ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
методические указания и контрольные задания
для студентов очного и заочного отделении
образовательных учреждений среднего профессионального образования
По специальности
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического
И электромеханического оборудования»
Нижний Тагил
2019
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией электротехнических дисциплин | Утверждена заместителем директора по учебной работе |
Председатель ЦК: _______________Голосова Н.В. Протокол № __ «____» ________________ 2019г. | Зам. Директора по УР: _______________Турова А. А. «___» ______________ 2019г. |
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине Электроснабжение и энергосбережение по профессии 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
Разработчик: | Брюшина Л.С., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «НТГМК» |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………………………………………......4
1 Тематический план ...............................................................................................................................5
2 Контрольная работа ...........................................................................................................................6
Библиография .............................................................................................................................................36
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Электроснабжение отрасли» для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Программой дисциплины «Электроснабжение отрасли» предусматривается изучение студентами вопросов производства, распределения и потребления электрической энергии, что необходимо для всесторонней подготовки техника-электрика.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- основные сведения об энергетических системах;
- методы определения электрических нагрузок потребителей электроэнергии;
- теоретические основы защит электроприемников и электрических сетей от токов короткого замыкания и токов перегрузки;
- конструктивные особенности линии электропередач, кабельных линий и оборудования электрических подстанций;
- характер вредного влияния электротехнических объектов на окружающую среду и меры зашиты от него.
Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами по общеобразовательным дисциплинам, а также по дисциплинам: «Электротехника», «Материаловедение», «Электрические машины», «Электрические аппараты».
В свою очередь дисциплина «Электроснабжение отрасли» является базовой для изучения профилирующих дисциплин, для выполнения курсового и дипломного проектов.
Основной формой изучения курса при заочном обучении является самостоятельная работа с учебниками и электронными источниками.
Приступая к изучению той или иной темы, следует внимательно прочитать содержание методического указания, затем проработать материал по учебнику и электронным ресурсам, и, если возникнут проблемы, обратиться за консультацией в колледж.
Рекомендуется кратко конспектировать основные положения изучаемого материала, расшифровывать ту или иную терминологию, зарисовывать графики, схемы и т.п.
Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра, например, шифр 2807, т.е. студент выполняет вариант №7. Если две последние цифры шифра превышают цифру 30, то следует вычитать 30 и полученная цифра будет номером варианта, например, шифр 2853, 53-30=23, т.е. студент выполняет вариант №23.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1 Системы электроснабжения объектов
1.1 Понятие о системах электроснабжения
1.2 Назначение и типы электрических станций и режимы их работы
1.3 Структурные схемы передачи электроэнергии к потребителям
Раздел 2 Внешнее и внутреннее электроснабжение объектов напряжением до и выше 1000В
2.1 Понятие о внешнем и внутреннем электроснабжении объектов
2.2 Общие сведения о силовом и осветительном электрическом оборудовании напряжением до 1000В
2.3 Классификация приемников электроэнергии по требуемой степени бесперебойности электроснабжения и режимов работы
2.4 Устройство и конструктивное выполнение элементов систем электроснабжения
2.5 Главные понизительные (ГПП) и распределительные (ГРП) подстанции. Основное
электрооборудование электрических станций и подстанций
2.6 Цеховые трансформаторные подстанции
2.7 Картограмма нагрузок, выбор количества и месторасположения подстанций
2.8 Расчет электрических нагрузок
2.9 Выбор элементов схемы электроснабжения и защиты
2.10 Компенсация реактивной мощности
Раздел 3 Энергосбережение
4.1 Энергия и энергоресурсы
4.2 Эффективность использования энергии
4.3 Правовое обеспечение энергосбережения
4.4 Управление энергосбережением
4.5 Современное энергосбережение
4.6 Перспективное направление использования энергии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Задача 1
Выбрать сечение трёхфазного кабеля с алюминиевыми токопроводящими жилами по экономической плотности тока
Номер варианта | P, кВт | U н , кВ | Тм, ч | Способ прокладки | L , км | t ср , ° C | t п , с | b , мм | n | I к , кА | cosφ |
1, 16 | 20 | 0,38 | 5700 | На воздухе | 0,35 | 18 | 0,7 | 110 | 2 | 7,2 | 0,86 |
2, 17 | 150 | 6 | 2800 | В земле | 0,6 | -2 | 0,29 | 210 | 2 | 4,9 | 0,91 |
3, 18 | 315 | 10 | 4600 | В земле | 0,7 | -3 | 0,25 | 140 | 4 | 3,5 | 0,9 |
4, 19 | 65 | 0,38 | 6500 | На воздухе | 0,02 | 10 | 0,23 | 190 | 3 | 7,1 | 0,83 |
5, 20 | 250 | 6 | 4100 | На воздухе | 0,8 | -5 | 0,2 | 130 | 4 | 6,4 | 0,85 |
6, 21 | 630 | 10 | 3500 | В земле | 1,2 | 20 | 0,8 | 170 | 3 | 2,8 | 0,9 |
7, 22 | 67 | 0,38 | 5100 | В земле | 0,09 | -4 | 0,22 | 150 | 4 | 4,5 | 0,95 |
8, 23 | 360 | 6 | 4600 | В земле | 0,7 | -3 | 0,25 | 140 | 4 | 3,5 | 0,96 |
9, 24 | 550 | 10 | 3300 | На воздухе | 0,08 | 13 | 0,21 | 170 | 5 | 2,65 | 0,94 |
10, 25 | 76 | 0,38 | 7000 | В земле | 0,3 | 35 | 0,25 | 120 | 2 | 8,1 | 0,82 |
11, 26 | 1600 | 6 | 3700 | На воздухе | 0,29 | 23 | 1 | 200 | 3 | 1,9 | 0,85 |
12, 27 | 700 | 10 | 3500 | В земле | 0,12 | 20 | 0,8 | 170 | 3 | 2,8 | 0,92 |
13, 28 | 200 | 0,38 | 6500 | На воздухе | 0,02 | 10 | 0,23 | 190 | 3 | 7,1 | 0,9 |
14, 29 | 2000 | 6 | 7000 | В земле | 0,3 | 35 | 0,25 | 170 | 5 | 2,65 | 0,86 |
15, 30 | 800 | 10 | 5500 | В земле | 0,8 | 0 | 0,24 | 160 | 4 | 3,7 | 0,93 |
Задача 2
Выбрать сечение провода ВЛЭП марки АС:
Номер варианта: | S н , МВА | U н , кВ | L , км | t ср, ˚С | cosφ | Тм, ч |
1, 16 | 19,5 | 110 | 5 | -5 | 0,85 | 2700 |
2, 17 | 18,1 | 110 | 30 | 0 | 0,89 | 3100 |
3, 18 | 17,5 | 110 | 8 | +5 | 0,87 | 5200 |
4, 19 | 5,3 | 35 | 10 | +10 | 0,91 | 4700 |
5, 20 | 18,4 | 110 | 12 | +15 | 0,83 | 3500 |
6, 21 | 10,9 | 35 | 5 | +20 | 0,97 | 2900 |
7, 22 | 7,2 | 35 | 16 | +25 | 0,93 | 4400 |
8, 23 | 10,7 | 35 | 17 | +30 | 0,88 | 5700 |
9, 24 | 13,4 | 110 | 14 | +35 | 0,81 | 6000 |
10, 25 | 17,1 | 110 | 15 | +40 | 0,84 | 3500 |
11, 26 | 16,2 | 110 | 8,7 | -5 | 0,86 | 4000 |
12, 27 | 10,4 | 35 | 20 | 0 | 0,92 | 4900 |
13, 28 | 13,1 | 110 | 12 | +5 | 0,94 | 5300 |
14, 29 | 10,7 | 35 | 7 | +10 | 0,95 | 5800 |
15, 30 | 12,1 | 110 | 11 | +15 | 0,82 | 5500 |
Задача 3
Выбрать число и мощность силовых трансформаторов для ГПП. Обосновать выбор и расшифровать марку выбранных трансформаторов. Пояснить способ охлаждения выбранных трансформаторов.
Номер варианта: | S мак, МВА | U1 , кВ | U 2, кВ | Кз.г. | t пм , ч | SI кат, % |
1 | 4,8 | 35 | 6 | 0,6 | 1 | 10 |
2 | 3,5 | 110 | 10 | 0,65 | 2 | 20 |
3 | 7,3 | 35 | 10 | 0,7 | 3 | 30 |
4 | 5,6 | 110 | 6 | 0,75 | 4 | 40 |
5 | 10,5 | 35 | 6 | 0,8 | 1 | 50 |
6 | 8,8 | 110 | 10 | 0,85 | 2 | 60 |
7 | 18,7 | 35 | 10 | 0,9 | 3 | 70 |
8 | 14 | 110 | 6 | 0,95 | 4 | 80 |
9 | 28 | 35 | 6 | 0,6 | 1 | 15 |
10 | 22,4 | 110 | 10 | 0,65 | 2 | 25 |
11 | 4,2 | 35 | 10 | 0,7 | 3 | 35 |
12 | 40 | 110 | 6 | 0,75 | 4 | 45 |
13 | 7.6 | 35 | 6 | 0,8 | 1 | 55 |
14 | 3,8 | 110 | 10 | 0,85 | 2 | 65 |
15 | 10,7 | 35 | 10 | 0,9 | 3 | 75 |
16 | 5 | 110 | 6 | 0,95 | 4 | 85 |
17 | 18,3 | 35 | 6 | 0,6 | 1 | 17 |
18 | 7 | 110 | 10 | 0,65 | 2 | 27 |
19 | 26,3 | 35 | 10 | 0,7 | 3 | 37 |
20 | 6,1 | 110 | 6 | 0,75 | 4 | 47 |
21 | 7,2 | 35 | 6 | 0,8 | 1 | 57 |
22 | 8,3 | 110 | 10 | 0,85 | 2 | 67 |
23 | 9,5 | 35 | 10 | 0,9 | 3 | 77 |
24 | 23 | 110 | 6 | 0,95 | 4 | 87 |
25 | 19,3 | 35 | 6 | 0,6 | 1 | 13 |
26 | 31 | 110 | 10 | 0,65 | 2 | 23 |
27 | 7,8 | 35 | 10 | 0,7 | 3 | 33 |
28 | 27 | 110 | 6 | 0,75 | 4 | 43 |
29 | 9,8 | 35 | 6 | 0,8 | 1 | 53 |
30 | 16,2 | 110 | 10 | 0,85 | 2 | 63 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧИ 3
Задача 4
Определить токи и мощность короткого замыкания:
Вариант 1, 11, 21
Sн1=Sн2=63 МВА |
X0=0,4 Ом/км |
Sc=∞ Xc=0 |
230 кВ |
Uк=20% |
115 кВ |
L=40 км |
115 кВ |
Sн=25 МВА |
Uк=10,5% |
6,3 кВ |
K |
Рис. 1
Вариант 2, 12, 22
Xd″=0,115 |
Sн1=Sн2=12 МВА |
6,3 кВ |
Iн=600А |
Xр=4% |
СБ-3×50 |
L=0,4 км |
K |
6,3 кВ |
X0=0,083 Ом/км |
R0=0,37 Ом/км |
Рис. 2
Вариант 3, 13, 23
Sн1=Sн2=30 МВА |
Xd″=0,131 |
10,5 кВ |
115 кВ |
115 кВ |
6,3 кВ |
K |
Sн1=Sн2=25МВА |
Uк=10,5% |
L=70 км |
X0=0,4Ом/км |
Sн1=Sн2=6,3 МВА |
Uк=10,5% |
Рис. 3
Вариант 4, 14, 24
Sc=∞ Xc=0 |
230 кВ |
Sн1=Sн2=80 МВА |
Uк=11% |
115 кВ |
L=7,5 км |
X0=0,4 Ом/км |
115 кВ |
6,3 кВ |
АВР |
К |
Sн1=Sн2=16 МВА |
Uк=10,5% |
Iнр=1,5 кА |
Xр=3% |
Рис. 4
Вариант 5, 15, 25
Sc=∞ Xc=0 |
115 кВ |
115 кВ |
10,5 кВ |
10,5 кВ |
10,5 кВ |
K |
Sн1= Sн2=16 МВА Uк=10,5% |
L=50 км X0=0,4 Ом/км |
Iнр=200 А Xр=5% |
X0=0,086 Ом/км R0=0,443 Ом/км |
АВВГ-3×70 |
L=2,5 км |
Рис. 5
Вариант 6, 16, 26
Sн=16 МВА
L=2,8 км
Х0=0,4 Ом/км
Sс= ∞
U=7,5%
К2
К1
37 кВ
6,3 кВ
Sн=4 МВА
СД
Sн=1000 МВА
X′′d=0,2
37 кВ
Xс=0
10,5 кВ
Uк=8%
Рис. 6
Вариант 7, 17, 27
L=6 км
Х0=0,4 Ом/км
Sс= ∞
Uк=7,5%
Xс=0
37 кВ
37 кВ
SH1=SH2=
=6,3 МВА
6,3 кВ
АВВГ-3х150
L=3 км
Х0=0,074 Ом/км
Iн=300 А
Хр=3%
К
АВР
6,3 кВ
R0=0,206 Ом/км
Рис. 7
Вариант 8, 18, 28
Uк=10,5% |
К |
6,3 кВ |
Sн=6,3 МВА |
6,3 кВ |
SH1=SH2= =16 МВА |
115 кВ |
L=15 км |
Х0=0,4 Ом/км |
115 кВ |
U=10,5 % |
SH1=SH2=10 МВА |
Xd″=0,13 |
Рис. 8
Вариант 9, 19, 29
К
ВВГ-3х95
L=2 км
Х0=0,083 Ом/км
Iн.р=300А
Хр=5%
10,5 кВ
SH1=SH2=SH3=60 МВА
Xd″=0,132
10,5 кВ
R0=0,194 Ом/км
Рис. 9
Вариант 10, 20, 30
6,3 кВ |
SH1=SH2=100 МВА |
Xd″=0,125 |
U=9,5% |
Sн=80 МВА |
Uкв-н=11% |
Sн=25 МВА |
L=8 км |
Х0=0,4 Ом/км |
115 кВ |
115 кВ |
6,3 кВ |
К |
Рис. 10.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧИ 4
Задача 5
Аппаратный цех электротехнического завода потребляет активную мощность P2 при коэффициенте мощности cosφ2. Для питания потребителей цеха на подстанции установили трехфазные трансформаторы с первичным напряжением Uном1. Однако энергосистема, ограничив потребление реактивной мощности до Qэ, называемой оптимальной, потребовала установить на низшем напряжении подстанции 380 В конденсаторы.
Определить:
• Необходимую мощность конденсаторной батареи QБ и выбрать ее тип;
• Номинальную мощность трансформатора на подстанции в двух случаях:
1) до установки батареи;
2) после установки батареи;
• В обоих случаях определить коэффициент полезного действия трансформатора с
учетом фактической нагрузки. Сделать заключение о целесообразности компенсации реактивной мощности потребителей цеха.
Номер варианта: | Р2, кВт | cos φ2 | Q Э ,, квар | U ном1, кВ | Номер варианта: | Р2, кВт | cos φ2 | Q Э ,, квар | U ном1, кВ |
1 | 1150 | 0,75 | 350 | 10 | 16 | 1700 | 0,7 | 350 | 10 |
2 | 370 | 0,8 | 110 | 6 | 17 | 900 | 0,83 | 193 | 6 |
3 | 300 | 0,75 | 110 | 10 | 18 | 970 | 0,83 | 370 | 10 |
4 | 860 | 0,7 | 280 | 10 | 19 | 700 | 0,75 | 200 | 6 |
5 | 1500 | 0,8 | 400 | 10 | 20 | 2300 | 0,8 | 700 | 10 |
6 | 1000 | 0,8 | 220 | 10 | 21 | 750 | 1,8 | 225 | 6 |
7 | 220 | 0,75 | 80 | 6 | 22 | 160 | 0,65 | 50 | 6 |
8 | 600 | 0,85 | 150 | 10 | 23 | 750 | 0,82 | 120 | 10 |
9 | 370 | 0,8 | 110 | 6 | 24 | 1070 | 0,82 | 275 | 10 |
10 | 2000 | 0,65 | 1100 | 10 | 25 | 970 | 0,8 | 250 | 6 |
11 | 900 | 0,75 | 200 | 10 | 26 | 1300 | 0,85 | 370 | 10 |
12 | 750 | 0,8 | 225 | 6 | 27 | 1000 | 0,74 | 300 | 6 |
13 | 1500 | 0,77 | 330 | 10 | 28 | 640 | 0,86 | 200 | 6 |
14 | 180 | 0,75 | 50 | 6 | 29 | 1400 | 0,75 | 350 | 10 |
15 | 290 | 0,8 | 110 | 6 | 30 | 870 | 0,81 | 210 | 6 |
Выбор батареи конденсаторов
Под реактивной мощностью понимается электрическая нагрузка, создаваемая колебаниями энергии электромагнитного поля. В отличие от активной мощности реактивная, циркулируя между источниками и потребителями, не выполняет полезной работы. Принято считать, что реактивная мощность потребляется (QL), если нагрузка носит индуктивный характер (ток отстает по фазе от напряжения) и генерируется (Qс) при емкостном характере нагрузки (ток опережает по фазе напряжение).
Реактивная мощность запасается в виде магнитного и электрического полей в элементах электрической сети, электроприемниках, обладающих индуктивностью и емкостью.
Основными электроприемниками реактивной мощности на промышленных предприятиях являются асинхронные двигатели - на их долю приходится 60...65% потребляемой реактивной мощности, 20…25% приходится на трансформаторы, 10…15% - на другие электроприемники (преобразователи, реакторы, газоразрядные источники света) и линии электропередачи.
Под компенсацией реактивной мощности понимается снижение реактивной мощности, циркулирующей между источниками тока и электроприемниками, а следовательно, и снижение тока в генераторах и сетях.
Проведение мероприятий по компенсации реактивной мощности дает значительный техно-экономический эффект, заключающийся в снижении потерь активной мощности:
,
потерь напряжения:
в лучшем использовании основного оборудования, в увеличении пропускной способности элементов сети по активной мощности:
где Qк – мощность компенсирующих устройств.
Во вновь проектируемых электрических сетях компенсация реактивной мощности позволяет снизить число и мощность силовых трансформаторов, сечения проводников линий и габариты аппаратов распределительных устройств.
Пример. Предприятие потребляет активную мощность P2=1550 кВт при коэффициенте мощности cos φ=0,72. Энергосистема предписала уменьшить потребляемую реактивную мощность до 450 квар.
Определить:
1) необходимую мощность конденсаторной батареи и выбрать её тип;
2) необходимую трансформаторную мощность и коэффициент нагрузки в двух случаях:
а) до установки батареи;
б) после установки батареи. Выбрать тип трансформатора. Номинальное напряжение сети 10 кВ.
1. Необходимая трансформаторная мощность до установки конденсаторов
S тр = P 2 / cos φ 2 = 1550/0,72 = 2153 кВА
По табл. 1 выбираем трансформатор типа ТМ-2500/10 с номинальной мощностью
2500 кВА. Коэффициент нагрузки
k н = 2153/2500 = 0,86.
2. Необходимая предприятию реактивная мощность
Q = S тр sin φ 2 = 2153 ∙ 0.693 = 1492 квар.
3. Необходимая мощность конденсаторной батареи
Q б = Q – Q э = 1492 – 450 = 1042 квар.
По табл. 2 выбираем комплектные конденсаторные установки типа УК-0,38 – 540Н мощностью 540 квар в количестве 2 шт. Общая реактивная мощность составит Q’б=2∙540=1080 квар, что близко к необходимой мощности 1042 квар.
4. Нескомпенсированная реактивная мощность
Q нск = Q – Q ’б=1492 – 1080= 412 квар.
5. Необходимая трансформаторная мощность
Принимаем к установке один трансформатор ТМ-1600/10 мощностью 1600 кВА. Его коэффициент нагрузки составит: kн=1604/1600~1,0.
Таким образом, компенсация реактивной мощности позволила значительно уменьшить установленную трансформаторную мощность.
БИБЛИОГРАФИЯ
Основные источники:
1).Электроснабжение и энергосбережение с использованием возобновляемых источников энергии
Иванов Владимир Михайлович, Бахтина Ирина Алексеевна, Иванова Татьяна Юрьевна, Ильиных Сергей Викторович
2015г. Источник: Российская государственная библиотека (РГБ)
2).Программное обеспечение задач энергосбережения в системах электроснабжения энергоемких производств
Колесник Ю.Н.
2014г. Источник: Российская государственная библиотека (РГБ)
3).Автоматизированные гидроэнергетические установки для электроснабжения и энергосбережения автономных потребителей
Иванов Владимир Михайлович, Иванова Татьяна Юрьевна, Бахтина Ирина Алексеевна, Трутнев Павел Сергеевич
2015г. Источник: Российская государственная библиотека (РГБ)
Дополнительные источники:
1. www.matburo.ru/literat.php
2. www.gaudeamus.omskciti.com
3. www.alleng.ru
4. www.math.ru
5. www.4tivo.com/edukation
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
методические указания и контрольные задания
для студентов очного и заочного отделении
образовательных учреждений среднего профессионального образования
По специальности
Дата: 2019-02-25, просмотров: 289.