Образ Божественного творения мира. Порядок творения мира и главные виды творения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образ Божественного творения мира [Левшенко]

Речь идет о том, каким образом Бог сотворил мир. Мы знаем – Словом Божиим:

«Верою познаем, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11, 3).

Иоанн Дамаскин пытается объяснить нам необъяснимое, потому что «словом Божиим сотворено» может быть понимаемо и как «сотворено Сыном Божиим» как Премудростью (мы Его называем Логос), и как некая совокупность идей, предвечно находящихся в разуме Божием. Но что это такое – нам понять не дано, да может быть, и не следует нам это понимать до того откровения, которое может быть каждому из нас.

Что означает «рече Бог: да будет… и бысть»? Так говорится о творении мира в книге Бытия в отношении всего, но что это значит – этого понять нам нельзя, потому что мы понимаем речение, словесное выражение нас самих, понимаем о словах, в уме нашем находящихся. Нам трудно себе представить, что такое было Слово Божие, когда мира не было совсем. Здесь вопрос очень трудный. Для нас, вероятно, это не случайное откровение, которое говорит как бы о словах в человеческом смысле («Рече Бог: да будет»). Всякий раз предупреждается о том, что словами нашими творится действительность, но не так, как это происходит в Боге. То, что мы ухитряемся создать вокруг себя, мы создаем нашим языком, нашим болтовней, нашим созданием самих идей. Все наши социальные устройства, наши беды, наши разного рода неурядицы как в личной жизни, так и в общественной, определяются тем, что мы все-таки что-то начинаем со слов. И этими словами определяем наше собственное будущее. Поэтому словам приходится придавать большое значение. Не зря говорится, что за всякое праздное слово человек даст ответ на Страшном суде, потому что это не просто праздное слово, а праздное слово, которое создает действительность. Мы знаем, что Матерь Божия дает согласие на рождение Сына Мессии именно словами. И не будь этих слов, не было бы и Боговоплощения. Так что слова имеют очень большое значение.

Побуждение и цель творения

Свв. Отцы считают, что побуждением для творения явилась благость Божия, которая желает, чтобы не только Бог пребывал в блаженстве, но и чтобы было осуществлено блаженство твари. Это и есть полнота Божества, которая изливается за край Его. Цели творения – блаженство твари и слава Божия. Эти две цели между собою совпадают, потому что слава Божия, прославление Бога одновременно означает участие в блаженстве того, кто Его прославляет.

Цитата из «Православного исповедования»:

«Должно веровать, что Бог, будучи Благ и Преблаг, хотя Сам в Себе Пресовершен и Преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости».

Иоанн Дамаскин:

«Благий и Всеблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благостям».

В Св. Писании это тоже выражено: «Небеса проповедают славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 2); «Прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия» (1 Кор. 6, 20).

«Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем» (Ин. 13, 31).

Совершенство творения

Совершенство творения означает, что сотворенное отвечает своему назначению, своим целям. Эти цели существуют у всего в нашем мире.

«И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело» (Быт. 1, 31).

«Всякое создание Божие добро» (1 Тим. 4, 4) – речь идет уже о падшем как бы мире. Поймем это так, как сказано: по природе своей все является добром, в том числе и падшие ангелы. Зло получилось от извращения пути, оно появляется из-за того, что тварь не отвечает своему назначению. Наоборот, зло употребляет назначение и идет совершенно в другую сторону, по своему свободному произволению, но по природе своей – добро. Значит, для падших есть возможность восстать. Правда, Откровение говорит здесь разное. Например, для укоренившихся во зле падших духов наступает такой момент, когда невозможно обращение к добру. Но для человека, пока он жив, как бы низко он ни пал, всегда есть возможность для обращения.

Это не самый лучший из миров, ибо «будет новое небо и новая земля, в нихже правда живет» (2 Пет. 3, 13).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 274.