Существенные влияния на организм человека оказывают изменения атмосферного давления в сторону повышения и понижения. Влияние повышенного давления связано с механическим и физико-химическим действием газовой среды. Оптимальная диффузия кислорода в кровь из газовой смеси в легких осуществляется при атмосферном давлении около 760 мм рт.ст.
Проникающий эффект при повышенном атмосферном давлении может привести к токсическому действию кислорода и индифферентных газов, повышение содержания которых в крови может вызывать наркотическую реакцию. При увеличении парциального давления кислорода в легкие более чем на 0,8 – 1,0 атм проявляется его токсическое действие – поражение легочной ткани, судороги.
Понижение давления оказывает на организм еще более выраженное действие. Значительное уменьшение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, а затем в альвеолярном воздухе, крови и тканях через несколько секунд приводит к потере сознания, а через 4 – 5 мин к гибели. Постепенное нарастание дефицита кислорода приводит к расстройству функций жизненно важных органов, затем к необратимым структурным изменениям и гибели организма. Понижение давления на значительных высотах, не связанное с недостатком кислорода – «высотная болезнь», вызывает в организме серьезные нарушения – высотный метеоризм (расширение газов в ЖКТ), выход газов из жидкостей и тканей, в которых они были растворены, и образование пузырьков газа в организме, например, азота. Пузырьки газа вызывают закупорку кровеносных сосудов. Она может быть плавной и взрывной. При постепенном снижении давления, применении скафандров, кислородных масок, герматизация кабин летательных аппаратов можно преодолеть или снизить воздействие пониженного атмосферного давления на организм.
Техногенные ЧС и их расследование.
1. транспортные:
- автомобильные;
- железнодорожные;
- авиационные;
- водные
- трубопроводные.
2. производственные
- опасные явления с высвобождением механической энергии (взрывы, разрушения конструкций и т.п.);
- опасные явления с высвобождением термической энергии (пожары);
- опасные явления с высвобождением химической энергии (выброс СДЯВ при производственной переработке);
- опасные явления с высвобождением радиационной энергии (утечка радиации с радиационных объектов);
- утечка с бактериальных объектов.
3. специфические:
- инфекционные заболевания (единичные и групповые случаи);
- эпидемии людей и животных;
- болезни растений.
4. социально-опасные
- военные конфликты;
- терроризм;
- общественные беспорядки;
- наркомания;
- алкоголизм.
С целью предупреждения ЧС при их возникновении обеспечение безопасности населения, уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством РФ постановлением к 1113 от 05.11.93г. была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Главная задача РСЧС — обеспечение безопасного проживания населения и защита его от поражающих факторов.
Задачи РСЧС:
1) разработка и реализация правовых и экологических норм, связанных с обеспечением безопасности;
2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС;
3) обеспечение готовности к действиям организации управления, сил и средств РСЧС;
4) сбор, обработка, обмен и выдача информации, касающейся защиты населения и территорий от ЧС;
5) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
6) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий;
7) ликвидация ЧС;
8) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:
1. федеральный;
2. региональный;
3. территориальный;
4. местный;
5. объектовый.
Координирующими органами РСЧС являются:
1. на федеральном уровне — межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии;
2. на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий ЧС;
3. на территориальном уровне — комиссии по территориальным ситуациям;
4. на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
5. на объектовом уровне — объектовые комиссии по ЧС.
Органами повседневного руководства РСЧС являются:
· пункты управления или центры управления, оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
· дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти.
В состав сил и средств входят:
Ú силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти на местах;
Ú аварийно-спасательные формирования;
Ú специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований;
Ú силы и средства ОВД.
Основные мероприятия при функционировании РСЧС:
1. В режиме повседневной деятельности:
v осуществление наблюдения и контроля за состоянием ОПС и обстановкой на опасных объектах;
v планирование и выполнение целевых научно-технических программ;
v совершенствование подготовки органов управления по ГО и ЧС;
v осуществление целевых видов страхования.
2. В режиме повышенной готовности:
v принятие непосредственного руководства соответствующих комиссий;
v усиление дежурно-диспетчерской службы;
v усиление наблюдения и контроля за состоянием ОПС.
3. В режиме ЧС:
v организация защиты населения;
v выдвижение оперативных групп в район ЧС;
v организация ликвидации ЧС;
v организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов.
Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и др.
Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня. В техногенной безопасности есть и другие общие черты неблагополучия: снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности, производственной и технологической дисциплины; распространены технологическая отсталость производства и низкие темпы внедрения безопасных технологий. Показатели риска возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах в России превышают показатели приемлемых рисков, достигнутых в мировой практике.
На территории страны функционирует более 45 тыс. опасных объектов. В их числе 3 600 объектов, имеющих значительные запасы аварийно химически опасных веществ (АХОВ), свыше 8 тысяч взрыво- и пожароопасных объектов, 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими установками, 113 исследовательских ядерных установок, 12 предприятий ядерного топливного цикла, 16 специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Все они представляют потенциальную опасность в случае возникновения на них аварий и катастроф, сопровождающихся выбросами АХОВ и радиоактивных веществ. Тяжесть последствий может усугубляться и тем, что на радиационно дестабилизированных территориях проживает 10 млн. человек, а на территориях возможного химического заражения — 60 млн. человек.
За год происходит около 220 тыс. пожаров, 70% которых приходится на непроизводственную сферу. Ежегодно во время пожаров погибает 12-16 тыс. человек. Величина потерь от пожаров превышает общий ущерб государства от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и является, по существу, безвозвратной. Урон от пожаров не только невосполним, но и требует еще больших затрат для восстановления уничтоженных материальных ценностей.
В стране эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов эксплуатируются без реконструкции более 50 лет и находятся в предаварийном состоянии.
В целом на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение 1 трансграничной, 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3 000 местных аварий и катастроф.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 235.