а) Контроль усилий. В машиностроении часто встречается необходимость контроля усилий и крутящих моментов. С подобными задачами приходится встречаться при контроле всевозможных пружин, поршневых колец, моментов затяжки резьбовых сопряжений и т. п.
Во всех этих случаях контроль можно осуществить лишь при помощи различных контрольных приспособлений или соответствующих весов.
Обычным методом контроля усилий пружин и других упругих деталей является использование различных весов со специальными вспомогательными приспособлениями для установки деталей и их растяжения или сжатия до заданных размеров, при которых еле дует производить проверку усилия.
Конструкции подобных вспомогательных приспособлений, как правило, весьма просты и определяются в зависимости от форм и размеров проверяемых деталей, технических условий, заданных чертежами, и конструкций используемых весов.
В ряде случаев для проверки усилий целесообразнее оказывается проектирование специальных простых контрольных приспособлений,, построенных с использованием рычага с грузом, расположенным на заданном плече, или плоской пружины, преобразующей проверяемые усилия в линейные перемещения, регистрируемые любым измерительным устройством.
Моменты затяжки деталей резьбовых сопряжений должны контролироваться динамометрическими ключами [12], которые проектируются на принципе измерения величины линейной деформации упругих стальных пластин или проверки угла скручивания торсионного стержня.
б) Контроль герметичности стенок, сварных швов и мест спайки деталей. Для деталей, работающих под давлением, большое значение имеет полное выявление мелких трещин, пустот раковин, пористости металла.
Так как эти дефекты нельзя выявить внешним осмотром, то для подобных деталей в соответствии с техническими условиями, указанными в чертежах (см. гл. I), необходимо проектировать специальные контрольные приспособления.
Различают два основных метода испытания герметичности стенок деталей, выбор между которыми определяет конструкцию соответствующего контрольного приспособления:
а) испытание с заполнением полости проверяемой детали водой или, если этого требуют технические условия, эмульсией, керосином, маслом и т. п.;
б) испытание с заполнением полости проверяемой отливки воздухом и последующим смачиванием наружных ее стенок мыльным раствором воды или погружением детали в ванну с водой.
При первом методе дефекты детали выявляются по течи жидкости, каплеобразованию или «отпотеванию» (появлению влажного пятна в месте дефекта без каплеобразования).
При втором методе дефекты выявляют по пузырькам воздуха, проникающего в негерметичных местах.
Первый метод проще конструктивно для проектирования приспособлений и чаще применяется. Второй имеет то преимущество, что исключает смачивание внутренней полости детали.
При разработке конструкции контрольного приспособления для испытания детали на герметичность по любому из приведенных методов наиболее важным является предусмотреть возможность надежно заглушить различные отверстия детали с тем, чтобы исключить появление через них течи или воздушных пузырьков, которые могут ввести в заблуждение контролера, проводящего испытание. Для этой цели необходимо предусматривать всевозможные пробки, заглушки, резиновые прокладки и т. п. с ручными, эксцентриковыми, винтовыми, пневматическими или гидравлическими зажимами (в зависимости от необходимых усилий зажима и производительности приспособления).
Требуемое в соответствии с техническими условиями чертежа Давление при испытании должно обеспечиваться заводской магистралью сжатого воздуха, компрессорными установками, а при значительных давлениях специальными насосами (шестеренчатыми, плунжерными и др.).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.