Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Теоретические и справочные сведения:

   1. На конце слова ь пишется после любого мягкого согласного (после шипящих – см. §3).

   Примеры: бровь, конь, моль, вуаль, рояль, жарь.

   2. В середине слова ь пишется:

    ● после мягкого л (льнуть, сельдь, вольный);

    ● после мягкого согласного перед твердым (Клязьма, просьба, тоньше);

   ● между двумя мягкими согласными, если при изменении слова второй согласный становится твердым (в борьбе, ср. борьба, на свадьбе, ср. свадьба).

   3.Ь не пишется:

   ● в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, нс, сн, зн, ст, зд, нт, нд, тн, дн, рщ, рч;

   ● между двумя мягкими л.

   Примеры: бочка, ночник, всенощная (произносится –шн-!), пенсия, песня, мостик, лентяй, спорщик, перчик; галлюцинация.

   Примечания:

   ● Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с ь.

   Примеры: пятьдесят, семьдесят, семьсот, девятьсот. Сравни: шестнадцать, восемнадцать.

   ● Все личные формы глагола взять, как и формы повелительного наклонения этого глагола, пишутся с ь в корне.

   Примеры: возьму, возьмешь, возьмете, возьмет, возьмут, возьми, возьмите.

   Прилагательные, образованные от существительных, оканчивающихся на –рь, -нь, пишутся без ь.

   Примеры: аптекарь – аптекарский, слесарь – слесарский, токарь – токарский, лекарь – лекарский, конь – конский, Тюмень – тюменский.

   Примечание: прилагательные, образованные от названий месяцев, в том числе оканчивающихся на –рь (февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь), пишутся с ь.

   Примеры: сентябрьский, декабрьский; но:  январский.

  

   Упражнение 34. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

   Сал…то, вез…де, гвоз…дик, мощ…ность, смен…щик, лен…тяй, кис…ти, шест…надцать, восем…десят, аптекар…ский, декабр…ский, воз…мут, воз…мем, общ…ность, доч…ка, ноч…ник, тон…ше, тон…чайший, реч…ка, январ…ский, сел…дь, фал…шь, рязан…ский, лес…ть, зон…тик, к вос…ми часам, Куз…минич…на, груз…ди, бан…дитский, спор…щик, род…ня.

   Упражнение 35. Решите тест на тему «Правописание Ъ иЬ».

   1.Где пишется Ъ

   1.Пред…явитель 2.В…явь 3.Без…апелляционный 4.Об…егорить 5.Под…ячий.

   2.Где пишется Ь

   1.Картеч… 2.К отч…му (дому) 3.К казач…ей (станице) 4.Предат…ся отчаянию 5.Невтерпеж…

   3.Где пишется Ь

   1.Желч…ный 2.Бравурный туш… 3.Наотмаш… 4.Ар…ергард 5.Ин…екция.

   4.Где пишется Ъ

   1.Ад…ютант 2.Октябр…ский 3.Восем…надцать 4.Трех…ярусный 5.Сверх…ясный.

   5.Где пишется Ъ

   1.С…ёмка 2.Из…ян 3.Фельд…егерь 4.Меж….ярусный 5.Меж…институтский.

   6.Где пишется Ь

   1.Гореч… 2.Воздух свеж… 3.Блестящ… 4.Лиш… 5.Проч…

   7.Найдите ошибки

   1.Ретуш 2.Девятьнадцать 3.Смерчь 4.Течь 5.Спрячьте.

 

   8.Найдите ошибки

   1.Ляг 2.Блескучь 3.Кумач 4.Уохотничьего домика 5.Продасться.

   9.Найдите ошибки

   1.Брешь 2.Русалочьий 3.Познакомьтесь 4.Обьятия 5.Адьютант.

   10.Найдите ошибки

   1.Куръез 2.Конъюнктура 3.Из индюшачьего мяса 4.Вскачь 5.Дьявольский.

Обобщающий тест

Темы 4, 5

   Задание 1. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

   1.ар…ергард, зав…южить, фельд…егерь

   2.непр…стойный, пр…ветливый, пр…вилегированный

   3.во…нестись, ра…жигать, не…добровать

   4.вз…мание налогов, из…мать, пред…стория

   Задание 2. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

   1.пр…валировать, пр…цедент, беспр…страстный судья

   2.пр…вивать, непр…годный, пр…уменьшать заслуги

   3.нес…едобный, ин…екция, супер…яхта

   4.транс…ранский, пан…сламизм, небез…звестный

 

   Задание 3. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

   1.в…ючное животное, мыш….як, селен…ице

   2.пр…держаться день, об…бщить, пр…славянский язык

   3.контр…гра, пред….стория, без…ндукционный

   4.непр…ступная красавица, непр…одолимый, пр…клонный возраст

   Задание 4. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

   1.ра…щедриться, и…жить недостатки, бе…чувственный

   2.суб…ект, об….ективный, из…ятие

   3.раз…иня, раз…риться, раз…ява

   4.пр…небрежительный, пр…клоняться перед талантом, пр…украсить

 

   Задание 5. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

   1.во…тание, …двинуть, ни…падать

   2.без…апелляционный, от…ужинать, с…язвить

   3.непр…кращающийся, пр…образованный, пр…способиться

   4.интер…ер, батал…он, трех…язычный

 

   Задание 6. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

   1.и…коренить, …делка, и…подтишка

   2.по щуч…ему велению, обез…яний, н…юанс

   3.за…ндеветь, сверх…мпульсивный, раз…скать

   4.пр…теснение, пр…глушенный, непр…одолимый

 

   Задание 7. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

   1.сверх…зобильный, роз…грыш, с…мпровизировать

   2.вар…ировать, супер…игра, жгуч…его

   3.бе…тыжий, во…тание, и…тупленный крик

   4.пр…возносить, пр…старелый, с пр…скорбием

   Задание 8. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

   1.около дач…, отреж…, нян…чить

   2.невтерпеж…, познаком…ся, могуч…

   3.пан…японский, супер…активный, ад…ютантский

   4.транс…японский, меж…ярусный, фельд….егерский

 

   Задание 9. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

   1.в…юн, под…емник, зав…южило снегом

   2.неб…ющийся, гуаш…, ветош…

   3.из…ян, интер…ер, ар…ергард

   4.спряч….ся, мне передаст…ся волнение, ноч…ник

 

   Задание 10. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

   1.сплош…, игра стоит свеч…, тревожиш…ся

   2.без…ядерный, горяч…, всемогущ…

   3.на лебяж…ем пуху, лиш…, проч…

   4.обруч…, довер…ся мне, надо поторопит…ся.

Тема 6

Н-НН в разных частях речи

Общий алгоритм рассуждения

 

   Тему «Правописание Н-НН в разных частях речи» иногда называют «лакмусовой бумажкой грамотности». Действительно, комплекс правил, связанный с написанием одной и двух –н- в разных частях речи, является одним из самых трудных для усвоения и практического применения.

    Теоретические и справочные сведения:

   Первый вопрос, который надо задать себе, решая проблему написания –н-нн-:производно или непроизводно слово с данной орфограммой?

   Если нет – в нём и производных от него словах пишется одна –н-: гусеница, пряный, пряности  и под.

   Если производно – переходим ко второму вопросу.

   Он следующий: какая часть речи стоит в начале словообразовательной цепи данного слова?

   Ответов на поставленный вопрос может быть (за редким исключением) всего два: существительное (отымённое образование) или глагол(отглагольное образование). Помните: почти любое производное слово с н -нн можно «свести» к этим двум частям речи. Например, «избранник» - это тот, кого «избрали», значит, в начале его словообразовательной цепи - глагол, а «нефтяник» - это тот, кто добывает «нефть», следовательно, в начале словообразовательной цепи существительного «нефтяник» тоже существительное.

   Впрочем, методически более верно для слов, отвечающих на вопрос какой? (прилагательных и причастий), искать ближайшее производное - существительное или глагол - и не продолжать этот поиск дальше: вощеный – вощить (то, что сам глагол происходит от существительного воск, уже значения не имеет!); бракованный – браковать (а не брак!); овчинный – овчина (овца – уже ненужный и неверный «шаг»).

   Заметим, что иногда исходное производящее слово является устаревшим, и связь с ним устанавливается только этимологическая (промышленность – промышленный – промысел; сокровенный - кровь) или не устанавливается вовсе (исконный - ?).

   Правописание такого рода слов приходится запоминать.

   Существует ряд слов, которые могут быть мотивированы как глаголом, так и существительным (охранный – охрана и охранять; пудреница – пудра и пудрить и под.). В таких случаях также стоит запомнить, как объясняется написание –н-//-нн- в этих словах. Так, охранный мотивируется существительным охрана, и поэтому в нем пишется –нн- на стыке корня и суффикса; пудреница происходит от прилагательного пудреный, которое, в свою очередь, образовано от глагола несовершенного вида пудрить

   Итак, если в основе словообразовательной цепи существительное – примени правило, если глагол – сначала определи, какая часть речи или форма глагола перед тобой. Если полное причастие или отглагольноеприлагательное (разница здесь не так уж важна: ведь правило одно!), существительное и наречие –примени алгоритм. Если краткое отглагольное образование – определи значение.

   В схематическом виде этот базовый алгоритм можно представить следующим образом:

Дата: 2019-02-25, просмотров: 401.