Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическая ситуация №5

 

Опираясь на план, проанализируйте конкретную ситуацию:

Утро. В групповой комнате необычайное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? – спрашивает его воспитатель.

- Да нет… я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

- Мне жаль маму… папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

1. Объясните данную ситуацию с психолого-педагогической, методической точек зрения:

1.1 Определите понятие «здоровье», перечислите и охарактеризуйте составляющие компоненты психического здоровья ребенка.

1.2 Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на психическом здоровье ребенка.

1.3 Какое психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольника возможно в данной ситуации?

1.4 Объясните сущность положительной социализации дошкольника согласно ФГОС дошкольного образования.

1.5 Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

1.6 Объясните идеи здоровьесберегающей педагогики в практике работы воспитателя.

 

 

2. Практико-ориентированные задания:

2.1 Презентуйте одну или несколько здоровьесберегающих техник для применения в ДОО

2.2 Предложите содержание консультации для родителей по данной проблеме с использованием Интернет-ресурсов

 

 

1.1. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, высокий уровень развития высших психических функций.

А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским (1990) предложено следующее определение: «психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям, окружающей деятельности регуляцию поведения, деятельности».

Согласно формулировке, приведенной Б.С. Положим (2001), «психическое здоровье - это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные (с учетом этнокультурных критериев) формы поведения».

       Компоненты психического здоровья:

Психическое здоровье
Самосознание, образ «Я»  
Успешная социальная адаптация  
Принятие личной ответственности  
Психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие
Формирование представлений о себе и о своём ближайшем окружении
Адекватная ориентировка в настоящем (здесь и теперь)
Способность строить позитивные отношения, эффективно и конструктивно общаться
Позитивное мышление  
Гармонизация потребностей и возможностей  
Адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность  


1) Самосознание, образ «Я», адекватное полу и возрасту, позитивное самоотношение, соответствующая возрасту, близкая к адекватной самооценка.

Самосознание — это открытие своего собственного «Я» на социальном, личностном, экзистенциальном уровнях, это поиск своего места в системе человеческих отношений, идентичность, ощущение себя автором, творцом собственной биографии. Это событие (самоосознание) происходит в возрасте около трёх лет, оно подготавливается предшествующей историей детства. Именно на этом рубеже ребенок из объекта забот становится субъектом собственной жизни. Самосознание - осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Самосознание - интегральное образование личности, оно определяется развитием таких качеств как самостоятельность, креативность, произвольность и т.д.

Образ Я - система представлений ребёнка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе. Образ Я включает три компонента:

1)когнитивный компонент - знание своих качеств и способностей, образ собственной внешности;

2)эмоциональный компонент - самоотношение, самоуважение;

3)оценочный компонент - самооценка.

Самооценка - один из основных компонентов самосознания. На основе преобладающих самооценки, самоотношения и отношения к другим людям Э. Берн выделили четыре основных жизненных сценария личности, которые впервые «оформляются» к шести годам:

1. «Я» - хороший, «Все Они» - хорошие, жизнь - хороша» - сценарий «победителя»;

2. «Я» - плохой, «Они» - плохи, жизнь - плоха» - сценарий «побежденного»,
неудачника;

3. «Я» - хороший, но «Они» - плохие, жизнь - плоха» - сценарий «озлобленного
пессимиста»;

4. «Я» - плохой, а «Они» - хорошие — сценарий «комплекса неполноценности».
Самоотношение может совпадать или не совпадать с самооценкой. Самооценка может быть адекватной или неадекватной, а неадекватная - заниженной или завышенной. Именно адекватная (или близкая к адекватной) самооценка и позитивное самоотношение (самопринятие) характеризуют психически здоровую личность.

Одной из основных задач воспитания является выработка у ребенка стремления к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Чем раньше ребенок осознает свои психологические особенности, тем раньше начинает у него проявляться особого рода забота - забота о формировании собственной личности, появляется потребность в самовоспитании, в деятельности, направленной на изменение своей личности. Мотивом этой деятельности может быть стремление достичь поставленной цели, желания не отстать от других и т. п. Самосознание - первый шаг к самовоспитанию.

2) Успешная социальная адаптация. Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения - удовлетворенности или неудовлетворенности. Человек может быть гармоничным и адаптивным, либо дисгармоничным и дезадаптивным.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптацию можно понимать как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это своеобразное состояние гармонии между индивидом и средой.  

В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью и автономностью.

Согласно А. Филипсу адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

1. Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми
встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Примерами такой адаптации может служить посещение школы и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений.

2. В более широком смысле адаптация не сводится к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способностью придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Социально-психологическая адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Основными показателями психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов со сверстниками и взрослыми.

3) Принятие личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность, жизнь (внутренний локус контроля). Ответственность - осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.

Ответственность ребёнка за свои действия, поступки определяется мерой его самостоятельности в них, степенью его свободного волеизъявления, правом выбора и самостоятельного принятия решений. Ответственность связана с волевыми усилиями.

Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события. Люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и, соответственно, два типа людей:

1. Экстернал - человек полагает, что происходящие с ним события являются
результатом влияния внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п. Он пассивен, пессимистичен, чувствует, что от него ничего не зависит, он «пешка» в этой жизни, а успехи, достижения приписывает внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Такой тип людей чаще всего - «побежденный».

2. Интернал - человек интерпретирует события как результат собственных усилий. Большинство событий (и позитивных, и негативных) было результатом его собственной деятельности, он чувствует ответственность и за эти события, за собственное здоровье и за свою жизнь в целом.

Такой человек может контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, активно формировать свой круг общения. Он считает себя ответственным и за свое здоровье. Ему присуща активная жизненная позиция, независимость, ответственность за себя. Он оптимистичен, жизнерадостен.

Человек сам создает себя, он сам делает свой выбор, поэтому он одновременно принимает ответственность за свой выбор. Поступок - это результат выбора человека, основанного на определенной позиции, системы ценностей. Вся жизнь человека это цель выборов: от поступка до судьбы.

В дошкольном возрасте важно формировать у ребенка задатки ответственность за свои поступки, сохранение своего здоровья.

4) Психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие.

    В содержание понятия «эмоциональная саморегуляция» в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое поведение в экстремальных ситуациях.

Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.  

Человек, который обладает способностью саморегуляции, имеет следующие установки и качества:

- верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в
сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно
ошибочно;

- способность действовать по своему усмотрению, не испытывая чувства вины и
сожаления в случае неодобрения со стороны других;

- способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и
вчерашнем дне;

- умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные
неудачи и трудности;

- умение ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других,
как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением;

- относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту,
так и соглашаться с мнением других;

- умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности;
умение оказать сопротивление;

- способность понимать свои и чужие чувства, умение подавлять свои порывы;

- способность находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых;

- чуткое отношение к чувствам других, соблюдение принятых социальных норм;

- умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их
недостатки.
















Значение эмоционального благополучия для здоровья ребенка очень велико. Положительное эмоциональное состояние связано с удовлетворением потребностей, а эмоциональный дискомфорт - с депривацией, т.е. неудовлетворением потребностей.

Особенно важно, чтобы ребенок не чувствовал страхов, развивался без ожидания угрозы со стороны взрослых или сверстников, иначе чрезмерная эмоциональная напряженность будет нарушать его деятельность. Дети требуют особого внимания и поддержки. А тревожное состояние передается от взрослых к детям. Неблагоприятные эмоциональные состояния могут явиться причиной возникновения детских неврозов.

Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений:

- биологические предпосылки (соматическая ослабленность, хронические заболевания, наследственные особенности);

- психологические причины (особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка);

- социально-психологические факторы (негативное влияние среды, например, семьи).
Под неблагоприятным эмоциональным состоянием понимается ощущение

дискомфорта в тех или иных подсистемах или организма в целом, вызванное неполным удовлетворением потребностей человека. К неблагоприятным состояниям, негативно влияющим на развитие личности, относятся: агрессивность, пассивность, страхи, плаксивость (частый плач), повышенная тревожность, депрессия. Важнейшим условием психического, эмоционального благополучия является способность человека справляться со стрессами. Ребёнок ещё не способен сам справиться с негативными эмоциональными состояниями и в этом ему должны помочь взрослые.

5) Построение жизненной перспективы, осмысление собственной жизни.

Вопрос о смысле жизни - важный вопрос, одна из основных жизненно важных проблем человека. Он возникает чаще в юношеский период жизни и его появление характеризует определенный уровень зрелости личности. Поиск смысла жизни - одна из характеристик черт юности. В то же время истоки осмысления жизни лежат в более ранних периодах, когда ребенок пытается осмыслить свою жизнь в связи с переживаемыми удачами и неудачами.

6) Адекватная ориентировка в настоящем (во времени и месте), осознание своих эмоций, мыслей, чувств «здесь и теперь».

В работе «Становление человека» К. Роджерс дает характеристику полноценного функционирующего человека, описывая его жизнь через следующие характеристики:

-постоянная все возрастающая открытость опыту (в противоположность стереотипным защитным реакциям);

-возрастающее стремление жить настоящим, открытость тому, что происходит «здесьи сейчас»;

-возрастающее доверие своему организму как средству достижения наилучшего поведения в каждой ситуации в настоящем.

В процессе своего становления человек, развивая эти качества, переходит к личностной зрелости. Поэтому максимальное «проживание» текущего момента, концентрация внимания на настоящем требует усилий педагога. Этому способствуют «стоп-паузы» в работе и рефлексия по поводу того, что «здесь и сейчас» происходит, какие мысли, чувства, отношения вызывает у ребенка та или иная ситуация. Педагог также сам должен не «закрываться» и делиться с учащимися своими чувствами, отношениями, переживаниями.

7) Способность строить позитивные отношения с людьми, эффективно и конструктивно общаться (способность к бесконфликтному, деловому, доверительному общению, сформированность партнерской позиции - «на равных» и т.д.).

Общение является одной из важнейших потребностей личности, оно играет большую роль в жизни общества и личности, является также одним из условий её формирования и благополучия. Неудовлетворённость в общении порождает сложную гамму переживаний: портит настроение, рождает чувство одиночества, ненужности другим людям.

Важной характеристикой психического благополучия является качество взаимоотношений человека с окружающими людьми.

Общение - процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности. В общении различают три стороны:

1) коммуникативная - обмен информацией;

2) интерактивная - выработка и реализация стратегии взаимодействия;

3) перцептивная - восприятие и понимание другого человека.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - тонкий показатель отклонений психического развития. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах с окружающими, замкнутости. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

8) Позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни).

Позитивное мышление характеризуется позитивной, конструктивной направленностью, стремлением разрешить возникающие проблемы и не впадать в уныние, панику, а также - выделением положительных сторон жизни.

9) Гармонизация потребностей и возможностей, отсутствие длительных, глубоких противоречий между потребностями и возможностями.

Все потребности и соответствующие им мотивы можно разделить на две группы: материальные и духовные. Потребности души (в познании, красоте, любви и уважении и т.д.) и потребности тела (в пище, сне, отдыхе, жилище и т.д.) могут дополнять друг друга, что создаёт внутреннюю непротиворечивость, гармонию, а могут приводить к внутреннему конфликту, неудовлетворенности жизнью, дисгармонии.

В качестве основных условий развития личности выступает удовлетворение базовых потребностей. К ним относятся:

-потребность в комфортных межличностных отношениях, обеспечивающих благоприятный социальный статус;

- потребность в понимании;

- потребность в наличии жизненных целей и смыслов;

- потребность в познании окружающего мира;

- потребность в творческой активности, реализации творческого потенциала.

Вопрос гармонизации потребностей - это вопрос соответствия духовных и материальных потребностей, вопрос формирования разумных потребностей, а также - соответствия между значимостью потребности и её доступностью, т.е. возможностью удовлетворения.

10) Адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность (ощущение, воображение, внимание, память, мышление и т.д.).

У психически здоровых детей адекватно возрасту развиты психические процессы. При задержке психического развития наблюдается отставание, прежде всего по психическим процессам, и коррекционно-развивающая работа с такими детьми осуществляется по определённым программам.


1.2.

1.3. Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского образовательного учреждения.
В описанной выше ситуации возможны следующие варианты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка:
- консультативное – оказание помощи ребенку, и его родителям в вопросах развития, воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольника;

- привлечение специалистов: медиков, психолога.

- вовлечение семьи непосредственно в образовательную деятельность;

- просветительско-образовательное – формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- систематическое наблюдение за ребенком в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

- осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с ребенком через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

1.4. В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
    Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.

Обратившись к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

1.5.

1.6. Здоровьесберегающая педагогика.

Приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» представлена система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий воспитанников определяются на основе Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15мая 2013г. №26 г. Москва. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Таким образом, задача для педагога - создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Здоровье - это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития, инициативы, сильной воли, дарования, природных способностей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

    Принципы здоровьесберегающей педагогики









Принцип не нанесения вреда

Педагогическая ситуация №5

 

Опираясь на план, проанализируйте конкретную ситуацию:

Утро. В групповой комнате необычайное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? – спрашивает его воспитатель.

- Да нет… я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

- Мне жаль маму… папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

1. Объясните данную ситуацию с психолого-педагогической, методической точек зрения:

1.1 Определите понятие «здоровье», перечислите и охарактеризуйте составляющие компоненты психического здоровья ребенка.

1.2 Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на психическом здоровье ребенка.

1.3 Какое психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольника возможно в данной ситуации?

1.4 Объясните сущность положительной социализации дошкольника согласно ФГОС дошкольного образования.

1.5 Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

1.6 Объясните идеи здоровьесберегающей педагогики в практике работы воспитателя.

 

 

2. Практико-ориентированные задания:

2.1 Презентуйте одну или несколько здоровьесберегающих техник для применения в ДОО

2.2 Предложите содержание консультации для родителей по данной проблеме с использованием Интернет-ресурсов

 

 

1.1. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, высокий уровень развития высших психических функций.

А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским (1990) предложено следующее определение: «психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям, окружающей деятельности регуляцию поведения, деятельности».

Согласно формулировке, приведенной Б.С. Положим (2001), «психическое здоровье - это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные (с учетом этнокультурных критериев) формы поведения».

       Компоненты психического здоровья:

Психическое здоровье
Самосознание, образ «Я»  
Успешная социальная адаптация  
Принятие личной ответственности  
Психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие
Формирование представлений о себе и о своём ближайшем окружении
Адекватная ориентировка в настоящем (здесь и теперь)
Способность строить позитивные отношения, эффективно и конструктивно общаться
Позитивное мышление  
Гармонизация потребностей и возможностей  
Адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность  


1) Самосознание, образ «Я», адекватное полу и возрасту, позитивное самоотношение, соответствующая возрасту, близкая к адекватной самооценка.

Самосознание — это открытие своего собственного «Я» на социальном, личностном, экзистенциальном уровнях, это поиск своего места в системе человеческих отношений, идентичность, ощущение себя автором, творцом собственной биографии. Это событие (самоосознание) происходит в возрасте около трёх лет, оно подготавливается предшествующей историей детства. Именно на этом рубеже ребенок из объекта забот становится субъектом собственной жизни. Самосознание - осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Самосознание - интегральное образование личности, оно определяется развитием таких качеств как самостоятельность, креативность, произвольность и т.д.

Образ Я - система представлений ребёнка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе. Образ Я включает три компонента:

1)когнитивный компонент - знание своих качеств и способностей, образ собственной внешности;

2)эмоциональный компонент - самоотношение, самоуважение;

3)оценочный компонент - самооценка.

Самооценка - один из основных компонентов самосознания. На основе преобладающих самооценки, самоотношения и отношения к другим людям Э. Берн выделили четыре основных жизненных сценария личности, которые впервые «оформляются» к шести годам:

1. «Я» - хороший, «Все Они» - хорошие, жизнь - хороша» - сценарий «победителя»;

2. «Я» - плохой, «Они» - плохи, жизнь - плоха» - сценарий «побежденного»,
неудачника;

3. «Я» - хороший, но «Они» - плохие, жизнь - плоха» - сценарий «озлобленного
пессимиста»;

4. «Я» - плохой, а «Они» - хорошие — сценарий «комплекса неполноценности».
Самоотношение может совпадать или не совпадать с самооценкой. Самооценка может быть адекватной или неадекватной, а неадекватная - заниженной или завышенной. Именно адекватная (или близкая к адекватной) самооценка и позитивное самоотношение (самопринятие) характеризуют психически здоровую личность.

Одной из основных задач воспитания является выработка у ребенка стремления к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Чем раньше ребенок осознает свои психологические особенности, тем раньше начинает у него проявляться особого рода забота - забота о формировании собственной личности, появляется потребность в самовоспитании, в деятельности, направленной на изменение своей личности. Мотивом этой деятельности может быть стремление достичь поставленной цели, желания не отстать от других и т. п. Самосознание - первый шаг к самовоспитанию.

2) Успешная социальная адаптация. Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения - удовлетворенности или неудовлетворенности. Человек может быть гармоничным и адаптивным, либо дисгармоничным и дезадаптивным.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптацию можно понимать как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это своеобразное состояние гармонии между индивидом и средой.  

В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью и автономностью.

Согласно А. Филипсу адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

1. Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми
встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Примерами такой адаптации может служить посещение школы и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений.

2. В более широком смысле адаптация не сводится к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способностью придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Социально-психологическая адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Основными показателями психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов со сверстниками и взрослыми.

3) Принятие личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность, жизнь (внутренний локус контроля). Ответственность - осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.

Ответственность ребёнка за свои действия, поступки определяется мерой его самостоятельности в них, степенью его свободного волеизъявления, правом выбора и самостоятельного принятия решений. Ответственность связана с волевыми усилиями.

Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события. Люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и, соответственно, два типа людей:

1. Экстернал - человек полагает, что происходящие с ним события являются
результатом влияния внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п. Он пассивен, пессимистичен, чувствует, что от него ничего не зависит, он «пешка» в этой жизни, а успехи, достижения приписывает внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Такой тип людей чаще всего - «побежденный».

2. Интернал - человек интерпретирует события как результат собственных усилий. Большинство событий (и позитивных, и негативных) было результатом его собственной деятельности, он чувствует ответственность и за эти события, за собственное здоровье и за свою жизнь в целом.

Такой человек может контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, активно формировать свой круг общения. Он считает себя ответственным и за свое здоровье. Ему присуща активная жизненная позиция, независимость, ответственность за себя. Он оптимистичен, жизнерадостен.

Человек сам создает себя, он сам делает свой выбор, поэтому он одновременно принимает ответственность за свой выбор. Поступок - это результат выбора человека, основанного на определенной позиции, системы ценностей. Вся жизнь человека это цель выборов: от поступка до судьбы.

В дошкольном возрасте важно формировать у ребенка задатки ответственность за свои поступки, сохранение своего здоровья.

4) Психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие.

    В содержание понятия «эмоциональная саморегуляция» в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое поведение в экстремальных ситуациях.

Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.  

Человек, который обладает способностью саморегуляции, имеет следующие установки и качества:

- верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в
сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно
ошибочно;

- способность действовать по своему усмотрению, не испытывая чувства вины и
сожаления в случае неодобрения со стороны других;

- способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и
вчерашнем дне;

- умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные
неудачи и трудности;

- умение ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других,
как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением;

- относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту,
так и соглашаться с мнением других;

- умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности;
умение оказать сопротивление;

- способность понимать свои и чужие чувства, умение подавлять свои порывы;

- способность находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых;

- чуткое отношение к чувствам других, соблюдение принятых социальных норм;

- умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их
недостатки.
















Значение эмоционального благополучия для здоровья ребенка очень велико. Положительное эмоциональное состояние связано с удовлетворением потребностей, а эмоциональный дискомфорт - с депривацией, т.е. неудовлетворением потребностей.

Особенно важно, чтобы ребенок не чувствовал страхов, развивался без ожидания угрозы со стороны взрослых или сверстников, иначе чрезмерная эмоциональная напряженность будет нарушать его деятельность. Дети требуют особого внимания и поддержки. А тревожное состояние передается от взрослых к детям. Неблагоприятные эмоциональные состояния могут явиться причиной возникновения детских неврозов.

Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений:

- биологические предпосылки (соматическая ослабленность, хронические заболевания, наследственные особенности);

- психологические причины (особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка);

- социально-психологические факторы (негативное влияние среды, например, семьи).
Под неблагоприятным эмоциональным состоянием понимается ощущение

дискомфорта в тех или иных подсистемах или организма в целом, вызванное неполным удовлетворением потребностей человека. К неблагоприятным состояниям, негативно влияющим на развитие личности, относятся: агрессивность, пассивность, страхи, плаксивость (частый плач), повышенная тревожность, депрессия. Важнейшим условием психического, эмоционального благополучия является способность человека справляться со стрессами. Ребёнок ещё не способен сам справиться с негативными эмоциональными состояниями и в этом ему должны помочь взрослые.

5) Построение жизненной перспективы, осмысление собственной жизни.

Вопрос о смысле жизни - важный вопрос, одна из основных жизненно важных проблем человека. Он возникает чаще в юношеский период жизни и его появление характеризует определенный уровень зрелости личности. Поиск смысла жизни - одна из характеристик черт юности. В то же время истоки осмысления жизни лежат в более ранних периодах, когда ребенок пытается осмыслить свою жизнь в связи с переживаемыми удачами и неудачами.

6) Адекватная ориентировка в настоящем (во времени и месте), осознание своих эмоций, мыслей, чувств «здесь и теперь».

В работе «Становление человека» К. Роджерс дает характеристику полноценного функционирующего человека, описывая его жизнь через следующие характеристики:

-постоянная все возрастающая открытость опыту (в противоположность стереотипным защитным реакциям);

-возрастающее стремление жить настоящим, открытость тому, что происходит «здесьи сейчас»;

-возрастающее доверие своему организму как средству достижения наилучшего поведения в каждой ситуации в настоящем.

В процессе своего становления человек, развивая эти качества, переходит к личностной зрелости. Поэтому максимальное «проживание» текущего момента, концентрация внимания на настоящем требует усилий педагога. Этому способствуют «стоп-паузы» в работе и рефлексия по поводу того, что «здесь и сейчас» происходит, какие мысли, чувства, отношения вызывает у ребенка та или иная ситуация. Педагог также сам должен не «закрываться» и делиться с учащимися своими чувствами, отношениями, переживаниями.

7) Способность строить позитивные отношения с людьми, эффективно и конструктивно общаться (способность к бесконфликтному, деловому, доверительному общению, сформированность партнерской позиции - «на равных» и т.д.).

Общение является одной из важнейших потребностей личности, оно играет большую роль в жизни общества и личности, является также одним из условий её формирования и благополучия. Неудовлетворённость в общении порождает сложную гамму переживаний: портит настроение, рождает чувство одиночества, ненужности другим людям.

Важной характеристикой психического благополучия является качество взаимоотношений человека с окружающими людьми.

Общение - процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности. В общении различают три стороны:

1) коммуникативная - обмен информацией;

2) интерактивная - выработка и реализация стратегии взаимодействия;

3) перцептивная - восприятие и понимание другого человека.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - тонкий показатель отклонений психического развития. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах с окружающими, замкнутости. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

8) Позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни).

Позитивное мышление характеризуется позитивной, конструктивной направленностью, стремлением разрешить возникающие проблемы и не впадать в уныние, панику, а также - выделением положительных сторон жизни.

9) Гармонизация потребностей и возможностей, отсутствие длительных, глубоких противоречий между потребностями и возможностями.

Все потребности и соответствующие им мотивы можно разделить на две группы: материальные и духовные. Потребности души (в познании, красоте, любви и уважении и т.д.) и потребности тела (в пище, сне, отдыхе, жилище и т.д.) могут дополнять друг друга, что создаёт внутреннюю непротиворечивость, гармонию, а могут приводить к внутреннему конфликту, неудовлетворенности жизнью, дисгармонии.

В качестве основных условий развития личности выступает удовлетворение базовых потребностей. К ним относятся:

-потребность в комфортных межличностных отношениях, обеспечивающих благоприятный социальный статус;

- потребность в понимании;

- потребность в наличии жизненных целей и смыслов;

- потребность в познании окружающего мира;

- потребность в творческой активности, реализации творческого потенциала.

Вопрос гармонизации потребностей - это вопрос соответствия духовных и материальных потребностей, вопрос формирования разумных потребностей, а также - соответствия между значимостью потребности и её доступностью, т.е. возможностью удовлетворения.

10) Адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность (ощущение, воображение, внимание, память, мышление и т.д.).

У психически здоровых детей адекватно возрасту развиты психические процессы. При задержке психического развития наблюдается отставание, прежде всего по психическим процессам, и коррекционно-развивающая работа с такими детьми осуществляется по определённым программам.


1.2.

1.3. Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского образовательного учреждения.
В описанной выше ситуации возможны следующие варианты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка:
- консультативное – оказание помощи ребенку, и его родителям в вопросах развития, воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольника;

- привлечение специалистов: медиков, психолога.

- вовлечение семьи непосредственно в образовательную деятельность;

- просветительско-образовательное – формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- систематическое наблюдение за ребенком в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

- осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с ребенком через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

1.4. В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
    Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.

Обратившись к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

1.5.

1.6. Здоровьесберегающая педагогика.

Приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» представлена система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий воспитанников определяются на основе Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15мая 2013г. №26 г. Москва. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Таким образом, задача для педагога - создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Здоровье - это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития, инициативы, сильной воли, дарования, природных способностей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

    Принципы здоровьесберегающей педагогики









Принцип не нанесения вреда

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов

Дата: 2019-02-25, просмотров: 202.