между горожанами и селянами между проживающими в городе (селе) социальными группами и их представителями
ГОРОД СЕЛО
Схема № 3.
Город – гетеросоциальная общность
Её составляют:
1
3 1 - Этнические
6
2 8 4 2 - Демографические
5 7 3 - Религиозные
4 - Экономические
7 – Досуговые 5 Профессионально-трудовые
8 – Политические 6 - Бытовые
и другие группы населения
Вопросы
1. Что такое «маятниковая» миграция?
2. Если человек проживает в деревне, а работает в городе – кто он: горожанин или селянин?
3. В чем различие между девиантным и делинквентным поведением горожан?
4. Принято считать, что деревня является хранительницей традиций народной жизни. Индустриализация и урбанизация привели к значительному сокращению сельского населения. Существует ли вследствие этого угроза утраты связи с традициями народной жизни? Дайте аргументированный ответ.
5. Укажите в приведенном списке городов пять самых больших по числу жителей после Москвы и Санкт-Петербурга: Челябинск, Пермь, Нижний Новгород, Краснодар, Саратов, Новосибирск, Омск, Самара, Красноярск, Казань, Волгоград, Екатеринбург, Хабаровск, Уфа, Воронеж.
ТЕМА 12
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1 Социология имеет дело не только с социальными общностями, но и с отдельными людьми, из которых эти общности состоят, из действий которых складываются все происходящие в обществе социальные и социетальные процессы. При этом каждого человека социология рассматривает как личность.
Существует немало теорий, объясняющих что такое личность. Значительная часть их психологизирует личность, определяет ее через психические особенности человека (например Д. Рисмей). Другой взгляд на личность излагается в ее ролевой теории. В ней она предстает как индивид, выполняющий роли, соответствующие его социальному положению. При этом в центре внимания оказывается ролевое, обусловленное его разными обязанностями поведение. Но для социологического определения личности этого недостаточно. Для него принципиально важно подчеркнуть те социальные особенности человека, которые являются результатом его связи с определенными социальными образованиями. Конфигурация их, как отмечал П. Сорокин, предопределяет социальный облик личности, обуславливает множественность «я» одного и того же индивида.
Таким образом, понятием личность обозначается в человеке то, что его характеризует в связи с принадлежностью к какой-то социальной общности, в связи с вхождением в определенный социум. Каждое социальное образование включает в себя людей, обладающих его признаками. Они-то и являются личностями. Личность – это социальное в человеке, это его признаки тех общностей, членом которых он является. Человек обладает и природными (биологическими, физиологическими, психическими) свойствами. Но они являются в нем объектом изучения других наук. Социология же их рассматривает опосредованно, лишь в связи с их значением для социальных свойств индивида. Например, зависимость профессиональных и должностных статусов людей от их психологических особенностей. Личностные признаки человека являются главными в его характеристике. Это обусловлено их значением для его социальной и социетальной жизни, их цивилизующим влиянием на его природные свойства.
Человек по своей природе социальное, мыслимое и как общественное, существо. Социальное является выражением его сущности. Сущность личности, как образно отмечал К. Маркс, «составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество»[9]. Надо сказать, что такой взгляд на социальные свойства человека не всеми разделяется. Существуют мнения, согласно которым определяющее значение для жизни и социального поведения человека имеют его биологические свойства (Н. Амосов) или его психика. Следствием первого является то, что человеку изначально присущ эгоизм, а доминирование в нем психики делает его рабом своих настроений. При этом утверждается, что умственная деятельность на 80% зависит от его генетической организации и лишь на 20% от его социальности. Тем самым, значение его социальных свойств явно принижается.
Но определяя личность через социальное в человеке нельзя недооценивать и значения его биологической и психической сторон. Природное в человеке является фундаментом существования в нем социального. В свою очередь социальные свойства воздействуют на природные, являются причиной того, что они проявляются в цивилизованном виде. Психические же особенности играют важную роль в межличностных интеракциях, выражаются в настроениях, чувствах взаимодействующих людей.
Каждый индивид является членом какой-то общности, социальной группы и потому носит ее название: русский, женщина, фермер, горожанин. В них он занимает определенное положение, является рабочим, мужем, бригадиром, сыном, вахтером, менеджером и т.д. Все эти названия указывают на разные социальные позиции людей, т.е. на их статусы. У каждой личности их может быть несколько. Среди них один статус бывает главным. Это тот, который имеет для личности первостепенное значение (чаще всего свидетельствующий о ее работе, должности). Статусы могут быть аскрептивные (прирожденные) – пол, национальность, сословие; достигаемые – приобретенные в результате личных усилий – студент, муж, менеджер; приписанные – полученные не по своей воле – заключенный, безработный.
Описанная статусами личность статична. На деле же она живет, действует и взаимодействует с другими личностями. Чтобы представить ее в динамичном состоянии, используется понятие «роль». Она указывает на то, как должна себя вести (действовать) личность в соответствии со своим статусом. Какие она для этого имеет права и обязанности. Личность не всегда действует (поступает) в соответствии с ее статусами. Осуществление личностью своих ролей зависит от умения её реализовать имеющиеся у неё ресурсы, т.е. превратить их в капитал. Ими являются как природные (интеллектуальные, физические, соматические) свойства индивида, так и материальные, экономические, политические, идейные его возможности.
Каждая личность не похожа на другие личности прежде всего своими социальными чертами. Личность – это индивидуальное проявление социальности, тех признаков социальных групп, общностей, которые данный человек воспринял. От степени их интериоризации (усвоения) личностью, от особенностей их интеграции (соединения) в ней зависит ее социальная активность. Чем своеобразнее, уникальнее преломление и сочетание социального и природного в индивиде, тем неповторимее, а зачастую и эффективнее он проявляет себя в жизни. Разница между заурядной и оригинальной личностью в их культуре, в том как они реализуют себя в тех или иных сферах жизни.
Весьма существенно, что личные признаки индивида указывают и на его связь с определенным обществом, поскольку каждая социальная общность несет на себе черты того общества, частью которого она является.
В социологии основное вниманием уделяется тем признакам личностей, в которых выражаются наиболее характерные особенности общностей и общества. Такие признаки называются типическими. В соответствии с ними выделяют социальные типы личности. Обычно они соответствуют социально-классовому составу общества (отсюда типы личности рабочего, крестьянина, буржуа). Или их выделяют с учетом других присущих людям в данном обществе признакам. Например, предложенные Э. Фроммом типы фанатика, изгоя, революционера, как наиболее характерные для буржуазного общества середины XX века.
Интерес к типическим чертам личности говорит о том, что социология отдает предпочтение деперсонифицированным (лишенным индивидуальных особенностей) социальным характеристикам людей. Её интересуют прежде всего те сведения о них, которые указывают на принадлежность людей к определенным социальным общностям (группам).
Типы личности могут быть модальные – являются выражением реального социального поведения людей, базисные – служат в качестве социальной нормы их поведения, идеальные – указывают на то, каким в идеале должно быть их социальное поведение.
Личность, интерпретируемая социологией, имеет особенности по сравнению с личностью, трактуемой психологией и другими общественными и гуманитарными науками, скажем, историей, социальной психологией. Все они рассматривают преимущественно конкретного человека, тогда как социология прежде всего обобщенного, усредненного, чаще всего находящего выражение в социальном типе личности.
2 Личности различаются между собой уровнем зрелости социальных свойств. Это является следствием прежде всего их разного развития. Личностями люди не рождаются, ими они становятся в процессе социализации. Она представляет собой сознательное и стихийное воздействие на людей окружающей их среды, в ходе которого у них формируются определенные социальные свойства (черты). Социализация бывает первичная и вторичная. Первая происходит в детские и юношеские годы индивида и характеризуется знакомством его с правилами и нормами ведения жизни, формированием у него самых общих стереотипов поведения, превращением в социальное существо. Важное место в ней занимает накопление знаний для осуществления самых необходимых для жизни социальных ролей.
Вторичная социализация приходится на молодые, зрелые и пожилые годы индивида и связана главным образом с его работой, самостоятельной жизнью. Она характеризуется приобретением им навыков конкретного участия в жизни, практическим освоением различных профессиональных и гендерных социальных ролей. Социализация на обеих стадиях играет важную роль в формировании культуры личности, т.е. соответствующего её социальным особенностям способа образцового участия в жизни. Социализация обогащает личность знаниями, умением ими пользоваться и желанием применять их в соответствии с ее социальными интересами.
Основными агентами первичной социализации личности являются семья, школа, детские организации, подростковые компании. В эту пору исключительно велика роль таких средств социализации как научно-образовательная и художественная информация. Особенность искусства состоит в том, что восприятие его сопровождается эстетическим наслаждением и потому индивид сам обращается к нему, добровольно подвергается его воздействию. Основными агентами вторичной социализации выступают производственные группы, друзья, разные общественные организации. Эффективным инструментом социализации являются СМИ.
В период первичной социализации индивид выступает объектом воздействия на него окружающей среды и в результате обретает определенные личностные черты. Но процесс формирования его личности продолжается и на этапе вторичной социализации, хотя на нем главным для индивида становится проявление себя субъектом социальных действий, его воздействие на других людей. Процесс социализации личности является вместе с тем процессом ее индивидуализации, т.е. формированием у нее способностей к неповторимому проявлению своих социальных свойств, создающих возможность для самобытного, отвечающего её самости, участия в жизни.
Итак, на протяжении своей жизни индивид одновременно выступает в качестве и объекта, и субъекта социальных процессов, хотя роль, которую он играет на этапах первичной и вторичной социализации разная. С непониманием этого связаны довольно острые для общества проблемы, например, проблема «отцов и детей», свидетельствующая о конфликте поколений. В основе его лежит стремление молодых проявлять себя только в качестве субъекта социальной и общественной жизни, игнорируя советы старших, и нежелание последних как-то корректировать свои взгляды в связи с происходящими в жизни изменениями и тем самым выступать и в качестве объекта социальных процессов. Негативно сказывается на жизни общества и такое явление как социальная инфантильность – «затянувшееся детство» части молодых, нежелание их брать на себя обязанности и функции взрослых, приобщаться к труду, обзаводиться семьей и т.п.
Участие индивида, а позднее личности, в социальных процессах в качестве их субъекта и объекта эффективнее в том случае, когда он осознает эти свои роли и помогает себе в своей социализации посредством самообразования и самовоспитания. Тем самым он оказывает влияние и на процессы формирования своей индивидуальности.
Понимание личности как субъекта социальных процессов связано с рассмотрением механизма ее функционирования. Личность живет в тех или иных природных, вещных и социальных условиях, которые играют решающую роль в удовлетворении ее генетических и вновь появляющихся жизненных потребностей, создают возможности для ее действий. В этом состоит объективная зависимость личности от окружающей среды. Потребности, как правило, осознаются личностью. Тем самым объективная детерминация ее действий переходит в субъективную: действия ее становятся мотивированными и целеполагаемыми. Важную роль в них играют интериоризированнные (усвоенные ею) интересы и цели тех общностей и групп, членом которых она является. Субъективность социальных действий указывает на зависимость их от конкретной личности, на их индивидуальные проявления. Однако важным является учет и того, что действия множества личностей, преследующих свои разные цели, сталкиваются между собой и приводят к таким результатам, которые не совпадают с первоначальными стремлениями каждой из них в отдельности. Это говорит о том, что субъективная детерминация действий личностей (что особенно характерно для больших общностей людей) снова уступает место объективной.
3 Личность является частью не только социальных общностей, но и общества. Ее принадлежность к последнему также находит выражение в характеризующих ее чертах. Формационные и цивилизационные признаки разных обществ проявляются и в особенностях социального облика всех их членов. При этом они являются доминирующими в характеристике личности, имеют для нее первенствующее значение, так как определяют особенности всего ее социального поведения. От полноты и эффективности участия личности в жизни общества выигрывает и она, и общество.
Взаимосвязь личности и общества состоит также в том, что последнее создает главные условия для реализации первой своих потенций, ресурсов, для ее самореализации. К таким главным условиям относятся прежде всего свобода и справедливость (в данном случае в смысле социального равенства), обеспечивающие возможность для личности такой жизнедеятельности, которая позволяет ей наиболее полно самоосуществиться. Иными словами, добиться счастья. Хотя понимание последнего у людей разное, для всех оно связано с такими их действиями и поступками, которые в наибольшей степени отвечают их интересам и желаниям. В этом заключается смысл жизни. Для личности счастье – это социально состоявшаяся жизнь, т.е. жизнь в которой она может себя реализовать как социальный субъект, осуществить свои социальные и социетальные потребности и интересы. Их круг широк и включает в себя прежде всего половые и возрастные, семейные и профессиональные, трудовые потребности, а также многие другие и, в частности, те, которыми мотивируется достижение личностью желаемых ею в обществе статусов.
Самореализация личности возможна лишь при наличии у нее свободы действий в соответствии с ее желаниями, когда она является свободной индивидуальностью. Но свободу индивида нельзя понимать как его произвол: что хочу – то и делаю. Это будет анархия. Свобода предполагает необходимость таких действий, которые обусловлены знанием законов природы и общества. Свободна только та личность, которая участвует в жизни общества в соответствии с законами его функционирования и тенденциями развития. Ими должен быть обусловлен выбор ею цели и средств своих социальных действий. Свобода является условием самореализации личности. Она свободна лишь в меру познания ею закономерностей природной и общественной жизни.
Свободны должны быть все люди. Условием этого является свобода каждой личности. Она может быть свободной только тогда, когда свободны все другие личности и, следовательно, в отношении их к свободе между ними должно существовать равенство. В создании и обеспечении равной свободы состоит первейшая цель личности в практической реализации ею принципа справедливости. Свобода людей многогранна и не сводится к знанию ими законов, хотя значение их в эпоху перехода человечества к информационному обществу чрезвычайно велико. Не менее важным является наличие у людей социальной свободы, отсутствие в обществе экономической, политической, идейной дискриминации.
Таковы основные, краеугольные принципы, посредством которых выражается главное в личности. Они взаимосвязаны: 1) у людей нет счастья без свободы их жизнепроявлений, в обладании которой они должны быть равны; 2) свобода является основным условием счастья каждой личности, следовательно, у всех людей это возможно лишь при наличии равенства между ними в этом отношении; 3) справедливость как социальное равенство людей проявляется в свободе их действий, которые служат их самореализации, т.е. обретению счастья.
О значении и взаимосвязи счастья, свободы и социального равенства важно сказать и в связи с проблемой универсального (всестороннего) развития личности, актуальность которого стала особенно очевидна в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Счастье личности в ее самоосуществлении, полнота которого во многом зависит от широты и уровня ее развития. Чем многограннее личность, тем свободнее она в своей жизнедеятельности. Важным условием такой свободы является универсальное развитие всех людей, т.е. их социальное равенство в возможности быть таковыми. История свидетельствует, что еще ни одна цивилизация, ни одно общество не создали таких условий для людей, которые давали бы им всем возможность для всестороннего развития и самореализации. В лучшем случае их имела значительная часть населения.
Социологический анализ личности включает в себя рассмотрение социальных типов. В частности тех, которые являются выражением наиболее характерных связей личного и общего (общественного) интересов в истории. Среди них следует отметить конформистский тип. Его особенностью является полное поглощение личного интереса общественным. Он характерен для первобытного общества. Затем индивидуалистский тип, отличием которого является первенство личного интереса над общественным. Он характеризует взаимосвязи указанных интересов в период рабства, феодализма и особенно капитализма. Переход человечества в постиндустриальное общество отмечен и определенным возрастанием в жизни людей общественного интереса. Это является чертой коллективистского типа личности. Он характеризуется органическим сочетанием личного и общественного интереса. Разновидностью этого типа личности была существовавшая в наше стране при социализме форма связи этих интересов, которая свидетельствовала об их сближении.
В условиях трансформируемой России возобладал индивидуалистский тип личности, он преобладает в отношениях людей во многих сферах их жизни. Широко распространен и конформистский тип – значительная часть населения проявляет пассивность в выражении личных интересов, отдает предпочтение интересам своей общности (группы); живет по принципу: «я как все». Исходя из наличия в стране наиболее характерных связей личности с обществом, можно выделить следующие основные социальные типы личности: индивидуалистский – личный интерес преобладает над общественным, конформистский – личный интерес поглощен групповым, псевдоколлективистский – формальное (больше на словах) совпадение личного и общественного интересов.
Существуют типологии личности, разработанные и на других основаниях. Выделяют, в частности, такие типы как: апологет – во всем принимающий общество, нигилист – критически относящийся к нему, эскапист – уходящий от общественных проблем, революционер – стремящийся изменить, преобразовать общество. С учетом различий в жизненных принципах людей Э. Фромм предложил два типа личности. Первый тип такой принцип видит в том, чтобы иметь, а не быть. Личность живет для того, чтобы постоянно накапливать, обогащаться. Ей противостоит личность для которой смысл жизни заключается в том, чтобы быть, т.е. полнокровно и эффективно проявлять себя в жизни.
4 Современной личности присущи свойства и признаки социальных образований, существующих в период трансформации российского общества. Свое концентрированное выражение наиболее характерные из них получили в указанных выше социальных типах личности. Эти признаки указывают на серьезные различия между личностями, между индивидами как представителями разных социальных групп и стратификационных слоев населения. Это свидетельствует о разном, порой прямо противоположном, положении людей в обществе и серьезно отражается и на их социализации, и на степени их участия в жизни. Потому и многочисленные проблемы, с которыми нынче приходится сталкиваться людям, являются для них разными, в значительной степени обусловленными их социально-экономическим и материальным положением.
Так, большой проблемой социализации стало получение образования вследствие его платности. Деньги стали играть решающую роль во внешкольном физическом, художественном, интеллектуальном развитии детей. От уровня и качества образования личности в значительной мере зависит решение ею проблемы своей социальной карьеры. Вообще возможности вертикальной мобильности – перемещения в верхние слои общества – для многих групп населения стали весьма проблематичными. И здесь в основном все упирается в деньги, финансовые возможности людей, которые стали важным компонентом экономического капитала личности.
Немало существует нынче проблем, мешающих и полноценному участию личности в жизни. Оказывает влияние функционализация общественного сознания, следствием которой стала крайняя прагматичность людей, их ориентация прежде всего на материальные ценности. Это оказывает сильное влияние на выбор ими варианта оптимальной самореализации. Серьезную угрозу деперсонификации личности, утраты ею своего «Я» таит безоглядное использование электронных средств информации.
Подвижность социальной структуры, большое количество в обществе маргинальных групп населения создает для личности трудности в самоидентификации – в соотнесении себя с социальной общностью, не имеющей четких социальных очертаний, с признанием ее социальных признаков своими.
Основные понятия темы:
Человек. Индивид. Личность. Социализация индивида и личности: первичная и вторичная. Институты и средства социализации. Личность – объект и субъект социальных процессов. Индивидуальность. Статусы и роли личности. Статусы прирождённые, достигаемые и приписываемые. Социальные ожидания (экспектации). Диспозиция личности. Интериоризация. Идентификация. Свобода, социальное равенство, счастье личности. Социальные типы личности – конформистский, индивидуалистский, коллективистский. Личность как изгой, фанат, революционер. Эскапизм. Типы личности: модальный, базовый и идеальный. Универсально развитая личность.
Схема № 1. Личность
П |
О |
Л |
П – природа
О – общество
Л - личность
1 2
1. Общество
2. Группа 3
3. Личность
Дата: 2019-02-25, просмотров: 248.