Основные принципы и основные религиозно-философские учения Древней Индии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Религиозно-философские учения Древней Индии
Информация о философии Древней Индии содержится в «Ведах» — религиозно-философских текстах Индии, датирующимися 1500 г. до н.э.
Религиозно-философские учения подразделяют на:
1) Ведийский период (1500-500 гг. до н.э.);
2) Брахмано-буддийский (классический) – (500 г. до н. э. – 1000 г. н. э.);
3) Индуистский (с 1000 г. н. э. и по нынешний день);

1) Ведийский период, породил Брахманизм – религиозное мировоззрение, основанное на Ригведах. Характеризируется крайним плюрализмом: боги, люди, животные, духи, элементы. Брахман – вечное сущее, из которого всё появилось.

2) Брахмано-буддийский период послужил основой для появления ортодоксальных школ (миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика) и неортодоксальных (буддизм, джайнизм). Учения принимают характер религиозно-философских – возникает заинтересованность в этических проблемах. Ортодоксальные школы основывались на учениях Вед, неортодоксальные, соответственно, отвергали или вольно трактовали ведические каноны.

Буддизм – это учение о дхарме (душе) и духовном пробуждении (бодхи). Возникло в 6 в. до н. э. Основатель – Сиддхартха Гаутама. Будда – термин, обозначающий «просвещенный». Содержит учение о 4 истинах: страдании, его причинах, прекращении, устранении источников. Цель – достичь Нирваны, освободиться от колеса сансары (перерождения).
Джайнимз возник в 6 в. до н. э. Отрицает авторитет Вед. Выступает против иерархии в социально-религиозной системе Индии и превосходства касты священников. Рассматривает концепцию перерождения души. Душа есть во всем: насекомых, животных, растениях и т.д.

3) Современный период
Продолжают развиваться веданта и ньяя-вайшешика. Джайнизм теряет позиции. Как отмечают историки, буддизм также, однако он до сих пор считается мировой религией. Между тем, развиваются тантризм, шактизм, сикхизм (последнее – симбиоз ислама и индуизма).

 4. Основные принципы и основные религиозно-философские учения Древнего Китая

Общими чертами, характерными для философских школ Китая, можно считать:
- идею неразрывности человека и природы, всех частей мироздания; - одушевление природы, обожествление неба, частей окружающего мира; - высокую ценность жизни (в телесном и духовном аспектах)

Процесс формирования философско-религиозных учений Древнего Китая начался в VI – V вв. до н. э. Особенностью философии Древнего Китая было то, что она ориентировалась на человеческую личность.
Религиозно – философские учения Древнего Китая

1) Конфуцианство
Родоначальником философии конфуцианства был государственный политический деятель Кон-фу Цзы (Конфуций). Благодаря ему конфуцианство в последствии стало государственной религией Китая.

«Великое учение» — канонический текст конфуцианства. В нем были изложены основные понятия, в которые входило достижение «благородного человека», принцип почтительности старших, учение о гуманности. Конфуций рассматривал государство на манер семьи: младшие беспрекословно почитали отца, как главу семейства, а значит государя, как главу страны. Каждый человек должен развивать свои качества для достижения принципа цзюнь-цзы или «благородного человека».

2) Даосизм. Основатель даосизма Лао-цзы. Основы его учения изложены в сборник «Дао-дэ-цзин». Суть даосизма заключалась в Дао, имеющее множество понятий: путь добродетелей, закон человеческого поведения, всемирный закон, путь.
Даосизм не был государственно-политическим учением Древнего Китая в отличии от конфуцианства. Цель учения – достижения личного бессмертия. Дао – путь самоуглубления, духовного очищения.
Даосизм обращается не к разумному началу, а к инстинктам и эмоциям. Если конфуцианство – активное религиозно-философское учение, то даосизм как раз характеризует его принцип «недеяния».

3) Основоположником легизма был Шан-Ян, который разработал весьма деспотичное государственно-правовое учение. Легизм выступал в оппозиции конфуцианства, так как Шан Ян считал, что принцип человеколюбия и есть причиной несостоятельности политики. Последняя не имеет ничего общего с нравственностью – наоборот государство должно вводить политику принуждения.

4) Буддизм стал мировой религией. Ответвление буддизма в китайской религиозно-философской теории – чань-буддизм в переводе означает «медитация». Он стал одной из самых примечательных школ. Известный основоположник буддизма Бодхидзарма (Будда) видел цель буддизма в медитации для раскрытия человека. Конечная цель практики буддизма – просветление.

 5. Исторические типы философии. Периодизация, возникновения и особенности античной философии

С точки зрения европейской традиции можно выделить следующие исторические типы философии:
1) античная философия 2) средневековая философия (5-15 вв.)
3) философия гуманизма (15-16 вв.).4) философия Нового времени (17 в.).5) современная. или неклассическая философия

Античная философия – это совокупность философских учений, существующих в древней Греции и Древнем Риме с VII в. до н.э. по VI в. н.э. до закрытия императором Юстинианом в 532 г. последней философской школы в Афинах – платоновской Академии.

Собственно античная философия проходит следующие четыре этапа:
Первый период – досократический, который датируется VII в. до н.э. – середина V в. до н.э. Философы этого времени были заняты поиском первоначала (субстанции) всех вещей (милетская школа).

Второй период – классический (сократический), который датируется с середины V в. до н.э. до конца IV в. до н.э., когда центр внимания переносится с космоса на человека, делая его главным предметом своего исследова­ния и рассматривая как микрокосмос, пытаясь определить его сущность, а также обращает внимание на этико-социальные проблемы (софисты, Сократ и сократические школы). Поэтому этот период иногда определяют как «антропологический переворот» в античной философии. Появляются первые философские системы Платона и Аристотеля.

Третий период – эллинистический, датируется концом IV в. до н.э. – II в. до н.э. Первоначально этот период был связан с по­ниманием философии, прежде всего, как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни а затем в качестве главного объекта философии становится познание Бо­жественного (перипатетизм, ставший в будущем теоретическим основанием католицизма, а неоплатонизм – теоретический фундамент православия).

Четвёртый период – римский (I в. до н.э. – V в. н.э.). В этот период происходит слияние древнегреческой о древнеримской философии в одну – античную философию; утачивается интерес к философскому объяснению природы и активно разрабатываются проблемы человека, общества, государства; расцветает стоицизм. Яркими представителями этого периоды являются Сенека, Марк Аврелий. Цицерон, Лукреций Кар, Боэций, а также римские стоики, скептики, эпикурейцы.

Особенности античной философии:

Космоцентризм. Теоре­тическую основу античной философии составляет представление о космосе как чувственно-материальном телесном, разумном, прекрасном существе, которое приводится в движение космической душой, управляется космическим умом, а сам создаётся сверхразумным и сверхдушевным первоединством и определяет законы мира и судьбу человека.

Антропоцентризм. Человек рассматривался как микрокосм (малый космос), подобный макрокосму (большому космосу), а значит, как телесное и разумное существо. Вследствие таких установок характерным для античной культуры стал эстетизм, то есть стремление к красоте во всех сферах жизни.

Рационализм. В этот период сложилось представление о двух уровнях познания - чувственном (ощущения, восприятия) и рациональном (разум, логические рассуждения). Утверждалось, что именно рациональное познание позволяет получить истину, а попытки рационалистического её решения положило начало формированию самой философии.
















Дата: 2019-02-19, просмотров: 277.