Название и классификация образца
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хранитель – паттерн поведения объектов

Назначение

Не нарушая инкапсуляции, фиксирует и выносит за пределы объекта его внутреннее состояние так, чтобы позднее можно было восстановить в нем объект.

Известен также под именем

Token (лексема).

Memento : Мотивация

Иногда необходимо тем или иным способом зафиксировать внутреннее состояние объекта. Такая потребность возникает, например, при реализации контрольных точек и механизмов отката, позволяющих пользователю отменить пробную операцию или восстановить состояние после ошибки. Его необходимо где-то сохранить, чтобы позднее восстановить в нем объект. Но обычно объекты инкапсулируют всесвое состояние или хотя бы его часть, делая его недоступным для других объектов, так что сохранить состояние извне невозможно. Раскрытие же состояния явилось бы нарушением принципа инкапсуляции и поставило бы под угрозу надежность и расширяемость приложения.

Рассмотрим, например, графический редактор, который поддерживает связанность объектов. Пользователь может соединить два прямоугольника линией, и они останутся в таком положении при любых перемещениях. Редактор сам перерисовывает линию, сохраняя связанность конфигурации.

Система разрешения ограничений - хорошо известный способ поддержания связанности между объектами. Ее функции могут выполняться объектом класса ConstraintSolver, который регистрирует вновь создаваемые соединения и генерирует описывающие их математические уравнения. А когда пользователь каким-то образом модифицирует диаграмму, объект решает эти уравнения. Результаты вычислений объект ConstraintSolver использует для перерисовки графики так, чтобы были сохранены все соединения.

Поддержка отката операций в приложениях не так проста, как может показаться на первый взгляд. Очевидный способ откатить операцию перемещения - это сохранить расстояние между старым и новым положением, а затем переместить объект на такое же расстояние назад. Однако при этом не гарантируется, что все объекты окажутся там же, где находились. Предположим, что в способе расположения соединительной линии есть некоторая свобода. Тогда, переместив прямоугольник на прежнее место, мы можем не добиться желаемого эффекта.

Открытого интерфейса ConstraintSolver иногда не хватает для точного отката всех изменений смежных объектов. Механизм отката должен работать в тесном взаимодействии с ConstraintSolver для восстановления предыдущего состояния, но необходимо также позаботиться о том, чтобы внутренние детали ConstraintSolver не были доступны этому механизму.

Паттерн хранитель поможет решить данную проблему. Хранитель — это объект, в котором сохраняется внутреннее состояния другого объекта - хозяина хранителя. Для работы механизма отката нужно, чтобы хозяин предоставил хранитель, когда возникнет необходимость записать контрольную точку состояния хозяина. Только хозяину разрешено помещать в хранитель информацию и извлекать ее оттуда, для других объектов хранитель непрозрачен.

В примере графического редактора, который обсуждался выше, в роли хозяина может выступать объект ConstraintSolver. Процесс отката характеризуется такой последовательностью событий:

1. Редактор запрашивает хранитель у объекта ConstraintSolver в процессе выполнения операции перемещения.

2. ConstraintSolver создает и возвращает хранитель, в данном случае экземпляр класса SolverState..Хранитель SolverState содержит структурыданных, описывающие текущее состояние внутренних уравнений и переменных ConstraintSolver.

3. Позже, когда пользователь отменяет операцию перемещения, редактор возвращает SolverState объекту ConstraintSolver.

4. Основываясь на информации, которая хранится в объекте SolverState, ConstraintSolver изменяет свои внутренние структуры, возвращая уравнения и переменные в первоначальное состояние.

Такая организация позволяет объекту ConstraintSolver «знакомить» другие объекты с информацией, которая ему необходима для возврата в предыдущее состояние, не раскрывая в то же время свою структуру и представление.

Memento : применимость

Используйте паттерн хранитель, когда:

• Необходимо сохранить мгновенный снимок состояния объекта (или его части), чтобы впоследствии объект можно было восстановить в том же состоянии.

• Прямое получение этого состояния раскрывает детали реализации и нарушает инкапсуляцию объекта.

Memento : структура

Рисунок 40

Участники

Memento (SolverState) – хранитель - сохраняет внутреннее состояние объекта Originator. Объем сохраняемой информации может быть различным и определяется потребностями хозяина;
- запрещает доступ всем другим объектам, кроме хозяина. По существу, у хранителей есть два нтерфейса. «Посыльный» Caretaker «видит» лишь «узкий» интерфейс хранителя - он может только передавать хранителя другим объектам. Напротив, хозяину доступен «широкий» интерфейс, который обеспечивает доступ ко всем данным, необходимым для восстановления в прежнем состоянии. Идеальный вариант - когда только хозяину, создавшему хранитель, открыт доступ к внутреннему состоянию последнего.

Originator (ConstraintSolver) – хозяин - создает хранителя, содержащий снимок текущего внутреннего состояния и использует хранителя для восстановления внутреннего состояния.

Caretaker (механизм отката) – посыльный - отвечает за сохранение хранителя и не производит никаких операций над хранителем и не исследует его внутреннее содержимое.


Отношения

Посыльный запрашивает хранитель у хозяина, некоторое время держит его у себя, а затем возвращает хозяину. Иногда этого не происходит, так как последнему не нужно восстанавливать прежнее состояние. Хранители пассивны. Только хозяин, создавший хранитель, имеет доступ к информации о состоянии.

Memento : особенности

Сохранение границ инкапсуляции. Хранитель позволяет избежать раскрытия информации, которой должен распоряжаться только хозяин, но которую тем не менее необходимо хранить вне последнего. Этот паттерн экранирует объекты от потенциально сложного внутреннего устройства хозяина, не изменяя границы инкапсуляции.

Упрощение структуры хозяина. При других вариантах дизайна, направленного на сохранение границ инкапсуляции, хозяин хранит внутри себя версии внутреннего состояния, которое запрашивали клиенты. Таким образом, вся ответственность за управление памятью лежит на хозяине. При перекладывании заботы о запрошенном состоянии на клиентов упрощается структура хозяина, а клиентам дается возможность не информировать хозяина о том, что они закончили работу.

Значительные издержки при использовании хранителей. С хранителями могут быть связаны заметные издержки, если хозяин должен копировать большой объем информации для занесения в память хранителя или если клиенты создают и возвращают хранителей достаточно часто. Если плата за инкапсуляцию и восстановление состояния хозяина велика, то этот паттерн не всегда подходит (см. также обсуждение инкрементности в разделе «Реализация»).

Определение «узкого» и «широкого» интерфейсов. В некоторых языках сложно гарантировать, что только хозяин имеет доступ к состоянию хранителя.

Скрытая плата за содержание хранителя. Посыльный отвечает за удаление хранителя, однако не располагает информацией о том, какой объем информации о состоянии скрыт в нем. Поэтому нетребовательный к ресурсам посыльный может расходовать очень много памяти при работе с хранителем.

Паттерн Observer.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.