой динамичной и развивающейся гармонии. Это – точка зрения, основанная на отношениях с растениями и возврат к перспективе в отношении “я” и “эго”, помещающей их в более широкий контекст планетарной жизни и эволюции.
Глоссолалия . Спонтанные взрывы синтаксически упорядоченных звуков с очевидным лингвистическим содержанием, какие иногда бывают в состояниях религиозного неистовства или вызванного галлюциногенам и экстаза.
Индольные галлюциногены. ЛСД, диметилтриптамин, ибогаин. а также бета-карболины являются основными нндольными галлюцнногенами (см. илл. 28).
Катализ . Ускорение уже протекающих, хотя и медленно, процессов.
Копрофильный . “Любящий навоз, помет”. Термин используется для описания вида грибов, предпочтительная среда произрастания которых – навоз крупного рогатого скота.
Круглоголовый период . Стиль росписей в Тассилин-Аджер, названный так вследствие преобладания изображений человеческих фигур, неизвестных в других археологических памятниках. Считается, что Круглоголовый период начался очень рано и закончился примерно, где-то до VII тысячелетия до н. э.
Меног . Согласно “Зенд-Авесте”, обычно невидимый духовный мир посмертного состояния.
Мутаген . Нечто, являющееся причинным агентом мутации. Космические лучи, токсические вещества и некоторые психоактивные вещества могут действовать как мутагены.
Натуфийская культура . Культура Среднего Востока около 9000 г. до н. э. Кремниевые полумесяцы и элегантная натуралистичная резьба по кости несравнимы ни с чем из найденного в Европе.
Пандемичный . Обнаруживаемый во всем мире или в какой-то крупной географической зоне.
Партнерство . Термин, введенный Рианой Эйслер, применительно к общественной системе, в которой общественные отношения основываются в первую очередь на соединении, связи, а не на ранжировании. В партнерской модели из различия не следуют ни уничижение, ни превосходство. Противоположностью такого представления является модель владычества. И матриархат, и патриархат считаются видами обществ владычества.
Пеганум гармала (Peganum harmala) . Гигантская сирийская рута, растет в диком состоянии в сухих областях зоны, простирающейся от Марокко до Маньчжурии. Растение содержит психоактивные индолы бета-карболинового типа.
Псилоцибин . Галлюциногенно-активное вещество, встречающееся в грибе Stropharia cubensis и во многих других видах грибов.
Симбиоз . Отношение взаимопродуктивной взаимозависимости среди двух или более видов. Сильная симбиотическая связь в результате приведет к совместной эволюции включенных в нее видов.
Скифы . Кочевая группа варваров Центральной Азии, вступившая в Восточную Европу около 700 г. до н. э. Скифы привнесли в европейский мир потребление конопли.
Скотоводство . Общественный стиль человека, характеризуемый кочевым образом жизни, одомашниванием и разведением крупных животных в среде лугопастбищных угодий. Скотоводы могли иметь установки партнерства, а могли быть и обществами владычества. Оседлавшие коней индоевропейские скотоводы Курганских волн были явно общинами владычества. Здесь я доказывал, что пасторализм (скотоводство) Африки Архаичного периода, без лошадей и на основе крупного рогатого скота был обществом партнерским.
Строфария кубенснс (Stropharia cubensis) .Называемый также Psylocybe cubensis , знаменитый “магический гриб”, выращиваемый и любимый энтузиастами микологии и псилоцибина по всему миру.
Табернанте ибога (Tabernanthe iboga) . Мелкий кустарник с желтыми цветами, родственный кофе, который имеет историю потребления в качестве галлюциногена в тропиках Западной Африки, хотя лучше известен как сильный афродизиак. См.: Бвити .
Тассилин-Аджер, плато . Любопытное геологическое образование в Южном Алжире. Оно подобно лабиринту; это огромные, расчлененные эрозией, вертикальные обнажения каменных пород, разрезанных ветром на множество перпендикулярных узких коридоров. Аэрофотосъемка производит жуткое впечатление покинутого города. В Тассилин-Аджер есть наскальная живопись, которая датируется периодом от позднего неолита до каких-нибудь двух тысячелетий тому назад.
Трнптамнновые галлюциногены . Псилоцибин, псилоцин, диметилтриптамин и их психоактивные родственники по структуре.
Феромоны . Химические соединения, выделяемые организмом для передачи сообщений между организмами одного вида.
Хаома. Обозначение сомы в языке авестийской литературы зороастризма – языке зэнд.
Хейрос гамос (Heiros gamos) . Используется в юнгианском смысле алхимического брака или соединения противоположностей, которое трансцендирует земную сферу.
Чатал-Хююк . Археологический памятник на Анатолийской равнине в Малой Азии. Чатал-Хююк называли “преждевременной вспышкой блеска и сложности” и “безмерно богатым и роскошным городом”. Стратиграфия этого места начинается с середины девятого тысячелетия до н. э. с развитием культурных форм, достигающим вершины в середине седьмого тысячелетия.
Шаманизм . Распространенная во всем мире традиция натуральной магии верхнего палеолита, прекрасно определенная Мирча Элиаде как “архаичные техники экстаза”. Практика шаманизма сохраняется во многих регионах мира и по сей день.
Экзогенное . Существующее вне тела, приходящее извне.
Экзоферомоны . Химические посланцы (вестники), которые действуют не среди членов одного вида, как это происходит с феромонами насекомых, а по линиям видов, позволяя, таким образом, одному виду влиять на другой. Некоторые экзоферомоны действуют так, что позволяют одному виду влиять на сообщество видов или на весь биом.
Эметическое . Слабительное, вызывающее рвоту.
Эндогенное . Происходящее внутри тела как обычная часть метаболизма.
Энтеоген . Термин, созданный Гордоном Уоссоном, который он предпочитал распространенному термину “психоделик”. Слово это обозначает ощутимое присутствие божественного, переживаемое под воздействием псилоцибина.
Эпигенетическое изменение . Изменение, не являющееся генетическим. Образцы поведения, которым обучили, как, например, письмо. Книги и базы электронных данных являются эпигенетическими формами накопления информации. Культуре выучиваются, следовательно, она также есть эпигенетическая форма.
Этномикологмя . Поле исследований, основанное Гордоном и Валентиной Уоссонами. Этномикология – это изучение культурного и исторического взаимодействия человека с грибами.
Этнофармакология . Изучение использования и приготовления растений и растительных медикаментов в незападных культурах.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 237.