Безопасность жизнедеятельности
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов
заочной формы обучения по направлению38.03.02 «Менеджмент»
Красноярск 2016
Издаётся по решению научно-методического совета экономического факультета АНО ВО СИБУП
Рецензент:
С.М. Трухницкая,
кандидат биологических наук
Шадрин И. А.
Безопасность жизнедеятельности: методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения / АНО ВО СИБУП. – Красноярск, 2016. – 35 с.
Предлагаемое учебное издание включает: введение, программу изучаемой дисциплины, методические указания к выполнению контрольной работы, восемнадцать вариантов контрольных работ, вопросы к зачёту, списки основной и дополнительной литературы по курсу «Безопасность жизнедеятельности», тренировочные тесты и глоссарий.
© АНО ВО СИБУП, 2016
© Шадрин И. А., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… | 4 |
Содержание дисциплины………………………………………………………… | 6 |
Методические указания к выполнению контрольной работы…………………. | 12 |
Варианты контрольных работ…………………………………………………… | 13 |
Вопросы к итоговому контролю…………………………………………………. | 15 |
Список литературы……………………………………………………………….. | 18 |
Тесты по проверке остаточных знаний………………………………………….. | 19 |
Глоссарий………………………………………………………………………….. | 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества, вызвало глубокое изменение во всех сферах общественной жизни. Увеличилось число промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, стихийных бедствий. Одновременно снижается уровень профессиональной подготовки специалистов, навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях .Поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку специалистов по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек безопасного поведения и здорового образа жизни.
Современный человек живёт в мире опасностей - природных, технических, экологических и др. Опасности часто взаимодействуют между собой и тем самым зачастую усугубляют последствия.
Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны.
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):
знания: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов.
Умения:
теоретические: планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных работ и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
практические: проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности.
навыки: использование логики, дедукции в процессе ведения профессиональной деятельности, умение анализировать механизмы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС), формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.
Дисциплина нацелена на формирование компетенций:
ОК-21 – владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
ПК-6 – владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных повышением гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин. В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники, разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, актов технологического терроризма и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: написания и защиты контрольной работы и промежуточный контроль в форме контрольного тестирования.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет и цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Предмет, цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основные задачи курса. Характеристика системы «человек – среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Роль современного специалиста в обеспечении безопасности жизнедеятельности, в рациональном природопользовании, в предупреждении чрезвычайных ситуаций, быстрой и эффективной ликвидации их последствий. Перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Понятие об устойчивом развитии. Концепция устойчивого развития России. Всемирная программа действий «Повестка на ХХI век ». Структура и организация обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Основная учебная и методическая литература.
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение контрольной работы является важным компонентом процесса подготовки к сдаче зачёта по курсу «Безопасность жизнедеятельности» и осуществляется для решения следующих задач:
1. Для активизации и эффективной организации самостоятельной работы студентов по изучению предмета в межсессионный период.
2. Для самопроверки студентами уровня своих знаний, умений и навыков по дисциплине и степени готовности к сдаче зачёта.
3. Для проверки преподавателем качества и результатов самостоятельной работы студентов.
Задания к контрольной работе выбираются студентами по следующей схеме (табл. 1):
Таблица 1
№ зачетной книжки | **1 | **2 | **3 | **4 | **5 | **6 | **7 | **8 | **9 | **0 |
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | - | - |
Контрольная работа выполняется письменно в ученической тетради или в печатной форме на листе формата А4 в объеме 15-20 страниц. Ответ на каждый вопрос должен содержать 4-6 страниц теста. Необходимо проиллюстрировать ответ необходимыми схемами, диаграммами, таблицами, рисунками. Список литературы указывать обязательно. Он должен содержать не менее 5-7 источников. Оформление списка литературы необходимо проводить с учетом современных требований.
На последней странице контрольной работы привести ответы на тестовые задания по следующей схеме (табл. 2):
Таблица 2
№ зачетной книжки | **1 | **2 | **3 | **4 | **5 |
**6 | **7 | **8 | **9 | **0 | |
Варианты тестовых заданий | 1, 5, 8, 12, 15, 20, 27, 29, 31, 36, 44 | 2, 6, 9, 11, 13, 18, 21, 25, 30, 34, 37 | 3, 7, 10, 14, 17, 22, 32, 38, 40, 45, 50 | 4, 8, 16, 19, 23, 26, 33, 39, 41, 46, 49 | 5, 11, 14, 18, 24, 28, 35, 42, 43, 47, 48 |
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1
1. Характеристика системы «человек – среда обитания».
2. Особенности групповой психологии.
3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности.
Вариант 2
1. Физиологические характеристики человека.
2. Производственная, городская, бытовая, природная среда.
3. Влияние микроклимата на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные заболевания.
Вариант 3
1. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений.
2. Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения.
3. Концепция устойчивого развития России.
Вариант 4
1. Всемирная программа действий «Повестка на ХХI век ».
2. Примеры типичных аварий при поисках нефти и газа.
3. Источники опасностей, номенклатура опасностей. Квантификация опасностей.
Вариант 5
1. Понятие риска. Классификация и характеристика видов риска.
2. Тенденция к росту энергетических уровней в техносфере.
3. Характеристика основных форм деятельности человека.
Вариант 6
1. Вредные вещества. Классификация вредных веществ.
2. Психофизическая деятельность человека и психология в проблеме безопасности.
3. Акустические колебания. Природа акустических колебаний. Методы защиты от шума.
Вариант 7
1. Тревожное ожидание (тревога), производственные психические состояния,
2. Механические колебания. Физическая характеристика, источники вибрации.
3. Поведение человека в аварийных ситуациях.
Вариант 8
1. Профессиональные показатели важных свойств и качеств личности.
2. Морские нефтегазодобывающие платформы – зоны высоких опасностей.
3. Концентрации, вызывающие гибель живых организмов.
Вариант 9
1. Надежность человека как звена сложной технологической системы.
2. Виды техносферных зон и регионов: производственная сфера, промышленная зона, регион, городская, селитебная транспортная и бытовая среды.
3. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания.
Вариант 10
1. Воздействие негативных факторов на человека и защита от них.
2. Экологическая экспертиза.
3. Защита при работе с сосудами, работающими под давлением. Причины аварий сосудов, работающих под давлением.
Вариант 11
1. Электромагнитные поля (ЭМП) и излучения.
2. Классификация стихийных бедствий.
3. Экобиозащитная техника.
Вариант 12
1. Воздействие электрического тока на человека. Электробезопасность.
2. Рациональное природопользование.
3. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
Вариант 13
1. Методы и способы защиты от террористических актов в условиях производства, в быту и в городских условиях.
2. Устойчивость функционирования объектов экономики.
3. Радиационно-опасные объекты (РОО).
Вариант 14
1. Химически опасные объекты (ХОО), их группы и классы опасности.
2. Основы теории горения и взрыва. Классификация взрывчатых веществ.
3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
Вариант 15
1. Классификация пожаров и промышленных объектов по пожаробезопасности. Тушение пожаров, принципы прекращения горения.
2. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
3. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД.
Вариант 16
1. Подзаконные акты по охране труда.
2. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятий по безопасности труда.
3. Мониторинг окружающей среды в РФ и за рубежом.
Вариант 17
1. Экспертиза опасных промышленных объектов.
2. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.
3. Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах, селитебных зонах, на промышленных объектах.
Вариант 18
1. Международное сотрудничество по охране окружающей среды.
2. Страхование как метод управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды.
3. Основные источники опасности Красноярского края (на примере промышленных предприятий).
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
1. Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.
2. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности.
3. Физиологические основы труда и профилактика утомления.
4. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам.
5. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях.
6. Оптимизация освещения помещений и рабочих мест
7.Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма.
8. Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека.
9. Влияние на организм неблагоприятного производственного микроклимата и меры профилактики.
10. Производственная вибрация и ее воздействие на человека.
11. Производственный шум и его воздействие на человека.
12. Производственная пыль и ее влияние на организм человека.
13. Вредные вещества и профилактика профессиональных отравлений.
14. Влияние на организм человека электромагнитных полей и неионизирующих излучений.
15. Ионизирующие излучения и обеспечение радиационной безопасности.
16. Современный мир и его влияние на окружающую природную среду.
17. Техногенное воздействие на природу.
18. Экологический кризис и его последствия.
19. Понятие и основные группы неблагоприятных факторов жилой (бытовой) среды.
20. Влияние на здоровье человека состава воздуха жилых и общественных помещений.
21. Физические факторы жилой среды (свет, шум, вибрация, ЭМП) и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека.
22. Производственные средства безопасности.
23. Средства индивидуальной защиты.
24. Средства защиты окружающей среды от вредных факторов (экобиозащитная техника).
25. Очистка газопылевых выбросов.
26. Очистка промышленных и бытовых стоков.
27. ЧС (чрезвычайные ситуации), классификация и причины возникновения.
28. Понятие о чрезвычайных ситуациях.
29. Классификация чрезвычайных ситуаций.
30. Понятие риска.
31. Причины и профилактика ЧС.
32. Характеристика и классификация ЧС техногенного происхождения.
33. Аварии на химически опасных объектах.
34. Аварии на радиационно-опасных объектах.
35. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.
36. Аварии на транспорте.
37. Аварии на гидротехнических сооружениях.
38. Аварии на объектах коммунального хозяйства.
39. Характеристика ЧС природного происхождения.
40. Общая характеристика ЧС природного происхождения.
41. ЧС геологического характера.
42. ЧС метеорологического характера.
43. ЧС гидрологического характера.
44. Природные пожары.
45. Биологические ЧС.
46. Космические ЧС.
47. Защита населения и территорий в ЧС.
48. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
49. Организация работы комиссии по ЧС объекта.
50. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС.
51. Устойчивость функционирования организаций.
52. Антропогенные опасности, их причины и предупреждение.
53. Социальные опасности.
54. Организационные и правовые основы охраны окружающей среды.
55. Государственная политика защиты окружающей среды.
56. Экологическое законодательство.
57. Органы управления, надзора и контроля в сфере охраны окружающей среды.
58. Качество и мониторинг окружающей среды.
59. Оценка и нормативы качества природной среды.
60. Мониторинг окружающей среды.
61. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.
62. Законодательство по охране труда.
63. Нормативная и нормативно-техническая документация.
64. Система стандартов безопасности труда.
65. Организация и функции служб охраны труда на предприятии.
66. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
67. Производственный травматизм и меры по его предупреждению.
68. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников.
69. Организация и управление пожарной безопасностью.
70. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.
71. Условия и обеспечение безопасности труда.
72. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности.
73. Обеспечение техники безопасности на предприятиях.
74. Техника безопасности при эксплуатации электрооборудования.
75. Техника безопасности при эксплуатации холодильников.
76. Техника безопасности при эксплуатации измельчительного и резательного оборудования.
77. Техника безопасности при эксплуатации транспортных и погрузочно-разгрузочных машин.
78. Техника безопасности при эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением.
79. Техника безопасности при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ.
80. Противопожарная профилактика.
81. Обеспечение прав граждан на потребление безопасных товаров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
а) основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для бакалавров ; рекомендовано методсоветом по направлению / ред. А. А. Бирюков, В. К. Кузнецов ; Мин. образ. и науки РФ: Моск. гос. юрид. академия им. О. Е. Кутафина. – М. : Проспект, 2014. – 400 с.
2. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для сред. проф. обр. ; рекомендовано отраслевым мин-вом / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. - 7-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2015. – 192 с.
3. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум [Текст] : учеб. пособие для сред. проф. обр. ; рекомендовано Мин. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – М. : КНОРУС, 2015. – 160 с.
4. Маслова, В. М. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. М. Маслова, И. В. Кохова, В. Г. Ляшко ;п ред. В. М. Масловой. - 3 изд., перераб. и доп. – М. : Вузовский учебник : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 240 с.
5. Масленникова, И. С. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учебник / И. С. Масленникова, О. Н. Еронько. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
6. Микрюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для сред. проф. обр. ; рекомендовано отраслевым мин-вом / В. Ю. Микрюков. - 7-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2015. – 288 с.
б) дополнительная литература:
1. Графкина, М. В.Охрана труда и производственная безопасность [Текст] : учебник для сред. проф. обр. ; рекомендовано Мин. образования / М. В. Графкина. – М. : Велби : Проспект, 2008. – 424 с.
2. Крапивин, О. М. Охрана труда [Текст] : учебное пособие / О. М. Крапивин, В. И. Власов. – М. : НОРМА, 2013. – 336 с.
3. Международное экологическое право [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / ред. Р. М. Валеев ; Казанский (приволжский) федеральный ун-т. – М. : "Статут", 2012. – 639 с.
4. Раздорожный, А. А. Охрана труда и производственная безопасность [Текст] : учебно-методическое пособие / А. А. Раздорожный. – М. : Экзамен, 2005. – 512 с.
5. Сборник задач по безопасности жизнедеятельности. Под ред. Б. Е. Прусенко. – М.: Нефть и газ, 2013. – 220 с.
ГЛОССАРИЙ
Аварийно спасательные работы в чрезвычайной ситуации - Действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия, характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Аварийно химически опасные вещества - Вещества, которые при несоблюдении норм безопасности или нарушении штатных технологий могут заразить окружающую среду с поражающими концентрациями, стать причиной массового поражения людей, привести к чрезвычайно ситуации.
Авария - Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Адаптация - Процесс приспособления организма человека к условиям окружающей среды. В производственных условиях? привыкание человека к конкретным условиям труда.
Аддитивность - Характерна для веществ однонаправленного действия, когда составляющие смеси оказывают влияние на одни и те же системы организма. Пример такого действия - наркотическое действие смеси углеводородов (бензол, изопропилбензол).
Антагонизм - Компоненты смеси действуют так, что одно вещество ослабляет действие другого. Пример антидотное взаимодействие (противоядие) между эзерином и антропином).
Антропогенная опасность - Возникает в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.
Безопасная ситуация - Характерно несовпадение в пространстве зон опасности и зоны пребывания человека. Такая ситуация характерна для условий полностью автоматизированного производства и для систем дистанционного управления технологическими процессами. Это безопасная ситуация.
Безопасность в ЧС - Состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в ЧС.
Биологические опасности - К ним относят: микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие); макроорганизмы (растения, животные).
Биолого–социальная ЧС - Состояние, при котором в результате возникновения источника биолого–социальной ЧС на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных заболеваний, потерь сельскохозяйственных животных и растений.
Вентиляция - Организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения воздуха и подачу его на место свежего.
Верховой пожар - Стадия развития низового пожара с распространением огня по кронам и стволам деревьев верхних ярусов со средней скоростью 25 км/ч.
Вибрация - Малые механические колебания, возникающие в упругих телах.
Вредные вещества - Химические вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызвать травмы, заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые как в процессе контакта с ним, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
Вредный фактор - Негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Гипотермия - Переохлаждение организма.
Деятельность - Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.
Допустимое взаимодействие - Потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека.
Естественное верхнее освещение - Естественное освещение помещения через фонари, световыепроемы в стенах в местах перепада высот здания.
Естественное комбинированное (верхнее и боковое) освещение - Сочетание верхнего и бокового естественного освещения.
Защитное сооружение - Инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Звуковое давление - Разность между давлением, существующем в среде pср в данный момент, и атмосферным давлением pатм.
Зона селитебная - Земельные участки в городах и сельских поселениях, застроенные или предназначенные для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Зона ЧС - Территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.
Зрительный анализатор - Позволяет воспринимать форму, цвет, яркость и движение предмета. Раздражитель зрительного анализатора – световая энергия. Рецептор – глаз.
Изотермия - Температура воздуха у поверхности земли и на высоте одинаковы.
Импульсные опасности - Импульсное или кратковременное воздействие опасности характерно для аварийных ситуаций, а также при залповых выбросах, например, запуске ракет. Многие стихийные явления (гроза, сход лавины и т. п.) также относят к этой категории опасностей.
Инверсия - Температура воздуха у поверхности почвы меньше, чем на высоте. Наблюдается застой воздуха.
Индивидуальный риск - Вероятность реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных ситуаций для одного человека или социальной группы.
Инфразвук - Область акустических колебаний с частотой ниже 20 Гц.
Ионизирующее излучение - Излучение, взаимодействие которого со средой приводит к образованию ионов разных знаков.
Источник техногенной ЧС - Опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная ЧС
Источник ЧС - Опасное природное явление, авария или опасное техническое происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.
Катастрофа - Чрезвычайное происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей или их пропажей без вести.
Комбинированное освещение - Освещение, при котором к общему освещению добавляется местное.
Комфортное взаимодействие - Потоки соответствуют оптимальным условиям воздействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания.
Конверсия - Температура воздуха у поверхности почвы больше, чем на высоте. Происходит интенсивное перемешивание воздуха по вертикали.
Коэффициент естественной освещенности (КЕО) - Отношение естественной освещенности, созданной в некоторой точка заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; выражается в процентах.
МА - миграционный атмосферный показатель. Характеризует переход вещества из почвы в атмосферу.
Магнитное поле - Создается при движении электрических зарядов по проводнику. Оно характеризуется напряженностью магнитного поля.
Ноксосфера - Пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.
Опасная ситуация - Она характерна для условий деятельности на производстве, в быту, в салонах транспортных средств и т. п. Характеризуется невысоким уровнем опасностей, длительно действующих на человека. Это, например, воздействие шума в салоне самолета или в вагоне метрополитена, воздействие паров, газов и пылей в помещении цеха и т. п. Имеет наибольшее распространение.
Опасное взаимодействие - Потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации среды обитания.
Опасность - Свойство человека и компонент окружающей среды причинять ущерб живой и неживой материи. Негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – среда обитания».
Опасность (применительно к БЖД) - Негативное свойство среды обитания, приводящее человека к потере здоровья или к гибели.
Оползень - Смещение масс горных пород по склону под действием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнений, сейсмических толчков и иных процессов.
ОС - общесанитарный показатель. Характеризует влияние вредного вещества на самоочищающую способность почвы и микробиоценоз.
ПДКв - Максимально допустимое загрязнение воды водоемов, при которых сохраняется безопасность для здоровья человека и нормальные условия водопользования. Например, для бензола ПДКв составляет 0,5 мг/л, бензина и керосина ? 0,1 мг/л.
ПДКп. - Концентрация химического вещества (мг) в пахотном слое почвы (кг), которая не должна вызывать прямого или косвенного отрицательного влияния на соприкасающиеся с почвой среды и здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.
Переменные опасности - Характерны для условий реализации циклических процессов: шум в зоне аэропорта или около транспортной магистрали; вибрация от средств транспорта и т. п.
Пожар - Неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей м создающий опасность для жизни людей.
Поражающий фактор - Явления и процессы, оказывающие негативное влияние на людей, животных и растения. Различают биологические, химические и физические поражающие факторы, первичные (основные) и вторичные поражающие факторы.
Постоянные опасности - Действуют в течение рабочего дня, суток. Как правило, связаны с условиями пребывания человека в производственных и бытовых помещениях, с его нахождением в городской среде или в промышленной зоне.
Потенциальная опасность - Угроза общего характера, не связанная с пространством и временем воздействия. Потенциально опасный объект (ПОО) - Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро ? взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.
Предельно допустимый выброс (ПДВ) в атмосферу - Норматив, устанавливаемый из условий, чтобы содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха от источника или их совокупности не превышало нормативов качества воздуха для населенных мест.
Предельно допустимый сброс вещества в водный объект (ПДС) - Масса вредного вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.
Предупреждение ЧС - Совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и её субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение ЧС и уменьшение их масштабов в случае возникновения.
Происшествие - Событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.
Психофизиологические опасности - К ним относят: физические перегрузки (статические и динамические); гиподинамия; нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Работоспособность - Способность производить действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.
Рабочая поверхность - Поверхность, на которой производится работа и на которой нормируется или измеряется освещенность.
Реализованная опасность - Факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям.
Реальная опасность - Связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.
Риск - Сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события. Понятие риска всегда включает два элемента: частоту, с которой осуществляется опасное событие, и последствия этого события; реализации опасностей определенного класса. Риск может быть определен как частота или как вероятность возникновения одного события при наступлении другого события (безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1).
Риск возникновения ЧС - Вероятность или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска.
Санитарно - защитная зона (СЗЗ) — Зона, в которой превышаются установленные нормативами уровни вредного фактора.
Световой климат - Совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности ) за период более десяти лет.
Сель (селевый поток) - Стремительный русловой поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек.
Сенсибилизация - Состояние организма, при котором повторное воздействие вещества вызывает больший эффект, чем предыдущее, т.е. повышает чувствительность организма к веществу.
Синергизм - Компоненты смеси действуют так, что одно вещество усиливает, потенцирует действие другого. Эффект синергизма больше аддитивного и проявляется только в случае острого отравления.
Система безопасности - Программно технический комплекс, предназначенный для решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, пожарной безопасности, взрывобезопасности, охраны и оповещения людей о чрезвычайных ситуациях.
Смерч - Вертикальные вихри, спускающиеся от нижней границы облаков.
Снежная лавина - Обвал на горных склонах массы снега, пришедший в движение.
Социальный риск - Вероятность реализации негативного воздействия на группу или сообщество людей.
Среда обитания - Окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - Предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ,
Средства коллективной защиты - Защитные сооружения (ЗС), которыми являются инженерные сооружения, предназначенные для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах или опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия средств массового поражения.
Степные пожары - Имеют вид перемещающейся кромки горения. При сильном ветре фронт огня может перемещаться со скоростью до 30 км/ч, а в гористой местности (вверх) ? до 50 км/ч.
Стихийное бедствие - Разрушительное природное и (или) антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни, здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
ТВ - транслокационный показатель — Характеризует переход вещества из почвы через корневую систему в зеленую массу и плоды растений.
Терморегуляция - Процессы регулирования тепловыделений для поддержания постоянной температуры тела человека.
Техногенная ЧС - Состояние, при котором в результате возникновения техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наноситься ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Техногенный риск - Вероятность реализации негативного процесса в технической системе, вероятность реализации аварий.
Техносфера - Часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических систем с целью наилучшего соответствия социально –экономическим потребностям человечества. Среда обитания, возникшая при помощи прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально экономическим потребностям человека.
Токсичные вещества - Химические вещества, поступающие в количестве и качестве, не соответствующих врожденным или приобретенным свойствам организма, и поэтому вызывающие негативные реакции, несовместимые с нормальной жизнедеятельностью организма.
Толерантность - Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
Торфяной пожар - Возникает на торфоразработках или торфяниках.
Травмирующий (травмоопасный) фактор - Негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.
Ударная волна - Область резкого сжатия среды, которая в виде сферического слоя распространяется от места взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Ультразвук - акустические колебания с частотой выше 20000 Гц.
Ураган - Атмосферные вихри больших размеров, движущиеся со скоростью до 120 км/ч, а в приземном слое до 200 км/ч.
Условия труда - Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Условно безопасная ситуация - Возникает или при работе человека с использованием изолирующих средств индивидуальной защиты, или в специально оборудованных кабинах и т. п. В этом случае безопасность человека полностью зависит от целостности средств защиты. Аналогичные условия деятельности соответствуют работе спасателей при ликвидации аварий.
Утомление - Состояние, сопровождающееся чувством усталости, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.
Физические опасности - К ним относятся следующие факторы: температура поверхностей оборудования, материалов; температура, влажность и подвижность воздуха, его ионизация, запыленность и загазованность; уровни шума, вибрации, инфразвуковых колебаний, ультразвука, статического электричества, электромагнитных излучений, электрического и магнитного полей; опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; естественная и искусственная освещенность; яркость света; прямая и отраженная блескость; пульсация светового потока; контрастность; уровень ультрафиолетовой и инфракрасной радиации и др.
Химически опасный объект - Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей и загрязнения окружающей среды аварийно химически опасными веществами.
Химические опасности - По характеру воздействия на организм человека химические факторы классифицируют следующим образом: общетоксические; раздражающие; сенсибилизирующие; канцерогенные; мутагенные; влияющие на репродуктивную функцию.
Цунами - Морские волны, возникающие вследствие землетрясении, деятельности вулканов и мощных подводных взрывов.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - Состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровья для групп людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.
Чрезвычайно опасное взаимодействие - Потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в среде обитания.
Чрезвычайное происшествие (ЧП)- Событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы (крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия).
Шум - Совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты.
Экологический риск - Вероятность реализации негативного воздействия на компоненты среды обитания.
Электрическое поле - Создается зарядами, а его величина характеризуется напряженностью.
Электромагнитное излучение - Процесс испускания электромагнитных волн ускоренно движущимися заряженными частицами, а также само переменное электромагнитное поле этих волн.
Учебное издание
Шадрин Игорь Александрович
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов
заочной формы обучения по направлению 38.03.02 «Менеджмент»
Составитель И.А. Шадрин
Редактор В.А. Козловская
Оригинал-макет и вёрстка Н.В. Скачилова
Подписано в печать | Сдано в производство |
Формат 14,85х21,0 | Бумага потребительская. |
Печать трафаретная. | Усл. печ. л. 2,19 |
Изд. № | Заказ № |
Тираж - экз. | завод - экз. |
Редакционно-издательский центр АНО ВО СИБУП.
660037, г. Красноярск, ул. Московская, д. 7 «А», т. 223-33-13
Безопасность жизнедеятельности
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов
заочной формы обучения по направлению38.03.02 «Менеджмент»
Красноярск 2016
Издаётся по решению научно-методического совета экономического факультета АНО ВО СИБУП
Рецензент:
С.М. Трухницкая,
кандидат биологических наук
Шадрин И. А.
Безопасность жизнедеятельности: методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения / АНО ВО СИБУП. – Красноярск, 2016. – 35 с.
Предлагаемое учебное издание включает: введение, программу изучаемой дисциплины, методические указания к выполнению контрольной работы, восемнадцать вариантов контрольных работ, вопросы к зачёту, списки основной и дополнительной литературы по курсу «Безопасность жизнедеятельности», тренировочные тесты и глоссарий.
© АНО ВО СИБУП, 2016
© Шадрин И. А., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… | 4 |
Содержание дисциплины………………………………………………………… | 6 |
Методические указания к выполнению контрольной работы…………………. | 12 |
Варианты контрольных работ…………………………………………………… | 13 |
Вопросы к итоговому контролю…………………………………………………. | 15 |
Список литературы……………………………………………………………….. | 18 |
Тесты по проверке остаточных знаний………………………………………….. | 19 |
Глоссарий………………………………………………………………………….. | 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества, вызвало глубокое изменение во всех сферах общественной жизни. Увеличилось число промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, стихийных бедствий. Одновременно снижается уровень профессиональной подготовки специалистов, навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях .Поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку специалистов по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек безопасного поведения и здорового образа жизни.
Современный человек живёт в мире опасностей - природных, технических, экологических и др. Опасности часто взаимодействуют между собой и тем самым зачастую усугубляют последствия.
Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны.
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):
знания: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов.
Умения:
теоретические: планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных работ и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
практические: проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности.
навыки: использование логики, дедукции в процессе ведения профессиональной деятельности, умение анализировать механизмы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС), формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.
Дисциплина нацелена на формирование компетенций:
ОК-21 – владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
ПК-6 – владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных повышением гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин. В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники, разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, актов технологического терроризма и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: написания и защиты контрольной работы и промежуточный контроль в форме контрольного тестирования.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет и цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Предмет, цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основные задачи курса. Характеристика системы «человек – среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Роль современного специалиста в обеспечении безопасности жизнедеятельности, в рациональном природопользовании, в предупреждении чрезвычайных ситуаций, быстрой и эффективной ликвидации их последствий. Перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Понятие об устойчивом развитии. Концепция устойчивого развития России. Всемирная программа действий «Повестка на ХХI век ». Структура и организация обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Основная учебная и методическая литература.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 254.