БИЛЕТ 1
Теории возникновения государств у восточных славян
НОРМАННСКАЯ (ВАРЯЖСКАЯ) ТЕОРИЯ. Немецкие ученые Г.3. Байер (1694—1738) и Г.Ф. Миллер (1705—1783), ее создатели, утверждали, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии — норманны, которых на Руси называли варягами. При этом ученые ссылались на данные древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» монаха Нестора, в которой под 862 г. действительно помещен миф о призвании варягов в земли чуди, словен, кривичей и веси. От варягов, согласно «Повести временных лет», произошло также название Руси.
Основные аргументы норманнистов следующие:
Русь получила свое название от финского слова «руотси», которым в середине IX в. называли шведов.
Древнейшая летопись включает русов в число иных варяжских народов — шведов, урманов (норвежцев), англов и готов.
Большинство имен «русских» послов, зафиксированных в договорах с Византией (911, 944), имеют явно скандинавское происхождение .
Все первые правители Руси носят скандинавские имена (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга).
Около 839 г. византийский император отправил посольство к франкскому императору Людовику I Благочестивому, в составе которого находились представители «народа рос»; Людовик решил, что эти «росы» были шведами.
Византийский император Константин Багрянородный в своей книге «Об управлении империей» (ок. 950) приводит как славянские, так и «русские» названия днепровских порогов. Большинство «русских» названий — явно старонорманнского происхождения.
Исламские географы и путешественники IX—X вв. всегда четко отделяли «русов» от «сакалиба» (славян).
СЛАВЯНСКАЯ (АВТОХТОННАЯ) ТЕОРИЯ
Родоначальником славянской (или автохтонной, антинорманнской) теории происхождения Древнерусского государства был российский ученый М. Ломоносов (1711 — 1762).
Главные аргументы антинорманнистов таковы:
Название «Русь» этимологически связано не с Великим Новгородом или Ладогой на севере, а с Украиной (Средним Поднепровьем). Доказательством этого утверждения является наличие в этом районе рек с названиями Рось, Руса, Роставица. Кроме того, в сирийской «Церковной истории» Псевдо-Захарии Ритора (555 г.) задолго до прихода норманнов в Восточную Европу упоминается народ «Русь», обитавший южнее Киева.
В Скандинавии не обитали племена или народ с названием «Русь»; о них нет упоминаний в скандинавских сагах.
Норманнские имена византийских послов к императору франков (839) и русских послов в Византию (911) вовсе не доказывают, что русы были шведами. Норманны-дипломаты всего лишь представляли славяно-русских князей.
Исламский писатель Ибн-Хордадбег, писавший между 840 и 880 гг., однозначно называет русов славянским племенем.
Археологический материал из Восточной Европы дает очень мало вещей варяжского происхождения.
Норманны не могли «экспортировать» идею государственности и государственные структуры в Восточную Европу, так как в самой Скандинавии в ту эпоху еще не завершился процесс разложения первобытнообщинных отношений и отсутствовали более совершенные политические институты, чем у восточных славян.
БИЛЕТ 2
БИЛЕТ 3
БИЛЕТ 4
БИЛЕТ 5
БИЛЕТ 6
БИЛЕТ 7
БИЛЕТ 8
Опричнина Ивана Грозного
Слово “опричь”— кроме означало часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Теперь “опричь” всей земли выделялся удел самого царя: территории не вошедшие в опричнину назывались земщиной. Во главе земщины осталась боярская дума, во главе опричнины непосредственно стал сам царь. Опричнина была дорогостоящим мероприятием, чтобы покрыть расходы, Иван IV взял с земщины огромную по тем временам сумму. Вместе с опричниной появились опричники. Сначала их было 1000. Они давали клятву верности царю. Царь был мнительным человеком и часто подозревал свое окружение в измене. Особо не терпел Иван IV честных, умных, независимых. Царь редко удовлетворялся простой казнью, он почти всегда издевался над жертвой. Особенно Грозный ненавидел тех, кто пытался остановить его безудержную жестокость, вступаться за гонимых. Произошли столкновения царя и митрополита Филиппа, осуждавшего опричнину и казни. И Иван Грозный приказал убрать митрополита, его задушил известный опричник Малюта Скуратов 1570г. Иван Грозный разгромил, разграбил Новгород, узнав о якобы замышлявшемся там заговоре. Число жертв достигло 10-15 тыс. человек, при населении Новгорода 30 тыс. человек. Таким образом, Иван IV кроваво утвердил самодержавие. Политические последствия опричнины:1. Слом боярской аристократии; 2. Уничтожение экономической самостоятельности Новгорода и Пскова. 3. Усмирение церкви; 4. Сломлена земская позиция. В 1571г. на Москву напал хан Давлет-Гирей. и сжег ее. В 1581г. царь ввел “заповедные лета”— временно запретил крестьянам уходить от феодалов даже в Юрьев день.
БИЛЕТ 9
БИЛЕТ 10
БИЛЕТ 11
БИЛЕТ 12
БИЛЕТ 13
БИЛЕТ 14
БИЛЕТ 15
БИЛЕТ 16
Реформы Петра I
В 1699 г. во главе России стал Петр I, он был инициатором проведения реформ. В 1711 г. высшим законодательным органом власти стал сенат, который лично сам царь назначал сановников. Сенат разрабатывал новые законы, следил за их выполнением, контролировал финансы и местные органы власти. Вместо приказов учреждено 11 коллегий, каждая из которых ведала строго определенной отраслью управления: военное, мануфактур-коллегия. Особой коллегией стал синод, ведавший делами церкви. Для укрепления власти на местах всю страну разделили на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. Петр I провел городскую реформу, в ходе которой созданы магистраты – местной выборной орган власти, где ведущую роль играли верхние слои. С 1705 г. в стране введена рекрутская повинность, что стало основой для создания регулярной армии. В 1716 г. введены воинские уставы.. В 1722 г. принят
«табель о рангах». Все гражданские и военные должности подразделялись на 14
рангов: чиновник достигший 8-го ранга получал постоянное дворянство. С 1721 г. Петр I стал императором, что означало дальнейшее укрепление самодержавной власти. Петр I проводил преобразования в области культуры. Он запретил дворянским детям жениться на без свидетельства об окончании школы. В Петербурге были открыты: морская академия, горное училище. Он требовал ношение европейской одежды, устраивал ассамблеи (вечера отдыха).
БИЛЕТ 17
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Образование Российской империи
Основные направления внешней политики России этого периода - северо-западное и южное - определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а, следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России. В то же время в период поездки по европейским странам посольству удалось подготовить коалицию против Швеции, закрывавшей России выход к Балтийскому морю. В ноябре 1699 г. был оформлен "Северный союз", в который вошла Россия, Саксония и Дания. К "Северному союзу" примкнула и Речь Посполитая. Летом 1700 г. было заключено перемирие с Турцией, после чего 9 августа 1700 г. Россия объявила войну Швеции. Начало Северной войны было неудачным для России. Полтавская битва изменила весь ход войны. На сторону России вновь перешла Польша и Дания, к "Северному союзу" присоединилась Пруссия и Ганновер. В 1710 г. русские войска взяли Ригу, Ревель, Выборг. Однако победы русских войск вызывали недовольство ряда европейских держав и Турции. В ноябре 1710 г. Турция объявила войну России. Летом 1711 г. русская армия под командованием Петра I оказалась в окружении превосходящих сил противника на реке Прут в Молдавии. По условиям перемирия 12 июля 1711 г. Турции возвращался Азов и разрушалась русская крепость на Азовском море - Таганрог. Союзники вытесняют Швецию из континентальной Европы. В 1721 г. был заключён Ништадский мир, по которому за Россией закреплялись земли от Выборга до Риги. Россия получила необходимый для неё доступ к Балтийскому морю. Победа в Северной войне выдвинула Россию в ряд великих держав Европы. Величие и могущество России было подчёркнуто провозглашением её империей в 1721 г. Тогда же Сенат присваивает Петру I титул императора Великого и Отца Отечества. После завершения Северной войны правительство Петра I активизировало свою внешнюю политику на юге и востоке.
Были предприняты меры для усиления связей с народами Средней Азии и Китаем. В
результате "Персидского похода" (1722-1723 гг.) Россия приобрела земли в Прикаспии и усилила своё влияние на Кавказе.
БИЛЕТ 18
БИЛЕТ 19
БИЛЕТ 21
БИЛЕТ 22
БИЛЕТ 23
БИЛЕТ 24
БИЛЕТ 25
Внешняя политика Николая I
Император Всероссийский Николай I правил страной почти 30 лет, с 1825 по 1855 годы. На период его царствования пришлось несколько кровопролитных войн, но территория государства была значительно увеличена.
Главное, чего хотел добиться император, – укрепления новых границ своего государства, что предполагало сохранение тех территорий, которые присоединили его предшественники, а также подчинение Финляндии, Польши и Прибалтики. Кроме того, приоритетной задачей Николай I считал обеспечение стабильности в Европе.
Император стремился к укреплению позиций России на Черноморском побережье, обеспечению наиболее благоприятного режима проливов Дарданеллы и Босфор, и защите южных границ. Кроме того, он ставил перед собой задачу не допустить иностранные военные суда в Черное море.
Кроме отношений с Османской империей, еще одним немаловажным направлением внешней политики были отношения с Ираном по вопросу Закавказья. Позднее, уже во второй четверти XIX в., император бросил значительные силы на дальневосточное и среднеазиатское направление.
Кавказская Война была продолжительной (с 1817 по 1864 гг.), и затронула весь период правления императора. После присоединения к Российской империи земель Закавказских ханств, а также Картли-Кахетинского царства, между ними и Россией оказались земли независимых народов, которые, хотя и присягнули на верность империи, оказывали сопротивление усилению ее влияния. В середине 30-х годов конфликт обострился, поскольку в Чечне и Дагестане появилось религиозно-политическое движение, поддерживаемое Османской империей и Великобританией.
В 1826 г. Персия начала поход против России, рассчитывая вернуть утраченные в результате Гюлистанского мирного договора земли, а также восстановить влияние в Закавказье. Русским войскам при поддержке отдельных отрядов грузин и армян удалось захватить Эривань, юг Азербайджана и Тавриз, разгромив армию персов. В результате в феврале 1828 г. страны заключили Туркманчайский мирный договор, согласно которому к России отошла Эривань и Нахичевань.
Николай I начал широкую поддержку и защиту православного населения на Балканах, способствуя обретению некоторыми народами политической независимости. В результате развернувшейся в 1828 – 29 гг. русско-турецкой войны России удалось заставить турецкого султана признать независимость Греции и автономию Сербии. На 1833 г. пришелся пик российского влияния в данном регионе – Николай I добился права запрещать вход иностранных судов в Черное море.
В 1853 г. отношения обострились, и Турция объявила войну России. Поначалу успех был на стороне последней, однако в войну на стороне Турции включились союзные армии Франции и Англии, и русской армии был нанесен ряд поражений. Война завершилась уже после окончания правления Николая I, значительно ослабив влияние России в Черноморском регионе и принеся тяжелые экономические последствия.
БИЛЕТ 26
БИЛЕТ 27
БИЛЕТ 28
БИЛЕТ 29
БИЛЕТ 30
БИЛЕТ 31
БИЛЕТ 32
БИЛЕТ 33
Образование политических партий в России, их стратегия и тактика в революции 1905–1907 гг
Становление многопартийности в дореволюционной России происходило в условиях фактического запрета на деятельность любых независимых от власти политических организаций, а также полного отсутствия каких бы то ни было представительных органов. Годы Первой российской революции ознаменовались появлением в России более ста новых политических партий, организаций партийного характера и движений самой разной направленности от ультраправых до ультралевых. После ряда десятилетий строгого партийно-политического «воздержания» российское общество резко активизировалось в 1905 г. в образовании партий.
Для российской многопартийности в годы первой российской революции было характерно следующее: 1) наличие сильного и организованного левого фланга, настроенного непримиримо по отношению не только к самодержавию, но и к либералам; 2) многочисленность, но крайняя организационная проблема правого фланга; 3) быстрый рост достаточно рыхлого либерального "центра", правая часть которого открыто тяготела к соглашению с властями, а левая пыталась балансировать между крайне левыми и властью.
БИЛЕТ 34
БИЛЕТ 35
БИЛЕТ 36
БИЛЕТ 37
БИЛЕТ 38
БИЛЕТ 39
БИЛЕТ 40
БИЛЕТ 41
БИЛЕТ 42
Первые социально-экономические и политические преобразования советской власти. Создание и роспуск Учредительного собрания
После революции большевики провозгласили новый тип государственности - диктатуру пролетариата в форме Республики Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Большевики после недолгих переговоров с эсерами и меньшевиками отвергли идею создания однородного социалистического правительства с участием всех левых сил.
В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание 40,5% голосов было подано за эсеров; 2,6 % - за меньшевиков; 17 % - за либералов и правых; 24 % - за большевиков. Оказавшись в меньшинстве, большевики в январе 1918г. после первого же заседания прибегли к его роспуску, окончательно отвергнув принципы парламентаризма. Роспуск Учредительного собрания стал одновременно решающим шагом в становлении государственного аппарата Советской власти. Государственные органы получают постоянный статус. Среди высших органов власти верховным учреждением стал Всероссийский съезд Советов. Роль высшего исполнительно-распорядительного органа отводилась Совету Народных Комиссаров. Для управления российской экономикой создавался Всероссийский Совет Народного Хозяйства. Формирующемуся государственному аппарату чрезвычайно не хватало опытных кадров служащих, поэтому привлечение старых чиновников, в большинстве своем первоначально не принявших Советскую власть, потребовало значительных усилий со стороны большевиков. При этом использовались как методы стимулирования возвращения их на службу, так и средства насилия и угроз. Уже в первые месяцы Советской власти сложились характерные черты ее аппарата: отсутствие четкого разделения властей, недостаточный профессионализм в сфере принятия решений, политико-идеологическая направленность деятельности.
БИЛЕТ 43
БИЛЕТ 44
БИЛЕТ 45
БИЛЕТ 46
БИЛЕТ 47
БИЛЕТ 48
Великая Отечественная война
БИЛЕТ 49
БИЛЕТ 50
БИЛЕТ 51
БИЛЕТ 52
БИЛЕТ 53
Внешняя политика СССР после Второй мировой войны (1945 – середина 60-х годов). Противостояние социалистического лагеря и западных держав
После смерти И.В. Сталина в марте 1953 г. руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность, пересмотрело некоторые взгляды на отношения с другими, прежде всего, капиталистическими странами. Начался короткий период "оттепели" в международных отношениях. Налаживались тесные контакты со странами, освободившимися от колониальной зависимости, прежде всего Индией и Индонезией. Укреплялись дружественные связи со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы, кроме Югославии. В 1955 г. руководство СССР выступило с призывом прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу. К благотворным последствиям отмеченных акций следует отнести начатые в 1958 г. переговоры между СССР, США и Англией о запрещении ядерных. Переговоры завершились подписанием в Москве в августе 1963 г. договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой. Вскоре к нему присоединилось около 100 государств. Московский договор 1963 г. внушил надежду, что разоружение - реальная цель. В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, по которому ядерные государства обязывались не распространять ядерное оружие, а неядерные - не производить и не приобретать его. В 1962 г советское руководство приняло решение создать на Кубе ракетно-ядерную базу как средство давления на своего основного соперника. Ведь США создали ракетную базу у границ СССР на территории Турции с той же целью. Решение, принятое Н.С. Хрущевым под влиянием военных, было несвоевременным и ошибочным. Оно явно переоценивало возможности СССР расширить свое военное присутствие в мире и недооценивало решимости США отстаивать свои национальные интересы. В октябре 1962 г. американская разведка раскрыла советские планы. Вооруженные силы США и НАТО были приведены в полную боевую готовность. В то же состояние были приведены и Вооруженные силы СССР и ОВД. Начался "карибский" кризис 1962 г. Решимость военных не дрогнуть перед применением оружия поставила мир у порога третьей мировой войны, на этот раз ракетно-ядерной и последней. Осознание опасности заставило руководителей СССР и США срочно обратиться к политическому разрешению конфликта. В ходе переговоров руководство СССР отказалось от своего замысла и обещало в короткие сроки демонтировать начатое строительство ракетной базы. В ответ руководство США согласилось вывезти свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.
В последние годы жизни Сталин видел в союзе с Китаем залог победы социализма во всемирном масштабе. И в 1950-е годы советско-китайские отношения действительно определяли силу и могущество "социалистического лагеря". Однако последующий курс КПСС вызвал растущий протест руководства компартии Китая. Попыткой поставить соседа "на место явился весной 1960 г. неожиданный и срочный вывод советских специалистов из КНР, сокращение материально-технической помощи. Китай оказался в тяжелом положении; Более 150 предприятий были построены с помощью CCCP в первой китайской пятилетке, были заложены сотни новых заводов и фабрик. И все это оказалось в ловушке экономической зависимости. Процесс индустриализации Китая резко затормозился. В дальнейшем список взаимных терок множился. Отношения КПСС и КПК, СССР и КНР из дружественных стали напряженными, а потом и враждебными. Все это имело далёко идущие и трагические последствия. Раскол советско-китайских отношений стал основой раскола мировой системы социализма и международного коммунистического движения.
БИЛЕТ 54
БИЛЕТ 55
Итоги Перестройки.
Несмотря на то, что Перестройка не смогла изменить ситуацию в Союзе, дабы тот продолжал существовать, ряд важных изменений все же случились и их следует отметить.
Реабилитация жертв сталинизма;
В стране появилась свобода слова и политических взглядов, была убрана жесткая цензура, в том числе и на литературу;
Была отброшена однопартийная система;
Появилась возможность свободного передвижения;
Студенты больше не служат в армии, пока находятся на обучении;
Женщин перестали сажать в тюрьмы, за то, что изменяют своим мужьям;
• Государство дало разрешение на рок в стране;
Прекратилась «холодная война».
Это были положительные итоги Перестройки, но негативных итогов было намного больше. Среди самых важных следует отметить экономические.
• Золотовалютный запас СССР снизился примерно в 10 раз, что привело к такому явлению, как гиперинфляция;
Рост международного долга СССР;
Темпы экономического развития снизились практически до нулевой отметки – страна просто замерла.
Ход событий
Начатая Горбачевым политика перестройки углубила внутренний кризис советской системы. Она не подлежала реформированию. Распадается организация Варшавского договора. Тем не менее, на референдуме 1991 года большинство граждан сказали обновленному Союзу «да». Финальная точка была поставлена на переговорах в Беловежской Пуще. На руинах СССР возникло Содружество Независимых Государств (СНГ). Поставленный перед фактом Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР.
БИЛЕТ 56
БИЛЕТ 57
БИЛЕТ 1
Теории возникновения государств у восточных славян
НОРМАННСКАЯ (ВАРЯЖСКАЯ) ТЕОРИЯ. Немецкие ученые Г.3. Байер (1694—1738) и Г.Ф. Миллер (1705—1783), ее создатели, утверждали, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии — норманны, которых на Руси называли варягами. При этом ученые ссылались на данные древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» монаха Нестора, в которой под 862 г. действительно помещен миф о призвании варягов в земли чуди, словен, кривичей и веси. От варягов, согласно «Повести временных лет», произошло также название Руси.
Основные аргументы норманнистов следующие:
Русь получила свое название от финского слова «руотси», которым в середине IX в. называли шведов.
Древнейшая летопись включает русов в число иных варяжских народов — шведов, урманов (норвежцев), англов и готов.
Большинство имен «русских» послов, зафиксированных в договорах с Византией (911, 944), имеют явно скандинавское происхождение .
Все первые правители Руси носят скандинавские имена (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга).
Около 839 г. византийский император отправил посольство к франкскому императору Людовику I Благочестивому, в составе которого находились представители «народа рос»; Людовик решил, что эти «росы» были шведами.
Византийский император Константин Багрянородный в своей книге «Об управлении империей» (ок. 950) приводит как славянские, так и «русские» названия днепровских порогов. Большинство «русских» названий — явно старонорманнского происхождения.
Исламские географы и путешественники IX—X вв. всегда четко отделяли «русов» от «сакалиба» (славян).
СЛАВЯНСКАЯ (АВТОХТОННАЯ) ТЕОРИЯ
Родоначальником славянской (или автохтонной, антинорманнской) теории происхождения Древнерусского государства был российский ученый М. Ломоносов (1711 — 1762).
Главные аргументы антинорманнистов таковы:
Название «Русь» этимологически связано не с Великим Новгородом или Ладогой на севере, а с Украиной (Средним Поднепровьем). Доказательством этого утверждения является наличие в этом районе рек с названиями Рось, Руса, Роставица. Кроме того, в сирийской «Церковной истории» Псевдо-Захарии Ритора (555 г.) задолго до прихода норманнов в Восточную Европу упоминается народ «Русь», обитавший южнее Киева.
В Скандинавии не обитали племена или народ с названием «Русь»; о них нет упоминаний в скандинавских сагах.
Норманнские имена византийских послов к императору франков (839) и русских послов в Византию (911) вовсе не доказывают, что русы были шведами. Норманны-дипломаты всего лишь представляли славяно-русских князей.
Исламский писатель Ибн-Хордадбег, писавший между 840 и 880 гг., однозначно называет русов славянским племенем.
Археологический материал из Восточной Европы дает очень мало вещей варяжского происхождения.
Норманны не могли «экспортировать» идею государственности и государственные структуры в Восточную Европу, так как в самой Скандинавии в ту эпоху еще не завершился процесс разложения первобытнообщинных отношений и отсутствовали более совершенные политические институты, чем у восточных славян.
БИЛЕТ 2
Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.