Тема 4 «Эмоциональная депривация»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В течение жизни большинство людей вовлечены в значимые межличностные отношения. Первая, бесспорно наиболее важная связь устанавливается между младенцем и матерью или тем, кто заботится о ребенке. Связывающие их узы становятся заметно прочнее к тому времени, когда ребенку исполняется 8-9 месяцев. Психологи, описывая эти первые отношения, пользуются термином привязанность, подразумевающим отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями. На самом деле привязанности возникают у всех людей и, естественно, влияют на их эмоциональную жизнь, на протяжении всей жизни.

Первая привязанность младенца в своем формировании проходит через несколько фаз, которые закладывают фундамент будущего развития. Этот процесс, в котором младенец переходит от смутного сознавания мира к установлению отношений доверия с тем, кто о нем заботится, представляет собой характерную последовательность событий. Первые реакции на привязанность образуют основу для последующих отношений с ровесниками, родственниками, другими взрослыми, супругами или возлюбленными. Ненадежные привязанности могут ограничивать чувство свободы и способность ребенка исследовать окружающий мир, включающий игрушки и иные предметы, новые места и события, незнакомых людей.

Эмоции новорожденных ограничиваются дистрессом и ненапряженным интересом, но уже вскоре ребенок начинает проявлять целый спектр эмоций, таких как печаль, гнев, отвращение и удовольствие. Они возникают и наделяются определенным значением в процессе взаимоотношений младенца с окружающими его людьми. В течение второго года жизни начинают появляться социальные эмоции: гордость, стыд, смущение, вина и сочувствие — по мере того, как начавший ходить ребенок достигает большего понимания себя и других.

Эмоциональное развитие ребенка

Выделяются шесть основных этапов в эмоциональном развитии младенца в рамка первых отношений с окружающими.

1. Приспосабливание и интерес к миру – с момента рождения до 3 месяцев.

2. Влюбленность — от 2 до 7 месяцев.

3. Развитие интенциональной коммуникации — от 3 до 10 месяцев.

4. Появление устойчивого чувства Я — от 9 до 18 месяцев.

5. Развитие эмоционального воображения — от 18 до 36 месяцев.

6. Эмоциональное мышление — базис для развития фантазии, реализма и самооценки — от 30 до 48 месяцев.

Механизмы формирования привязанности

К поведенческим компонентам привязанности относятся:

- сигнализирующее поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы), ориентирующее поведение (взгляды);

- локомоции, вызванные поведением другого человека (следование, приближение);

- активные действия, направленные на достижение физического контакта (карабканье, обхватывание руками и прижимание, цеплянье).

Потребность в эмоциональном контакте

Потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей называют потребностью в эмоциональном контакте.

Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. Однако при эмоциональном контакте существует двусторонний контакт, в котором человек чувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучны с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребенка, не может быть эмоционального контакта. Дети, потенциально способные к установлению эмоционального контакта, но лишенные его в ранний период развития (вследствие нейтральности или даже эмоциональной неприязни окружающих), теряют способность к такому контакту в будущем. Их синтонность подверглась по какой-либо причине торможению.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 196.