Право и закон: природа, сущность, взаимодействие. Правовой закон
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Право как социальное явление исследуют различные науки. Для историка право – это общественный институт, возникающий при определенных исторических условиях в целях регулирования жизнедеятельности людей и общества. Для политолога – средство реализации определенных социальноклассовых интересов, "воля господствующего класса, возведенная в закон". Психолог принимает право как переживание применения правовой нормы. Социолог – как отношения между людьми. Юрист видит в нем систему норм и "юридическую форму бытия общества"[1].

Еще раз отметим, что изначально понятие "право" вырабатывалось философией наряду с такими понятиями, как "общество", "человек", "личность", "государство", "свобода", "справедливость", "долг" и др., и, несмотря на некоторое различие точек зрения, всегда рассматривалось и рассматривается как важнейший феномен общественной жизни, имеющий глубокие связи со всеми сферами существования индивида и общества.

В философской интерпретации сущность права состоит в организации системы человеческой жизнедеятельности. Эта система организуется посредством ее нормативности, формальной определенности, закрепленной санкциями государства, а в догосударственном состоянии – санкциями общественного мнения, старейшинами, всем родом.

Главный признак права – соразмерность поведения и нормы, действий и требований, как общественных, так и естественных. Не случайно философы так много внимания уделяли человеку в "естественном состоянии" и человеку, "обремененному" общественным договором.

Философии принадлежит заслуга в разработке исходного тезауруса (понятийного аппарата) правовой теории. Вот лишь некоторые понятия.

Обычай – стереотипный способ поведения, привычный для той или иной общности. В эпоху античности, кстати, остро стоял вопрос: что важнее – обычай или закон?

Правило – образец поведения или действия, принятый конкретным обществом.

Норма – узаконенное, признанное обязательным правило, причем не любое, а установленное обществом и государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Юридическая норма – форма определения и закрепления прав и обязанностей, носящих всеобщий характер и закрепленных в соответствующем государственном документе.

История человеческого общества свидетельствует о том, что условия, предопределившие становление человека как биопсихосоциального существа,– это не только труд и язык, но и сопровождавшие его жизнедеятельность особые правила – запреты, разрешения, поведенческие стереотипы.

Можно с уверенностью утверждать, что право – сугубо человеческий феномен. Правда, мы говорим о праве на жизнь озер, растений, животных, отстаивая его, заводим "Красные книги"... Однако это поэтическое преувеличение. Право – феномен собственно человеческий, социальный, его возникновение связано с требованиями человеческой природы права на жизнь, права на средства жизни, права на свободу. В отличие от животных оно построено не на инстинктах, а создается, контролируется и регулируется разумом.

Внутриродовые, внутриобщинные отношения носили первоначально эгалитарный характер. Так, Н. Н. Миклухо-Маклай рассказывал, что кусок ткани, подаренный им одному из туземцев острова Борнео, был моментально разделен поровну между членами племени. Сохранились воспоминания русского купца, когда-то побывавшего на Чукотке: он угостил мальчика-чукчу кусочком сахара, тот пососал его и передал стоящему рядом; так сахар и переходил изо рта в рот, от одного человека к другому, пока не растаял во рту последнего. Приведенные примеры говорят о том, что в родоплеменной общине деление на "мое" и "твое" еще не существовало, а господствовала норма "равенства всех во всем". Как норма, единая для всех, воспринималась и воля вождя. Общеобязательность ее выполнения не подвергалась сомнению. Таким образом, уже самые ранние нормы означали обязательные требования, которые согласовывали и регулировали совместную жизнь людей.

Постепенно возникли надобщинные структуры, осуществлявшие социально-нормативную регуляцию жизни первобытной общины. В исторической литературе они получили наименование "протогосударства". Протогосударство и естественное право оказались взаимосвязанными, в их основе лежит не классовое господство, как долгое время считалось в отечественной марксистской литературе, а эволюционное взаимодействие надобщинных структур, превращающих хаотичную человеческую деятельность в жизнедеятельность, регулируемую определенными ценностями и нормами. Появление государства означало переход человечества от варварства к цивилизации и к позитивному праву, которое существует как нормативное право, санкционированное государством.

С развитием общества изменялось и право. Оно превратилось в сложное, многогранное общественное образование, охватывающее и регулирующее практически все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня общее право делится на трудовое, семейное, гражданское, уголовное, акционерное, экологическое, военное, конституционное, международное и др. Его многогранность подтверждается неразрывной связью со свободой, равенством, справедливостью, общим благом, моралью, политикой, экономикой.

Право, прежде всего, проявляется в закреплении отношений собственности; оно выступает регулятором форм, методов и меры распределения труда и его результатов (продуктов труда) между людьми, между человеком и обществом; упорядочивает организацию и деятельность государственного механизма; определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения; разрабатывает механизм процедуры разрешения конфликтов, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государствами.

Говоря словами И. Канта, право – это способность социального субъекта быть "господином самому себе", что всегда предполагает автономию и самостоятельность человека, нации, государства. Как справедливо пишет Э. Ю. Соловьёв, "на арене социальной жизни автономия обнаруживает себя как инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии"[2].

В истории философско-правовой мысли существовали и существуют разные подходы к пониманию права, которые можно разделить на два основных вида. Первый – запретительный, в котором право зиждется на принципе "запрещено все, что не разрешено" и рассматривается как порождение государства (ибо именно государство жаловало "особые права", "вольности", титулы и владения). Второй – разрешительный, начало которому положила эпоха Просвещения XVIII в., провозгласившая принцип "разрешено все, что не запрещено". Просветители убедительно показали бесперспективность запретительных методов, неизбежно ведущих к деспотии, доказали, что строгость и беспощадность наказания, усиление репрессивных мер вовсе не способствуют ликвидации преступности.

В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 386.