Апофатические (онтологические) свойства Божии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эти свойства характеризуют совершенство Божественной природы, совершенство Божественного бытия. Но божественная природа абсолютна и человеческий язык, наш понятийный аппарат не способны выразить эту полноту Божественного совершенства. Поэтому говорить о совершенствах божественной природы можно только в отрицательных терминах.

Апофатические свойства – это свойства, получаемые путем отрицания недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию.

Если все существующее получило бытие от Творца, имеет начало во времени, ограничено в пространстве и изменяемо, то о Боге следует утверждать, что Он самобытен (не зависит ни от кого по бытию), вечен (не зависит от времени), вездесущ (не зависит от пространства), прост (несложен), неизмерим, неограничен, бесконечен, безначален, неизменен, непостижим и т.д. [Алипий]. Таким образом, онтологические свойства характеризуют совершенство Божественно природы, говорят о том, что Бог обладает полнотой бытия, абсолютной сущностью. К апофатическим свойствам относятся: Самобытность, Неизменяемость, Вечность, Неизмеримость и Вездеприсутствие.

Самобытность. Этим свойством за Богом отрицается ограниченность по началу и причине своего бытия [Давыденков]. Это свойство означает, что Бог независим по Своему бытию ни от кого. Невозможно указать никакой причины для Его существования. Он существует прежде всякой причины, ничто не предшествовало Ему [Алипий], но причину и необходимые условия Своего бытия имеет в Самом Себе. Т.е. Бог есть причина Самого Себя, causa sui, и о Нем можно только сказать, что Он всегда существует.

О Самобытности Бога свидетельствует Священное Писание:

«прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43, 10);

«Я есмь Сущий» (Исх. 3, 14), – возвещает Бог Моисею при купине, ибо «в Самом Себе (Он) сосредотачивает всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится», – поясняет свт. Григорий Богослов;

«как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5, 26);

«Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17, 25).

Неизменяемость. Этим свойством за божественной природой отрицаются постоянные видоизменения, которые являются признаком относительного несовершенства.

По существу, неизменяемость, как свойство, является следствием самобытности и означает, что Бог есть один и тот же и в существе Своем, и в Своих совершенствах, и в Своих определениях, не подлежит никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния в другое. Жизнь Бога есть всецелое выражение Его сущности, и всегда равна своему внутреннему содержанию.

В Священном Писании мы можем найти много свидетельств о неизменяемости Божества, например, из Ветхого Завета:

 «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться» (Числ. 23, 19);

 «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3, 6);

«Отца светов... нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17).

Когда мы говорим о неизменяемости Божества, возникает некоторая психологическая трудность, искушение мыслить Бога как некий статичный, застывший абсолют, как бы некий неподвижный кристалл. В действительности такое представление о Боге было бы крайне несовершенным и несоответствующим духу Священного Писания.

Священное Писание говорит, что Бог есть жизнь. Жизнь – одно из имен Божиих в Священном Писании. И Богу присущ динамизм жизни, но этот динамизм не может быть выражен посредством понятий «покоя» и «движения».

В произведении «О Божественных именах» (гл. 10), так говорится о неизменяемости Божества: «Он неизменен и неподвижен в движении, и, вечно двигаясь, Он остается в Самом Себе».

При. Максим Исповедник говорил о жизни Триединого Божества как о вечном движении любви. Поэтому, когда мы говорим о неизменяемости Божией, мы не можем представить себе, что это такое. Через этот термин мы выражаем ту мысль, что Бог через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не понижается и не упадает, не совершенствуется и не возрастает в Своем бытии.

От неизменяемости божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость. Внешняя изменяемость касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и миром, Богом и человеком. Эти отношения действительно могут изменяться.

Какие вопросы могут возникнуть относительно этого свойства существа Божия?

1) Не противоречит ли учению о неизменяемости существа Божия рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца? Очевидно, что не противоречит, поскольку и рождение и исхождение является предвечным, т. е. совершается в вечности. Ни рождение, ни исхождение не являются ни единократным актом, ни неким временным процессом. К тому же рождение и исхождение характеризуют не саму природу Божества, а отношения Божественных лиц, т. е. не природу, а способ ее существования.

2) Не противоречит ли Божественной неизменяемости Воплощение Сына Божия? Не противоречит, потому что согласно Оросу IV Вселенского Собора, соединение природ во Христе является неслиянным и неизменным, в Воплощении Божественная природа не изменяется, ничего нового не приобретает и ничего не теряет, но остается равной себе.

3) Не противоречит ли неизменяемости Божией творение мира и промышление о Нем? Нет, не противоречит. Священное Писание говорит, что мир сотворен по предвечному замыслу Божию.

«Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15, 18);

В Дан. 13, 42 сказано, что Бог есть «...знающий все прежде бытия его!»

Эта же мысль содержится в Сир. 23, 29: «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении».

4) Переменчивые чувства, которые приписывает Богу Священное Писание. В Священном Писании можно встретить такие выражения, как «воспламенился гнев Божий», или «Бог раскаялся» в Своих делах. Христианская экзегеза с древнейших времен считает подобные места Священного Писания повествующими о промыслительной деятельности Бога применительно к способностям человеческого восприятия. Такие выражения нужно толковать и понимать иносказательно.

Вечность. Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, оно означает, что Бог не зависит от условий времени как формы изменчивого бытия. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобное к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями временные изменения для Бога не существуют, для Него – все настоящее, Бог всецело присутствует в каждом моменте времени. Свойство вечности Бога тесно связано с неизменяемостью Его природы.

«от века Живущий» (Пс. 54, 20).

«Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты – Бог» (Пс. 89, 3).

«Ты Господи пребываешь во веки» (Плач. 5, 19).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 299.