Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как и прежде, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9). При этом новый Закон не требует составления первичных учетных документов по унифицированным формам. Поэтому организации должны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике на 2013 год формы первичных учетных документов.

Исключение составляют организации государственного сектора. Для них формы первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

 

Закон N 402-ФЗ Закон N 129-ФЗ

 

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 4 ст. 9). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9).

 

Требования к обязательным реквизитам первичных учетных документов не изменились. Первичные учетные документы должны содержать:

 

Закон N 402-ФЗ Закон N 129-ФЗ

 

- наименование документа; - наименование документа;
- дату составления документа; - дату составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ; - наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание факта хозяйственной жизни; - содержание хозяйственной операции;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- подписи этих лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации (ч. 2 ст. 9). - личные подписи указанных лиц (п. 2 ст. 9).

 

Новым Законом закреплена возможность формирования первичных документов в электронной форме, подписанных электронной подписью. Порядок использования электронных подписей определен Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

 

Закон N 402-ФЗ Закон N 129-ФЗ

 

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст. 9). В случае, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа (ч. 6 ст. 9). Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры (п. 7 ст. 9).

 

Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы не изменяется.

Закон N 402-ФЗ Закон N 129-ФЗ

 

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 7 ст. 9). Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений (п. 5 ст. 9).

 

Обратите внимание! В Законе N 402-ФЗ отсутствует запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, но по-прежнему такие исправления не допускаются на основании п. 2.1 Положения Банка России от 12.10.2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации".

С 2013 года организации вправе в случае изъятия первичных документов сделать их копии. Ранее такая возможность предоставлялась только с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов

Закон N 402-ФЗ Закон N 129-ФЗ

 

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета (ч. 8 ст. 9). Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия (п. 8 ст. 9).

 

Принцип формирования регистров бухгалтерского учета не изменился.

 

Закон N 402-ФЗ Закон N 129-ФЗ

 

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами (ч. 1-3 ст. 10). Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 10). Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их (п. 2 ст. 10).

 

Но требования к составлению бухгалтерских регистров ужесточились. Законом N 402-ФЗ впервые установлены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета и требование об утверждении руководителем их форм.

При этом регистры бухгалтерского учета, так же как и первичные учетные документы, могут составляться в электронной форме, подписанной электронной подписью.

 

Закон N 402-ФЗ Закон N 129-ФЗ

 

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются: 1) наименование регистра; 2) наименование экономического субъекта, составившего регистр; 3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; 4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; 5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; 6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; 7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 4 ст. 10). Не установлены.
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 10). Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 10). Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях (п. 1 ст. 10).

 

Содержание регистров бухгалтерского учета больше не является коммерческой тайной. В случае изъятия регистров бухгалтерского учета, как и первичных учетных документов, их копии включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Закон N 402-ФЗ Закон N 129-ФЗ

 

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа (ч. 7 ст. 10). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета (ч. 9 ст. 10). Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 10).

 

Порядок внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета не изменился. Но уточнены требования к их оформлению: исправление должно содержать дату исправления, подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации

 

Закон N 402-ФЗ Закон N 129-ФЗ

 

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 8 ст. 10). При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления (п. 3 ст. 10).

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 267.