При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Тульский филиал РАНХиГС

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Тула 2019


Содержание

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 3

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 3

ПОДБОР, ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ЕЕ СПИСКА.. 4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 5

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ. 11

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ. 12

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ЗАЩИТА.. 12

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ.. 14

ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В КУРСОВЫХ РАБОТАХ.. 19

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 23

 



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика» выполняется студентами, обучающимися по направлениям 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» на заключительном этапе изучения дисциплины. Научная работа в университете - важный элемент процесса подготовки высококвалифицированного специалиста, поскольку предполагает изучение научной литературы по заинтересовавшей студента проблеме и выбранной теме, сопоставление идей и мнений различных экономистов, выработку собственной позиции.

Выполнение курсовой работы осуществляется в целях:

· систематизации, закрепления и углубления полученных теоретических знаний и практических умений;

· выработки навыков творческого мышления и умения принимать обоснованные в теоретическом и практическом отношении решения поставленных задач, воспитания чувства ответственности за качество принятых решений;

· самостоятельного анализа проблемных ситуаций с учетом методологических возможностей современных экономических теорий;

· выработки умения анализировать современные явления экономической жизни общества, соотносить и сравнивать достижения разных экономических школ в разработке тех или иных категорий и концепций экономической теории; делать на основе этого научно-обоснованные теоретические и практические выводы; самостоятельно ставить проблемы и решать их методами микроанализа;

· использования инструментария микроэкономики для моделирования возможного поведения экономических агентов;

· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию и навыков работы с научной литературой - монографиями, статьями из научных журналов, газет, статистическими сборниками, литературой на иностранных языках;

· развития умения применять экономико-математические методы, современные методы организационного, экономического и социального анализа, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых решений и др.;

· решения практических задач, требующих аналитических расчетов и графических построений;

· выработки навыков оформления выводов и предложений по теоретической и практической частям курсовой работы.

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Примерная тематика курсовых работ ежегодно утверждается на заседании кафедры и размещается на сайте филиала.

Первоначально, за каждым студентов закрепляется тема по умолчанию, и список закрепленных тем доводится до студентов. Однако студент может выбирать тему самостоятельно в соответствии с прилагаемой тематикой курсовых работ и своим научным интересом, что позволяет ему существенно расширить знания по изучаемой дисциплине. Для этого студент должен подать руководителю заявление на тему курсовой работы в свободной форме.

Для студента заочной формы обучения важно, чтобы выбранная им тема в той или иной степени была связана с его практической деятельностью с тем, чтобы при выполнении работы можно было использовать конкретный фактический материал о деятельности своей организации.

В перечне курсовых работ нет легких или очень сложных тем. Чтобы их раскрыть, необходимы соответствующие знания, источником которых являются не только лекции, но и литература как отечественных, так и за­рубежных авторов, материалы периодических изданий, ресурсов Интернета.

Курсовая работа на актуальную тему дает возможность студенту подготовить доклад на научную конференцию или материал для участия в региональном, российском или международном конкурсе научных студенческих работ, написать и опубликовать статью.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Костяк курсовой работы, ее основа - это план. От правильного его составления во многом зависит содержание, раскрытие темы, логическая связь частей курсовой работы и их качество.

Составляется он только после изучения литературы (учебной и научной), материалов периодических изданий и статистических сборников, Интернет-ресурсов.

Предварительный вариант плана курсовой работы согласовывается с научным руководителем.

План курсовой работы должен включать:

• Введение;

• Основную часть (2-4 главы);

• Практикум;

• Заключение;

• Библиографический список;

• Приложения (если это необходимо).

Главы и параграфы Основной части курсовой работы не следует пе­регружать большим количеством вопросов, так как это приведет к поверхностному изложению материала. Следует остановиться на наиболее важных вопросах темы, раскрывающих ее содержание.

Материал курсовой работы должен быть расположен в следующей последовательности:

Титульный лист (См.: Приложение А);

Содержание с указанием страниц глав, параграфов курсовой работы, заключения, библиографического списка и приложений (См.: Приложение Б);

Введение;

Основная часть, включающая не более четырех глав. Каждая глава должна начинаться с новой страницы;

· Практикум, содержащий  результаты выполнения практической части курсовой работы;

Заключение, в котором делаются основные выводы по итогам рас­смотрения каждого вопроса, главы, обосновываются возможные пути ре­шения поставленных задач (объем: 2-3 страницы);

Библиографический список (не менее 15 источников).

Приложения (если они необходимы).

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формулиру­ются цель работы и задачи исследования. Дается краткий обзор использован­ной литературы, описание структуры работы. Объем введения - 2-3 страницы.

Актуальность изучаемой темы необходимо обосновать, например, тем, что данная проблема в настоящее время действительно представляет интерес для изучения и рассмотрения в силу ее малоизученности или специфичности.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Главное - это отразить суть проблемной ситуации. Краткость в изложении свидетельствует об умении выделить главное, показать, что известно науке, практике, а что необходимо исследовать.

Формулировка цели курсовой работы заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа, выявления закономерностей, тенден­ций, недостатков и разработке конкретных рекомендаций. Цель исследования выделяется во введении отдельным абзацем.

Исходя из цели, определяются задачи курсовой работы. Они отражают содержание основных разделов (глав, параграфов) работы. Поэтому студенту необходимо обратить особое внимание на формулировку задач, используя такие «ключевые» слова, как: проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, разработать, обобщить и т.п.

В кратком обзоре литературы студент указывает (без подробных библиографических указаний): на работы каких ученых, практиков он опирался при подготовке работы, какие информационные источники ис­пользовал.

Описание структуры работы не должно быть подробным. Достаточно кратко описать содержание основных ее разделов.

Пример структуры Введения курсовой работы на тему: «Рынок труда: формирование его структуры и функционирование на макроуровне».

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование выбора темы и её актуальность. Проблема занятости населения является важнейшим направлением исследования в экономической теории. Занятость – необходимое условие воспроизводства населения, поскольку от неё зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство и материальную поддержку тех, кто лишился работы. Занятость – условие осуществления гражданами трудовых функций, обеспечивающих удовлетворение личных и общественных потребностей и приносящих доход (заработок).

Занятость связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей: производством, распределением, потреблением, доходами, культурой, об­разом жизни. Поэтому проблемы занятости населения, условия, необходимые для его воспроизводства, в настоящее время приобретают особую актуальность. Эти проблемы оказывают воздействие на экономическую и социальную жизнь общества, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований экономики и создания условий для устойчивого развития той и или иной территории.

Курсовая работа посвящена анализу и выработке методов регулиро­вания рынка труда на макроуровне. В основу исследования положены ста­тистические данные по России. Выводы, сделанные в работе, в которых отражены общие закономерности функционирования рынка труда, могут найти практическое применение при решении проблем занятости в от­дельных регионах России.

Степень изученности проблемы. В целом различные вопросы занятости нашли отражение в исследованиях как зарубежных, так и отечественных учёных. Основы теории занятости, заложенные представителями классической школы в конце XIX и на протяжении XX в., развивали такие выдающиеся экономисты, как Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, А. Маршалл, А. Пигу, П. Самуэльсон, М. Фридмен, Ф. Хаек и многие другие. На рубеже XX — XXI вв. в зарубежной научной литературе исследованием данной проблемы занимались Г. Беккер, Я. Корнай, Р. Коуз, С. Кларк, Д. Норт, Р. Смит, Г. Стендинг, М. Фишер, Р. Эренберг и другие. Среди российских учёных следует выделить работы Капелюшникова Р.И., Костина JI.A., Котляра А.Э., Масловой И.С., Озерниковой Т.Г., Самарухи В.И., Трофимова Е.А., Чукреева ПА. и других.

Анализ работ по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время в целом сформированы основные принципы и положения теории занятости. Но при всём многообразии имеющегося материала по рынку труда и занятости населения недостаточно внимания уделяется вопросам совершенствования механизма регулирования занятости. Актуальность темы исследования, её практическая значимость определили выбор темы данной курсовой работы.

Целью исследования является анализ факторов, влияющих на динамику занятости, выявление устойчивых зависимостей между ними, выработка предложений по регулированию рынка труда в России.

Достижение указанной цели определило постановку и решение сле­дующих задач:

• изучение различных моделей рынка труда;

• исследование факторов, влияющих на формирование рынка труда;

• определение специфики и закономерностей функционирования рынка труда;

• выработка основных предложений по совершенствованию регу­лирования рынка труда на макроуровне.

Объектом исследования является рынок труда России.

Предметом исследования являются рыночные отношения в трудовой сфере, причины и особенности безработицы в Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам рынка труда. В качестве информационной базы использованы материалы Госкомстата России.

Структура и объём работы . Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения (общий объём 35с., 2 рисунка, 3 таблицы), библиографического списка и трех приложений.

Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи.

В первой главе «Теоретические концепции рынка труда и их эволюция» изучены теоретические подходы к определению рынка труда в современной экономике, раскрыто социально-экономическое содержание понятия «занятость населения».

Во второй главе «Формирование и функционирование рынка труда» выявлены основные проявления деформации рынка труда (на примере структуры занятости населения в России в отдельных регионах).

В третьей главе «Основные направления развития рынка труда и по­вышения уровня занятости в России» рассмотрены институциональные преобразования в современной экономике России и их влияние на развитие рынка труда, формирование новых форм занятости населения.

В заключении сформулированы основные выводы.

Основная, аналитическая часть курсовой работы должна раскрывать содержание рассматриваемой темы (историю вопроса, уровень разрабо­танности темы, анализ различных точек зрения, позицию автора. Как правило, она содержит 2-4 главы. Каждая глава подразделяется на несколько параграфов. Каждый параграф главы должен иметь заголовок.

В конце параграфа рекомендуется формулировать основные выводы. Это позволит студенту логически связать параграфы между собой и облегчить написание заключения курсовой работы.

Минимальный объем основной части - 25 страницы компьютерного набора шрифтом 14 (без Приложений).

Заключение содержит выводы, к которым пришёл автор в результате исследования, рекомендации. Примерный объем Заключения - 2 страницы.

Пример структуры Заключения курсовой работы на тему: «Рынок труда: формирование его структуры и функционирование на макроуровне».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленной целью — анализ факторов, влияющих на динамику занятости, выявление устойчивых зависимостей между ними, выработка предложений по регулированию рынка труда в России, в курсовой работе решены следующие задачи:

1. Определена специфика российского рынка труда.

Особенностью российского рынка труда, отличающей его от моделей рынков труда, сложившихся в странах Центральной и Восточной Европы, является то, что при формировании рынка труда в 90-е годы ХХ в. высвобождение рабочей силы было незначительным, уровень безработицы был сравнительно низким. В условиях экономического спада и сокращения объёмов производства спрос на рабочую силу падал, а рынок труда на это практически не реагировал, во всяком случае, заметного снижения числа занятых не происходило.

С углублением кризисных явлений на рынке труда своеобразную роль амортизатора взял на себя и неформальный рынок труда, где безработные могли получить более или менее стабильные доходы.

2. Определены особенности и исследованы факторы, влияющие на формирование отдельных региональных рынков труда:

• неразвитость транспортной инфраструктуры;

• низкий уровень освоения природных ресурсов;

• низкий уровень развития промышленного производства;

• снижение объёмов сельскохозяйственного производства;

• энергообеспечение.

• уровень жизни и финансовая обеспеченность.

3. Рассчитаны экономические потери от безработицы. При расчёте экономических потерь от безработицы использовался закон А. Оукена.

Расчёты, проведённые автором курсовой работы, показали, что по России наибольшие потери от безработицы имели место в 2008-2009 годах (10,05% ВВП по закону Артура Оукена), что связано с последствиями ми­рового финансового кризиса, а также в 2014-2015 гг., в период введения США и странами Запада экономических санкций (10,575% ВВП). К концу 2015 года рост численности занятых при существенном снижении уровня безработицы привел к уменьшению потерь от безработицы.

4. Предложены меры по сокращению безработицы и совершенство­ванию регулирования рынка труда на региональном уровне.

В первую очередь в регионах необходимо развивать малое предпри­нимательство.

Основными мерами по повышению занятости сельского населения могут стать государственные и внебюджетные инвестиции в сферы сельской экономики, в развитие социальной инфраструктуры села.

Для преодоления безработицы среди молодёжи необходимо введение государственного заказа на подготовку специалистов, подготовленных в рамках целевых программ. Целесообразно поощрять (посредством льготного налогообложения, кредитования) предприятия, создающие ра­бочие места для молодёжи.

Для расширения возможностей трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, и многодетных матерей предприятиям и организациям можно рекомендовать использование гибких графиков работы, расширение масштабов организации надомного труда.

В целях расширения возможностей занятости населения с ограни­ченными возможностями трудоустройства рекомендуется предоставить право региональным и местным органам власти установления налоговых льгот и субсидий предприятиям и организациям, обеспечивающим трудоустройство наименее защищённых групп населения.

Реализация данных мер, по мнению автора курсовой работы, позволит ежегодно создавать новые рабочие места, повысит занятость и доходы населения.

Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка» (см. Рабочая инструкция «Структура и оформление библиографического списка к письменным и научным работам» http://www.tula.ranepa.ru/studentam-i-slushatelyam/docs/biblio_spisok.pdf и составляется в следующей последовательности:

• Законы Российской Федерации;

• Указы президента Российской Федерации;

• Постановления Правительства Российской Федерации;

• Монографии, учебная литература и книги (в алфавитном порядке авторов или названий работ);

• Периодические издания (статьи из журналов: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал» (РЭЖ), «Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика», «Финансы», «Финансовый журнал», «Экономист», «Деньги и кредит», «Вопросы экономики и права», «Теоретическая экономика», «Эксперт» и др.; газет: «Российская газета», Экономика и жизнь» (еженедельник), «Вести», «Экономические новости», «Коммерсант», «Финансовая газета», «Новые известия» и др.);

• Справочники, энциклопедии, словари, статистические сборники;

• Интернет-ресурсы.

Приложения (таблицы и другие дополнительные материалы иссле­дования).

Подготовленная курсовая работа должна отвечать следующим ос­новным требованиям:

написана на основе изучения не менее 15 источников информации и содержать ссылки (сноски) на них (в библиографическом списке не должно быть более пяти учебников или учебных пособий);

иметь высокий теоретический уровень и содержать последовательное изложение рассматриваемых вопросов и проблем;

отражать различные точки зрения экономистов и их подходы к решению дискуссионных вопросов, а также позицию самого студента;

содержать соответствующий понятийный и терминологический аппарат;

раскрыть тему и показать умение студента использовать методы экономического анализа: научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, экономико-математические, графические и др.;

содержать статистический и фактический материал (и их анализ).

Вопросы, возникающие в процессе изучения темы курсовой работы и ее написания, обсуждаются с научным руководителем.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в «Положениии о ВКР», размещенном на сайте филиала по адресу http://www.tula.ranepa.ru/studentam-i-slushatelyam/docs/wkrpolog.pdf .

Курсовая работа может содержать приложения. Приложение – это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлинных документов, статистические данные, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т. д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, рисунки.

В приложения не включаются вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения располагают после основного текста.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь заголовок, ссылку на источник. При наличии в работе более одного приложения их следует нумеровать.

Нумерация страниц приложений должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки на них (например, см.: Приложение).

Каждое приложение имеет самостоятельное значение.

Курсовая работа должна быть вложена в папку-скоросшиватель, иметь титульный лист, оформленный в соответствии с Приложением А.

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ЗАЩИТА

Студент, получив на кафедре курсовую работу вместе с рецензией и ознакомившись с ее содержанием, должен подготовиться к её защите, обратив при этом особое внимание на:

• указанные недостатки, требующие доработки, ошибки и рекомендации; готовит ответы на вопросы рецензента, делает письменные дополнения в соответствии с замечаниями в рецензии;

• положительные стороны курсовой работы;

• оценку степени самостоятельности работы.

При этом никакие страницы с пометками научного руководителя из курсовой работы не изымаются и не заменяются.

Дата и время защиты курсовой работы определяется в соответствии с расписанием занятий. Защита проводится до экзамена по данной дисциплине.

Непосредственно перед защитой студенту необходимо ещё раз про­смотреть все материалы.

Защита курсовой работы — устная форма проверки знаний студента, поэтому зачитывать ответ — не самый лучший вариант. Необходимо подготовиться заранее, вооружившись всеми рекомендованными материалами: учебниками, конспектами лекций.

В процессе защиты студент должен раскрыть основное содержание работы, обосновать свою точку зрения по излагаемым вопросам, ответить на вопросы, поставленные в рецензии, а также на дополнительные вопросы, возникшие в процессе защиты.

Во время защиты курсовой работы ответы должны быть четкими, а не расплывчатыми, грамотными, а не приблизительными, с соблюдением правил орфографии и с использованием современной экономической лексики.

Предостерегаем от типичных ошибок. Такие фразы, как «можно своими словами?», «мне так кажется», «я сейчас быстренько сформулирую категорию» и т.п., не годятся для современной высшей школы. Исключите их из своей речи. Не следует приходить на защиту курсовой работы заведомо неподготовленным, «наудачу»; тем более не стоит превращать ее в консультацию у преподавателя — всему свое время.

Современная высшая школа нацеливает студента прежде всего на самостоятельную деятельность, в том числе и в принятии решения о готовности «ответить за проделанную работу».

Оценка курсовой работы складывается из оценки содержания, оформления и устной защиты выдвинутых в курсовой работе положений и выводов. При этом, если студент дал исчерпывающие ответы на вопросы и замечания, отмеченные в рецензии, на дополнительные вопросы преподавателя, заданные в процессе защиты, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена (на один балл) по сравнению с предварительной оценкой курсовой работы.

Оценку «отлично» (86-100 баллов) получают те студенты, которые успешно защитили курсовую работу, выполненную самостоятельно и творчески с глубоким знанием содержания основных вопросов и литературы по теме. Уровень оригинальности по системе «Антиплагиат» должен быть не ниже 85%.

Оценка «хорошо» (70-85 баллов) ставится тогда, когда в работе, вы­полненной на высоком теоретическом уровне, нет элементов творчества.

Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) ставится, когда в работе в целом правильно освещаются основные вопросы темы, но мало самостоятельного изложения, существуют недостатки в логическом обосновании многих положений или содержатся отдельные ошибочные положения.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае, когда в работе содержатся ошибки в освещении темы и студент не учел эти замечания в процессе подготовки к защите, не смог дать объяснения теоретическим положениям, выводам, сделанным в курсовой работе. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

В случае неявки на защиту курсовой работы в назначенное время по уважительным причинам, студент согласовывает с научным руководителем другое время защиты.

Печатный вариант защищенной курсовой работы студенту не воз­вращается и хранится в архиве кафедры. Лучшие курсовые работы, выполненные по наиболее актуальным темам, представляются на региональные и всероссийские конкурсы, а тезисы работы включаются в сборник научных студенческих работ филиала.

Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший её, считается имеющим академическую задолженность. Продление срока защиты (при наличии уважительных причин) устанавливается начальником учебно-методического отдела.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ[1]

1. Системные методы исследования в экономической теории: экономические модели и эксперименты.

2. Ограниченность ресурсов и возможности экономического развития России.

3. Экономические системы: формационный и цивилизационный подходы к изучению.

4. Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика.

5. Государственная собственность: индикаторы эффективности.

6. Компании с государственным участием на российском рынке: структура собственности и роль в экономике.

7. Национальная экономическая система и национальная модель экономики (на примере различных стран).

8. «Новая экономика»: содержание, факторы развития.

9. Азиатский способ производства как экономическая система.

10. Индустриальное общество: социально-экономические противоречия.

11. Концепция социального рыночного хозяйства: истоки «немецкого экономического чуда».

12. Экономическая компаративистика: параметры сравнения экономических систем (технико-экономические, отношений собственности, механизмы функционирования экономических систем и др.).

13. Ресурсы экономического роста: возрастание роли человеческого капитала.

14. Современная российская экономика: спрос на человеческий капитал.

15. Эффект и эффективность: технико-экономическая и социально-экономическая эффективность.

16. Эволюция трудовых отношений в США и Японии: общее и различие.

17. Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России (на примере отдельных функций).

18. Теория потребительского поведения: практическое применение.

19. Потребительский выбор аддиктивных товаров (товаров привыкания) – отклонение от рационального поведения: риски и самоконтроль.

20. Индивидуальное поведение: теория производителя (технологии, ми­нимизация издержек, максимизация прибыли).

21. Теорема Коуза и практические аспекты её применения.

22. Значение оценки эластичности спроса и предложения для предприни­мательской практики.

23. Общее равновесие в экономике обмена: Леон Вальрас, Вильфредо Парето, Фрэнсис Эджворт. Роль крупных предприятий в экономике России и проблемы повышения их эффективности.

24. Роль и значение малого бизнеса, положение в современной экономике России.

25. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства.

26. Особенности конкурентных стратегий фирм в сфере услуг.

27. Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики.

28. Фирма как неполный контракт. Теория Гроссмана–Харта.

29. Неоклассическая теория фирмы.

30. Слияния и поглощения: теоретические и практические аспекты.

31. Ценовые стратегии фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

32. Стратегические взаимодействия фирм: конкуренция на основе выбора объемов производства (мощностей), конкуренция на основе выбора цен.

33. Преимущества сетевой формы организации бизнеса.

34. Особенности функционирования сетевых компаний в отечественной экономике.

35. Трансакционные издержки как определяющий фактор жизнеспособности фирмы.

36. Реклама как фактор снижения трансакционных издержек.

37. Создание бренда как фактор снижения трансакционных издержек.

38. Трансакционный сектор экономики и перспективы его развития.

39. Особенность развития сетевого бизнеса в мировой практике и в условиях российской экономики.

40. Особенности применения контрактного производства как способа по­вышения конкурентоспособности современной фирмы.

41. Особенности развития франчайзинга в современных условиях: мировой опыт и российская практика.

42. Роль взыскательного потребителя в повышении конкурентоспособности российских фирм.

43. Конкурентные преимущества российских быстрорастущих компаний – «газелей».

44. Трансакционные издержки как способ снижения неопределенности внешней среды.

45. Тенденции формирования и развития «экономики знаний»: зарубежный опыт и российская практика.

46. Эластичность спроса и предложения: значение для предпринимательской практики.

47. Формирование спроса на рынках потребительских товаров с учетом фактора эластичности.

48. Дифференциация продукта как фактор неценовой конкуренции.

49. Практическое применение правила максимизации прибыли.

50. Трудосберегающие технологии в российской промышленности.

51. Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях новой эко­номики.

52. Конкурентные стратегии малых предприятий.

53. Стратегические взаимодействия фирм: сговор, повторяющиеся взаи­модействия в условиях олигополистической конкуренции.

54. Модель дуополии Бертрана: содержание, сравнительный анализ с дуополией Курно, практические аспекты использования.

55. Модель дуополии Штакельберга: содержание, сравнительный анализ с дуополией Курно, практические аспекты использования.

56. Модель Бертрана и ценовые войны в олигополистических отраслях.

57. Прикладные аспекты модели Курно на олигополистических рынках.

58. Факторы, влияющие на стабильность картельных соглашений.

59. Экономическая теория благосостояния: основные положения и практические аспекты её применения.

60. Элементы теории игр: возможности использования в практике мик­роэкономического анализа.

61. Рыночные структуры: монополия и монополистическое поведение.

62. Олигополии в современной экономике России.

63. Анализ влияния членства России в ВТО на состояние сельскохозяй­ственного отраслевого рынка (можно взять другой отраслевой рынок).

64. Стратегическое взаимодействие фирм на олигополистическом рынке.

65. Влияние структуры рынка на стимулы к инновациям (на примере фармацевтического рынка).

66. Концентрация производства в отраслях отечественной промышленности.

67. Естественные монополии и их место в экономике России.

68. Теория и практика антимонопольного регулирования.

69. Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России.

70. Ценовая дискриминация и ее осуществление в различных рыночных структурах: положительные и отрицательные последствия.

71. Антимонопольное регулирование с использованием индексов концен­трации производства.

72. Производительность труда и ее роль в повышении конкурентоспособности фирмы.

73. Особенности формирования и функционирования рынка труда в России.

74. Факторы формирования спроса и предложения на труд с учетом осо­бенностей российской экономики.

75. Современные системы заработной платы и проблема справедливой оплаты труда в России. «Ловушка» рабочей бедности.

76. Основной капитал: проблемы обновления в России.

77. Накопление капитала как драйвер монополизации современной эко­номики.

78. Диффузия капитала как признак трансформации современной рыночной экономики.

79. Рентные отношения в современной рыночной экономике.

80. Современные проблемы и тенденции развития рынка невозобновляемых ресурсов.

81. Проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала в агропромышленном комплексе России.

82. Формирование рынка земли в условиях современной России: проблемы и перспективы.

83. Рынки невозобновляемых природных ресурсов современной России: особенности формирования, функционирования, состояние, роль (на при­мере конкретного рынка).

84. Цена земли: экономическая сущность и роль в функционировании рынков других факторов производства.

85. Рынки возобновляемых природных ресурсов современной России: особенности формирования, функционирования, состояние, роль (на при­мере конкретного рынка).

86. Рынки в условиях асимметричной информированности. Модель рынка «лимонов» Джорджа Акерлофа.

87. Неблагоприятный отбор при асимметрии информации: понятие, влияние на рынки, последствия (на примере конкретных рынков).

88. Выбор в условиях неопределенности: неопределенность и риск.

89. Практика применения ценовой дискриминации второй и третьей степени в российской экономике.

90. Предпринимательский риск: сущность, виды и особенности в России.

91. Теория выбора в условиях неопределенности: модели принятия инди­видуальных и коллективных решений (схемы голосования).

92. Провалы рынка: экстерналии и общественные товары.

93. Экономика сетевых эффектов (экономика интернета др.)

94. Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике.

95. Война брендов как форма конкурентной борьбы: общемировая практика и российская специфика.

96. Особенность функционирования предприятий, организованных в форме франчайзинга: мировой опыт, российская практика.

97. Поведенческая экономика: критика концепции рационального выбора.

98. Методы решения проблемы фиаско рынка в условиях информационной асимметрии.

99. Пути снижения асимметрии информации на рынках доверительных благ.

100. Отрицательные вертикальные внешние эффекты: проблема двойной маржинализации.

101. Модель человека в институциональной и неоклассической теориях: сравнительный анализ.

Помимо обозначенных в списке тем, студенты, участвующие в НИР, могут готовить экспериментальные курсовые работы, связанные с анализом кейсов реальных российских фирм.

ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Практическая часть контрольной работы направлена на закрепление знаний по основным темам курса и заключается в решении набора тестов с обоснованием выбранных ответов или пояснением способа решения тестов в виде задач.

Вариант задания на практическую часть курсовой работы выбирается в соответствии с порядковым номером студенты в журнале группы.

Список тестовых вопросов по вариантам с местом их расположения в сети интернет приведен в приложении Г.

Пример оформления практикума:

 

Вопрос 1

Монетаристы выступают

a) за усиление государственного вмешательства в экономику

b) за уменьшение предложения денег

c) за регулирование экономики с помощью налогов и государственных расходов

d) против чрезмерного вмешательства государства в экономику

 

Правильный ответ – d )

 

Обоснование:

Монетаристы рассматривают рынок как саморегулирующую систему и выступают против чрезмерного вмешательства государства в экономику.

Цит. из кн.: Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. / Р.М. Нуреев – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005. – С.12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В КУРСОВЫХ РАБОТАХ

Основная литература

1. Алферова Л.А. Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алферова Л.А.— Электрон.текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012.— 250 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14031.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Максимова В.Ф. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебник/ Максимова В.Ф.— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17025.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Г.П. Журавлева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 934 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14126.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная литература

4. Кациель С.А. Экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кациель С.А.— Электрон.текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015.— 163 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32801.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Микроэкономика: учебник для бакалавров / Под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой. – М.:Юрайт, 2013. – 263с.

6. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ И.В. Рузков [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, ТЭСЭРА, 2014.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48256.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7. Экономическая теория [Электронный ресурс]: курс интенсивной подготовки/ И.В. Новикова [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013.— 400 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28303.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

http://www.un.org United Nations
http://www.worldbank.org World Bank
http://www.imf.org international Monetary Fund (IMF)
http://www.oecd.org Organisation for Economic Co-operation and Development
http://www.adb.org Asian Development Bank
http://www.iadb.org Inter-American Development Bank
http://www.afdb.org African Development Bank
http://www.gdnet.org Global Development Network
http://www.one world.net OneWorld
http://www.who.int World Health Organization
http://www.fao.org/ Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO)
http://www.unido.org/ United Nations Industrial Development Organization (UNIDO)
http://www.unpan.org United Nations Online Network in Public Administration and Finance (UNPAN)
http://www.uncrd.or.jp United Nations Centre for Regional Development
http://www.unpan.org/dpepa.asp Division for Public Administration and Development Management (DPADM)
http://www.undp.org/ United Nations Development Programme (UNDP)
http://www.eudn.org European Development Research Network (EUDN)

ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение А

Форма титульного листа

 


 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по учебной дисциплине «Микроэкономика»

 

на тему: « _______________________»

вариант _______

 

Выполнил: Проверил:
Студент ___ курса, группы _____  
Заочного отделения  
Факультет: «Экономика и менеджмент» Направление подготовки 38.03.__ «___________________» Работа принята в УМО
  Методист
  Дата получения
Подпись: Дата возврата
  Рецензент Отметка
  Подпись преподавателя:

 

                    

 

Тула - 2019

Приложение Б

Содержание

Введение 2
1 Название главы 5
1.1 Название параграфа 5
1.2 Название параграфа 12
1.3 Название параграфа 15
2 Название главы 17
2.1 Название параграфа 17
2.2 Название параграфа 23
3 Название главы 27
3.1 Название параграфа 27
3.2 Название параграфа 31
Практикум 35
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложения 41


Приложение В

3 Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики об уровне жиз­ни населения в марте 2012 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/level/.

 


 


Приложение Г

Задания на практическую часть контрольной работы/реферата

 

№ варианта Страница Тесты номера
1 http://i-exam.net/mikroekonomika/page1 http://i-exam.net/mikroekonomika/page2 С 1 по 15 С 1 по 11
2 http://i-exam.net/mikroekonomika/page2 http://i-exam.net/mikroekonomika/page3 http://i-exam.net/mikroekonomika/page4 С 12 по 15 С 1 по 15 С 1 по 7
3 http://i-exam.net/mikroekonomika/page4 http://i-exam.net/mikroekonomika/page5 http://i-exam.net/mikroekonomika/page6 С 8 по 15 С 1 по 15 С 1 по 3
4 http://i-exam.net/mikroekonomika/page6 http://i-exam.net/mikroekonomika/page7 С 4 по 15 С 1 по 15
5 http://i-exam.net/mikroekonomika/page8 http://i-exam.net/mikroekonomika/page9 С 1 по 15 С 1 по 11
6 http://i-exam.net/mikroekonomika/page9 http://i-exam.net/mikroekonomika/page10 http://i-exam.net/mikroekonomika/page11 С 12 по 15 С 1 по 15 С 1 по 7
7 http://i-exam.net/mikroekonomika/page11 http://i-exam.net/mikroekonomika/page12 http://i-exam.net/mikroekonomika/page13 С 8 по 15 С 1 по 15 С 1 по 3
8 http://i-exam.net/mikroekonomika/page13 http://i-exam.net/mikroekonomika/page14 С 4 по 15 С 1 по 15
9 http://i-exam.net/mikroekonomika/page15 http://i-exam.net/mikroekonomika/page16 С 1 по 15 С 1 по 11
10 http://i-exam.net/mikroekonomika/page16 http://i-exam.net/mikroekonomika/page17 http://i-exam.net/mikroekonomika/page18 С 12 по 15 С 1 по 15 С 1 по 7
11 http://i-exam.net/mikroekonomika/page18 http://i-exam.net/mikroekonomika/page19 http://i-exam.net/mikroekonomika/page20 С 8 по 15 С 1 по 15 С 1 по 3
12 http://i-exam.net/mikroekonomika/page20 http://i-exam.net/mikroekonomika/page21 С 4 по 15 С 1 по 15
13 http://i-exam.net/mikroekonomika/page22 http://i-exam.net/mikroekonomika/page23 С 1 по 15 С 1 по 11
14 http://i-exam.net/mikroekonomika/page23 http://i-exam.net/mikroekonomika/page24 http://i-exam.net/mikroekonomika/page25 С 12 по 15 С 1 по 15 С 1 по 7
15 http://i-exam.net/mikroekonomika/page25 http://i-exam.net/mikroekonomika/page26 http://i-exam.net/mikroekonomika/page27 С 8 по 15 С 1 по 15 С 1 по 3
16 http://i-exam.net/mikroekonomika/page27 http://i-exam.net/mikroekonomika/page28 С 4 по 15 С 1 по 15
17 http://i-exam.net/mikroekonomika/page29 http://i-exam.net/mikroekonomika/page30 С 1 по 15 С 1 по 11
18 http://i-exam.net/mikroekonomika/page30 http://i-exam.net/mikroekonomika/page31 http://i-exam.net/mikroekonomika/page32 С 12 по 15 С 1 по 15 С 1 по 7
19 http://i-exam.net/mikroekonomika/page32 http://i-exam.net/mikroekonomika/page33 http://i-exam.net/mikroekonomika/page34 С 8 по 15 С 1 по 15 С 1 по 3
20 http://i-exam.net/mikroekonomika/page34 http://i-exam.net/mikroekonomika/page35 С 4 по 15 С 1 по 15
21 http://i-exam.net/mikroekonomika/page36 http://i-exam.net/mikroekonomika/page37 С 1 по 15 С 1 по 11
22 http://i-exam.net/mikroekonomika/page37 http://i-exam.net/mikroekonomika/page38 http://i-exam.net/mikroekonomika/page39 С 12 по 15 С 1 по 15 С 1 по 5

 


[1] Темы могут уточняться по согласованию с научным руководителем работы


И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Тульский филиал РАНХиГС

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Тула 2019


Содержание

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 3

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 3

ПОДБОР, ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ЕЕ СПИСКА.. 4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 5

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ. 11

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ. 12

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ЗАЩИТА.. 12

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ.. 14

ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В КУРСОВЫХ РАБОТАХ.. 19

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 23

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.