Тема 10. Православная эсхатология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бог как Судия и Мздовоздаятель. Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Состояние душ праведников и грешников после частного суда. Молитвы Церкви за усопших.

Библейское эсхатологическое учение. Второе Пришествие и его признаки. Воскресение мертвых, его всеобщность и одновременность. Изменение живых при воскресении умерших. Тело воскресения и его свойства. Кончина мира. Всеобщий суд. Блаженство праведников и мучения грешников после Страшного Суда.

 

Литература:

  1. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие М., 2006. Изд. 2-е, испр. и доп. Часть 3. Раздел 4.
  2. Макарий (Булгаков), архиеп . Православно-догматическое богословие: В 2 т. (любое издание). Т. 2. Часть 2. Отд. 2. Гл. 2.
  3. Помазанский М., протопресв. Православное догматическое богословие (любое издание). Часть 2. Раздел 10.

Вопросы для самопроверки:

  1. Почему мы говорим, что Бог есть Любовь, и одновременно утверждаем, что Он — праведный Судия и Мздовоздаятель?
  2. Почему каждый живущий на земле человек должен неизбежно умереть, если мы утверждаем, что Христос уже победил смерть?
  3. Что такое частный суд?
  4. В каком состоянии находятся души умерших праведников?
  5. В каком состоянии находятся души умерших грешников? Может ли это состояние измениться?
  6. Почему Церковь может молиться за усопших?
  7. Когда произойдет Второе Пришествие?
  8. Каковы признаки приближения Второго Пришествия по рассказу Евангелия и по апостольским посланиям?
  9. Кто такой антихрист? Почему Священное Писание говорит об антихристе и антихристах (приведите примеры такого словоупотребления по Священному Писанию)?
  10. Как в Новом Завете описывается всеобщее воскресение мертвых?
  11. Как изменятся живые вместе с воскресением мертвых?
  12. Какими свойствами будет обладать человеческая природа после всеобщего воскресения?
  13. Охарактеризуйте понятия «Кончина мира», «Страшный Суд».
  14. Будут ли вечными мучения грешников по всеобщем воскресении? Охарактеризуйте эсхатологическое учение Оригена.

 

Литература

Основная литература

  1. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
  2. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие: в 2 т. (любое издание).
  3. Помазанский М., протопресв. Православное догматическое богословие (любое издание).

Дополнительная литература

  1. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим, Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято - Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
  2. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: в 4 т. (любое издание). Т. 2, 4
  3. Давыденков О., свящ. Катехизис (любое издание).
  4. Догматические послания православных иерархов XVII - XIX веков о православной вере. Свято - Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
  5. Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы (любое издание).
  6. Лосский В.Н. Боговидение. М., АСТ, 2003.
  7. Флоровский Г. , прот. Восточные Отцы IV века (любое издание).
  8. Флоровский Г., прот. Восточные (византийские) Отцы V - VIII веков (любое издание).

 

Творения святых отцов

  1. Афанасий Великий, свт. Слово о пришествии Бога Слова (любое издание).
  2. Василий Великий, свт. Шестоднев (любое издание).
  3. Григорий Богослов, свт. Послания к Кледонию (любое издание).
  4. Григорий Богослов, свт. Слова о Богословии (любое издание)
  5. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры (любое издание).
  6. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования (любое издание).
  7. Максим Исповедник, прп. Амбигвы. Апория 103 (любое издание).
  8. Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви (любое издание)

Комментарий к списку литературы

Основная книга для изучаемого курса — учебное пособие иерея Олега Давыденкова «Догматическое богословие». Рекомендуется использование последнего (дополненного и исправленного) издания курса (2006 год). В Учебном пособии собран и в краткой форме изложен весь основной, необходимый материал по изучаемому предмету. Книга дает необходимые минимальные знания по дисциплине. Полезно также будет воспользоваться трудами митр. Макария (Булгакова) «Православно-Догматическое богословие» и прот . Михаила Помазанского «Православное Догматическое богословие», являющимися классическими образцами изложения традиционной русской догматической системы.

Методические рекомендации по изучению курса

Для успешного освоения курса «Православное вероучение» следует правильно организовать свой труд.

1. В первую очередь следует познакомиться с содержанием основного пособия по курсу, в котором содержится вся необходимая основная информация по предмету. В случае затруднений в понимании содержания пособия, слушателю следует прояснить неясные вопросы в диалоге с преподавателем во время учебных занятий.

2. Следует также обязательно ознакомиться с содержанием ряда святоотеческих произведений и иных богословских текстов. Важнейшие из них указаны в литературе по каждой теме.

3. Дополнительная литература должна привлекаться только после освоения основной.

4. Для адекватного восприятия содержания курса следует обязательно обобщать и проверять восприятие пройденного материала с помощью ответов на предлагаемые в данных учебно-методических материалах вопросы для самопроверки. Следует помнить, что некоторые из них имеют отчасти «провокационный» характер и могут не иметь положительного ответа.

5. Для успешного освоения курса «Православное вероучение» следует постоянно обращаться к содержанию таких курсов программы «Теология» как «Священное Писание Ветхого Завета» и «Священное Писание Нового Завета» (эти предметы — в соответствии с учебной программой — изучаются слушателем одновременно с курсом «Православное вероучение»)

Условия аттестации по курсу

Аттестация проводится в форме экзамена. На аттестации проверяется знание содержания курса в объеме данной учебной программы.

Основное внимание уделяется:

- богословскому смыслу церковных догматических истин, их обоснованию с помощью текстов Священного Писания и произведений святоотеческой традиции;

- способности слушателя выделять и анализировать богословскую составляющую изучаемых текстов, корректно пользоваться богословской терминологией;

- способности слушателя отличать традиционные православные тексты от спорных, инославных и еретических, приобретению навыка проанализировать и оспорить такие чуждые Православному Преданию высказываниями с ортодоксальных позиций.

 

Критерии оценивани я :

Оценка «отлично» ставится, если слушатель продемонстрировал умение легко ориентироваться в материале курса; ответил на все дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если слушатель изложил материал билета с некоторыми недочетами, ответил на часть дополнительных вопросов.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если слушатель дал неполный ответ (только на один вопрос билета) или при ответе на вопросы билета допускал фактические неточности, демонстрировал поверхностное знание содержания православного вероучения, непонимание некоторых важных положений курса.

 

Требования к уровню освоения курса:

1) Знакомство с содержанием основного учебного пособия.

2) Понимание значения основных терминов и понятий курса:

 «богословие», «догмат», «свойства догматов» («теологичность», «богооткровенность», «церковность», «общеобязательность»), «богословское мнение», «согласие Отцов», «догматическая формула», «ересь», «Откровение», «догматическое развитие», «Священное Предание», «Священное Писание», «формы Священного Предания», «Символ веры», «Собор», «Вселенский собор», «поместный собор», «канон»;

«богопознание», «сущность», «природа», «лицо», «ипостась», «энергия», «благодать», «воля» («природная воля», «ипостасная (гномическая) воля»), «апофатическое богословие», «катафатическое богословие», «свойства существа Божия», «апофатические свойства» (значение каждого из них), «катафатические свойства» (значение каждого из них), «антропоморфизм», «триадология», «Троица», «триадологическая ересь», «Отец», «Сын», «Святой Дух», «ипостасное свойство» («нерожденность», «рождение», «исхождение»), «единосущие», «подобосущие», «монархия», «монархианство», «динамизм», «модализм», «арианство», «евномианство», «аномейство», «духоборчество», «filioque»;

«творение», «зло», «пантеизм», «дуализм», «Промысл», «Предведение», «Предопределение», «Образы Промысла», «Виды Промысла», «ангел», «ангелология», «иерархия», «человек», «антропология», «образ Божий», «подобие Божие», «черты образа Божия», «свобода», «дихотомия», «трихотомия», «дух», «душа», «тело», «креационизм», «традуционизм», «предсуществование душ», «свойства души», «Рай», «Эдем», «Древо Жизни», «Древо Познания добра и зла», «заповедь», «грех», «личный грех», «первородный грех», «последствия первородного греха», «удобопреклонность ко греху», «проклятие», «смерть», «диавол», «сатана», «кожаные ризы»;

 «сотериология», «Спасение», «Искупление», «Искупительная Жертва», «Спаситель», «христология», «христологическая ересь», «Воплощение», «Вочеловечение», «кенозис», «ипостасное соединение», «воипостасность», «аполлинарианство», «несторианство», «монофизитство», «моноэнергизм», «монофилитство», «афтатртодокетизм», «взаимообщение свойств», «Богородица», «чудо», «силы и знамения», «теория Искупления» («юридическая», «нравственная», «органическая»), «Гефсиманское борение», «Крест», «сошествие во ад», «Воскресение», «Вознесение», «Пятидесятница»;

«экклесиология», «Церковь», «Ветхозаветная Церковь», «новозаветная Церковь», «Существенные свойства Церкви» («единство», святость», «соборность», «апостольство»), «Земная Церковь» («странствующая»), «Небесная Церковь» («торжествующая»), «пелагианство», «синергия», «освящение», «обожение», «виды благодати», «икона», «иконопочитание», «иконоборчество», «мощи», «Таинство»;

«Бог-Судия», «Бог-Мздовоздаятель», «бессмертие», «мытарства», «частный суд», «эсхатология», «антихрист», «антихристы», «Второе Пришествие», «воскресение мертвых», «хилиазм», «Кончина мира», «Всеобщий Суд», «Страшный Суд», «апокатастасис», «вечное блаженство», «вечная мука», «Новое Небо и Новая Земля», «Небесный Иерусалим».

3) Знание: формулировок важнейших догматов; главных мест из Священного Писания, служащих основанием для разделов Православного вероучения и церковных догматов; имен и характеристик учения древних Святых Отцов-догматистов; времени проведения и содержания определений Вселенских соборов; древних ересей и истории их опровержения Вселенскими соборами и Святыми Отцами.

4) Умение отличить православные мнения от еретических и способность привести возражения еретическим суждениям на основании православного догматического исповедания.

 

Вопросы к экзамену

Вопросы по первой части курса

 

1. Понятие догмата. Свойства догмата: теологичность, богооткровенность, церковность, общеобязательность (законообязательность).

2. Догмат и догматическая формула. Догмат и его истолкование. Догматические системы.

3. Основной принцип раскрытия содержания догматических истин.

4. Догматические и нравственные истины в их взаимоотношении. Догмат и внутренний религиозный опыт.

5. Божественное Откровение. Естественное богопознание.

6. Учение Святых Отцов IV века о богопознании.

7. Евномианская доктрина, ее критика Великими Каппадокийцами.

8. Учение свт. Григория Паламы о богопознании.

9. Священное Предание и Священное Писание. Богодухновенность Священного Писания.

10. Учение Священного Писания о Священном Предании.

11. Формы Священного Предания, понятие об апостольском Предании и святоотеческом Предании.

12. Правило веры, Литургическое Предание, творения Святых Отцов.

13. О Боге в Самом Себе. Истина бытия Божия. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии.

14. Содержание учения о существе Божием. Онтологические или апофатические свойства существа Божия: самобытность, неизменяемость, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие.

15. Катафатические или духовные свойства (имена) Божии: премудрость, разум, всеведение, всемогущество, всеблаженство, благость, любовь, милость, святость; правда.

16. Отношение приписываемых существу Божию свойств к самому Его существу.

17. Истинность наших представлений о Боге.

18. Антропоморфизмы Священного Писания.

19. Догмат о Пресвятой Троице. Богооткровенность догмата о Пресвятой Троице. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете: указание на множественность Лиц, на три Лица, на личность и Божество каждого из Лиц Пресвятой Троицы.

20. Свидетельство Нового Завета о троичности Лиц в Боге. Верование древней Церкви в троичность Лиц Божества.

21. Толкование уничижительных мест Священного Писания о Сыне Божием (примеры: Ин.14,28; Ин.20,17 ).

22. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы.

23. Различение Божественных Лиц по Их ипостасным свойствам. Личное свойство Бога Отца. Личное свойство Бога Сына. Личное свойство Бога Духа Святого.

24. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице: доникейский период: адопционизм, динамизм, модализм.

25. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице: доктрина Ария, I Вселенский собор, учение свят. Афанасия Александрийского.

26. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице: учение Великих Каппадокийцев; II Вселенский собор.

27. О Боге как Творце мира. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения.

28. Образ Божественного творения мира. Порядок творения мира и главные виды творения.

29. Происхождение зла. Что такое зло?

30. Промышление Божие в мире ангельском. Служение ангелов Богу. Ангелы как орудия промысла Божия о мире вообще и о роде человеческом.

31. Душа и дух. Трихотомия и дихотомия.

32. Свойства души человечекой: самостоятельность души, духовность души, разумность души, свобода, бессмертие.

33. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека.

34. О Боге — Промыслителе мира. Понятие о промысле Божием, его действия и виды.

35. Действительность Промысла Божия вообще. Предметы Божественного Промысла. Действие Промысла Божия.

36. Образы промышления Божия о мире. Ложные учения о промысле.

37. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

38. Учение о Боге — Промыслителе человеческого рода. Необходимость промышления Божия о первозданном человеке. Его действия.

39. Первобытное состояние человека. Грехопадение прародителей. Сущность греха.

40. Следствия грехопадения: 1) в отношениях между Богом и человеком; 2) в человеческой природе: дух-душа-тело, ум-чувства-воля.

41. Следствия грехопадения: 3) в отношениях между людьми; 4) в отношениях между человеком и остальным творением.

42. Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. Вменение первородного греха.

43. Промышление Божие о падших ангелах.

44. Сущность христианского учения о происхождении мира, нехристианские концепции происхождения мира.

45. Творение человека Богом: природа человека, брак.

46. Происхождение человеческого рода от Адама и Евы.

Вопросы по второй части курса

1. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о Спасении рода человеческого. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Спасения рода человеческого.

2. Господь Иисус Христос как истинный Бог и истинный человек. Отличие Господа Иисуса Христа от нас по человечеству.

3. Единство Ипостаси Господа Иисуса Христа. Ипостась Господа Иисуса Христа как Ипостась Слова.

4. Халкидонский орос об образе ипостасного соединения во Христе двух естеств. Значение его терминов.

5. Происхождение и содержание ереси Аполлинария. Ее опровержение.

6. Происхождение и содержание ереси Нестория. Ее опровержение.

7. Происхождение и содержание монофизитской ереси. Ее опровержение.

8. Происхождение и содержание монофилитской ереси. Ее опровержение.

9. Учение о «воипостасности» человеческой природы во Христе.

10. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому.

11. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице.

12. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Деве Марии

13. Понятие «Искупления».

14. Юридическая, нравственная и «органическая» теории Искупления, их достоинства и недостатки.

15. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом Спасения.

16. Учение Откровения о благодати.

17. Участие Лиц Пресвятой Троицы в раздаянии благодати.

18. Виды благодати, условность ее деления.

19. Благодать предваряющая, ее действия. Необходимость спасающей веры для обращения.

20. Благодать, сохраняющая и возращающая духовную жизнь.

21. Ложные учения об отношении благодати к свободе.

22. Православное учение об отношении благодати к свободе. Значение веры и добрых дел в нашем Спасении.

23. Необходимость Церкви в деле освящения.

24. Понятие о Церкви Христовой. Церковь Христова на земле. Образы Церкви.

25. Основание Церкви Иисусом Христом. Цель Церкви.

26. Существенные свойства Церкви Христовой: единство, апостольство. Церковная иерархия, как их следствие.

27. Существенные свойства Церкви Христовой: соборность, святость. Непогрешимость Церкви, как их следствие.

28. Необходимость принадлежности к Церкви для Спасения.

29. Союз между Церковью земной и небесной. Ходатайство святых за верующих. Почитание святых. Почитание мощей.

30. Почитание святых икон.

31. Понятие о Таинствах. Их богоустановленность. Отличие Таинств от обрядов.

32. Установление Таинства Евхаристии. Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве. Евхаристия как Жертва. Необходимость и спасительность Причащения Святых Тайн.

33. Установление, видимая сторона и внутреннее действие Таинств Крещения и Миропомазания.

34. Установление, видимая сторона и внутреннее действие Таинств Покаяния и Елеосвящения.

35. Установление, видимая сторона и внутреннее действие Таинств Брака и Священства.

36. Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Мздовоздаяние после частного суда. Состояние душ праведников и душ грешников после частного суда.

37. Молитва Церкви за умерших. Загробная участь младенцев.

38. Неизвестность времени Второго Пришествия Христова. Признаки Второго Пришествия Христова.

39. Антихрист и время его пришествия. Брань Антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа.

40. Второе Пришествие Христово. Воскресение мертвых. Кончина мира.

41. Страшный Суд, образ совершения Страшного Суда; Его действительность. Кончина благодатного Царства Христова и открытие Царства Славы

42. Блаженное состояние праведников после конца мира. Состояние осужденных.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 168.