Как из родника человек утоляет жажду, так и из книг узнает то, что его интересует. Но не только из книг черпаем мы информацию. География располагает большим набором источников для исследования прошлого и настоящего края. Их можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные и устные.
Письменные источники – это летописи, воспоминания путешественников, посещавших наш край, документы и материалы, хранящиеся в архивах. Также это публикации в газетах и журналах (как в старинных, так и в современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т.д..
Кроме учебника, источниками информации служат географические справочники и энциклопедии, карты и атласы, географические журналы и газеты. Много нового, полезного и интересного можно узнать из радио- и телепередач: прогнозы погоды, сообщения о стихийных явлениях, о природных диковинках, о культуре населения разных стран и т.п. Сейчас для получения необходимых географических знаний пользуются услугами Интернета – всемирной компьютерной сети. С ее помощью можно за считанные минуты обмениваться географической информацией – картографической, текстовой, видео, звуковой.
В краеведческой работе применяются такие методы краеведческого исследования: литературный, полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, анкетный и личных бесед, фотографирование и киносъемка, экскурсионный, архивный метод.
Назовите ситуации, когда вы пользовались географической картой.
Литературный метод связан с использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории. Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять того, что уже раньше сделано. Оно помогает краеведу узнать об истории развития края. Изучение литературы необходимо и для теоретических обоснований выводов, получаемых в краеведческих исследованиях.
Метод полевых наблюдений особенно часто применяется для изучения природных условий (например, погоды). Он включает различные исследования в стационарных (на географической площадке) и полевых условиях с применением технических средств: специальной (доступной для школы) аппаратуры и инструментов, фото- и киноаппаратуры.
Картографический метод исследования предполагает работу с картой с целью раскрытия пространственных сочетаний в природе и в хозяйстве на территории края. С карты начинается краеведческое исследование, на нее наносятся результаты. Глазомерная съемка местности и составление разных карт – важнейшая часть исследования.
Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении населения, хозяйства, экономических связей. Этот метод состоит из разнообразных подсчетов количественных данных, вычислений средних величин, составлений таблиц.
Визуальный метод – это непосредственные наблюдения изучаемых явлений и предметов. Он очень часто применяется в школьных краеведческих исследованиях, в походах, на экскурсиях. Однако он не может обеспечить достаточное качество результатов без сочетания с другими методами.
Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.
Фотографирование и киносъемка. Результаты фотографирования и киносъемки типичных объектов края и картин жизни, будучи объединены вместе, могут дать материал для интересных альбомов-монографий и кинодемонстраций по отдельным вопросам.
Экскурсионный метод. Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории родного края. Экскурсии и походы очень популярны, так как дают нам возможность познакомиться с подлинными объектами.
Архивный метод. В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 707.