Тема 7. Рост и развитие растений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие о росте и развитии растений. Локализация ростовых процессов. Регуляторы роста и их классификация. Фитогормоны и ингибиторы. Роль ауксинов, гиббереллинов, цитокининов и ингибиторов в ростовых процессах. Практическое применение регуляторов роста в сельском хозяйстве.

Влияние внешних условий на рост. Периодичность роста и состояние покоя растений. Покой семян и покой почек у растений, способы его регулирования. Ростовые движения растений.

 

Объем часов: 1 ч

Литература:

основная: 1

дополнительная: 1-4, 8-14

 

Тема 8. Устойчивость растений

Общие представления об устойчивости растений к неблагоприятным внешним условиям. Виды устойчивости растений. Возможность повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям. Физиологические основы подбора ассортимента растений.

 

Объем часов: 1 ч

Литература:

основная: 1

дополнительная: 1-4, 8-14

Практические занятия

 

Практическое занятие № 1

Запасные белки растений

Теоретическое обоснование. Все белки разделяют на два класса: протеины, или простые белки, построенные только из остатков аминокис­лот, и протеиды, или сложные белки, состоящие из простого белка и прочно связанного с ним какого-либо другого соединения небелковой при­роды.    

Запасные белки являются простыми белками и относятся к группе протеинов. По своей растворимости они делятся на:

1) альбумины - растворимые в воде;

2) глобулины - растворимые в слабых растворах нейтральных солей;                        

3) проламины - растворимые в 70 % спирте;

4) глютелины – растворимые в слабых растворах щелочей.

В растениях альбумины встречаются редко, главная масса запасных белков - глобулины.

Цель работы. Изучить свойства запасных белков. Провести цветные реакции на белки.

Объект: белок глобулин.

Реактивы и оборудование: гороховая мука, 10 %-ный раствор (NH4)2S04, 20 % раствор NaOH, 1 % раствор СuS04, концентрированная НС1, концентрированный раствор MgSO4, концентрированная НNО3, 40 % раствор едкой щелочи NaOH, крепкий раствор уксуснокислого свинца, штатив с пробирками (8-9 шт.), пи­петка на 1-2 мл, мерный цилиндр на 10 мл, спиртовка, спички, держатель для пробирок, маленькая воронка, цветные карандаши.

Ход работы:

Получение вытяжки белка

5 г гороховой муки насыпают в колбочку и заливают 30 мл 10 % раствора сернокислого аммония. Кол­бочку встряхивают в течение 3-х минут, дают отстояться и верхний слой раствора фильтруют, предварительно смочив фильтр тем же раствором сернокислого аммо­ния. Полученный фильтрат является коллоидным раст­вором белка глобулина (легумин), с раствором которого делают следующие реакции.

Физико-химические свойства белка

Белок нерастворим в воде. В пробирку наливают 1 мл раствора белка и приливают воды до появления мути, вследствие выпа­дения глобулина в осадок. При добавлении в пробирку сернокислого аммония муть исчезает.  

Высаливание белка. В крепких растворах нейтральных солей (свыше 50 %) происходит высаливание белка, т. е. белок дает осадок, способный вновь раствориться при разбавлении крепкого раствора солей водой (до 10 % и ниже). Берут 1 мл раствора белка, прибавляют концентрированный раствор нейтральной соли MgSO4. Когда концентра­ция раствора достигнет примерно 50 %, глобулин начнет выпадать в осадок и раствор помутнеет. При уменьшении концентрации раствора прибавлением воды выпавший в осадок глобулин снова переходит в раствор.

Денатурация белка. Под действием крепких кислот или при кипячении белок свертывается необра­тимо, т. е. происходит денатурация белка. Для этого берут в пробирку 1-2 мл раствора белка и нагревают до кипения. Образовавшийся осадок не растворяется в солевом растворе. К 1-2 мл белка прибавляют 3 капли концентрированной НСl, белок выпадает в виде белого осадка и не растворяется в слабом растворе сернокис­лого аммония.

Цветные реакции на белки

Биуретовая реакция. В чистую пробирку наливают 1 мл вытяжки белка, добавляют 2 мл 10 % раствора NaOH (или 5 капель 20 % раствора NaOH) и взбалтывают. Затем прибавляют по каплям (до 4-5 капель) слабого раствора CuSO4. Образующийся осадок гидрата окиси меди в присутствии белка окрашивает раствор в сиренево-фиолетовый цвет. Эту цветную реакцию дают все соединения, содержащие пептидную группу СО- NH.

 Ксантопротеиновая реакция. Реакция проводится на аминокислоты фенилаланин, тирозин, триптофан, входя­щие в состав белка. В пробирку наливают 2 мл вытяжки белка и 0,5 мл (5-8) капель концентрированной НNО3, нагревают до кипения. При этом белок свертывается и окрашива­ется в желтый цвет.

Реакция на серу. Присутствие в белке аминокислот, содержащих серу (цистин) определяется прибавлением к раствору белка равного объема 40 % раствора едкой щелочи и нескольких капель (2-3 капли) раствора крепкого уксуснокислого свинца. Почернение раствора при осторожном его нагревании до кипения указывает на присутствие серы. Щелочь, разрушая белок, вытесняет серу в виде сероводорода, который реагирует со свинцом и дает черный осадок сернистого свинца.

Зарисовать цветные реакции на белки. Сделать выводы о свойствах белка.

Контрольные вопросы. 1.Что такое денатурация белка? Какие факторы могут вызвать ее? 2. Какие группы белков выделяют? К какой из них относятся запасные белки? 3. Какие качественные реакции на белки выделяют?

 

Объем часов: 2 ч

Литература:

основная: 1

дополнительная: 5-7,11,13

 

 

Практическое занятие № 2

Дата: 2019-02-19, просмотров: 307.