Свойства субъектов
Если придерживаться классического взгляда на понимание субъекта международного права, то среди его свойств можно выделить три :
1.Субъект международного права самостоятельно и автономно может осуществлять юридически значимые действия, среди которых, в первую очередь, можно выделить участие в создании международно-правовых согласованных норм.
2.Субъект международного права независимо осуществляет возникшие на основе установленных международно-правовых согласованных норм права и обязанности.
3.Субъект международного права также несёт международную ответственность за невыполнение международных обязанностей.
ВИДЫ СУБЬЕКТОВ
Существует несколько классификаций субъектов международного права:
1.По своей природе:
Основные субъекты (полные субъекты международного права, международные лица со всеми правами и обязанностями):-государства ;Святой Престол (обладает суверенитетом над Государством-городом Ватикан)
Дополнительные субъекты (частичные субъекты международного права, международные лица только в отношении некоторых объектов):
международные межправительственные организации (производные субъекты),международные неправительственные организации (Международный комитет Красного Креста, Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца),; Мальтийский орден, Европейский союз
повстанческие организации; организации, признанные в качестве законного представителя какого-либо народа,; национально-освободительные движения — представляют народы, борющиеся за самоопределение; правительства в изгнании; вольные города;
субъекты федерации (государства-члены), зависимые территории (вассальные государства)
2.По характеру деятельности:
Правоустанавливающие — субъекты международного публичного права
Правоприменяющие (частные лица) — субъекты международного частного права
3.По отраслям международного публичного права:
Субъекты права международной ответственности
Субъекты международного экономического права
Субъекты международного гуманитарного права
Субъекты права консульских сношений
Субъекты права дипломатических сношений и др.
4. ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ.ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ.
1.ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ.
Междунаро́дно-правово́е призна́ние — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.
Критерии признания
Правила признания государств регулируются по большей части международно-правовым обычаем. Однако некоторые критерии вытекают непосредственно из общих принципов международного права. Так, не могут быть признаны государства, образовавшиеся в ходе прихода к власти меньшинства, проводящего расистскую или иную запрещенную политику (как, например, в случае провозглашения независимости Южной Родезии в 1965 году, когда Совет Безопасности ООН призвал не признавать «незаконный режим расистского меньшинства»), а также государства, образованные в ходе агрессии или оккупации территории другого государства.
В 1991 году на встрече министров иностранных дел стран ЕС были сформированы следующие критерии, которым должно соответствовать государство для его официального признания:
Соблюдение положений Устава ООН; Уважение принципа нерушимости границ;
Уважение прав и свобод человека, построение демократического режима, гарантирование прав этнических и национальных меньшинств; Принятие обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия; Мирное разрешение региональных споров, в том числе связанных с вопросами правопреемства.
Заключение международных договоров
представляет собой процесс, который включает следующие стадии: подготовка и при нятие текста договора, установление аутентичности текстов договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Заключению договора предшествует договорная инициатива, т.е. предложение какого-либо государства или же группы государств заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом. Законодательство государств и правила международных организаций определяют, какие органы могут от их имени заключать договоры. Как правило, договоры от имени государств или международных организаций заключают специально уполномоченные такими органами лица. Этим лицам выдается документ, который называется полномочиями. Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию.
Сторонами международных договоров выступают только субъекты международного права.
В соответствии с Венской конвенцией 1969 года, «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры». В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры «регулируется правилами этой организации»
Парафирование
Парафирование предварительное подписание договора
Парафирование означает, что согласование и редактирование договора закончены, и выработанный текст одобрен уполномоченными. Юридическое значение парафирования состоит в том, что оно связывает подписавших лиц обязательством считать переговоры по конкретным частям или по тексту в целом законченными. Тем не менее, парафирование не создаёт юридически обязательного согласованного текста, то есть оставляет возможность внесения изменений
Парафирование не является обязательным этапом заключения договора; подписание уже оформленного и согласованного договора может быть отложено без парафирования. Парафирование не заменяет подписания договора. Парафированный договор может быть подписан после того, как отпадут обстоятельства, вызвавшие отсрочку заключения договора
ПОДПИСАНИЕ И ДЕПОНИРОВАНИЕ
Подписание — одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и формой окончательного принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних случаях представляет собой только принятие текста договора, а в других — и принятие текста, и одновременно согласие на обязательность договора.
ДЕПОНИРОВАНИЕ 1) передача материальных ценностей в депозит; 2) Д. документов -установленный порядок хранения документов в архиве, справочно-информационном фонде; 3) в международном праве передача на хранение депозитарию подлинного текста международного договора, ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении договора, присоединении к договору или др. относящихся к нему документов. Д. ратификационной грамоты или др. документов осуществляется через дипломатического или др. уполномоченного представителя и обычно фиксируется в протоколе о сдаче на хранение документа, составленном в ведомстве иностранных дел государства-депозитария или в секретариате международной организации-депозитария.
Свойства субъектов
Если придерживаться классического взгляда на понимание субъекта международного права, то среди его свойств можно выделить три :
1.Субъект международного права самостоятельно и автономно может осуществлять юридически значимые действия, среди которых, в первую очередь, можно выделить участие в создании международно-правовых согласованных норм.
2.Субъект международного права независимо осуществляет возникшие на основе установленных международно-правовых согласованных норм права и обязанности.
3.Субъект международного права также несёт международную ответственность за невыполнение международных обязанностей.
ВИДЫ СУБЬЕКТОВ
Существует несколько классификаций субъектов международного права:
1.По своей природе:
Основные субъекты (полные субъекты международного права, международные лица со всеми правами и обязанностями):-государства ;Святой Престол (обладает суверенитетом над Государством-городом Ватикан)
Дополнительные субъекты (частичные субъекты международного права, международные лица только в отношении некоторых объектов):
международные межправительственные организации (производные субъекты),международные неправительственные организации (Международный комитет Красного Креста, Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца),; Мальтийский орден, Европейский союз
повстанческие организации; организации, признанные в качестве законного представителя какого-либо народа,; национально-освободительные движения — представляют народы, борющиеся за самоопределение; правительства в изгнании; вольные города;
субъекты федерации (государства-члены), зависимые территории (вассальные государства)
2.По характеру деятельности:
Правоустанавливающие — субъекты международного публичного права
Правоприменяющие (частные лица) — субъекты международного частного права
3.По отраслям международного публичного права:
Субъекты права международной ответственности
Субъекты международного экономического права
Субъекты международного гуманитарного права
Субъекты права консульских сношений
Субъекты права дипломатических сношений и др.
4. ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ.ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ.
1.ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ.
Междунаро́дно-правово́е призна́ние — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.
Критерии признания
Правила признания государств регулируются по большей части международно-правовым обычаем. Однако некоторые критерии вытекают непосредственно из общих принципов международного права. Так, не могут быть признаны государства, образовавшиеся в ходе прихода к власти меньшинства, проводящего расистскую или иную запрещенную политику (как, например, в случае провозглашения независимости Южной Родезии в 1965 году, когда Совет Безопасности ООН призвал не признавать «незаконный режим расистского меньшинства»), а также государства, образованные в ходе агрессии или оккупации территории другого государства.
В 1991 году на встрече министров иностранных дел стран ЕС были сформированы следующие критерии, которым должно соответствовать государство для его официального признания:
Соблюдение положений Устава ООН; Уважение принципа нерушимости границ;
Уважение прав и свобод человека, построение демократического режима, гарантирование прав этнических и национальных меньшинств; Принятие обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия; Мирное разрешение региональных споров, в том числе связанных с вопросами правопреемства.
Значение и порядок признания
Значение признания государства трудно переоценить. Только признанное государство может в полной мере нести права и обязанности, основанные на нормах международного права, участвовать в полной мере в международном общении и сотрудничестве, согласовании международно-правовых норм. Послы, консулы и представители государства могут не пользоваться иммунитетами и привилегиями в не признающем их государстве.
Право признания государств является суверенным правом государств. Акт признания может быть совершен только от имени государства или его правительства. Международные организации, включая ООН не имеют права признавать государства или правительства:
Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство
Юридическое признание обычно осуществляется посредством односторонних актов. В большинстве случаев подобный акт выполняет две функции: устанавливает факт существования государства, а также устанавливает дипломатические отношения между государствами (например, Указ Президента РФ от 12.05.1993 «О признании Эритреи», Указ Президента РФ 11.07.2011 «О признании Российской Федерацией Республики Южный Судан и об установлении с ней дипломатических отношений»
2 ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ.
это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
Основными правовыми актами, регулирующими правопреемство государств, являются Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Конвенция 1978 г. вступила в силу после того, как её ратифицировали 15 государств, конвенция 1983 г. на данный момент в силу не вступила, однако её нормы рассматриваются как международно-правовой обычай.
Концепции правопреемства
Концепция универсального правопреемства — в соответствии с ней правопреемство в международном праве похоже на правопреемство в частном праве и предполагает переход суверенитета от предшественника к преемнику в полном объёме, по всем правоотношениям. Суверенитет и приобретённые на его основании права и обязанности рассматриваются как атрибут территории государства.
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
Внутригосударственное и международное право – это две автономные по отношению друг к другу правовые системы, взаимосвязанные и активно взаимодействующие вплоть до проникновения норм международного права в национальное и наоборот. ... Это основа взаимодействия международного и внутригосударственного права.
В вопросе о соотношении двух правовых систем доктрина международного права выработала следующие основные подходы:
1. Дуализм - МП и внутреннее право два различных правопорядка, но международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к национальному праву (Трипель, Цорн, Анцилотти).
2. Монизм - международное и национальное право части единой правовой системы но:
а) Внутригосударственное право доминирует над МП (К. Шмидг)
б) Примат международного права над национальным (Г.Кельсен).
Если влияние норм внутригосударственного права на МП можно назвать первичным, т.к. на международно-правовую позицию каждого государства оказывает влияние его внутренне право, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признать принцип преимущественного значения норм МП, что является нормативным отражением верховенства общечеловеческих интересов и ценностей над всеми другими.
Международное право функционирует в рамках международной системы. Все общественные отношения в зависимости от их связи с государством подразделяются:
- внутригосударственные
- межгосударственные
- международные отношения частного характера
Регулирование сопровождается взаимодействием МП и национального права исходя из категории регулируемых отношений.
1. Государство как участник международных отношений следует нормам МП, действуя через специальные органы внешних сношений, правовое положение которых определяется его внутренним правом.
2. Процесс согласования воль государств при заключении международных договоров регламентируется нормами МП, а процесс выработал этих воль определятся с помощью национального права.
3. МП налагает обязательство на государство в целом, но именно внутреннее право называет государственные органы и должностных лиц, которые ответственны за выполнение международных обязательств государства.
4. Отношения, осложненные иностранным элементом, порождают коллизии между нормами права различных государств, разрешение которых ведет не только к взаимодействию национально-правовых систем (через МЧП), но и порождает межгосударственные отношения и международные нормы по поводу упорядочения международных отношений невластного характера.
5. Иногда объект регулирования международного и внутреннего права совпадает (дипломатические и консульские отношения, где действуют и международные договоры и национальные правовые нормы)
6.ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
Реализация — это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин "имплементация" (англ. "implementation" — осуществление, проведение в жизнь).
Можно выделить следующие формы реализации.
Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.
Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, гласит: "Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...".
Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: "Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море".
7.ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ВИДЫ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Дата: 2019-02-25, просмотров: 235.