Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его историческое значение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Декрет о мире один из первых декретов советской власти, программный внешнеполитический документ, который был подготовлен В. И. Лениным и принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года единогласно. Выражал миролюбивую, гуманистическую природу нового общественного строя. Октябрьская революция победила в обстановке продолжавшейся I мировой войны. Вопрос о выходе из нее был наиболее важным для многих миллионов людей. В декрете содержалось предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о заключении справедливого, демократического мира - без аннексий и контрибуций. Декрет исходил из возможности мирного сосуществования с капиталистическими странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и государственной независимости, невмешательства во внутренние дела других стран. В декрете признавалась законность и справедливость освободительной борьбы угнетенных народов, осуждалась позорная колониальная система. Одним из основных вопросов, вставшим перед Советской властью в первые месяцы, был вопрос о выходе из империалистической войны. 21 ноября 1917 г.

Советское правительство направило ноты странам Антанты с предложением начать мирные переговоры. Но страны Антанты отказались вести переговоры на советских условиях (мир без аннексий и контрибуций). После этого Советское правительство вынуждено было пойти на сепаратные переговоры с Германией о мире.

5 января 1918 г. были предъявлены немецкие условия мира. Германия требовала себе территорию примерно в 150 тыс. кв. км (Польшу, часть Прибалтики и Белоруссии). Советскую делегацию возглавлял нарком иностранных дел Л.Д. Троцкий. Он отказался подписывать мир на германских условиях, заявил, что считает состояние войны прекращенным, и объявил о демобилизации армии. 18 февраля 1918 г. началось германское наступление. Деморализованная русская армия не смогла оказать сопротивления. В этих условиях 21 февраля СНК принял написанный В.И. Лениным декрет «Социалистическое отечество в опасности!», в котором содержался конкретный план отпора агрессору. Была проведена первая массовая мобилизация в Красную Армию. В трудные дни немецкого наступления в партии победила ленинская точка зрения о немедленном заключении мира на германских условиях. Специально для обсуж­дения подписанного мирного договора был созван VJI Экстренный съезд РСДРП(б), работавший 6-8 марта 1918 г. Ленину вновь с трудом уда­лось убедить делегатов принять нужную резолюцию. Окончательно Брест­ский мир ратифицировал 15 марта IV Чрезвычайный съезд Советов.

Сам Ленин называл этот мир «похабным». Согласно его условиям, от России отторгались Прибалтика и часть Белоруссии. На Кавказе к Тур­ции отходила часть грузинских земель. Россия признавала независи­мость Финляндии и Украины. На отторгаемых территориях до войны проживала треть населения страны, производилась примерно половина промышленной продукции. Совет­ское правительство должно было демобилизовать армию, страна прак­тически лишилась права использовать военно-морской флот, обязыва­лась вернуть 630 тыс. военнопленных. Согласно дополнению к Брест­скому договору (подписано 27 августа 1918 г. в Берлине), советское правительство обязалось выплатить Германии контрибуцию в 6 млрд. марок (предполагалось передать 240,5 т золота, но выплачено было меньше. Договор имел огромные внутренние и международные последствия. Среди непосредственно военных последствий - прежде всего собственно военное поражение, именно так сепаратный мир воспринимался современниками.


 


БИЛЕТ 42

Первые социально-экономические и политические преобразования советской власти. Создание и роспуск Учредительного собрания

После революции большевики провозгласили новый тип государственности - диктатуру пролетариата в форме Республики Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Большевики после недолгих переговоров с эсерами и меньшевиками при посредничестве Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников (Викжеля), угрожавшего прекратить перевозки войск, отвергли идею создания однородного социалистического правительства с участием всех левых сил.

В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание 40,5% голосов было подано за эсеров; 2,6 % - за меньшевиков; 17 % - за либералов и правых; 24 % - за большевиков. Оказавшись в меньшинстве, большевики в январе 1918г. после первого же заседания прибегли к его роспуску, окончательно отвергнув принципы парламентаризма. Роспуск Учредительного собрания стал одновременно решающим шагом в становлении государственного аппарата Советской власти. Если до сих пор государственные органы рассматривались как временные, теперь они получают постоянный статус. Среди высших органов власти верховным учреждением стал Всероссийский съезд Советов, выделявший для повседневной работы Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Роль высшего исполнительно-распорядительного органа отводилась Совету Народных Комиссаров, состоявшему из руководителей отраслевых наркоматов. Для управления российской экономикой создавался Всероссийский Совет Народного Хозяйства, исполнявший преимущественно регулирующие функции. Формирующемуся государственному аппарату чрезвычайно не хватало опытных кадров служащих, поэтому привлечение старых чиновников, в большинстве своем первоначально не принявших Советскую власть, потребовало значительных усилий со стороны большевиков. При этом использовались как методы стимулирования возвращения их на службу, так и средства насилия и угроз. Именно борьба с саботажем чиновничества стала первым актом деятельности созданных властями органов подавления (Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, милиции и др.). Уже в первые месяцы Советской власти сложились характерные черты ее аппарата: отсутствие четкого разделения властей, недостаточный профессионализм в сфере принятия решений, политико-идеологическая направленность деятельности.


 


БИЛЕТ 43

Дата: 2019-02-25, просмотров: 331.