С наибольшей полнотой вся сумма вопросов, связанных со словом на сцене, раскрыта в книге “Работа актера над собой. II” (гл. 3).
“Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения. Неважно, увидит другой или нет. Об этом позаботятся матушка-природа и батюшка-подсознание. Ваше дело – хотеть внедрять, а хотения порождают действия”.
(Там же. – С. 92–93.)
Действие словом и внимание к партнеру.
“Мысль нужно говорить целиком, а убедительно ли она прозвучала или нет, об этом может судить только ваш партнер. Вот вы по его глазам, по их выражению и проверяйте, добились ли вы какого-нибудь результата или нет. Если нет, изобретайте тут же другие способы, пускайте в ход другие виденья, другие краски. Судья того, что я делаю на сцене правильно или неправильно, – только партнер. Сам я не могу судить об этом. А главное, работая над ролью, развивайте эти виденья в себе”.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 165.)
Внутренний монолог.
“Прошу всех обратить внимание, что в жизни, когда мы слушаем своего собеседника, в нас самих в ответ на все, что нам говорят, всегда идет такой внутренний монолог по отношению к тому, что мы слышим. Актеры же очень часто думают, что слушать партнера на сцене – это значит уставиться на него глазами и ни о чем в это время не думать. Сколько актеров “отдыхают” во время большого монолога партнера по сцене и оживляются к последним словам его, в то время как в жизни мы ведем всегда внутри себя диалог с тем, кого слушаем”.
(Горчаков. Режиссерские уроки. – С. 81.)
Примеры работы К.С.Станиславского над ролью.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 71–76, 153–157.)
Видения и ударные слова.
(Беседы в студии Большого театра. – С. 67, 129.)
Работа над монологом.
( Горчаков. Режиссерские уроки. – С. 386–394.)
О технике словесного действия.
“Заставить партнера видеть все вашими глазами – вот основа речевой техники”, – говорил К.С.”.
(Кристи. Работа Станиславского. – С. 154.)
Роль и место техники в искусстве актера. В чем заключается мастерство актера.
О технике работы над ролью.
(Работа актера над собой. I. – С. 328–331.)
Объективность законов психотехники.
“Сознание часто дает направление, в котором подсознательная деятельность должна работать. Этим свойством природы мы широко пользуемся в нашей психотехнике. Оно дает возможность выполнять одну из главных основ нашего направления искусства: через сознательную психотехнику создавать подсознательное творчество артиста”.
(Там же. – С. 355.)
“У нашей артистической природы существуют свои творческие законы. Они обязательны для всех людей, всех стран, времен и народов. Сущность этих законов должна быть постигнута. Она должна быть положена в основу школьной программы и изучена во всех подробностях. Это единственный путь для создания мастеров искусства.
Все великие артисты, сами того не подозревая, подсознательно шли в своем творчестве этим путем.
Скажут, что такой путь труден. Нет, гораздо труднее насиловать свою природу. Несравненно легче следовать естественным ее требованиям”.
(Статьи, речи, беседы, письма. – С. 366; см. также с. 294–297.)
Психотехника нужна “в помощь природе”.
(Кристи. Работа Станиславского. – С. 113.)
О необходимости знания законов “нашего искусства”.
(Статьи, речи, беседы, письма. – С. 399–402.)
О содержании и роли техники в реалистическом искусстве театра.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 184–190.)
Суждения об искусстве должны опираться на знание его техники.
(Статьи, речи, беседы, письма. – С. 217.)
Общеобязательность законов психотехники.
“Уходя из жизни, я хочу передать вам основы этой техники. Их нельзя передать ни на словах, ни в письменном изложении. Они должны быть изучены в практической работе. Если мы добьемся хороших результатов и вы поймете эту технику, то будете распространять и непременно развивать ее дальше”.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 132; см. также – с. 130–139.)
Дата: 2019-02-19, просмотров: 306.