Возрастная анатомия и физиология
Учебно-методический комплекс
для студентов специальности
073500.65 «Дирижирование»; направлений бакалавриата:
073400.62 «Вокальное искусство»;
073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»
Тюмень, 2010
УДК: 611.01+612.6 [075.8]
ББК: Е 860, 7я73+Е 903, 7я73
П 121
Н.Н. Павлова. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 073500.65 «Дирижирование»; направлений бакалавриата: 073400.62 «Вокальное искусство»; 073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». – Тюмень.
В работе представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология», в том числе рабочая программа, темы контрольных работ и рефератов, тесты для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, методические указания по самостоятельной работе студентов, экзаменационные вопросы. «Возрастная анатомия и физиология» является дисциплиной федерального компонента для студентов I курса специальности 050601.65 «Музыкальное образование» (ОПД.Ф.10) очной и заочной форм обучения.
Рекомендовано к изданию электронным способом учебно-методической комиссией ТГАКИСТ.
Рецензент: Соловьев В.С.,
д.мед.наук, профессор,
завкафедрой анатомии и физиологии человека и животных ТюмГУ
Ответственный редактор: Ковалевский А.К.,
к.п.н., доцент
кафедры физического воспитания ТГАКИСТ
Пояснительная записка
Курс «Возрастная анатомия и физиология» введён в программу подготовки специалистов, обучающихся по специальности «Дирижирование» и на направлениях бакалавриата «Вокальное искусство», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» с целью формирования у студентов такого подхода, который способствует сохранению, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни их самих и учащихся, с которыми предстоит работать.
Современная «Возрастная анатомия и физиология» как наука о закономерностях роста и развития организма человека представляет собой область знания, которая объединяет анатомию, физиологию, медицину, гигиену, валеологию и физиологическую психологию.
В курсе рассматриваются закономерности роста и развития организма, возрастные морфофункциональные особенности деятельности его различных органов и систем.
Требования ГОС (федеральный компонент) к содержанию курса на основе государственного стандарта (ОПД.Ф.10): Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.
Цель курса: сформировать у студентов представления о физиологических закономерностях и особенностях развития организма человека, взаимодействии структур организма и их функций на разных возрастных этапах онтогенеза, современном подходе к сохранению и поддержанию здоровья.
Задачи курса:
1. Обеспечить теоретическое осмысление возрастной анатомии и физиологии.
2. Сформировать научное представление о единстве структуры и функций органов в системе организма человека, то есть об организме как едином целом.
3. Ознакомить с современными методами исследования физического и психического развития детей.
4. Изучить механизмы регуляции и приспособления к изменяющимся условиям среды, поведенческую деятельность человека.
5. Познакомить студентов со стратегическими направлениями сохранения здоровья и предупреждения его нарушений.
6. Развивать умение анализировать конкретные ситуации, вычленять задачи возрастной анатомии и физиологии.
7. Воспитать чувства гуманности и ответственности за сохранение здоровья молодого поколения.
Формы организации преподавания: лекции, семинарские занятия, вызывные консультации, самостоятельная работа.
Формы контроля – текущий контроль посещаемости студентов, промежуточный контроль (тестирование. проверка контрольных работ и рефератов и пр.), экзамен.
Трудоемкость дисциплины: курс рассчитан на 72 часа, из них на ОДО 36 аудиторных часов (18 – лекционных и 18 – семинарских занятий) и 36 часов самостоятельной работы, на ОЗО – аудиторных 8 часов (4 – лекционных и 4 – семинарских занятий) и 64 часа самостоятельной работы.
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1. Контролирующая компьютерная программа знаний студентов.
2. Видеоматериалы для демонстрационных занятий и лекций.
3. Тематические таблицы, схемы и плакаты.
4. Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности.
5. Тонометры для регистрации уровня артериального давления.
6. Неврологические молоточки для диагностики двигательных рефлексов.
7. Ростомер, медицинские весы, сантиметровые ленты для определения параметров физического развития.
Виды и объем учебной работы
№ |
П/п
Наименование тем
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Формы контроля
Содержание дисциплины
Темы лекций
Лекция 1. Введение в предмет «Возрастная анатомия и физиология». Общие закономерности роста и развития организма. Организм как единое целое.
Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология», его связь с другими дисциплинами. Понятие об анатомии и физиологии как о науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность и условия сохранения здоровья человека. Организм как единое целое. Единство организма и среды. Гомеостаз и регуляция функций в организме. Понятие роста и развития. Периоды развития организма. Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Критические (сенситивные) периоды жизни ребёнка. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Биологическая акселерация. Оценка физического развития. Прикладное значение антропометрических исследований. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Половое развитие и биологически обусловленная продолжительность жизни.
ЛЕКЦИЯ 2. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
Определение биологического возраста по морфологическим, функциональным и биохимическим показателям. Определение биологического возраста по степени развития вторичных половых признаков. Гетерохронность и гармоничность развития. Сенситивные и критические периоды развития ребенка.
ЛЕКЦИЯ 3. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.
Опорно-двигательный аппарат. Позвоночник. Скелет верхних и нижних конечностей Гладкие и поперечнополосатые мышцы. Онтогенез мышечных волокон. Динамика роста скелетных мышц. Рецепторы мышц и сухожилий. Центры мышечной чувствительности. «Мышечное чувство» и его значение для точности выполнения двигательных актов. Возрастные этапы и закономерности развития мышечной деятельности. Изменение моторных функций на различных возрастных этапах.
ЛЕКЦИЯ 4. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.
Физическое развитие как уникальный показатель здоровья и эпохальных сдвигов в развитии человека. Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития. Показатели физического развития и их оценка. Понятие об акселерации и децелерации (ретардации) развития. Эпохальный сдвиг в развитии. Отклонения в физическом развитии и их значение для здоровья Возрастные особенности адаптации организма детей и подростков к действию факторов окружающей среды.
ЛЕКЦИЯ 5. Сердечно-сосудистая система как индикатор состояния целостного организма.
Внешние проявления деятельности сердца. Сердечно-сосудистая система. Малый и большой круги кровообращения. Строение и работа сердца, возрастные особенности. Сердечный цикл. Внешние проявления деятельности сердца. Частота пульса и артериальное давление. Электрокардиография - метод регистрации возбуждений сердечной мышцы. Регуляция деятельности сердца. Особенности системы транспорта кислорода (крови, кровообращения, дыхания). Кровь: значение, состав. функции. Плазма и форменные элементы крови. Гомеостаз. Основные константы гомеостаза.
Кровяное давление как фактор, обеспечивающий движение крови. Давление крови - диастолическое, систолическое, пульсовое. Измерение артериального давления в покое и после физической нагрузки. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом, сопоставление с нормативными значениями, согласно возрасту.
Возрастные изменения защитных свойств системы крови. Возрастные особенности показателей кровообращения и дыхания. Основные этапы дыхания. Регуляция функции системы транспорта кислорода.
ЛЕКЦИЯ 6. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной).
Значение и функции нервной системы. Строение и принципы ее классификации. Возрастные особенности. Связь нервной и гуморальной систем.
Центральная нервная система. Стволовая часть головного мозга. Продолговатый мозг, мост мозга (варолиев мост), задний мозг. Степень зрелости структур продолговатого мозга для необходимости реализации жизненно важных функций (рефлексы глотания, сосания, пищеварения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем). Ретикулярная формация, ее структура, роль восходящей и нисходящей систем в регуляции и организации поведенческих реакций. Средний мозг (ножки и крыша мозга). Мозжечок, темпы его развития на первом году жизни ребенка. Структуры промежуточного мозга: таламус и гипоталамус, группы ядер, неравномерность их дифференцировки в онтогенезе. Конечный (передний) мозг: базальные ганглии и большие полушария. Спинной мозг: его строение и функции.
Периферическая нервная система: спинномозговые и черепные нервы, сплетения и узлы, нервные окончания.
Основные структуры нервной ткани. Нейрон - структурная и функциональная единица нервной системы. Классификация нейронов по их строению и функциям. Значение отдельных частей нейрона. Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна, особенности проведения возбуждения в них. Синапсы, их строение, механизм функционирования.
Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Классификация рефлексов. Регуляция функций в организме. Доминанта как основной рабочий принцип нервной системы.
Особенности функционирования эндокринной системы в период полового созревания. Роль половых желез в процессах роста и развития организма. Стадии полового созревания, развитие вторичных половых признаков. Психосексуальная сфера ребенка и формирование сексуальной культуры в разные периоды онтогенеза.
ЛЕКЦИЯ 7. Возрастные этапы изменения функции сенсорных, моторных и висцеральных систем. Сенсорные особенности организма.
Возрастная динамика сенсорных процессов. Системная организация процесса восприятия. Пищеварение. Регуляция пищеварения. Гигиена органов желудочно-кишечного тракта. Морфология и функции органов выделения. Почка – основной орган выделительной системы. Возрастные особенности почек. Кожа. Гигиена кожи.
Зрительная сенсорная система: строение и функции глаза. Понятие о рефракции и цветоразличении. Значение зрительной информации.
Возрастные особенности зрения: зрительные рефлексы, световая чувствительность, острота зрения, аккомодация, конвергенция, поле зрения. Бинокулярное зрение, его нарушение. Гигиена зрения. Профилактика близорукости.
Слуховая сенсорная система, ее строение и функции. Строение уха. Восприятие звука. Возрастные особенности слуха. Пороги слышимости. Острота слуха. Особенности восприятия речи. Гигиена слуха. Вредное влияние шума. Профилактика нарушений слуха.
Вестибулярный аппарат, его структуры и функции. Оценка положения и перемещения тела в пространстве. Роль в поддержании позы и организации сложных движений. Особенности у детей.
Значение сенсорных систем в поддержании активности мозга, автоматическом регулировании гомеостаза, организации адекватного поведения и познавательной деятельности ребенка.
ЛЕКЦИЯ 8. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции.
Обмен веществ и энергии. Биологическое окисление. Энергетический баланс организма. Основной обмен. Возрастная динамика основного обмена. Энергетическая стоимость процессов роста и развития. Питание. Структурные компоненты пищевых веществ. Витамины, авитаминоз, нарушен обмена веществ. Теплопродукция и теплоотдача. Возрастное развитие механизмов терморегуляции. Закаливание. Гигиенические аспекты функциональной готовности детей к систематическому обучению.
ЛЕКЦИЯ 9. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.
Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Созревание мозга в онтогенезе ребенка.
Физиологическая основа психических функций организма. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные формы поведения человека. Первая и вторая сигнальная системы. Формирование познавательных функций в онтогенезе. Речь как специфическая деятельность человеческого мозга.
Развитие коры больших полушарий. Межполушарные взаимодействия. Аналитико-синтетическая деятельность коры. Типы высшей нервной деятельности (работы Гиппократа, Павлова и др.). Методы определения типа ВНД. Умственная и физическая работоспособность, факторы, определяющие работоспособность. Адаптация, тренировка и обучение. Функциональные резервы организма. Возрастные особенности и стратегии адаптивных перестроек.
Темы семинарских занятий
Семинарское занятие 9. Тема: Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Комплексная диагностика готовности ребенка к обучению.
1. Физиологическая основа психических функций организма.
2. Условный рефлекс – временная связь.
3. Возрастные особенности восприятия, внимания, эмоций, памяти.
4. Методы функциональной диагностики нарушения функций.
5. Методы определения типа ВНД.
6. Умственная и физическая работоспособность, факторы, определяющие работоспособность.
7. Адаптация ребенка к школе.
8. Психофизиологические критерии развития школьно-необходимых функций.
Задания для самостоятельной работы
Темы контрольных работ
(для студентов заочной формы обучения)
1. Организм как организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Клетки. Ткани организма, их структура.
2. Возбудимые ткани. Раздражимость, возбудимость. Процесс возбуждения. Мембранный потенциал. Потенциал действия.
3. Орган и его функция. Физиологическая система. Функциональная система, ее динамичность. Общий план строения, структурно-функциональный подход к изучению организма.
4. Организм как целостная система. Основные структурно-функциональные блоки организма человека.
5. Онтогенез. Этапы онтогенеза. Возрастная периодизация. Этапы индивидуального развития человека.
6. Пренатальный онтогенез. Периоды внутриутробного развития.
7. Постнатальный онтогенез. Критические и сенситивные периоды онтогенеза.
8. Системный принцип организации физиологических функций в онтогенезе.
9. Закономерности возрастного развития. Понятие о возрастной норме.
10. Рост и развитие, их соотношение, сроки развития и созревания детского организма, количественные и качественные изменения в деятельности физиологических систем.
11. Энергетические затраты в процессе роста и развития. Темпы роста, «скачки роста». Половое развитие и биологически обусловленная продолжительность жизни.
12. Физическое развитие как уникальный показатель индивидуального здоровья человека. Размеры и форма тела.
13. Показатели и стандарты (нормативы) физического развития. Возрастные изменения общего плана строения тела. Морфологические критерии биологического возраста. Телосложение и конституция.
14. Отклонения физического развития, их значение для здоровья. Социальные и другие факторы, оказывающие влияние на развитие.
15. Состояние здоровья современных детей и подростков.
16. Внутренняя среда организма. Состав крови: клетки крови, плазма. Возрастные особенности крови. Гомеостаз. Важнейшие биологические константы крови. Нарушения гомеостаза.
17. Специфические и неспецифические (гуморальные) защитные механизмы. Клеточные защитные механизмы. Аллергические реакции. Иммунизация.
18. Система кислородного обеспечения организма. Дыхание. Этапы дыхания.
19. Гигиенические требования к воздушной среде в учебных помещениях.
20. Сердечно-сосудистая система. Малый и большой круги кровообращения.
21. Строение и работа сердца, возрастные особенности. Сердечный цикл. Внешние проявления деятельности сердца.
Темы рефератов
(для студентов очной и заочной форм обучения, не имевших возможности прослушать лекции по одной из тем)
1. Обмен веществ и энергии. Энергетический баланс организма. Основной обмен. Возрастная динамика основного обмена. Энергетическая стоимость процессов роста и развития.
2. Питание. Структурные компоненты пищевых веществ. Белки, жиры, углеводы.
3. Макро- и микроэлементы. Полноценные и неполноценные белки. Витамины, авитаминоз, нарушения обмена веществ. Энергетическая ценность продуктов питания.
4. Пищеварение. Строение желудочно-кишечного тракта. Желудок, ферменты желудочного сока, моторная функция.
5. Печень. Роль желчи в пищеварении. Всасывание в тонкой кишке. Механизм всасывания. Регуляция пищеварения.
6. Гигиена органов желудочно-кишечного тракта.
7. Выделительная система. Почка - основной орган выделительной системы. Нефрон – структурно-функциональная единица почки. Возрастные особенности функционирования почек.
8. Кожа. Потовые железы. Строение, функция. Гигиена кожи как органа. Возрастные изменения кожи.
9. Строение и функциональное значение различных отделов центральной нервной системы.
10. Строение спинного мозга. Спинномозговые рефлексы, их виды и значение.
11. Центры продолговатого мозга, проводящие пути.
12. Рефлекторная и проводниковая функция продолговатого мозга.
13. Средний мозг. Роль среднего мозга в поддержании равновесия тела, регуляции и перераспределения мышечного тонуса.
14. Мозжечок. Роль мозжечка в регуляции двигательных функций.
15. Промежуточный мозг. Гипоталамус. Основные функции гипоталамуса.
16. Таламус. Специфические и неспецифические ядра таламуса.
17. Строение и функции лимбической системы. Роль гипоталамуса и лимбической системы в формировании эмоций, мотиваций, памяти.
18. Нейронная организация коры больших полушарий.
19. Условные рефлексы - основа высшей нервной деятельности. Врожденные (безусловные рефлексы и инстинкты) и приобретенные (условные рефлексы) формы поведения человека.
20. Речь как специфическая деятельность человеческого мозга. Организация речевой деятельности. Развитие механизмов речи. Речь и мышление.
21. Типы высшей нервной деятельности (работы Гиппократа, Павлова и др.). Методы определения типа ВНД.
22. Умственная и физическая работоспособность, факторы, определяющие работоспособность.
Тестовые вопросы для самоконтроля
Тест №1
1.Количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма называется?
а) деление;
б) развитие;
в) рост;
г) формообразование.
2. Функцией спинного мозга является
а) выработка условных рефлексов;
б) центр безусловных рефлексов;
г) проведение возбуждения.
3. Какой из отделов головного мозга имеет пластинку четверохолмия
(подкорковые центры зрения и слуха)?
а) продолговатый мозг;
б) мост;
в) средний мозг.
4. Какой доли нет в полушариях мозга?
а) лобной;
б) островковой;
в) теменной;
г) червеобразной;
5. Какая связь образуется при выработке условных рефлексов?
а) условная связь, между двумя группами клеток коры воспринимающим
условное и воспринимающим безусловное раздражение;
б) временная связь, между двумя группами клеток коры воспринимающим
условное, и воспринимающим безусловное раздражение;
в) безусловная связь, между двумя группами клеток коры воспринимающим
условное раздражение.
6.- Продолжить определение:
Рефлекс – это…
7. Напишите, из каких звеньев состоит рефлекторная дуга.
Рецептор - ... - ... - ...- эффектор (рабочий орган)
8. Продолжить определение
а) Нейрон -это...
б) Аксон-это...
в) Дендриты - это
9. Расставьте порядковые номера по уровню сложности — от низшего к высшему:
а) нервная система;
б) нейрон;
в) нервная ткань.
10. Функции синапса.
а) передача нервного импульса с аксона на тело нервной клетки и дендриты;
б) передача нервного импульса с аксона на мышечную клетку;
в) с дендритов на тело нервной клетки.
11. Гипоталамо-гипофизарная система участвует в ...
а) регуляции мышечных реакций;
б) гормональной регуляции.
12. Качественные изменения в детском организме, заключающиеся в
усложнении его организации, т.е. усложнении строения и функций всех
тканей и органов и их дифференцировка, называется...
а) формообразование;
б) развитие;
в) рост.
13. Период индивидуального развития организма называется...
а) филогенез;
б) онтогенез;
в) эволюция.
14. Какой термин соответствует для следующего определения: «Ускорение
психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими
поколениями»:
а) адаптация к новым условиям среды;
б) акклиматизация;
в) акселерация.
15. Система органов, воспринимающая и анализирующая сигналы, как из внешней, так и из внутренней среды называется...
а) половая система;
б) сенсорная система;
в) кровеносная система.
16. Время, в течение которого происходят изменения, связанные с половым
созреванием называют...
а) раннее детство;
б) подростковый период;
в) новорожденность.
Тест №2
1. Увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки это:
а) ретардация;
б) акселерация;
в) правильного ответа нет.
2. Индивидуальное развитие организма это:
а) Морфогенез;
б) Филогенез;
в) Онтогенез.
3. Периоды онтогенеза, во время которых организм наиболее подвержен действию средовых факторов называют:
а) сенситивными;
б) критическими;
в) правильного ответа нет.
4. Первый критический период в развитии зародыша человека относится к:
а) 1-й - началу 2-й недели после зачатия;
б) 32-38 недели;
в) 40 недели.
5. Второй критический период в развитии зародыша человека относится к:
а) 1-й - началу 2-й недели после зачатия;
б) 32-38 недели;
в) 40 недели;
г) период - 3-5 недели развития.
6. Третий критический период - формирование детского места (плаценты) как органа происходит у человека:
а) 1-й - началу 2-й недели после зачатия;
б) 32-38 недели;
в) 40 недели;
г) период - 3-5 недели развития;
д) между 8-й и 11-й неделями развития зародыш.
7. Период новорожденности начинается с первым криком ребенка и продолжается до:
а) 10 дней;
б) 20 дней;
в) 30 дней.
8. Высокая теплопродукция у новорожденных объясняется наличием особого вида жировой ткани:
а) коричневой;
б) желтой;
в) бурой.
9. Укажите ошибочный ответ. К моменту рождения у ребенка присутствуют рефлексы:
а) рефлекс «поиска груди;
б) сосательный рефлекс;
в) рефлекс шагания;
г) хватательный рефлекс;
д) комплекс оживления;
е) рефлекс переворачивания.
10. Принцип гетерохронности развития движений связан с:
а) разновременностью созревания функциональных систем, двигательных качеств;
б) таким уровнем регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию;
в) особенностями энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
11. Надежность биологической системы заключается в:
а) разновременности созревания функциональных систем, двигательных качеств;
б) таком уровне регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию;
в) особенностях энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
12. «Энергетическое правило скелетных мышц» заключается в:
а) разновременности созревания функциональных систем, двигательных качеств;
б) таком уровне регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию;
в) особенностях энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
13. Укажите неправильный ответ. Жизненный цикл человека разделен на периоды, или этапы:
а) период слияния половых клеток;
б) период новорожденности (2-3 недели);
в) период грудного возраста - до 1 года;
г) преддошкольный, ясельный возраст- 1-3 лет;
д) дошкольный возраст 3-7 лет;
е) младший школьный возраст с 7 до 12 лет;
ж) подростковый возраст 11-15 лет;
з) юношеский возраст 14-18 у девушек, 15-20 у юношей.
Тест №3
1. Ребенок приобретает способность удерживать головку в вертикальном положении в периоде:
а) до 3 мес;
б) 10 мес.;
в) 12 мес.
2. Ребенок начинает сидеть в период от:
а) 2,5 до 5-6 мес;
б) 1-2 до 4-5 мес;
в) правильного ответа нет.
3. Реализация позы стояния у детей происходит с:
а) 1-2 до 5-6 .;
б) 5-6 и до 11-12;
в) 2-3 до 7-8 .
4. Продолжительность активного внимания и умственная работоспособность у детей 5-7 лет в среднем не превышает:
а) 30 минут;
б) 60 минут;
в) 15 минут.
5. Смена молочных зубов постоянными начинается с:
а) 3 лет;
б) 8 лет;
в) 6-7 лет.
6. Развитие моторной речи начинается с:
а) 1,5 месяцев:
б) 2 лет;
в) 3 лет;
г) правильного ответа нет.
7.Красногорский Н.И. выделил типы нервной деятельности в зависимости от:
а) силы;
б) уравновешенности;
в) подвижности нервных процессов;
г) правильного ответа нет.
8. Различают типы ВНД:
а) живой;
б) безудержный;
в) инертный;
г) слабый;
д) правильного ответа нет.
9. Сангвиник характеризуется как:
а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;
б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;
в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;
г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.
10. Холерик характеризуется как:
а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;
б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;
в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;
г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.
11 .Меланхолик характеризуется как:
а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;
б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;
в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;
г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.
12. Флегматик характеризуется как:
а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;
б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;
в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;
г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.
13. Младший школьный возраст продолжается:
а) от 7 до 11 лет;
б) от 7 до 15 лет;
в) от 5 до 12 лет.
14. Рефлекс условный — это:
а) приобретенный в течение жизни;
б) врожденный, передающийся по наследству;
в) правильного ответа нет.
Тест №4
1. В период полового созревания у мальчиков:
а) ломается голос;
б) появляются усы и борода;
в) появляются волосы на лобке и в подмышечной впадине;
г) начинаются поллюции;
д) правильного ответа нет.
2. В период полового созревания у девочек:
а) развиваются грудные железы;
б) начинает осуществляться менструальная функция;
в) появляются усы и борода;
г) появляются волосы на лобке и в подмышечной впадине;
д) начинаются поллюции.
3. Рост волос на лобке и в подмышечной впадине у девочек происходит под влиянием гормонов:
а) эстрогенов;
б) прогестерона;
в) андрогено.
4. Рост волос на лобке и в подмышечной впадине у мальчиков происходит под влиянием гормонов:
а) эстрогенов;
б) прогестерона;
в) андрогенов.
5. Появление либидо у мальчиков вызвано влиянием:
а) эстрогенов;
б) прогестерона;
в) андрогенов; ГТГ; Гормона роста
6. Появление либидо у девочек вызвано влиянием:
а) эстрогенов;
б) прогестерона;
в) андрогенов; ГТГ; Гормона роста
7. Подростковая гипертония развивается в результате того, что:
а) рост кровеносных сосудов отстает от интенсивного роста сердца;
б) рост кровеносных сосудов опережает роста сердца;
в) правильного ответа нет.
8. В подростковом возрасте окончательно формируется тип дыхания:
а) у мальчиков - грудной, у девочек - брюшной;
б) у мальчиков -брюшной, у девочек - грудной;
в) правильного ответа нет.
9. Для внешнего вида подростка характерна вытянутая, нескладная, костлявая фигур – это результат того, что:
а) темпы роста массы несколько опережают темп роста скелета;
б) темпы роста массы приравниваются к темпам роста скелета;
в) темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета.
10. Циклические изменения, происходящие в половых органах женщины, можно подразделить на периода:
а) предовуляционный;
б) овуляционный;
в) послевуляционный;
г) период покоя;
11. Увеличение роста в подростковом периоде идет в основном за счет:
а) роста трубчатых костей конечностей;
б) роста позвонков;
в) роста грудной клетки;
г) правильного ответа нет.
12. Развитая костная и мышечная ткань у мальчиков - результат влияния:
а) эстрогенов;
б) прогестерона;
в) андрогенов.
13. Андрогены обладают действием:
а) катаболическим;
б) анаболитическим;
в) правильного ответа нет.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Возрастная анатомия и физиология, их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.
2. Организм как единое целое. Ткани, органы, системы организма и их
взаимодействие. Единство организма и среды.
3. Возрастная периодизация (социальная, статистическая, биологическая).
4. Основные отличия организма ребенка от организма взрослого.
5. Календарный и биологический возраст, критерии определения биологического возраста.
6. Основные закономерности роста и развития. Физическое развитие – важный показатель здоровья и социального благополучия.
7. Скелет – пассивный аппарат движения.
8. Рост, развитие, строение и соединение костей.
9. Особенности развития позвоночного столба.
10.Грудная клетка. Формы и особенности строения.
11.Конечности. Развитие конечностей.
12.Строение и развитие черепа.
13.Гетерохрония в развитии организма человека.
14.Акселерация. Теории акселерации.
15.Критические периоды в развитии ребенка.
16.Опорно-двигательный аппарат: строение, функции. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.
17. Развитие движений. Гиподинамия, ее значение для растущего организма.
18. Нарушение осанки. Механизм развития и способы профилактики. Гиподинамия и гипердинамия.
19. Кровь: общие сведения, функции крови.
20. Возрастные особенности строения и функций системы кровообращения.
21. Группы крови, резус-фактор. Переливание крови.
22. Иммунитет. Общие понятия. Виды защитных механизмов. Прививки, их значение.
23. Сердечный цикл, его фазы, возрастные особенности.
24. Система кровообращения: структура, функции, показатели работы.
25. Анатомия и физиология органов дыхания.
26. Возрастные особенности дыхательной системы.
27. Общая схема строения легких.
28. Дыхание как совокупность процессов, обеспечивающих газообмен организма со средой. Возрастные особенности органов дыхания.
29. Гуморальная и рефлекторная регуляция дыхания.
30.Сердечно-легочный комплекс: структура, функции.
31.Регуляция работы систем кровообращения и дыхания.
32.Эндокринная система: значение для растущего организма.
33.Железы внутренней секреции. Гормоны, их функциональное значение.
34.Гипоталамо-гипофизарная система. Стадии полового созревания. Половая зрелость – физиологическая и социальная.
35. Вредные привычки. Физиология вредных привычек.
36. Система пищеварения: анатомия, функции. Возрастные особенности системы пищеварения.
37. Нервная система: строение, функции.
38. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций.
39. Возрастные особенности обмена веществ и энергии.
40.Строение и свойства нервной ткани. Процессы в нервной системе.
41.Спинной мозг. Строение и функции.
42.Головной мозг. Основные отделы, функции.
43.Рефлекторный характер деятельности нервной системы.
44.Центральная нервная система. Нейрон. Рефлекторная дуга.
45.Высшая нервная деятельность.
46. Условные рефлексы – основа высшей нервной деятельности.
47.Динамический стереотип.
48.Типы высшей нервной деятельности.
49.Темперамент. Характер.
50.Психофизиологические аспекты поведения человека, становление коммуникативного поведения.
51.Анализаторы: общие понятия, возрастные особенности.
52. Зрительный анализатор: анатомия и физиология. Профилактика нарушений зрения.
53. Слуховой анализатор. Строение. Профилактика.
54.Методы определения функционального состояния основных анализаторов. Общая схема строения анализаторов. Возрастные изменения сенсорных систем.
55.Первая и вторая сигнальная системы.
56.Представления о мышлении, сознании, внимании.
57.Физиологические механизмы внимания. Возрастные особенности восприятия, внимания, эмоций, памяти.
58.Речь как специфическая деятельность человеческого мозга. Организация речевой деятельности.
59.Развитие механизмов речи. Речь и мышление.
60.Сон, виды, проявления, физиологическое значение. Структура сна. Физиологические механизмы сна и сновидений. Гипнотический сон.
61.Системная организация целенаправленного поведения (афферентный синтез, принятие решения, формирование аппарата предвидения результатов, эфферентный синтез, обратная афферентация).
62.Механизмы формирования мотиваций. Виды мотиваций.
63.Роль гипоталамуса и лимбической системы в формировании биологических мотиваций.
64.Роль коры головного мозга в формировании социальных мотиваций.
65.Память, виды памяти. Механизмы кратковременной и долговременной памяти.
66. Возрастная динамика памяти. Произвольное запоминание.
67. Эмоции, структурно-физиологическая основа эмоций.
68.Адаптация – основное свойство живого организма. Адаптационные возможности. Адаптация человека к умственным, физическим, климатогеографическим факторам. Болезни адаптации.
69.Умственная и физическая работоспособность человека. Показатели работоспособности.
70.Межполушарные взаимодействия. Индивидуальный профиль функциональной межполушарной асимметрии.
71.Показатели функционального состояния основных систем организма и их возрастная динамика.
72.Работоспособность и утомление как физиологические понятия.
Библиографический список
Основной
1. Барабаш, Н.А. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н. А. Барабаш. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 185 с.
2. Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие / М. М. Безруких. – Москва: Академия, 2002. – 416 с.
3. Безруких, М. М. Хрестоматия по возрастной физиологии / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – Москва: Академия. 2002. – 288 с.
4. Гребнева, Н. Н. Лабораторный практикум по возрастной и экологической физиологии: учебное пособие с грифом УМО / Н. Н. Гребнева, А. В. Арефьева, Т. В. Сазанова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – 152 с.
5. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростеов: учебник / В. Р. Кучма. – Москва: Медицина, 2001. – 384 с.
6. Левченко, И. Ю.Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для студентов высшых педагогических учебных заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. – Москва: Академия, 2005. – 320 с.
7. Любимова, З. В. Возрастная физиология: учебник: в 2-х ч / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
8. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология с возрастными особенностями детского организма / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. – Москва: Academia, 2004. – 448 с.
9. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Олимпия Пресс, 2005.
10. Судаков, К. В. Нормальная физиология / К. В. Судаков. – Москва: Медицинское информационное агентство, 2006.
11.Физиология человека / под ред. Н.А. Агаджаняна. – Москва: Медицинская книга; Нижний Новгород: НГМА, 2005. – 527 с.
12.Эдокова, Г. И. Учебно-методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям «Высшая нервная деятельность» / Г. И. Эдокова, Е. В. Попова, О. И. Симонова. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский госуниверситет, 2008.
Дополнительный
1. Айзман, Р. И., Айзман Н.И., Лебедев А.В. Территориальная модель здоровье сберегающей деятельности в системе образования / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев // Валеология. – № 1. – 2010. – С. 5–16.
2. Анатомия и физиология: словарь / сост. С. С. Тверская. – Москва: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2004. – 256 с.
3. Белова, О. А. Особенности преподавания «Возрастной физиологии и анатомии» и «нейрофизиологии с основами ВНД» для студентов дефектологических специальностей / О. А. Белова // Международный журнал экспериментального образования. – № 7. – 2001.
4. Возрастная анатомия и физиология: УМК для студентов, обучающихся по специальностям: 050102 – «Биология», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература» / сост. Е. А. Чанчаева. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – 26 с.
5. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.window.edu.ru.
6. Возрастная физиология и психофизиология: задания для контрольных работ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.window.edu.ru.
7. Копосова, Т. С. Лабораторный практикум по физиологии нервной системы: учебное пособие с грифом УМО / Т. С. Копосова, Н. В. Звягина, С. Ф. Лукина. – Архангельск: Изд-во Поморского университета, 2004. – 520 с.
8. Краткая медицинская энциклопедия: в 2-х томах / под ред. В. И. Покровского. – Москва: НПО «Медицинская энциклопедия», «Крон-Пресс», 1994.
9. Кураев, Г. А., Леднова М.И., Морозова Г.И. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций ребенка / Г. А. Кураев, М. И. Леднова, Г. И. Морозова // Валеология. – № 4. – 2001. – С. 31–34.
10. Орлов, Р. С. Нормальная физиология: учебник для вузов с грифом УМО / Р. С. Орлов, А. Д. Ноздрачев. – Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 696 с.
11.Энциклопедический словарь медицинских терминов [Электронный ресурс] . – Режим доступа: URL: www.rubricon.com.
12.Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность / В. М. Смирнов. – Москва: Academia, 2003.
13.Трохимчук, Л. Ф. Роль биологических и социальных факторов в развитии мелкой моторики кисти / Л. Ф. Трохимчук, Т. Г. Кириллова, Л. П. Литвинова // Валеология. – № 4. – 2001. – С. 34–37.
14.Фатеева, Н. Н. Возрастная анатомия и физиология: учебно-методический комплекс: методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальностей: 050602.65 – «Изобразительное искусство», 050601.65 – «Музыкальное образование», 031200 – «Педагогика и методика начального образования» / Н. Н. Фатеева. – Институт педагогики, психологии и управления ТюмГУ, 2007. – 17 с.
15.Хронобиология и хрономедицина / под ред. Ф. И. Комарова. – Москва, 1989.
Возрастная анатомия и физиология
Учебно-методический комплекс
для студентов специальности
073500.65 «Дирижирование»; направлений бакалавриата:
073400.62 «Вокальное искусство»;
073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»
Тюмень, 2010
УДК: 611.01+612.6 [075.8]
ББК: Е 860, 7я73+Е 903, 7я73
П 121
Н.Н. Павлова. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 073500.65 «Дирижирование»; направлений бакалавриата: 073400.62 «Вокальное искусство»; 073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». – Тюмень.
В работе представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология», в том числе рабочая программа, темы контрольных работ и рефератов, тесты для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, методические указания по самостоятельной работе студентов, экзаменационные вопросы. «Возрастная анатомия и физиология» является дисциплиной федерального компонента для студентов I курса специальности 050601.65 «Музыкальное образование» (ОПД.Ф.10) очной и заочной форм обучения.
Рекомендовано к изданию электронным способом учебно-методической комиссией ТГАКИСТ.
Рецензент: Соловьев В.С.,
д.мед.наук, профессор,
завкафедрой анатомии и физиологии человека и животных ТюмГУ
Ответственный редактор: Ковалевский А.К.,
к.п.н., доцент
кафедры физического воспитания ТГАКИСТ
Пояснительная записка
Курс «Возрастная анатомия и физиология» введён в программу подготовки специалистов, обучающихся по специальности «Дирижирование» и на направлениях бакалавриата «Вокальное искусство», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» с целью формирования у студентов такого подхода, который способствует сохранению, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни их самих и учащихся, с которыми предстоит работать.
Современная «Возрастная анатомия и физиология» как наука о закономерностях роста и развития организма человека представляет собой область знания, которая объединяет анатомию, физиологию, медицину, гигиену, валеологию и физиологическую психологию.
В курсе рассматриваются закономерности роста и развития организма, возрастные морфофункциональные особенности деятельности его различных органов и систем.
Требования ГОС (федеральный компонент) к содержанию курса на основе государственного стандарта (ОПД.Ф.10): Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.
Цель курса: сформировать у студентов представления о физиологических закономерностях и особенностях развития организма человека, взаимодействии структур организма и их функций на разных возрастных этапах онтогенеза, современном подходе к сохранению и поддержанию здоровья.
Задачи курса:
1. Обеспечить теоретическое осмысление возрастной анатомии и физиологии.
2. Сформировать научное представление о единстве структуры и функций органов в системе организма человека, то есть об организме как едином целом.
3. Ознакомить с современными методами исследования физического и психического развития детей.
4. Изучить механизмы регуляции и приспособления к изменяющимся условиям среды, поведенческую деятельность человека.
5. Познакомить студентов со стратегическими направлениями сохранения здоровья и предупреждения его нарушений.
6. Развивать умение анализировать конкретные ситуации, вычленять задачи возрастной анатомии и физиологии.
7. Воспитать чувства гуманности и ответственности за сохранение здоровья молодого поколения.
Формы организации преподавания: лекции, семинарские занятия, вызывные консультации, самостоятельная работа.
Формы контроля – текущий контроль посещаемости студентов, промежуточный контроль (тестирование. проверка контрольных работ и рефератов и пр.), экзамен.
Трудоемкость дисциплины: курс рассчитан на 72 часа, из них на ОДО 36 аудиторных часов (18 – лекционных и 18 – семинарских занятий) и 36 часов самостоятельной работы, на ОЗО – аудиторных 8 часов (4 – лекционных и 4 – семинарских занятий) и 64 часа самостоятельной работы.
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1. Контролирующая компьютерная программа знаний студентов.
2. Видеоматериалы для демонстрационных занятий и лекций.
3. Тематические таблицы, схемы и плакаты.
4. Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности.
5. Тонометры для регистрации уровня артериального давления.
6. Неврологические молоточки для диагностики двигательных рефлексов.
7. Ростомер, медицинские весы, сантиметровые ленты для определения параметров физического развития.
Виды и объем учебной работы
№ |
П/п
Наименование тем
Дата: 2019-02-25, просмотров: 260.