ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация, завершающая освоение программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), является обязательной.
Целью государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) является определение соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО) соответствующим требованиям ФГОС СПО.
Одной из форм ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования является защита выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).
Значение ВКР необходимо рассматривать как минимум с трех различных сторон: со стороны обучающегося, с позиции Государственной экзаменационной комиссии, со стороны предприятия, на материалах которого ВКР выполнена.
Для обучающегося значение ВКР заключается в возможности применения накопленных им теоретических знаний, практического и жизненного опыта для самостоятельного выполнения сложного анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также для правильной формулировки обобщений и выводов, демонстрации своих способностей и подготовке конкретных предложений, направленных на дальнейшее повышение организационного уровня и экономической эффективности производства, убедительного аргументирования своих предложений, доказательства путем расчетов их экономической и социальной целесообразности.
Для Государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК) значение ВКР сводится к тому, что она получает эффективное средство оценки уровня теоретических знаний и практических навыков каждого выпускника, его готовности самостоятельно выполнять функции специалиста. Кроме того, по совокупности защищенных работ ГЭК может объективно судить об общем уровне подготовки специальности университета, о качестве прохождения обучающимися производственной практики и, наконец, о качестве руководства ВКР со стороны педагогического состава.
Для предприятия, на материалах которого выполнена работа, ее значение заключается в объективности, тщательности и глубине проведенного обучающимися анализа, практической ценности сформулированных им предложений, рекомендаций, методов экономического обоснования, моделирования и т.п.
Обучающийся-выпускник самостоятельно выполняет работу, используя весь комплекс знаний и практических навыков, полученных в течение всего курса обучения в колледже. В связи с этим работа над ВКР предполагает овладение методикой и техникой научного труда, поэтому к оформлению предъявляются те же требования, что и к научной публикации.
Тематика работ предлагается колледжем из утвержденного перечня тем, а также по предложению самого обучающегося и по согласованию с руководителем ВКР. Утверждение тем выпускных квалификационных работ проходит на заседании учебно-методического совета колледжа.
Выбору темы предшествует предварительное ознакомление с литературой с целью определения степени её изученности и выявления круга вопросов (проблем), требующих разработки с учетом востребованности конкретными организациями, соответствующих требованиями региона (государственным заказом) в разрешении определённых практических проблем. Следует стремиться к выполнению проектных работ, практическая значимость которых может проявляться в различных формах: обоснование предложений по использованию разработок в практической деятельности предприятий; обоснование предложений по совершенствованию законодательства в Республике Коми; регионе, России, экономическое обоснование мероприятий по внедрению разработок в различных областях науки и практики.
Тема не должна быть широкой, поскольку в этом случае она может быть раскрыта поверхностно; в свою очередь, узкая тема, как правило, прорабатывается глубоко и детально.
Для утверждения темы обучающийся подает заявление на имя директора (приложение А). Изменить тему ВКР можно только особым решением по ходатайству руководителя ВКР. Окончательное утверждение темы может быть не позже, чем за три месяца до защиты.
По утвержденным темам руководители ВКР разрабатывают индивидуальные задания для каждого обучающегося (приложение Б). Задания на ВКР подписываются руководителем работы и утверждаются директором колледжа.
В пятидневный срок после утверждения темы обучающийся составляет рабочий план и согласовывает его с руководителем ВКР. Обучающиеся и руководители ВКР периодически отчитываются перед директором колледжа или его заместителем о ходе выполнения календарного плана подготовки ВКР.
По окончании написания работы обучающимся руководитель ВКР должен написать отзыв на ВКР (приложение В), в котором необходимо:
- определить степень самостоятельности обучающегося в поиске и систематизации материала, методике его анализа;
- оценить полноту раскрытия темы обучающимся;
- установить уровень профессиональной подготовки выпускника, освоение им комплекса теоретических знаний и практических навыков по избранной специальности;
- сделать вывод о возможной защите данной ВКР в ГЭК.
СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1.1 Общие требования
Качество оформления выпускной квалификационной работы является важной составной частью общей оценки при защите ВКР.
Работа выполняется на компьютере с использованием редактора Word на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297 ´ 210 мм). Рекомендуемый размер шрифта – 14 кегель. Вид шрифта – Times New Roman. Межстрочный интервал – полуторный. Параметры страницы: ориентация книжная, поля: справа – 15 мм, слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм. количество строк на странице – не более 30 (для электронной версии размер шрифта № 14). Текст выравнивается по ширине. В работе не допускаются дополнительные интервалы для разделения абзацев. Абзацный отступ равен 5 ударам (1,25 мм) или устанавливается соответственно табулятором.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры (размера, жирности, вида). Все математические символы и формулы записываются курсивом.
Текст ВКР пишется от имени автора и его руководителя, во множественном числе от первого или третьего лица, но при этом местоимения не употребляются, или в виде безличных формулировок. Например, «в работе рассмотрены такие аспекты, как….; в результате исследования установлено, что…» и. т.д.
Для ВКР принята следующая структура:
- титульный лист;
- обозначения и сокращения;
- содержание;
- введение;
- основная часть, разделённая на разделы, и при необходимости, на подразделы;
- заключение;
- библиографический список (для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) – не менее 30 источников; для специальностей 09.02.02 Компьютерные сети и 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, 09.02.07 Информационные системы и программирование, 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем – не менее 10-15 источников);
- приложения.
Объём каждой работы, безусловно, определяется исследуемым материалом, целью и задачами исследования. Объем ВКР (без приложений), как правило, не должен превышать 50 страниц. Рекомендуемое количество страниц:
· для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) – 40-50 страниц;
· для специальностей 09.02.02 Компьютерные сети и 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, 09.02.07 Информационные системы и программирование, 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем - 35-45 страниц;
Нумерация страниц сквозная. Титульный лист и содержание не нумеруются; нумерация начинается с введения (с третьей страницы), номер страницы проставляется в правом верхнем углу арабскими цифрами без точки.
В выпускную квалификационную работу должен быть вложен отзыв руководителя ВКР.
В выпускную квалификационную работу подшивается гибкий конверт с вложенным компакт диском любого формата, на котором приводится электронная (файловая) версия ВКР в окончательном варианте (в защищенном от копирования PDF- формате), а также, завершенная и пригодная к функциональному испытанию программа, разработанная обучающимся в рамках дипломного проектирования и описанная в ВКР (если разработка предусмотрена заданием). На конверте для диска указывается следующая информация:
- ФИО выпускника;
- специальность;
- № группы;
- тема ВКР;
- год выпуска;
- ФИО руководителя.
Текст ВКР должен быть обязательно проверен на отсутствие незаконного использования чужих материалов. Проверка текстов ВКР обучающихся на уникальность осуществляется с использованием системы «Антиплагиат».
Ответственность за данный контроль возлагается на руководителя ВКР. Обучающийся, со своей стороны, также несет ответственность, и, в качестве подтверждения понимания ответственности. Последний лист ВКР заполняет в соответствии с приложением Ж.
Оформление титульного листа, введения, содержания, списка обозначений и сокращений
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ является первой страницей работы, но номер страницы на нем не ставят. Пример оформления титульного листа приведен в приложении Г.
На титульном листе имеется гриф допуска к защите с подписью директора колледжа.
Все структурные элементы работы, следующие за титульным листом, начинаются с новой страницы. Заголовки всех структурных элементов печатают полужирным шрифтом строчными буквами (как в предложении) без переноса слов и с абзацного отступа. Заголовки разделов, подразделов и пунктов печатают с абзацного отступа.
Начинать подразделы с новой страницы не разрешается. В тексте не допускаются внутренние подзаголовки внутри подразделов. Также, недопустимы «висячие» заголовки подразделов и разделов, когда текст оторван от заголовка и перенесен на следующую страницу.
В заголовке после номера раздела, подраздела, пункта и названия раздела точку не ставят.
Например:
Введение
Разделы 1-3, при необходимости, можно делить на подразделы и пункты. При этом необходимо, чтобы каждый из них содержал законченную информацию. Подразделы и пункты нумеруют арабскими цифрами: номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, а номер пункта – номер раздела, подраздела и пункта, разделенные точкой. Заголовки подразделов и пунктов включают их номер и название, записанные строчными буквами кроме первой прописной. Их печатают, не подчеркивая, с абзацного отступа и точку после номера и названия не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Например:
1 Характеристика стилей управления
1.1 Роль лидера в управлении предприятием
1.1.1 Роль лидера в управлении организационной культурой
(Текст пункта)
1.1.2 Роль лидера в управлении коммуникацией
(Текст пункта)
1.2 ……….. и т.д.
При составлении в тексте работы разного рода списков с нумерацией их элементов после номера точку не ставят.
СОДЕРЖАНИЕ помещают на вторую страницу ВКР. Содержание включает все заголовки разделов, подразделов, пунктов и приложений, которые имеются в работе, с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки в содержании точно повторяют заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, другой последовательности, чем в тексте, не допускается. Заголовки одинаковой степени рубрикации необходимо располагать строго друг под другом. Заголовок каждой последующей степени смещают на каждые 3 ¸ 5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей степени. Пример оформления содержания приведен в приложении Д.
При необходимости в текст ВКР вводят список ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ, который содержит перечень специфических обозначений и сокращений, применяемых в данной работе. Список обозначений и сокращений помещают на третью страницу и формируют в порядке их появления в тексте работы с необходимой расшифровкой и пояснениями.
Перечень должен располагаться в виде столбца: слева в алфавитном порядке приводятся сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа должна помещаться их детальная расшифровка.
Например:
ГФЗ – государственный фонд занятости;
МРОТ – минимальный размер оплаты труда;
СВА – Союз ветеранов Афганистана.
Первое упоминание вводимых автором аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
Например:
среднестатистическое предприятие (далее - СП).
Оформление библиографического списка
Вопрос поиска необходимых источников информации, многообразие видов документов напрямую связан с умением пользоваться библиотечным фондом через его справочно-библиографический аппарат. Информационно-поисковая функция реализуется в процессе разыскания документов через систему библиотечных каталогов.
Алфавитный каталог – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или за-главий документов. С помощью алфавитного каталога можно проводить поиск по следующим основным типам запросов: имеется ли произведение данного автора в фондах библиотеки и, если имеется, то каков его адрес (шифр); какие произведения данного автора имеются в библиотеке; уточняются элементы библиографической записи.
Систематический каталог – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания в соответствии с определённой системой библиотечно-библиографической классификации. Систематический каталог отражает содержание документов и предназначен для поиска по тематическим запросам пользователей библиотеки.
С 1 июля 2004 г. введён в действие государственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 “Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления”, который максимально приближен к международным рекомендациям по составлению библиографического описания. Библиографическая запись на издание состоит, как правило, из заголовка и описания.
Заголовок библиографической записи – элемент библиографиче-ской записи, расположенный перед библиографическим описанием и предназначенный для упорядочения и поиска библиографических записей. При отсутствии заголовка эту роль выполняет заглавие книги.
Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о книге, приведённых по определённым правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов, и предназначенных для идентификации и общей характеристики книги.
Библиографическое описание состоит из элементов, которые объ-единены в области в соответствии с их функциональным назначением. В состав библиографического описания входят следующие области:
1) область заглавия и сведений об ответственности;
2) область издания;
3) область специфических сведений;
4) область выходных данных;
5) область физической характеристики;
6) область серии;
7) область примечания;
8) область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности.
Элементы и области библиографического описания приводят в строго установленной последовательности. Элементы описания подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные элементы, идентифицирующие книгу, необходимо приводить при составлении библиографической записи, в т. ч. и для списков литературы. Вопрос о приведении факультативных элементов, дающих более подробную характеристику книге, решается самим составителем.
Для разграничения областей и элементов в библиографической записи применяют специальные знаки предписанной пунктуации, которые выполняют опознавательные функции областей и элементов. Заголовок от описания отделяют точкой. Области описания отделяют друг от друга точкой и тире. Каждому элементу области, кроме первого, предшествует установленный для него предписанный знак. До и после знаков предписанной пунктуации обязательно оставляют пробел в один знак для того, чтобы различать предписанные и грамматические знаки.
Источником информации для составления библиографической записи является книга в целом. Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в источнике информации. Главным источником информации является титульный лист.
При составлении библиографической записи соблюдают нормы современной орфографии. Исключение составляют старинные или стилизованные под старинные книги, а также стилизованные под старину наименования современных организаций и заглавия документов. С прописных букв начинается первое слово каждой области, а также любых заглавий во всех областях описания. Все остальные элементы записываются со строчной буквы.
В зависимости от структуры различают одноуровневую и многоуровневую запись. Одноуровневую библиографическую запись составляют на однотомную книгу (или многотомную книгу в целом, на отдельный том, выпуск, номер и т.п.), и она содержит один уровень. Многоуровневую библиографическую запись составляют на многотомную книгу – на все тома, на группу томов или на один том, и она содержит два (или более) иерархически связанных уровня.
Одноуровневая библиографическая запись на книги может быть составлена по следующей схеме, включающей заголовок и только обязательные элементы описания:
Заголовок. Основное заглавие / первые сведения об ответственности. – Сведения об издании / первые сведения об ответственности, относящиеся к изданию, дополнительные сведения об издании / первые сведения об ответственности, относящиеся к дополнительным сведениям об издании. – Место издания: имя издателя, дата издания . – Объём . – (Основное заглавие серии / первые сведения об ответственности, относящиеся к серии; номер выпуска серии. Основное заглавие подсерии / первые сведения об ответственности, относящиеся к подсерии; номер выпуска подсерии).
Библиографическая запись может быть составлена под заголовком или под заглавием. Первый элемент библиографической записи является главным поисковым элементом конкретной книги. В записи под заголовком на первое место выносится фамилия и инициалы автора. В записи под заглавием первым элементом является основное заглавие книги. Выбор способа составления библиографической записи зависит от оформления книги, от состава её выходных сведений.
В библиографической записи, составляемой для списков литературы, обычно используют заголовок, содержащий имя лица – автора произведения. Заголовок применяют при составлении библиографической запи-си на книгу одного, двух или трёх авторов. В заголовке приводят фамилию с инициалами только одного автора (фамилия от инициалов отделяется запятой). На книги двух или трёх авторов в заголовке приводят имя автора, указанного в книге первым, а имена всех авторов приводят в ка-честве первых сведений об ответственности в той последовательности, в которой они указаны на титульной странице. Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют, запись составляют под заглавием.
Основное заглавие содержит название, идентифицирующее книгу. В книге оно помещено на титульной странице, как правило, первым или выделено полиграфическим способом. Основное заглавие приводят в записи полностью в форме и последовательности, данной в источнике ин-формации, и с теми же знаками препинания. Слова и словосочетания в за-главии в библиографической записи не сокращают.
Сведения, поясняющие, уточняющие и дополняющие основное за-главие, называются сведениями, относящимися к заглавию. Как правило, они приведены в подзаголовочных данных на титульной странице. Сведения, относящиеся к заглавию, приводят после основного заглавия в последовательности, указанной в источнике информации. Перед каждой группой сведений ставят двоеточие. Если однородные сведения, относящиеся к заглавию, приведены на титульном листе без каких-либо знаков препинания или разделены точкой, то в описании их приводят через запятую. Если в источнике информации эти сведения разделены другими знаками препинания, то их воспроизводят в описании.
Информация о лицах и организациях, участвовавших в создании и подготовке произведений к публикации, называется сведениями об ответственности. В качестве первых сведений об ответственности приводят имена авторов; если книга не имеет авторов – наименования организаций, от имени которых она опубликована, или имена составителей, редакторов, переводчиков и др. Сведениям об ответственности предшествует знак “косая черта”. Внутри сведений об ответственности упо- требляются следующие разделительные знаки: “точка с запятой” – для отделения разных групп сведений; “запятая” – для отделения однородных сведений внутри каждой группы. Сведения об ответственности приводят в форме и последовательности, данной на титульной странице. Сведения об учёной степени, учёном, почётном или воинском звании, специальности и должности лиц в записи, как правило, не приводят.
В качестве сведений об издании приводят сведения об изменениях и особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же произведения. Сведения об издании приводят в формулировках и в последовательности, имеющихся в источнике информации, за исключением порядкового номера издания, который указывают арабскими цифрами (независимо от того, как указано в книге). К цифре после дефиса добавляют окончание “-е”.
Название места издания приводят в форме и падеже, указанных на титульной странице книги без сокращений. Сокращают названия следующих городов: Москва – М.; Санкт-Петербург – СПб.; Ростов-на-Дону – Ростов н/Д; Нижний Новгород – Н. Новгород. Если в книге указаны два места издания, то в описании приводят оба и отделяют друг от друга знаком “точкой с запятой”. Если в книге указаны три места издания или более, то в описании, как правило, приводят одно место издания, указанное первым или выделенное полиграфическим способом, с сокращением [и др.].
Имя (наименование) издателя приводят после места издания, к которому оно относится, и отделяют знаком “двоеточие”. Характерное название издателя приводят без кавычек. Сведения о форме собственности издателя, а также слова, определяющие издательскую функцию организаций, как правило, опускают. Если в книге в качестве издателя указана научная, учебная, общественная или какая-либо другая организация, её наименование приводят в описании в форме, указанной в источнике информации. Если в книге приведены два издателя, то оба приводятся в описании. Каждому издателю предшествует знак “двоеточие”.
В качестве даты издания приводят год издания книги, указанный на титульной странице. Его записывают арабскими цифрами, слово “год” опускают.
В сведениях об объеме приводят фактическое количество страниц. Не включают в описание те страницы, на которых помещены выпускные данные, издательские объявления, обращения к читателям, страницы, предназначенные для заметок и др. Сведения о наличии иллюстраций, помещённых на пронумерованных страницах, приводят со строчной буквы после сведений об объёме и отделяют знаком “двоеточие”.
Если книга входит в состав какой-либо издательской серии, то сведения о серии обязательно приводят в описании. Область серии выделяется круглыми скобками.
В области примечания могут быть указаны любые сведения, которые не вошли в описание, но представляют интерес для потребителей с точки зрения библиографирующего учреждения или составителя библиографической записи.
Аналитическое библиографическое описание. Объектом аналитического библиографического описания является составная часть документа, для идентификации и поиска которой необходимы сведения о документе, в котором она помещена.
Аналитическое библиографическое описание включает в себя следующие элементы:
1) сведения, идентифицирующие составную часть;
2) соединительный элемент;
3) сведения об идентифицирующем элементе;
4) сведения о местоположении составной части в документе;
5) примечания.
Аналитическое библиографическое описание состоит из областей и элементов, приводимых в установленной последовательности. Перед сведениями о документе, в котором помещена составная часть, применяют соединительный элемент – знак “две косые черты” с пробелами до и после него. В аналитическом библиографическом описании допускается знак “точка и тире” между областями описания заменять “точкой”. Библиографическое описание документа, в котором помещена составная часть, зависит от его вида и приводится в соответствии с вышеприведёнными правилами.
В аналитическом библиографическом описании нормативно-правовых актов в качестве идентифицирующего элемента должен выступать официальный источник публикации (журналы: “Собрание законодательства Российской Федерации”, “Ведомости нормативных актов орга-нов государственной власти Республики Коми”, газеты: “Российская га-зета”, “Республика” и другие официальные ведомственные источники).
Библиографический список формируется из библиографических описаний на документы, собранных по теме и практически изученных. В него необходимо включать и документы, на которые сделаны ссылки в работе. Библиографический список может состоять из нескольких частей. Например, в первую часть включают нормативно-правовые акты (кодексы, законы, указы, постановления, распоряжения и т.п.), во вторую часть – научные исследования (монографии, статьи и т.п.).
Библиографический список составляют любым из следующих способов:
- в алфавитном порядке (по первой букве фамилии автора или названия источника);
- в порядке цитирования (или ссылок на источники);
- по видам источников (нормативные документы, монографии, книги, сборники научных трудов, статьи из журналов, рецензии, авторефераты диссертаций, неопубликованные материалы, электронные ресурсы).
При составлении библиографического списка по видам источников нормативно-правовые акты располагают в зависимости от юридической силы в следующей последовательности:
1. Международные нормативные акты;
2. Конституция;
3. Федеральные конституционные законы;
4. Постановления Конституционного Суда;
5. Кодексы;
6. Федеральные законы;
7. Законы;
8. Указы Президента;
9. Акты Правительства:
а) постановления;
б) распоряжения;
10. Акты Верховного и Высшего Арбитражного Судов;
11. Нормативные акты министерств и ведомств:
а) постановления;
б) приказы;
в) распоряжения;
г) письма;
12. Региональные нормативные акты (в том же порядке, как и российские);
13. ГОСТы;
14. СНиПы, СП, ЕНИРы, ТУ и др.
Правовые акты одинаковой силы располагаются в календарной последовательности. Номер источника проставляют арабскими цифрами без точки.
Примеры библиографического описания
Законы
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.
Конституция Республики Коми от 17.02.1994 // Ведомости Верхов. Совета РК. – 1994. – №2. – Ст.21.
О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Собр. законодательства РФ.– 2003. – №22. – Ст.2063.
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми “О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год”: закон РК от 03.03.2003 № 1-РЗ // Ведомости нормат. актов органов гос. власти РК. – 2003. – № 8. – Ст.2600.
Указы
О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе: указ Президента РФ от 11.03.2003 № 316 // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 12. – Ст.1106.
Об Управлении государственной службы и кадров Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми: указ Главы РК от 03.12.2002 № 320 // Ведомости нормат. актов органов гос. власти РК. – 2003. – № 6. – Ст.2526.
Постановления
О стипендиях аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций: постановление Правительства РФ от 12.08.2003 № 489 // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 33. – Ст.3277.
О Примерной программе нормотворческой и контрольной деятельности Государственного Совета Республики Коми на 2003 год: постановление Гос. Совета РК от 11.02.2003 № II-11/22 // Ведомости нормат. актов органов гос. власти РК. – 2003. – № 8. – Ст.2621.
Ведомственные документы
Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации: приказ Министерства юстиции РФ от 22.10.2002 № 285 // Бюл. Министерства юстиции РФ. – 2002. – № 12. – С.15–16.
Монографии, учебные пособия, сериальные издания
Библиографическое описание под заголовком
одного автора
Василенко, И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: учеб. пособие / И.А. Василенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000. – 199 с.
двух авторов
Журавлёв, В.В. Государственный бюджет: конспект лекций/ В.В. Журавлёв, Н.Т. Савруков. – СПб.: Политехника, 2000.
трёх авторов
Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 540 с.
Горшенков, А.Г. Государственная и муниципальная политика нравственно-психической и правовой защиты населения от преступности (массово-коммуникативный аспект) / А.Г. Горшенков, Г.Г. Горшенков, Г.Н. Горшенков. – Сыктывкар, 2000. – 182 с.
четырёх и более авторов
Теория и практика антикризисного управления: учеб. для вузов / Г.З. Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др.; под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. – М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1996. – 469 с.
Библиографическое описание под заглавием
Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей: сб. нормат. актов и документов / под общ. ред. П.В. Крашенинникова. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1998. – 790 с.
Статистический ежегодник Республики Коми / Госкомстат РК. – Сыктывкар, 1999. – 314 с.
Государственное и муниципальное управление: докл. науч.-практ. конф. к 30-летию ИПК госслужбы, 25–26 марта 1998 г. Ч.1. – М., 1998. – 216 с.
Статьи из сборников, продолжающихся и периодических изданий
Порошкина, Ю.О. Правовой сепаратизм регионов как угроза национальной безопасности Российской Федерации / Ю.О. Порошкина // Реструктуризация производства и финансовая устойчивость. – М., 2000. – С.138–149.
Брызгалин, В. Дополнительные мероприятия налогового контроля: теория и практика применения / В. Брызгалин // Хоз-во и право. – 2003. – № 9. – С.65–74.
Безносова, Н.П. Перепись населения 1937 года в Коми АССР: история и документы / Н.П. Безносова // Социально-культурные и этнодемографические вопросы истории коми. – Сыктывкар, 1997. – С.86–102.
Зимина, И. Информационные системы управления экономическими процессами в вузе и их эффективность / И. Зимина, Д. Беляев // Регион. – 2003. – № 9. – С.52–53.
Описание источников статистических данных
Финансы Республики Коми: Статистический сборник. Сыктывкар: Изд-во Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми - 2006. - 160с.
Регионы Северо-Западного федерального округа. Социально-экономические показатели: Статистический сборник. Сыктывкар: Изд-во Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. - 2006. - 157 с.
Бюллетень банковской статистики: Центральный банк Российской Федерации. М.: Изд.: ЗАО “АЭИ “Прайм-ТАСС”. - 2010. - № 2 (201). - 189c.
Описание произведений из многотомного издания
Целищев В.В. Философия математики. Новосибирск: Изд-во НГУ. - 2002. - Ч 1-2.
Банковская система России. Настольная книга банкира: в 3 т. М.: ТОО Инжиниринго-консалтинговая компания “ДеКА”. - 1995. - Т. 1. – 576 с.
Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс : в 2 т. / Пер. с англ, под ред. В. В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа. - 1999. - Т. 1. - 497 с.
Материалы конференций, съездов
Молодые исследователи - региону: материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Вологда: ВоГТУ. - 2003. – 408 с.
Совершенствование финансового управления и инструментария обоснования финансовых и инвестиционных решений (Сыктывкар, 23-24 ноября 2004 г.): материалы научно-практической конференции / Сыктывкарский государственный университет: Изд-во Сыктывкарского университета - 2005. – 238 с.
Болонский процесс и проблемы качества профессионального образования в Республике Коми (Сыктывкар, 14-15 декабря 2007 г.): материалы республиканского семинара-научной конференции / [под общ. ред. А.Ю. Тимофеева]. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета - 2007. – 112 с.
Пример оформления электронных ресурсов
Зайцев, Е. В. Balanced Scorecard как инструмент управления системой конкурентных преимуществ и реинжинирингом бизнес-процессов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.acgroup.ru/publics/zaitsev/zaitsev_bp.shtml [Дата обращения: 24.02.2011 г.].
Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России [Электронный ресурс]. М., 2001. Режим доступа: http: //www.oim.ru [Дата обращения: 24.02.2011 г.].
Всемирная история в лицах [Электронный ресурс] / РАН Рос. акад. образования. – Электрон. текст. дан. М.: НТЦ «Прогресс», [1996]. 12 электрон. опт. дисков (CD-ROM).
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ.- Электрон. дан. М.: Рос. гос. б-ка, 1997. Режим доступа: http: // www / rsl.ru [Дата обращения: 12 февр.2002 г.].
Раздел, глава
Малый Ал.., Кемпбелл Дж., О’Нейл М. Введение в законодательство Европейского сообщества // Институты Европейского союза : учеб. пособие. Архангельск - 2002. - Разд. 1.- С. 7-26.
Глазырин Б.Э., Берлинер Э.М., Глазырина И.Б. Автоматизация выполнения отдельных операций в Word 2000 // Office 2000: 5 кн. в 1: самоучитель / 2-е изд., перераб. М. - 2002. - Гл. 14. - С. 281-298.
Власова В.М. Кассовые документы // Первичные документы – основа финансовой отчетности. М. : Финансы и статистика, - 2000. - Гл. 2. - С.205-217.
Приказ Минфина РФ от 27 нояб. 2007 г. “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” (ПБУ 3/2006) // 22 положения по бухгалтерскому учету. М. : Эксмо. - 2007. - С.58-65.
Примеры оформления нормативных документов по стандартизации
ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85). ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения. М.: Изд-во стандартов - 1991. -26 с.
ГОСТ 7.53-2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг. Взамен ГОСТ 7.53-86; введ. 2002-07-01. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Изд-во стандартов, сор. - 2002.- 3 с.
Система стандартов безопасности труда: [сборник]. М.: Изд-во стандартов - 2002. - 102, [1] с.: ил.
Оформление приложений
В ПРИЛОЖЕНИЯ могут быть вынесены вспомогательные материалы ВКР, которые не носят принципиального характера, но, тем не менее важны, поскольку дают определенное представление об объеме проделанной работы: большие массивы первичных экспериментальных данных однотипного характера и промежуточные таблицы их обработки; тексты разработанных компьютерных программ; выписки или копии неопубликованных документов; текст разработанной анкеты; анкеты с ответами; промежуточные расчеты и т.д.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием сверху выравнивание по правому краю страницы слова «Приложение» полужирным шрифтом и его обозначения в виде заглавных букв русского алфавита: А, Б, В, Г, Д, Ж…(за исключением букв Е, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ). Ниже отдельной строкой записывают полужирным шрифтом содержательным заголовок приложения строчными буквами кроме первой прописной, точку в конце заголовка не ставят. Если в работе есть лишь одно приложение, его обозначают буквой А.
Например:
Приложение А
Валовое содержание ртути в почвах Ухтинского и Сосногорского районов
На каждое приложение в тексте ВКР должна быть ссылка. Например: (Приложение А).
Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А». Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте ВКР. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы, пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения. Имеющиеся в тексте приложения таблицы и иллюстрации следует нумеровать в пределах каждого приложения.
Оформление таблиц
Таблицы – это средство наглядного и компактного представления цифровой информации. Таблицы могут использоваться как в тексте работы, так и в приложении к ней
Таблица является формой систематизации фактического материала, включающей главным образом цифровые данные. Следует помнить о назначении таблиц, которые подразделяются на справочные и аналитические: первые включают сведения, расположенные в определённом порядке с целью облегчения поиска информации, вторые – классифицированные данные, являющиеся результатом анализа связей между явлениями и группирующие наблюдения по нескольким объектам.
Следует помнить, что таблицу не рекомендуется перегружать сведениями, словесные формулировки должны быть лаконичными и ясными.
Наконец, основное правило использования таблиц заключается в том, что основной текст работы комментирует таблицу, формулирует на её основании выводы, но ни в коем случае не повторяет таблицу.
При ссылке в тексте работы на конкретную таблицу следует писать слово «таблица» без сокращения с указанием ее номера. Например: «В таблице 2 представлены …» или «Полученный нами экспериментальный материал (см. таблицу 4)…».
Заимствованные из работ других авторов таблицы должны содержать ссылку на источники этой информации, например, «В таблице 3 [15] …» или « … (таблица 3 [15])...».
При составлении и размещении таблиц следует придерживаться следующих рекомендаций:
– таблицу располагают на странице после её первого упоминания в тексте или на следующей странице;
– таблицы (за исключением таблиц приложений) нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в последовательности, соответствующей их упоминанию в тексте;
– таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой через точку обозначения приложения.
Например,
Таблица А.1
– таблица может быть расположена вертикально – ориентация страницы книжная или горизонтально – ориентация страницы альбомная (с поворотом по часовой стрелке);
– над таблицей слева помещают слово «Таблица» с порядковым номером (без знака № и точки) и далее через тире - её заголовок, записанный строчными буквами кроме первой прописной (при необходимости дополнительно указывают источник, из которого она была заимствована), в конце заголовка точку не ставят;
– цифровой материал следует располагать так, чтобы при анализе таблицы указанная в её заголовке закономерность раскрывалась чтением строк слева направо и столбцов - сверху вниз;
– заголовки граф и строк следует писать параллельно строкам таблицы с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение, причем в конце заголовков и подзаголовков точки не ставят (при необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф);
– графу “№ по порядку” в таблицу включать не рекомендуется;
– разделять заголовки и подзаголовки граф диагональными линиями не допускается;
– в заголовке каждой графы после названия физической величины необходимо через запятые указать её символ и единицы её измерения;
– высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм;
– таблицу с большим количеством строк можно переносить на следующую страницу, причем на ней сверху справа помещают слова, например, «Продолжение таблицы 1», ниже воспроизводят головную часть таблицы 1 и продолжают запись цифрового материала;
– числовые значения физических величин при заполнении таблицы располагают посередине графы;
– числовые значения величин в графе должны иметь столько десятичных знаков, сколько позволяет погрешность их измерения, а цифровой материал располагают так, чтобы одинаковые разряды чисел вдоль всей графы были точно друг под другом: единицы под единицами, десятые под десятыми и т.д.;
– в случае отсутствия цифровых или иных данных в графе ставят прочерк, если заполнение графы не требуется - ставят знак Х.
Например:
Таблица 1 – Ритмичность выпуска продукции по кварталам за 2015 г.
Квартал | Выпуск продукции (ц) | Удельный вес (%) | Коэффициент выполнения плана | Объем продукции, засчитываемый в выполнении плана (ц) | ||
план | факт | план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Со следующей страницы
Продолжение Таблицы 1
Квартал | Выпуск продукции (ц) | Удельный вес (%) | Коэффициент выполнения плана | Объем продукции, засчитываемый в выполнении плана (ц) | ||
план | факт | план | факт | |||
Для схем, диаграмм и других видов графического материала применимы те же правила.
Оформление иллюстративного материала
К иллюстрациям относятся карты, диаграммы, чертежи, графики, рисунки, блок-схемы, фотографии. Иллюстрирование работы способствует лучшему пониманию её содержания, позволяют доходчиво и наглядно показать установленные закономерности без пространного словесного описания и объяснения. Весь иллюстративный материал обозначают единым наименованием «рисунок» и при ссылке в тексте работы на конкретную иллюстрацию следует писать слово «рисунок» без сокращения с указанием его номера, например, «На рисунке 1 представлена зависимость …» или
«Зависимость … (рисунок 2) свидетельствует, что…» .
Заимствованные из работ других авторов иллюстрации должны содержать ссылку на источники этой информации, например,
«На рисунке 5 [10]» или « …. (рисунок 3 [4, с.75]) ….».
При оформлении и размещении иллюстраций следует придерживаться следующих рекомендаций:
– все иллюстрации должны быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
– любую иллюстрацию следует располагать на той же странице, где она упоминается впервые, или на следующей странице;
– рисунки (за исключением рисунков приложений) нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в последовательности, соответствующей их упоминанию в тексте;
– рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой через точку обозначения приложения.
Например,
Рисунок А.1
– рисунок может быть расположен вертикально – ориентация страницы книжная или горизонтально – ориентация страницы альбомная (с поворотом по часовой стрелке);
– под любой иллюстрацией слева помещают слово ”Рисунок” с порядковым номером (без знака № и точки) и далее через тире - его заголовок, записанный строчными буквами кроме первой прописной, здесь же в скобках при необходимости делают поясняющие надписи, например, условия проведения эксперимента (дополнительно указывают источник, если иллюстрация заимствована), в конце подрисуночной надписи точку не ставят;
– если на графике представлено несколько однотипных элементов, то в надписи к рисунку необходимо дать пояснения к каждому из них;
– при графическом представлении зависимостей полные названия или стандартные обозначения физических величин, откладываемых по осям координат, записывают с указанием их размерности через запятую;
– при построении графиков желательно использовать масштабы 1:1, 1:2, 1:5, 1:10 и т.д., а начало координат не обязательно помещать в точку с нулевыми значениями физических величин – отсчет значений можно начинать с ближайших округленных чисел, соответствующих минимальным значениям величин из массива экспериментальных или расчетных данных.
Например:
Рисунок 3 – Схема очистки природной воды на станции водоподготовки г. Сыктывкара
Допускается написание обозначение рисунка и соответственно ссылка в тексте работы (Рис. 1):
Рис. 1 – Оценка показателей рентабельности предприятия за период 2016-2018 гг., тыс. руб.
Оформление формул и уравнений
Уравнения и формулы набирают на компьютере и их следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено на другую после знака равенства (=) или желательно после знаков плюс (+), минус (-), причем знак в начале следующей строки повторяют.
Если в тексте встречается несколько формул и уравнений, их нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в последовательности, соответствующей их упоминанию в тексте, и их номера записывают в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
Ссылки на порядковые номера формул и уравнений в тексте работы дают в скобках, например,
« …в формуле (1) …» или
«…расчеты были проведены по уравнению (А.1), выведенному в приложении А.»
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в ней, с указанием единиц выражения физических величин.
Например:
(свободная строка)
F = m x g, (1)
(свободная строка)
где F – сила,
m – масса тела,
g – ускорение свободного падения
Оформление цитат
Цитата – это вид фактического материала, представляющий собой дословную выдержку из текста какого-либо источника. При цитировании необходимо точно воспроизводить текст источника с сохранением выделенных в оригинале слов или фраз. Недопустимы “приспособление” к новому тексту, произвольный обрыв цитаты, пропуски в тексте, предвзятый комментарий, неверная трактовка смысла, поверхностные представления об источнике цитирования.
Цитата может быть полной (приводится законченная фраза или целый абзац) или частичной (в собственные рассуждения включаются отдельные части фразы, слова, которые берутся в кавычки). Любой отрывок из цитаты, помещенный в собственную фразу, должен быть обязательно согласован с её синтаксической конструкцией.
При цитировании отдельных слов и словосочетаний они обозначаются кавычками и снабжаются ссылкой на источник.
Например:
Наличие Конституции является не единственным основанием образования органов конституционного контроля. Для этого необходимо существование конституционного строя, минимальным признаком которого являются «судебная защита прав человека и разделение властей»1.
1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: БЕК, 1993. – С.1.
Текст цитаты, как правило, приводится в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, действующими на момент издания цитируемого источника. Любое сокращение цитируемого текста должно быть отмечено многоточием.
Например:
«В условиях, когда анархия остаётся в России постоянной угрозой, фигура сильного главы государства... может явиться гарантом государственной стабильности»2.
2 О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: закон РФ от 25.09.1997 № 126-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4464.
Выделение в цитате отдельных слов, их пояснение должно сопровождаться указанием в скобках.
Например:
Преступность и техногенность взаимодействуют. И это взаимодействие особенно чревато последствиями, когда преступность и техногенность «как отдельные социальные факторы негативного характера (имея в виду negativus техногенного мира – прим. авт.) накладываются друг на друга, мультиплицируя своё влияние на демографические процессы» 3.
3 Римашевская, Н. Население России и социально-экономические трансформации: взгляд в XXI век / Н. Римашевская // Власть. – 1997. – № 12. – С.29.
Оформление библиографических ссылок
Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте источнике, его составной части или группе источников. Каждая библиографическая ссылка включает в себя все обязательные библиографические сведения.
Несмотря на то, что существует несколько вариантов оформления библиографических ссылок, чаще всего в научных исследованиях используются подстрочные ссылки.
Подстрочные ссылки – это библиографические ссылки, вынесенные из текста вниз страницы.
В подстрочных ссылках, как правило, полностью приводится библиографическое описание источника, на который ссылаются. Ссылки оформляются в виде подстрочных примечаний с помощью отсылок в тексте работы, которые обозначаются арабскими цифрами и являются порядковыми номерами ссылок. Подстрочные ссылки могут помещаться над строкой.
Например:
1, 2, 3 .
Знак сноски ставится после места в тексте, требующего пояснения, и повторяется перед ссылкой в подстрочнике.
Например:
Из Положения следует, что иностранный работник не может без ведома Федеральной миграционной службы устраиваться на работу4.
4 Тоцкий Н.Н. Организационно-правовые проблемы миграционной службы России // Государство и право. – 1996. – № 2. – С.41.
Соблюдается твердая последовательность знаков при сноске: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, – ставятся после знака сноски, чтобы показать, что сноска относится к слову или группе слов; вопросительный и восклицательный знаки, многоточие располагаются перед знаком сноски, чтобы показать, что сноска относится ко всей фразе. Знак сноски ставят перед закрывающейся скобкой или закрывающимися кавычками, если ссылка относится только к последнему слову в скобках или кавычках; знак сноски ставится после закрывающейся скобки или закрывающимися кавычками, если ссылка относится ко всему тексту в скобках или в кавычках.
Обычно применяют два варианта нумерации ссылок – постраничную (новая нумерация на каждой странице) и сквозную (от первой в начале работы до последней в конце главы или всей работы).
Оформление примечаний
Примечания – сравнительно краткие пояснения конкретного места основного текста или дополнения к нему, не содержащие широкого толкования смысла и формы текста, что свойственно комментариям.
В ВКР могут использоваться авторские примечания. Они могут располагаться:
1) среди строк основного текста (внутритекстовые примечания);
2) внизу страницы, под строками основного текста (подстрочные примечания);
3) после основного текста всей работы или главы (затекстовые примечания).
По месту расположения различают примечания:
– помещаемые в строку с основным текстом в виде вводных фраз в круглых скобках;
– выделяемые отдельными строками и обозначаемые заголовком «Примечание(я)», как подстрочные, то есть связываемые с основным текстом знаком сноски.
ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА ДЛЯ ЗАЩИТЫ ВКР
Для подготовки к защите целесообразно подготовить тезисы своего доклада.
Как правило, доклад должен составлять 5-7 минут. Предпочтительнее излагать не содержание работы по главам (вопросам), а логику получения самых значимых результатов.
Обучающемуся следует учесть следующие советы при подготовке текста своего доклада:
· использовать простые слова и простые утвердительные предложения;
· повторять существительные, избегать местоимений.
Перед защитой необходимо еще раз тщательно изучить все материалы, так как некоторые положения и логические рассуждения могут оказаться забытыми.
Следует подготовить необходимый иллюстративный материал для проведения доклада без обращения к конспекту.
Иллюстрации должны отражать основные результаты, достигнутые в работе, и быть согласованы с докладом.
При использовании схем важно обеспечить их визуальное восприятие членами комиссии. Следует использовать яркие цвета, но не более трех, иначе схема будет выглядеть очень пестро. Используемый иллюстративный материал должен быть пронумерован и иметь названия. Рекомендуется с помощью иллюстративного материала показать структурно-логическую схему работы, отражающую ее замысел. Подготовленный иллюстративный материал оформляют в виде слайдов или комплекта раздаточного материала.
Ознакомившись с отзывом, целесообразно письменно ответить на поставленные в них вопросы. Письменная форма подготовки ответов необходима для того, чтобы во время защиты излишнее волнение не смогло помешать правильно и спокойно отвечать на вопросы. После ознакомления членов государственной экзаменационной комиссией с отзывом вам будет предоставлено слово для доклада о проделанной работе по замечаниям руководителя ВКР.
По завершению подготовки тезисов доклада необходимо согласовать текст выступления с руководителем ВКР. Перед защитой целесообразно провести тренировочное выступление (предзащиту).
3 ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ ВКР
Защита ВКР - это, несомненно, очень важная и значимая для каждого выпускника процедура. Чтобы выглядеть на ней достойно и получить высокую оценку комиссии, необходимо, помимо работы, подготовить доклад (или речь) на защиту и правильно вести себя на защите выпускной квалификационной работы. Но, кроме этого, современные компьютерные технологии позволяют выпускникам зрительно представить содержание и результаты своей работы.
Как же наполнить слайд-шоу конкретным содержанием?
Во-первых, Вам понадобится уже подготовленный к защите доклад. Он позволит на уже максимально сжатом материале провести еще одну его подсортировку, чтобы внести его в слайд-шоу. Также необходимо вернуться к тексту работы, точнее, к содержащимся в нем таблицам, рисункам, формулам и т.п., то есть к иллюстративному материалу.
На сегодняшний день каких-либо нормативных и методических требований к подготовке и созданию слайд-шоу нет (возможно, они скоро и появятся). Поэтому каждый выпускник волен готовить его так, как считает нужным, и это дает Вам возможность вложить в содержание текстового материала и иллюстративного ряда максимум того, чтобы с самой выгодной стороны представить государственной экзаменационной комиссии Вашу выпускную квалификационную работу.
Во-вторых, Вы должны усвоить структуру будущего слайд-шоу:
· подобие титульного листа, где указано название университета, тема работы, информация о Вас и Вашем руководителе ВКР;
· цель и задачи выпускной квалификационной работы (они есть в докладе);
· краткое изложение теоретической части (поскольку теоретический материал включить в слайд-шоу невозможно, рекомендуется следующее: включите в него 1-2 самых важных определения, которые имеются в выпускной квалификационной работе);
· основное содержание слайдов должны составить материалы второй и третьей глав дипломной работы, а именно: таблицы, рисунки, формулы и т.п., которые отражают суть проведенного Вами исследования, а также предложенные в выпускной квалификационной рекомендации;
· в конце слайд-шоу желательно сделать какой-то эффектный слайд, например, представить Ваши рекомендации для организации в виде модели, рисунка, схемы и т.п.
Несколько важных замечаний:
· слайд-шоу делается в цвете, но не переборщите с цветовыми эффектами: помните, что слайд-шоу это все-таки не развлечение для государственной экзаменационной комиссии, а результаты серьезного исследования, поэтому выбирайте спокойные тона (оливковый, спокойный голубой, бежево-коричневые тона и т.д., но не красные, желтые и т.п.);
· для контраста могут быть использованы более темные тона основных цветов, а также черный цвет;
· используйте в текстовом материале подчеркивания, курсив, выделение ключевых слов жирным шрифтом;
· не включайте в слайд-шоу очень объемные таблицы, с большим цифровым материалом: это затруднит их восприятие членами экзаменационной комиссии; если Вам все-таки необходимо включить в слайд-шоу какую-то важную таблицу, оставьте в ней только ключевые показатели;
· слайды, которые вы используете, должны следовать в хронометрическом порядке по вашей защите, по вашему изложению выпускной квалификационной работы;
· оптимальное количество слайдов 10-12: большее их число может просто утомить членов экзаменационной комиссии и снизить ожидаемый эффект;
· финальный слайд необходимо оформить в виде большой надписи "Спасибо за внимание";
· предпочтителен ручной показ слайдов. Отработайте пару раз то, как слайды совпадают с вашей защитой, во избежание недоразумений.
Учитывая указанные замечания, подбирайте материал для слайд-шоу очень тщательно. Все рисунки, таблицы, схемы должны быть выбраны так, чтобы они точно иллюстрировали результаты проведенного Вами исследования и обязательно предлагаемые Вами рекомендации. Конечно, основная часть слайдов должна отражать содержание второй и третьей глав выпускной квалификационной работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Заявление на ВКР
(выделенное красным цветом не распечатывать)
Директор колледжа экономики, права и информатики ____________________________ ФИО (полностью) обучающийся гр. № _____ ____________________________ ____________________________ ФИО (полностью) |
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу закрепить за мной тему ВКР «_________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»
и назначить руководителем _______________________________________________________.
(ФИО руководителя)
____________
Дата _________________________
Подпись обучающегося
Согласовано: ___________________________
Подпись руководителя
Контактные телефоны обучающегося (домашний, сотовый) и e-mail:
Контактные телефоны руководителя ВКР и e-mail:
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Бланк индивидуального задания на выполнение ВКР
(выделенное красным цветом не распечатывать)
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор колледжа
экономики, права и информатики
_________________ Инициалы, Фамилия
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Образец оформления титульного листа ВКР
(выделенное красным цветом не распечатывать)
Минобрнауки России
ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»
Колледж экономики, права и информатики
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:
Директор КЭПИ
Фамилия Имя Отчество
__________________________
«_____» __________ 20_____ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Оформление содержания
Содержание
Обозначения и сокращения……………………………………………………............... | 3 |
Введение……………………………………………………………………………………. | 4 |
1 …………………………………………………………………………………………….. | 5 |
1.1…………………………………………………………………………………………. | 5 |
1.2…………………………………………………………………………………………. | … |
1.3…………………………………………………………………………………………. | |
1.3.1……………………………………………………………………………………... | |
1.3.2……………………………………………………………………………………... | |
2 …………………………………………………………………………………………….. | |
2.1…………………………………………………………………………………………. | |
2.1.1……………………………………………………………………………………... | |
2.2…………………………………………………………………………………………. | |
3 …………………………………………………..………………………………………… | |
Заключение…………………………………………………………………………………. | |
Библиографический список………………………………………………………………. | |
Приложение А……………………………………………………………………………… | |
Приложение Б……………………………………………………………………………… |
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Последний лист ВКР
(выделенное красным цветом не распечатывать)
Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
Отпечатано в ________ экземпляре (ах).
Библиография _________ наименований.
Один экземпляр сдан в деканат колледжа.
“____” ______________ 20_____г.
(дата)
_______________________ ____________________________
(подпись) (ФИО)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация, завершающая освоение программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), является обязательной.
Целью государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) является определение соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО) соответствующим требованиям ФГОС СПО.
Одной из форм ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования является защита выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).
Значение ВКР необходимо рассматривать как минимум с трех различных сторон: со стороны обучающегося, с позиции Государственной экзаменационной комиссии, со стороны предприятия, на материалах которого ВКР выполнена.
Для обучающегося значение ВКР заключается в возможности применения накопленных им теоретических знаний, практического и жизненного опыта для самостоятельного выполнения сложного анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также для правильной формулировки обобщений и выводов, демонстрации своих способностей и подготовке конкретных предложений, направленных на дальнейшее повышение организационного уровня и экономической эффективности производства, убедительного аргументирования своих предложений, доказательства путем расчетов их экономической и социальной целесообразности.
Для Государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК) значение ВКР сводится к тому, что она получает эффективное средство оценки уровня теоретических знаний и практических навыков каждого выпускника, его готовности самостоятельно выполнять функции специалиста. Кроме того, по совокупности защищенных работ ГЭК может объективно судить об общем уровне подготовки специальности университета, о качестве прохождения обучающимися производственной практики и, наконец, о качестве руководства ВКР со стороны педагогического состава.
Для предприятия, на материалах которого выполнена работа, ее значение заключается в объективности, тщательности и глубине проведенного обучающимися анализа, практической ценности сформулированных им предложений, рекомендаций, методов экономического обоснования, моделирования и т.п.
Обучающийся-выпускник самостоятельно выполняет работу, используя весь комплекс знаний и практических навыков, полученных в течение всего курса обучения в колледже. В связи с этим работа над ВКР предполагает овладение методикой и техникой научного труда, поэтому к оформлению предъявляются те же требования, что и к научной публикации.
Тематика работ предлагается колледжем из утвержденного перечня тем, а также по предложению самого обучающегося и по согласованию с руководителем ВКР. Утверждение тем выпускных квалификационных работ проходит на заседании учебно-методического совета колледжа.
Выбору темы предшествует предварительное ознакомление с литературой с целью определения степени её изученности и выявления круга вопросов (проблем), требующих разработки с учетом востребованности конкретными организациями, соответствующих требованиями региона (государственным заказом) в разрешении определённых практических проблем. Следует стремиться к выполнению проектных работ, практическая значимость которых может проявляться в различных формах: обоснование предложений по использованию разработок в практической деятельности предприятий; обоснование предложений по совершенствованию законодательства в Республике Коми; регионе, России, экономическое обоснование мероприятий по внедрению разработок в различных областях науки и практики.
Тема не должна быть широкой, поскольку в этом случае она может быть раскрыта поверхностно; в свою очередь, узкая тема, как правило, прорабатывается глубоко и детально.
Для утверждения темы обучающийся подает заявление на имя директора (приложение А). Изменить тему ВКР можно только особым решением по ходатайству руководителя ВКР. Окончательное утверждение темы может быть не позже, чем за три месяца до защиты.
По утвержденным темам руководители ВКР разрабатывают индивидуальные задания для каждого обучающегося (приложение Б). Задания на ВКР подписываются руководителем работы и утверждаются директором колледжа.
В пятидневный срок после утверждения темы обучающийся составляет рабочий план и согласовывает его с руководителем ВКР. Обучающиеся и руководители ВКР периодически отчитываются перед директором колледжа или его заместителем о ходе выполнения календарного плана подготовки ВКР.
По окончании написания работы обучающимся руководитель ВКР должен написать отзыв на ВКР (приложение В), в котором необходимо:
- определить степень самостоятельности обучающегося в поиске и систематизации материала, методике его анализа;
- оценить полноту раскрытия темы обучающимся;
- установить уровень профессиональной подготовки выпускника, освоение им комплекса теоретических знаний и практических навыков по избранной специальности;
- сделать вывод о возможной защите данной ВКР в ГЭК.
СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1.1 Общие требования
Качество оформления выпускной квалификационной работы является важной составной частью общей оценки при защите ВКР.
Работа выполняется на компьютере с использованием редактора Word на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297 ´ 210 мм). Рекомендуемый размер шрифта – 14 кегель. Вид шрифта – Times New Roman. Межстрочный интервал – полуторный. Параметры страницы: ориентация книжная, поля: справа – 15 мм, слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм. количество строк на странице – не более 30 (для электронной версии размер шрифта № 14). Текст выравнивается по ширине. В работе не допускаются дополнительные интервалы для разделения абзацев. Абзацный отступ равен 5 ударам (1,25 мм) или устанавливается соответственно табулятором.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры (размера, жирности, вида). Все математические символы и формулы записываются курсивом.
Текст ВКР пишется от имени автора и его руководителя, во множественном числе от первого или третьего лица, но при этом местоимения не употребляются, или в виде безличных формулировок. Например, «в работе рассмотрены такие аспекты, как….; в результате исследования установлено, что…» и. т.д.
Для ВКР принята следующая структура:
- титульный лист;
- обозначения и сокращения;
- содержание;
- введение;
- основная часть, разделённая на разделы, и при необходимости, на подразделы;
- заключение;
- библиографический список (для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) – не менее 30 источников; для специальностей 09.02.02 Компьютерные сети и 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, 09.02.07 Информационные системы и программирование, 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем – не менее 10-15 источников);
- приложения.
Объём каждой работы, безусловно, определяется исследуемым материалом, целью и задачами исследования. Объем ВКР (без приложений), как правило, не должен превышать 50 страниц. Рекомендуемое количество страниц:
· для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) – 40-50 страниц;
· для специальностей 09.02.02 Компьютерные сети и 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, 09.02.07 Информационные системы и программирование, 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем - 35-45 страниц;
Нумерация страниц сквозная. Титульный лист и содержание не нумеруются; нумерация начинается с введения (с третьей страницы), номер страницы проставляется в правом верхнем углу арабскими цифрами без точки.
В выпускную квалификационную работу должен быть вложен отзыв руководителя ВКР.
В выпускную квалификационную работу подшивается гибкий конверт с вложенным компакт диском любого формата, на котором приводится электронная (файловая) версия ВКР в окончательном варианте (в защищенном от копирования PDF- формате), а также, завершенная и пригодная к функциональному испытанию программа, разработанная обучающимся в рамках дипломного проектирования и описанная в ВКР (если разработка предусмотрена заданием). На конверте для диска указывается следующая информация:
- ФИО выпускника;
- специальность;
- № группы;
- тема ВКР;
- год выпуска;
- ФИО руководителя.
Текст ВКР должен быть обязательно проверен на отсутствие незаконного использования чужих материалов. Проверка текстов ВКР обучающихся на уникальность осуществляется с использованием системы «Антиплагиат».
Ответственность за данный контроль возлагается на руководителя ВКР. Обучающийся, со своей стороны, также несет ответственность, и, в качестве подтверждения понимания ответственности. Последний лист ВКР заполняет в соответствии с приложением Ж.
Оформление титульного листа, введения, содержания, списка обозначений и сокращений
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ является первой страницей работы, но номер страницы на нем не ставят. Пример оформления титульного листа приведен в приложении Г.
На титульном листе имеется гриф допуска к защите с подписью директора колледжа.
Все структурные элементы работы, следующие за титульным листом, начинаются с новой страницы. Заголовки всех структурных элементов печатают полужирным шрифтом строчными буквами (как в предложении) без переноса слов и с абзацного отступа. Заголовки разделов, подразделов и пунктов печатают с абзацного отступа.
Начинать подразделы с новой страницы не разрешается. В тексте не допускаются внутренние подзаголовки внутри подразделов. Также, недопустимы «висячие» заголовки подразделов и разделов, когда текст оторван от заголовка и перенесен на следующую страницу.
В заголовке после номера раздела, подраздела, пункта и названия раздела точку не ставят.
Например:
Введение
Разделы 1-3, при необходимости, можно делить на подразделы и пункты. При этом необходимо, чтобы каждый из них содержал законченную информацию. Подразделы и пункты нумеруют арабскими цифрами: номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, а номер пункта – номер раздела, подраздела и пункта, разделенные точкой. Заголовки подразделов и пунктов включают их номер и название, записанные строчными буквами кроме первой прописной. Их печатают, не подчеркивая, с абзацного отступа и точку после номера и названия не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Например:
1 Характеристика стилей управления
1.1 Роль лидера в управлении предприятием
1.1.1 Роль лидера в управлении организационной культурой
(Текст пункта)
1.1.2 Роль лидера в управлении коммуникацией
(Текст пункта)
1.2 ……….. и т.д.
При составлении в тексте работы разного рода списков с нумерацией их элементов после номера точку не ставят.
СОДЕРЖАНИЕ помещают на вторую страницу ВКР. Содержание включает все заголовки разделов, подразделов, пунктов и приложений, которые имеются в работе, с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки в содержании точно повторяют заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, другой последовательности, чем в тексте, не допускается. Заголовки одинаковой степени рубрикации необходимо располагать строго друг под другом. Заголовок каждой последующей степени смещают на каждые 3 ¸ 5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей степени. Пример оформления содержания приведен в приложении Д.
При необходимости в текст ВКР вводят список ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ, который содержит перечень специфических обозначений и сокращений, применяемых в данной работе. Список обозначений и сокращений помещают на третью страницу и формируют в порядке их появления в тексте работы с необходимой расшифровкой и пояснениями.
Перечень должен располагаться в виде столбца: слева в алфавитном порядке приводятся сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа должна помещаться их детальная расшифровка.
Например:
ГФЗ – государственный фонд занятости;
МРОТ – минимальный размер оплаты труда;
СВА – Союз ветеранов Афганистана.
Первое упоминание вводимых автором аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
Например:
среднестатистическое предприятие (далее - СП).
Краткая характеристика введения
Во ВВЕДЕНИИ (2-3 страницы) аргументированно обосновывается актуальность темы, кратко указывается практическая значимость проблемы, в рамках которой выполнена работа. Здесь же необходимо привести цель работы и поставленные перед выпускником задачи, приводящие к достижению этой цели. Задачи указываются обычно в форме перечисления с использованием глаголов изучить, писать, установить, выявить. Во введении определяются объект и предмет исследования. Чаще всего они соотносятся с формулировкой темы исследования.
Например:
Тема: “Правовые аспекты индивидуального (персонифицированного) учёта в пенсионном обеспечении”.
Актуальность темы обусловлена необходимостью проведения очередного радикального реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного её приближения к условиям рыночной экономики.
Практическая значимость работы продиктована необходимостью создания модели социального страхования, которая позволит оптимально сочетать принципы ответственности и солидарности, что, в свою очередь, обусловлено реализацией с января 2019 г. пенсионной реформы и требованием в связи с этим урегулировать правовую базу её осуществления.
Объект исследования – правоотношения, регулирующие индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования.
Предмет исследования – правовые проблемы внедрения и реализации индивидуального (персонифицированного) учёта.
Цель работы состоит в разработке предложений по совершенствованию законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте.
Задачи работы: выявить проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается система пенсионного обеспечения; изучить состояние нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию пенсионной реформы; оценить роль и значение персонифицированного учёта в реформировании системы пенсионного обеспечения; выявить проблемы в правовом регулировании индивидуального (персонифицированного) учёта; разработать предложения по изменению и дополнению законодательства, обеспечивающего реализацию персонифицированного учёта.
Указать, на какой информационной базе написана работа (первичные бухгалтерские и финансовые документы; неопубликованные архивные документы; результаты проведенного анкетирования; журнальные публикации и монографии и т.д.).
Желательно упомянуть об имеющихся публикациях материалов ВКР и различных вариантах его апробации – выступления на конференциях, научных семинарах и т.д. В конце введения приводят список и благодарности сторонним организациям и лицам, чьими услугами воспользовался автор при выполнении ВКР с указанием вида и объёма работы (физико-химические анализы, компьютерные программы, исследования на спектральных установках, обсуждение результатов и т.д.).
Обычно применяется следующая структура введения выпускной квалификационной работы:
1. Актуальность выбранной темы.
2. Объект и предмет исследования.
3. Цель и задачи исследования.
4. Методы исследования.
5. Информационная база источников для написания работы.
6. Структура работы (введение, количество разделов, подразделов, заключения, приложений, источников в библиографическом списке).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 270.