Основные пути совершенствования энергетического оборудования классических ТЭС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные пути совершенствования энергетического оборудования классических ТЭС

Мы уже знаем, что производство электроэнергии в России базируется на использовании классических ТЭС и ТЭЦ, работающих на органическом топливе. Несмотря на то, что в последние годы в России все шире вводятся ПТУ и ГТУ, классические ТЭС доминируют и еще долгие годы будут доминировать в теплоэнергетике России. Тем более это относится к ТЭС, работающим на твердом топливе, массовое использование для которых парогазовых технологий пока дело отдаленного будущего. Поэтому понимание тех резервов, которые пока еще не используются при создании и эксплуатации традиционных ТЭС, а также тенденций их развития представляется очень важным.

КПД нетто энергоблока как составной части ТЭС определяется соотношением:

 

где Nс.н/Nэ — доля собственных электрических нужд Nс.н; Nэ — мощность на зажимах электрогенератора; hк — КПД котла; hпту — КПД паротурбинной установки.

 

Доля собственных нужд энергоблоков и ТЭС с поперечными связями в среднем по России составляет 5,8 %, наибольшие значения соответствуют старым ТЭС на начальное давление 90 ат и энергоблокам, работающих на угле.

Экономичность котлов, работающих на газе, составляет 90—93 %, а малых котлов, работающих на твердом топливе может быть менее 80 %. Имеются отдельные ТЭС, на которых КПД котлов достигает 95—96 %.

Наименьшую экономичность имеют паротурбинные установки: их КПД не превышает 45 %. Это связано не с несовершенством оборудования, а с законами термодинамики: тепло конденсации пара, отработавшего в турбине и передаваемого охлаждающей воде в конденсаторе, составляет половину теплоты, поступившей в котле от топлива к рабочему пару.

Низкое значение КПД ПТУ и обусловливает эффективность его первоочередного повышения. Конечно, и уменьшение расхода электроэнергии на привод питательных, циркуляционных и конденсатных насосов, на систему маслоснабжения, охлаждения генераторов, и повышение КПД котла играет большую роль в экономии топлива, однако эффект от этого меньше, чем от повышения КПД ПТУ. Поэтому именно паротурбинной установке ниже уделяется основное внимание.

Основными потенциальными методами повышения экономичности ПТУ являются:

- аэродинамическое совершенствование паровой турбины;

- совершенствование термодинамического цикла, главным образом, путем повышения параметров пара, поступающего из котла, и снижения давления пара, отработавшего в турбине;

- совершенствование и оптимизация тепловой схемы и ее оборудования.

Примерные значения экономии топлива в ПТУ при использовании различных способов повышения КПД турбины

Таблица 10.1 Способ повышения КПД турбины Экономия топлива, % Проектирование проточной части с использованием трехмерной методики расчета 0,75 Использование улучшенных дозвуковых и трансзвуковых турбинных решеток 1,23 Оптимизация периферийного обвода сопловых и рабочих решеток 0,80 Увеличение числа гребней в уплотнениях ступеней 0,50 Использование регулируемых зазоров в уплотнениях 0,35 Организация направленных корневых межвенцовых протечек в ступенях дисковой конструкции 0,60 Использование закрученных сопловых и рабочих лопаток с переменным углом по вращению (трехмерные лопатки) 0,85 Оптимизация последней ступени ЦНД 0,15 Использование новых клапанных систем 0,20 Совершенствование внутреннего тракта турбины (входных, выходных диффузоров, переходных патрубков и т.д.) 0,22 Использование совершенных систем влагоудаления 0,05 Оптимизация регулирующей ступени 0,40 Всего 6,10

В табл. 10.1 приведены примерные значения экономии топлива в ПТУ при использовании различных способов повышения КПД турбины. Видно, что эта экономия может достигать 6 %, хотя на практике эти мероприятия в полной мере по разным причинам не реализованы ни в одной турбине западного и отечественного изготовления.

Основные пути совершенствования энергетического оборудования классических ТЭС

Мы уже знаем, что производство электроэнергии в России базируется на использовании классических ТЭС и ТЭЦ, работающих на органическом топливе. Несмотря на то, что в последние годы в России все шире вводятся ПТУ и ГТУ, классические ТЭС доминируют и еще долгие годы будут доминировать в теплоэнергетике России. Тем более это относится к ТЭС, работающим на твердом топливе, массовое использование для которых парогазовых технологий пока дело отдаленного будущего. Поэтому понимание тех резервов, которые пока еще не используются при создании и эксплуатации традиционных ТЭС, а также тенденций их развития представляется очень важным.

КПД нетто энергоблока как составной части ТЭС определяется соотношением:

 

где Nс.н/Nэ — доля собственных электрических нужд Nс.н; Nэ — мощность на зажимах электрогенератора; hк — КПД котла; hпту — КПД паротурбинной установки.

 

Доля собственных нужд энергоблоков и ТЭС с поперечными связями в среднем по России составляет 5,8 %, наибольшие значения соответствуют старым ТЭС на начальное давление 90 ат и энергоблокам, работающих на угле.

Экономичность котлов, работающих на газе, составляет 90—93 %, а малых котлов, работающих на твердом топливе может быть менее 80 %. Имеются отдельные ТЭС, на которых КПД котлов достигает 95—96 %.

Наименьшую экономичность имеют паротурбинные установки: их КПД не превышает 45 %. Это связано не с несовершенством оборудования, а с законами термодинамики: тепло конденсации пара, отработавшего в турбине и передаваемого охлаждающей воде в конденсаторе, составляет половину теплоты, поступившей в котле от топлива к рабочему пару.

Низкое значение КПД ПТУ и обусловливает эффективность его первоочередного повышения. Конечно, и уменьшение расхода электроэнергии на привод питательных, циркуляционных и конденсатных насосов, на систему маслоснабжения, охлаждения генераторов, и повышение КПД котла играет большую роль в экономии топлива, однако эффект от этого меньше, чем от повышения КПД ПТУ. Поэтому именно паротурбинной установке ниже уделяется основное внимание.

Основными потенциальными методами повышения экономичности ПТУ являются:

- аэродинамическое совершенствование паровой турбины;

- совершенствование термодинамического цикла, главным образом, путем повышения параметров пара, поступающего из котла, и снижения давления пара, отработавшего в турбине;

- совершенствование и оптимизация тепловой схемы и ее оборудования.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 268.