Двигатели постоянного тока в зависимости от способов их возбуждения, как уже отмечалось, делятся на двигатели с независимым, параллельным (шунтовым), последовательным (сериесным) и смешанным (компаундным) возбуждением.
Двигатели независимого возбуждения, рис.8,а, требуют два источника питания. Один из них необходим для питания обмотки якоря (выводы Я1 и Я2 ), а другой - для создания тока в обмотке возбуждения (выводы обмотки Ш1 и Ш2). Дополнительное сопротивление R д в цепи обмотки якоря необходимо для уменьшения пускового тока двигателя в момент его включения.
С независимым возбуждением выполняются в основном мощные электрические двигатели с целью более удобного и экономичного регулирования тока возбуждения. Сечение провода обмотки возбуждения определяется в зависимости от напряжения ее источника питания. Особенностью этих машин является независимость тока возбуждения, а соответственно и основного магнитного потока, от нагрузки на валу двигателя.
Двигатели с независимым возбуждением по своим характеристикам практически совпадают с двигателями параллельного возбуждения.
Двигатели параллельного возбуждения включаются в соответствии со схемой, показанной на рис.8,6. Зажимы Я1 и Я2 относятся к обмотке якоря, а зажимы Ш1 и Ш2 - к обмотке возбуждения (к шунтовой обмотке). Переменные сопротивления R д и Rв предназначены соответственно для изменения тока в обмотке якоря и в обмотке возбуждения. Обмотка возбуждения этого двигателя выполняется из большого количества витков медного провода сравнительно малого сечения и имеет значительное сопротивление. Это позволяет подключать ее на полное напряжение сети, указанное в паспортных данных.
Особенностью двигателей этого типа является то, что при их работе запрещается отсоединять обмотку возбуждения от якорной цепи. В противном случае при размыкании обмотки возбуждения в ней появится недопустимое значение ЭДС, которое может привести к выходу из строя двигателя и к поражению обслуживающего персонала. По той же причине нельзя размыкать обмотку возбуждения и при выключении двигателя, когда его вращение еще не прекратилось. •
С увеличением частоты вращения его следует уменьшать, а при достижении установившейся частоты вращения - вывести
Рис. 8. Виды возбуждения машин постоянного тока,
а - независимого возбуждения , б - параллельного возбуждения,
в - последовательного возбуждения, г - смешанного возбуждения.
ОВШ - обмотка возбуждения шунтовая, ОВС - обмотка возбуждения
сериесная,' ОВН — обмотка независимого возбуждения, Rд -
Долнительное сопротивление в цепи обмотки якоря, Rв- Дополнительное сопротивление в цепи обмотки возбуждения.
полностью. Отсутствие дополнительного сопротивления в обмотке якоря в момент пуска двигателя может привести к появлению большого пускового тока, превышающего номинальный ток якоря в 10...40 раз [1,2].
Важным свойством двигателя параллельного возбуждения служит' практически постоянная его частота вращения при изменении нагрузки на валу якоря. Так при изменении нагрузки от холостого хода до номинального значения частота вращения уменьшается всего лишь на (2.. 8)% [1,12].
Второй особенностью этих двигателей служит экономичное регулирование частоты вращения, при котором отношение наибольшей скорости к наименьшей может составлять 2:1, а при специальном исполнении двигателя - 6:1. Минимальная частота вращения ограничивается насыщением магнитной цепи, которое не позволяет уже увеличивать магнитный поток машины, а верхний предел частоты вращения определяется устойчивостью машины - при значительном ослаблении магнитного потока двигатель может пойти «вразнос» [1,3,4,6].
Двигатели последовательного возбуждения (сериесные) включаются по схеме, рис.8, в. Выводы С1 и С2 соответствуют сериесной (последовательной) обмотке возбуждения. Она выполняется из сравнительно малого числа витков в основном медного провода большого сечения. Обмотка возбуждения соединяется последовательно с обмоткой якоря. Дополнительное сопротивление Rд в цепи обмоток якоря и возбуждения позволяет уменьшить пусковой ток и производить регулирование частоты вращения двигателя. В момент включения двигателя оно должно иметь такую величину, при которой пусковой ток будет составлять (1,5...2,5) I н. После достижения двигателем установившейся частоты вращения дополнительное сопротивление Rд выводится, то есть устанавливается равным нулю.
Эти двигатели при пуске развивают большие пусковые моменты вращения и должны запускаться при нагрузке не менее 25% ее номинального значения. Включение двигателя при меньшей мощности на его валу и тем более в режиме холостого хода не допускается. В противном случае двигатель может развить недопустимо большие обороты, что вызовет выход его из строя [1,6,12 ]. Двигатели этого типа широко применяются в транспортных и подъемных механизмах, в которых необходимо изменять частоту врашения в широких пределах.
Двигатели смешанного возбуждения (компаундные), рис.8, г, занимают промежуточное положение ?» между двигателями параллельного и последовательного возбуждения. Большая принадлежность их к тому или другому виду зависит от соотношения частей основного потока возбуждения, создаваемых параллельной или последовательной обмотками возбуждения. В момент включения двигателя для уменьшения пускового тока в цепь обмотки якоря включается дополнительное сопротивление R д. Этот двигатель обладает хорошими тяговыми характеристиками и может работать в режиме холостого хода.
Прямое (безреостатаное) включение двигателей постоянного тока всех видов возбуждения допускается мощностью не более одного киловатта.
6. Обозначение машин постоянного тока.
В настоящее время наиболее широкое распространение получили машины постоянного тока общего назначения серии 2П и наиболее новой серии 4П. Кроме этих серий выпускаются двигатели для крановых, экскаваторных, металлургических и других приводов серии Д. Изготавливаются двигатели и специализированных серий [5,6,8].
Двигатели серий 2П и 4П подразделяются по оси вращения, как это принято для асинхронных двигателей переменного тока серии 4А. Машины серии 2П имеют 11 габаритов, отличающихся по высоте вращения оси от 90 до 315 мм. Диапазон мощностей машин этой серии составляет от 0,13 до 200 кВт для электрических двигателей и от 0,37 до 180 кВт для генераторов. Двигатели серий 2П и 4П рассчитываются на напряжение 110, 220, 340 и 440 В. Их номинальные частоты вращения составляют 750, 1000, 1500,2200 и 3000 об/мин.
Каждый из 11 габаритов машин серии 2П имеет станины двух Длин ( М и L ).
Электрические машины серии 4П имеют лучшие некоторые технико - экономические показатели по сравнению с серией 2П. 1 рудоемкость изготовления серии 4П по сравнению с 2П снижена в 2,5...3 раза.' При этом расход меди снижается на 25...30 %. По ряду конструктивных особенностей, в том числе по способу охлаждения, по защите от атмосферных воздействий, по использованию отдельных деталей и узлов машины серии 4П унифицированы с асинхронными двигателями серии 4А и АИ [10,11].
Обозначение машин постоянного тока (как генераторов, так и двигателей) представляется следующим образом:
ПХ1Х2ХЗХ4 ,
где 2П - серия машины постоянного тока;
XI - исполнение по типу защиты: Н - защищенное с самовентиляцией, Ф - защищенное с независимой вентиляцией, Б - закрытое с естественным охлаждением, О - закрытое с обдувом от постороннего вентилятора;
Х2 - высота оси вращения ( двухзначное или трехзначное число) в мм;
ХЗ - условная длина статора: М - первая, L - вторая, Г - с тахогенератором;
Х4 - климатическое исполнение и категория размещения: У - умеренный климат, Т - тропический климат.
В качестве примера можно привести обозначение двигателя 2ПН112МГУ - двигатель постоянного тока серии 2П, защищенного исполнения с самовентиляцией Н, 112 высота оси вращения в мм, первый размер статора М, укомплектован тахогенератором Г, используется для умеренного климата У.
По мощностям электрические машины постоянного тока условно могут быть подразделены на следующие группы [12]:
Микромашины ………………………...меньше 100 Вт,
Мелкие машины ………………………от 100 до 1000 Вт,
Машины малой мощности…………..от 1 до 10 кВт,
Машины средней мощности………..от 10 до 100 кВт,
Крупные машины……………………..от 100 до 1000 кВт,
Машины большой мощность……….более 1000 кВт.
По номинальным напряжениям электрические машины подразделяются условно следующим образом:
Низкого напряжения…………….меньше 100 В,
Среднего напряжения ………….от 100 до 1000 В,Высокого напряжения
По частоте вращения машины постоянного тока могут быть представлены как:
Тихоходные…………….менее 250 об/мин.,
Средней скорости………от 250 до 1000 об/мин.,
Быстроходные………….от 1000 до 3000 об/мин.
Сверхбыстроходные…..выше 3000 об/мин.
Задание и методика выполнения работы.
1.Изучить устройство и назначение отдельных частей электрических машин постоянного тока.
2.Определить выводы машины постоянного тока, относящиеся к обмотке якоря и к обмоке возбуждения.
Выводы, соответствующие той или иной обмотке, могут быть определены мегомметром, омметром или с помощью электрической лампочки. При использовании мегомметра один его конец присоединяется к одному из выводов обмоток, а другим поочередно касаются к остальным. Измеренное сопротивление, равное нулю, укажет на соответствие двух выводов одной обмотки.
3.Распознать по выводам обмотку якоря и обмотку возбуждения. Определить вид обмотки возбуждения (параллельного возбуждения или последовательного).
Этот опыт можно осуществить с помощью электрической лампочки, подключаемой последовательно с обмотками Постоянное напряжение следует подавать плавно, постепенно повышая его до указанного номинального значения в паспорте машины.
С учетом малого сопротивления якорной обмотки и обмотки последовательного возбуждения лампочка загорится ярко, а их сопротивления, измеренные мегомметром (или омметром) будут практически равны нулю.
Лампочка, соединенная последовательно с параллельной обмоткой возбуждения, будет гореть тускло. Значение сопротивления параллельной обмоткой возбуждения должно находиться в пределах 0,3...0,5 кОм [17].
Выводы якорной обмотки можно распознать путем присоединения одного конца мегомметра к щеткам, касаясь при этом другим его концом к выводам обмоток на щитке электрической машины.
Выводы обмоток электрической машины следует обозначить на изображенной в отчете условной этикетке выводов.
Измерить сопротивления обмоток и сопротивление изоляции. Сопротивление обмоток можно измерить по схеме амперметра и вольтметра. Сопротивление изоляции между обмотками и обмотками относительно корпуса проверяется мегомметром, рассчитанным на напряжение 1 кВ. Сопротивление изоляции между обмоткой якоря и обмоткой возбуждения и между ними и корпусом должно быть не ниже 0,5 МОм [17]. Данные замеров отобразить в отчете.
Изобразить условно в поперечном разрезе главные полюсы с обмоткой возбуждения и якорь с витками обмотки, находящимися под полюсами (подобно рис. 9). Самостоятельно принять направление тока в обмотках возбуждения и якоря. Указать при этих условиях направление вращения двигателя.
Рис. 9. Двухполюсная машина постоянного тока:
1 - станина; 2 -якорь; 3 - главные полюсы; 4 - обмотка возбуждения; 5 - полюсные наконечники; 6 - обмотка якоря; 7 - коллектор; Ф - основной магнитный поток; F - сила, действующая на проводники обмотки якоря.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1: Объяснить устройство и принцип действия двигателя и генератора постоянного тока.
2. Пояснить назначение коллектора машин постоянного тока.
3.Дать понятие полюсного деления и привести выражение для его определения.
4.Назвать основные виды обмоток, применяемых в машинах постоянного тока, и знать способы их выполнения.
5.Указать основные достоинства двигателей параллельного возбуждения.
6.Каковы конструктивные особенности обмотки параллельного возбуждения по сравнению с обмоткой последовательного возбуждения?
7.В чем особенность пуска двигателей постоянного тока последовательного возбуждения?
8.Сколько параллельных ветвей имеют простая волновая и простая петлевая обмотки машин постоянного тока?
9.Как обозначаются машины постоянного тока? Привести пример обозначения.
10.Какой величины допускается сопротивление изоляции между обмотками машин постоянного тока и между обмотками и корпусом?
11.Какой величины может достигнуть ток в момент пуска двигателя при отсутствии дополнительного сопротивления в цепи обмотки якоря?
12.Какой величины допускается пусковой ток двигателя?
13.В каких случаях допускается пуск двигателя постоянного тока без дополнительного сопротивления в цепи обмотки якоря?
14.За счет чего можно изменить ЭДС генератора независимого возбуждения?
15.Каково назначение дополнительных полюсов машины постоянного тока?
16.При каких нагрузках допускается включение двигателя последовательного возбуждения?
17.Чем определяется величина основного магнитного потока?
18.Написать выражения ЭДС генератора и момента вращения двигателя. Дать понятие входящих в них составляющих.
10
11 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Брускин, Д.Э. Электрические машины и микромашины: Учеб. для электротехн. спец. вузов/Д.Э. Брускин, А.Е. Зорохович, В.С. Хвостов.— 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Высш. шк., 1990. — 528 с. : ил.
2. Вольдек, А.И. Электрические машины. Учебник для студентов высш. техн. учебн. заведений. — 3-е изд., перераб. — Л.: Энергия, 1978. — 832 с. : ил.
3. Кацман, М.М. Справочник по электрическим машинам: Учеб. пособие для студ. образовав учреждений сред. проф. образования / Марк Михайлович Кацман. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 480 с.
4. В.И. Дьяков. Типовые расчеты по электрооборудованию
5. Электронный ресурс. Режим доступа: www.электродвигатель.net
6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://model.exponenta.ru/electro/0080.htm
7. 1. Копылов И.П. Электрические машины – М.: Высш.шк., Логос, 2000. 607 с.
8. Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины. – М.: Энергия, 1980. 970 с.
9. Токарев Б.Ф. Электрические машины. – М.: Энергоатомиздат, 1990. 670 с.
10. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/587287/
Дата: 2019-02-25, просмотров: 451.