Корпоративное управление предполагает разделение прав собственности и контроля, что принципиально отличает его от не корпоративного управления (акционерное общество, в котором управляют собственники, строго говоря, корпорацией не является).
17. Органы корпоративного управления.
Орган корпорации - это части внутренней структуры корпорации. И органы, и должностные лица корпорации наделяются определенными обязанностями и правами, выполняют свойственные им функции, действуя при этом от имени корпорации.
Таким образом, они наделены специальной правосубъектностью. Органы корпорации значительно отличаются друг от друга по своим полномочиям, структуре и значению. Различают исполнительные органы, ревизионные органы и высшие органы управления корпорацией. Ведущее место в числе органов корпорации принадлежит общему собранию.
18. Понятие и правовой статус корпоративной информации.
Информация признается в качестве одного из объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В законодательстве информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Статус корпоративной информации определяет ее содержание, правовую охрану и порядок ее предоставления.
Корпоративная информация имеет определенный круг субъектов, которые заинтересованы в ней. В первую очередь это акционеры корпорации.
Информация, предоставляемая акционерам, может касаться как самого акционерного общества (п. 4 ст. 11 Закона "Об акционерных обществах"), так и иных лиц, когда акционер, владеющий более чем 1% голосующих акций акционерного общества, на основании п. 3 ст. 8 Закона "О рынке ценных бумаг" требует от держателя реестра предоставления информации об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.
Итак, корпоративная информация - общедоступная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, раскрытие которой направленно на обеспечение интересов всех участников корпорации.
19. Виды государственного воздействия на деятельность корпорации.
К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят:
- антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;
- валютные ограничения в соответствии с Федеральным закономот 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
- регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);
- патентное законодательство;
- защиту прав потребителя;
- государственные контракты;
- экспорт товаров и технологий двойного назначения;
- государственное содействие частному предпринимательству.
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности - конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов. Этой главной цели подчинен ряд первоочередных задач:
а) обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
б) формирование государственного бюджета;
в) защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
г) обеспечение занятости населения;
д) обеспечение безопасности и обороны страны;
е) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
ж) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.
20. Органы государственного регулирования корпораций.
Определенными полномочиями в отношении корпоративных субъектов обладают различные государственные органы. Эти полномочия распространяются на хозяйствующие субъекты - корпорации в той мере, в какой это необходимо для защиты публичных интересов.
К числу органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности корпорации, можно отнести Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную налоговую службу, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную инспекцию труда и иные.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг корпораций путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет систему контроля за соблюдением корпорациями законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.
21. Понятие корпоративного конфликта (спора).
Корпоративные конфликты - это конфликты между органами общества и его акционерами, а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества. Корпоративные конфликты - это споры, возникающие между акционерным обществом, его акционерами и менеджерами. В основе этих конфликтов лежат как естественные противоречия между интересами крупных и мелких акционеров, акционеров и менеджмента, так и борьба инвесторов за контроль над акционерным обществом. В практической жизни корпоративные конфликты принимают самые разнообразные формы, нередко нанося серьезный ущерб и самим их участникам, и обществу в целом.
Корпоративные конфликты могут быть различного рода: внешние (между обществом и "захватчиком", обществом и шантажистом) и внутренние (между акционером-шантажистом и обществом; акционерами и менеджментом; обществом и миноритарными акционерами).
Под корпоративным же конфликтом, как нам представляется, следует понимать разногласия и споры, возникающие между акционерами общества, акционерами и менеджментом общества, инвестором (потенциальным акционером) и обществом, которые приводят или могут привести к одному из следующих последствий:
22. Порядок разрешения корпоративных конфликтов (споров).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 191.