Понятие и структура таможенной политики
Таможенная политика РФ — это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутри— и внешнеэкономических интересов.
Из презентации: Под таможенной политикой понимается целенаправленная деятельность государства (союза государств) по регулированию внешнеторгового обмена путем установления различных таможенных правил и таможенных процедур (формальностей). Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и элементы таможенного дела.
По своей структуре таможенная политика подразделяется на два вида:
1) протекционистская политика, предусматривающая защиту государством своей национальной экономики, всяческое стимулирование и поощрение к её развитию путем высоких таможенных пошлин, ограничений и запретов на ввозимые зарубежные товары для обеспечения минимальной конкуренции на внутреннем рынке и таким образом поддержки развития отечественного производителя
2) политика свободной торговли (фритредерство), направленная на поощрение импорта зарубежных товаров и насыщение внутреннего рынка этими товарами путем минимальных таможенных ставок, запретов и ограничений, связанных с импортированием.
Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:
• Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России.
• Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.
• Стимулирование развития национальной экономики.
• Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.
• Иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 4) относятся:
1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации.
2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за её осуществлением.
3. Единство политики экспортного контроля.
4. Единство таможенной территории Российской Федерации.
5. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.
7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.
8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба её участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Правовой статус Федеральной таможенной службы РФ (ФТС России)
ФТС РФ в соответствии с содержанием ТК РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 Положением о ГТК РФ (ГТК – Государственный таможенный комитет, позже преобразованный в ФТС РФ) является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране.
* главный орган федеральной исполнительной власти РФ в сфере таможенного дела ФТС РФ
* главный исполнитель таможенного законодательства и таможенной политики РФ
* осуществляет координацию действий подчиненных ему таможенных органов, а также имеет право издавать в пределах своей компетенции определенные нормативные правовые акты по таможенному делу, которые обязательны для исполнения всеми субъектами таможенной системы.
* возглавляется председателем, которого назначает на эту должность Президент РФ
Основные функции ФТС РФ:
1) принимает участие в разработке предложений по реализации таможенной политики в РФ;
2) в возглавляемой им системе осуществляет полное регулирование деятельности государственных таможенных управлений и отделов;
3) принимает участие в разработке предложений по внесению изменений в таможенно-тарифное регулирование, а именно в механизм применения таможенных пошлин, налогов и сборов при возникновении таможенных правоотношений;
4) осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;
5) в пределах своей компетенции обеспечивает защиту прав и свобод граждан, а также различного рода организаций и учреждений, в той или иной степени занимающихся осуществлением таможенного дела;
6) осуществляет ведение таможенной статистики;
7) организует борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
8) занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников таможенных органов, а также иных служб, так или иначе связанных с таможенным делом в РФ;
9) осуществляет сотрудничество с различными международными органами государственной власти, компетентными в области таможенного права и политики.
Для осуществления своей деятельности ФТС РФ, помимо функций, имеет и свои собственные права, а именно на:
1) определение особенностей правового регулирования таможенных режимов;
2) ограничение или запрет на ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады;
3) установление упрощенного, льготного порядка перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей;
4) образование координационных и экспертных советов, временных творческих коллективов и рабочих групп по вопросам таможенного дела и пр.
Административная ответственность в области таможенного дела — предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).
Административная ответственность: КоАП устанавливает ответственность за совершение следующих правонарушений:
– незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст. 16.1 КоАП);
– недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП);
– несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ (ст. 16.3 КоАП);
– недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст. 16.4 КоАП);
– нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП);
– непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 16.6 КоАП);
– представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7 КоАП);
– причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП);
– недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них (ст. 16.9 КоАП);
– несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП);
– уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ст. 16.11 КоАП);
– несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений (ст. 16.12 КоАП);
– проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа (ст. 16.13 КоАП);
– нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (ст. 16.14 КоАП);
– непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП);
– нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16 КоАП);
– представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17 КоАП);
– невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП);
– несоблюдение таможенного режима (ст. 16.19 КоАП);
– незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст. 16.20 КоАП);
– незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или)транспортных средств (ст. 16.21 КоАП);
– нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП);
– незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23 КоАП).
Уголовная ответственность. УК РФ в ст. 188
«Контрабанда» установлена ответственность за нарушение таможенного законодательства. Контрабанда – перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
*По презентации:
Виды административных наказаний, налагаемых за НТП
(ст. 3.2 КоАП РФ)
* Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ)
* Административный штраф
* (ст. 3.5 КоАП РФ)
* Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ)
Таможенные преступления
К таможенным преступлениям принято относить пять составов преступлений.
Статья 188 УК РФ. Контрабанда. Данная норма предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение предметов через таможенную границу РФ. Первая часть статьи указывает на перемещение любых предметов (товаров и транспортных средств), совершенное незаконным способом и в крупных размерах. В качестве незаконных способов в статье отмечаются такие, как, помимо (вне мест или времени работы таможенного органа) или с сокрытием от таможенного контроля (использование тайников, придание одним товарам вида других, применение иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, то есть вызывающих необходимость в дополнительных поисковых усилиях, например, в случаях сокрытия товаров при помощи конструкционных особенностей транспортного средства), обманное использование документов (документы, необходимые для таможенных целей) или средств таможенной идентификации (печати, штампы, пломбы), недекларирование (незаявление по установленной форме необходимых данных о перемещаемых предметах) или недостоверное декларирование (заявление по установленной форме неполных либо недостоверных сведений о перемещаемых предметах). Под крупным размером в настоящее время понимается сумма, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей (примечание к ст. 169 УК РФ)
Вторая часть статьи предусматривает незаконное перемещение предметов вышеперечисленными способами, но стоимостные характеристики уже не имеют значения ввиду того, что речь идет о предметах, конкретно поименованных и в большинстве своем изъятых из свободного оборота. К таким предметам, в частности, ч. 2 ст. 188 УК РФ относит наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, огнестрельное оружие, боеприпасы и другие.
Остальные части (3, 4) статьи 188 УК РФ определяют ответственность при совершении указанных в ч. 1, 2 ст. 188 УК РФ действий, но уже при отягчающих обстоятельствах (должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, совершенные организованной группой).
Статья 189 УК РФ. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения) вооружения и военной техники.
В данной статье речь идет о несоблюдении требований экспортного контроля при вывозе товаров, имеющих двойное назначение. Правовые основы такого контроля определяются в нескольких федеральных законах. Это ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и ФЗ "Об экспортном контроле".
Статья 190 УК РФ. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
Данная статья предусматривает ответственность за несоблюдение требований таможенного режима временного вывоза, используемого в отношении предметов, отнесенных к категории культурных ценностей (ст. 7 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"). Такого рода предметы (товары), как правило, вывозятся в качестве выставочных экспонатов либо в целях проведения научных исследований.
Статья 193 УК РФ. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
Эта норма (косвенно связанная с условиями и порядком перемещения товаров через таможенную границу РФ) прямо указывает на несоблюдение требований валютного законодательства о своевременном перечислении валютной выручки от внешнеторговых сделок на соответствующие счета в уполномоченные банки, с целью последующей продажи ее части на внутреннем рынке. И здесь идет речь о крупном размере невозвращенной суммы, под которым в данном контексте понимается сумма, превышающая пять миллионов рублей.
Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Важно подчеркнуть, что в этом случае также имеются в виду размеры неуплаченных сумм таможенных платежей, а именно, крупный (более пятисот тысяч рублей) и особо крупный (более одного миллиона пятисот тысяч рублей) размеры.
Уголовная ответственность может наступить лишь при неуплате той группы таможенных платежей, которая связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, и уплата которых служит обязательным условием такого перемещения. Данная группа платежей включает следующие их виды: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Иные платежи связаны с оказанием таможенными органами определенных услуг ( напр.таможенное сопровождение). Соответственно, что при неуплате данных платежей (таможенных сборов) единственной мерой ответственности, как негативного последствия несоблюдения существующих требований, будет отказ в предоставлении услуги по сопровождению транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем.
Понятие и структура таможенного дела
Основными актами, регулирующими таможенное дело, являются:
* Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17)
* Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Таможенное дело в РФ - совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ.
Из презентации: таможенное дело – это деятельность государства (союза государств) по обеспечению соблюдения установленных таможенных правил. Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и элементы таможенного дела.
В широком смысле к общему пониманию феномена «таможенное дело» могут быть отнесены институты и категории таможенного дела и права стран СНГ; 1. Понятие и структура таможенного дела
Основными актами, регулирующими таможенное дело, являются:
* Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17)
* Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Таможенное дело в РФ - совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ.
Из презентации: таможенное дело – это деятельность государства (союза государств) по обеспечению соблюдения установленных таможенных правил. Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и элементы таможенного дела.
В широком смысле к общему пониманию феномена «таможенное дело» могут быть отнесены институты и категории таможенного дела и права стран СНГ; основные понятия и институты международного таможенного права.
Что касается составных частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил и др.
Структура таможенного дела (по презентации):
* институт перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, состоящий из таможенных процедур и правил совершения таможенных операций;
* институт таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, состоящий из таможенного тарифа, таможенной стоимости, тарифных преференций, таможенной классификации товаров, страны происхождения товаров;
* институт таможенных платежей (таможенных налогов и сборов);
* институт нетарифного регулирования внешней торговли и применения мер защиты внутреннего рынка;
* институт таможенного контроля;
* валютного контроля за внешнеторговыми операциями;
* институт таможенной статистики и ведения ТН ВЭД ЕАЭС;
* институт юридической ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
* институт правоохранительной деятельности таможенных органов;
* институт обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;
* институт государственной службы в таможенных органах.
1. Понятие и структура таможенного дела
Основными актами, регулирующими таможенное дело, являются:
* Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17)
* Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Таможенное дело в РФ - совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ.
Из презентации: таможенное дело – это деятельность государства (союза государств) по обеспечению соблюдения установленных таможенных правил. Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и элементы таможенного дела.
В широком смысле к общему пониманию феномена «таможенное дело» могут быть отнесены институты и категории таможенного дела и права стран СНГ; основные понятия и институты международного таможенного права.
Что касается составных частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил и др.
Структура таможенного дела (по презентации):
* институт перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, состоящий из таможенных процедур и правил совершения таможенных операций;
* институт таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, состоящий из таможенного тарифа, таможенной стоимости, тарифных преференций, таможенной классификации товаров, страны происхождения товаров;
* институт таможенных платежей (таможенных налогов и сборов);
* институт нетарифного регулирования внешней торговли и применения мер защиты внутреннего рынка;
* институт таможенного контроля;
* валютного контроля за внешнеторговыми операциями;
* институт таможенной статистики и ведения ТН ВЭД ЕАЭС;
* институт юридической ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
* институт правоохранительной деятельности таможенных органов;
* институт обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;
* институт государственной службы в таможенных органах.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 212.