Рентабельность себестоимости (ROTC – return on total cost) – один из основных видов рентабельности, необходимых для анализа эффективности. Рентабельность себестоимости также называют рентабельностью производства, так этот показатель отражает эффективность производственного процесса.
Рентабельность производства (себестоимости) рассчитывается по следующей формуле:
ROTC=(ПР/TC)*100%
В числителе прибыль от продаж/реализации (ПР), которая находится как разница между доходами (выручкой – TR– total revenue) и расходами (полной себестоимостью – TC – total cost). ПР=TR-TC.
В знаменателе показатель, рентабельность которого необходимо найти – полная себестоимость (TC). Полная себестоимость состоит из всех затрат предприятия: затрат на материалы, полуфабрикаты, заработную плату рабочих и АУП (административно-управленческого персонала), электроэнергия и прочие услуги ЖКХ, цеховых и заводских затрат, затрат на рекламу, обеспечение безопасности и т.д.
Наибольшую долю в себестоимости составляют материалы, поэтому основные производства называют материалоемкими.
Рентабельность себестоимости показывает, сколько копеек прибыли от реализации принесет один рубль, вложенный в себестоимость продукции. Или, измеренный в процентах, данный показатель отражает на сколько процентов эффективно использование производственных ресурсов.
Данный показатель можно рассчитать как по всему предприятию, так и по цехам и типам продукции.
Формула расчета рентабельности по балансу
Многие виды рентабельности рассчитываются на основе данных бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс содержит информацию об активах, обязательствах и собственном капитале организации.
Составляется данная форма 2 раза в год, то есть состояние любого показателя можно посмотреть на начало периода и на конец периода. Для расчета рентабельности из бухгалтерского баланса необходимы следующие показатели:
· активы (оборотные и внеоборотные);
· величина собственного капитала;
· объем инвестиций;
· и др.
Для того чтобы корректно произвести расчет рентабельности, нужно найти среднее арифметическое от суммы показателя на начало текущего (конец предыдущего) и конец текущего периода.
Например, найти рентабельность внеоборотных активов. Из бухгалтерского баланса берется сумма величин внеоборотных активов на начало и конец периода и делится пополам.
В бухгалтерском балансе средних предприятий величина внеоборотных активов отражена в строке 1100 – Итого по разделу I, для малых предприятий величина внеоборотных активов – сумма строк 1150+1170.
2. Рентабельность внеоборотных активов выглядит следующим образом:
ROA(вн)=(ПР/(ВнАнп+ВнАкп)/2)*100%,
где
ВнАнп – стоимость внеоборотных активов на начало текущего (конец предыдущего) периода,
ВнАкп – стоимость внеоборотных активов на конец текущего периода.
Рентабельность внеоборотных активов показывает, сколько копеек прибыли от продаж принесет один рубль, вложенный в необоротные активы.
Пример расчета рентабельности производства
Для расчета рентабельности производства необходимы следующие показатели: полная себестоимость (TC) и прибыль от реализации (ПР).
Данные представлены в таблице.
Показатель | Предприятие 1 | Предприятие 2 |
Величина, руб. | ||
Выручка (TR) | 1 500 000 | 2 400 000 |
Полная себестоимость (TC) | 500 000 | 1 200 000 |
Прибыль от реализации можно рассчитать как разницу между выручкой и полной себестоимостью.
ПР1=TR-TC=1500000-500000=1 000 000 рублей
ПР2=TR-TC=2400000-1200000=1 200 000 рублей
Очевидно, что выручка и прибыль от реализации у второго предприятия выше. В измерении абсолютных показателей эффект второго предприятия выше. Но значит ли это, что второе предприятие эффективней?
Для ответа на данный вопрос необходимо рассчитать рентабельность производства.
ROTC1=(ПР/TC)*100%=(1000000/500000)*100%=200%
ROTC2=(ПР/TC)*100%=(1200000/1200000)*100%=100%
Рентабельность производства первого предприятия в 2 раза выше рентабельности производства второго предприятия. Можно уверенно говорить, что производство первого предприятия в 2 раза эффективней, чем у второго.
Рентабельность, как показатель эффективности деятельности предприятия, более точно отражает реальное положении дел на производстве, в сфере продаж или инвестиций предприятия, позволяя правильно среагировать на текущую ситуацию, в отличие от использования абсолютных показателей, которые не дают полной картины.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.