Якорно-швартовное устройство является одним из наиболее важных судовых устройств, обеспечивающих безопасность эксплуатации судна. Шпилевые и брашпильные устройства предназначены для выбирания и спуска якорей, для выполнения швартовных и других операций. Работа каждого шпилевого и брашпильного электропривода определяется величиной тягового усилия, скоростью выбирания якорной цепи или швартовного троса, длительностью рабочего периода.
С помощью якорно-швартовных механизмов выполняются следующие основные операции:
– отдача якоря (посредством электропривода, свободным травлением и свободным травлением с подтормаживанием тормозом звездочки);
– стоянка на якоре на тормозе цепной звездочки;
– съемка с якоря – подтягивание судна к якорю, отрыв и подъем якоря, втягивание якоря в клюз;
– одновременный подъем двух якорей (только для брашпилей) с половины расчетной глубины стоянки при неодновременном их отрыве от грунта;
– обеспечение швартовки судна при отжимном ветре 5 баллов.
Характерными особенностями электроприводов якорно-швартовных механизмов являются:
– кратковременный режим работы (20–40 мин); стандартная продолжительность одного цикла принята равной 30 мин;
– широкое изменение нагрузки на валу электродвига–200% номинальной);
– возможность стоянки двигателя под током (0,5–1,0 мин);
– частые пуски электродвигателя (до 120 пусков и торможений в течение часа) и возможные реверсы;
– суммарная продолжительность включения двигателя швартовного механизма за сутки 40–50 мин;
– необходимость саморегулирования частоты вращения электродвигателя при изменении момента сопротивления на его валу.
2. Требования к электроприводамякорно-швартовных механизмов
К электроприводам якорно-швартовных механизмов предъявляются следующие требования:
– возможность их использования при заданных условиях погоды и моря;
– надежность и безотказность в работе, в частности при колебаниях параметров питающей сети, установленных соответствующими правилами и нормами;
– возможность пуска в ход под полной нагрузкой;
– поддержание необходимого тягового усилия при малых скоростях выбирания цепи или троса вплоть до полной остановки;
– соразмерность максимального усилия тяги, развиваемого исполнительным электродвигателем, с прочностью цепи или троса;
– получение нормированных скоростей подъема якоря после отрыва от грунта, выбирания швартов и втягивания якоря в клюз;
– способность удержания якоря на весу в случае потери питания электроэнергией;
– обеспечение безопасного спуска якоря на заданную глубину;
– небольшие масса, габариты и стоимость установки;
– удобство и простота управления и обслуживания.
Все якорно-швартовные механизмы обычно выпускаются с электрооборудованием морского исполнения переменного тока 380 и 220 В частотой 50 Гц и постоянного тока 220 В.
Электродвигатели, командоконтроллеры, кулачковые контроллеры и другие элементы электрооборудования, устанавливаемые на палубе, должны быть водозащищенного исполнения; магнитные контроллеры, устанавливаемые в помещениях, должны быть брызгозащищенного исполнения.
Якорно-швартовные механизмы должны допускать возможность оборудования их устройствами для дистанционной (с мостика) отдачи якоря. Они также должны быть снабжены счетчиками длины вытравленной якорной цепи, допускающими установку дистанционных репитеров.
Якорно-швартовные механизмы оборудуются автоматическим тормозом на валу электродвигателя с устройством для ручного растормаживания. Тормоз предназначен для удерживания механизма от разворота при действии в цепи на звездочке (соединенной с приводом) статического усилия извне, величина которого составляет не менее 1,3–2,0 номинального. Для швартовных шпилей это усилие составляет 1,5 номинального тягового усилия шпиля.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 310.