Стимулирование творческой активности учащихся начальных классов в процессе коллективной творческой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Стимулированиепроцесс и методы внешнего побуждения человека к тому или иному поведению, деятельности.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок в школе. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать сомнения, не соглашаться с учителем и, как результат, они зачастую психологически отвергаются учителем и сверстниками.

Одним из путей формирования творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учениками является создание атмосферы сотрудничества, когда интересы и усилия учащихся и учителя в решении познавательных задач объединяются, между ними устанавливаются деловые межличностные отношения.

Атмосфера в классе должна обеспечивать свободу выражения, вопросы и взаимодействие учащихся. Необходимо планирование учебных ситуаций, вопросов, дискуссий, когда дети знают, что их участие приветствуется и ценится.

Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление различных точек зрения позволяет учащимся развивать свою творческую активность в условиях позитивного познавательного конфликта.

Еще одним важным моментом формирования межличностных отношений и проявления творческой активности ребят является поощрение и обучение детей ведению дискуссий и споров. С одной стороны, это позволяет развивать логическое мышление, с другой – обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, критически, самостоятельно мыслить, овладеть умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, позиции, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями других. Важно правильно организовать дискуссию с тем, чтобы дать возможность попробовать свои силы, как активным школьникам, так и детям робким, застенчивым, с неустойчивой или заниженной самооценкой. Когда ребенок видит, что соображения, точки зрения, утверждения его и его товарищей внимательно, серьезно рассматриваются, он по-новому переживает свои успехи и успехи одноклассников, стремимся максимально раскрыть свои творческие возможности. [2, с.76]

Выводы по главе 1

«Дети должны жить в мире красоты, игры, фантазии, сказки, музыки, рисунка, творчества»

Василий Александрович Сухомлинский

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Если он будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено.

Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявить творческую активность даже при неудаче.

С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Превращение ценностей культуры, социума в ценности личности есть процесс воспитания. Какие же качества имеют значение, вес в реальной жизненной практике?

Наше время — время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем — эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира.

К сожалению, в современных образовательных программах остается ведущим подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний. Обучение носит репродуктивный характер, сводится к запоминанию и воспроизведению определенных действий, информации, способов решения заданий. А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей воспитанников.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.

Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях в детском саду по изобразительной деятельности, музыкальной, на занятиях познавательного цикла, при организации наблюдений детей за окружающей жизнью. Развитие на специально организованных занятиях способов «вслушивании» в образный мир искусства, в звуки краски природного и предметного мира – это и есть путь, по которому развивается творчество. Большую роль в развитии творческой личности Сухомлинский отводил педагогу. «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, - считает выдающийся педагог, - перенесите из огонька своего творчества, хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, - ничего не получится».

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагогов – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Именно об этом будет идти речь во второй главе. [5, с. 171]

Глава 2. Современные образовательные технологии, как стимулирование творческой активности учащихся во внеурочной деятельности.

2.1. Технология творчества как базис системы образования.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»

Ковалёв А.Г.

Работая с детьми младшего школьного возраста и наблюдая за их общеобразовательным развитием, невольно сталкиваешься с проблемой: кто-то сразу большими шагами идёт вперёд в своём развитии, а кто-то долго не может сдвинуться с места. Почему так происходит? Может одни наделены от рождения гипертрофированными способностями, и они самостоятельно могут достичь результатов, недоступных для других детей ни при каких условиях обучения? Неужели других детей природа обделила какими-то важными качествами и они не в силах справиться даже с минимумом школьной программы?

К сожалению, природа не наградила человека вообще никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. Но ещё советская педагогика утверждала, что нет людей ни к чему не способных. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. Поэтому каждый ребёнок способен достичь выдающихся результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцветания его одарённости. Ведь какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут.

Однако задатки и способности к определённой деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. Поэтому очень рискованно развивать ребёнка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к какому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.

Полагаю, что ребёнка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослого.

Целенаправленно и в массовом масштабе способствовать развитию широкого спектра способностей детей может и должна начальная школа. Чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста. На мой взгляд, наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности.

Чтобы учитель смог работать над развитием творческой активности каждого ребёнка в классе, ему необходимо чётко знать психологические особенности детей данного возраста, уметь наблюдать, владеть методами диагностики. Кроме того важна личность самого педагога, который должен быть сам креативным человеком, т.к. креативный человек более привлекателен в общении. А разве не на общении с ребятами строится работа учителя?

Креативность – способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Это те самые творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продукт его деятельности.

Только творчество учителя порождает творческую активность его воспитанников.

Принято считать, что креативный потенциал ребёнка значительно выше, чем у взрослого, но наличие творческого потенциала, тем не менее, не гарантирует реальных творческих достижений в будущем. Именно поэтому необходимо: стимулировать мотивацию учеников к творчеству; создавать условия для «запуска» процесса дивергентного (интуитивного, разнонаправленного) мышления и интеграции логического и интуитивного мышления; создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового – творческий процесс, в каких бы видах деятельности он не происходил.

В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных областях и экономических системах.

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Развитие творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно, что это развитие не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Но все же глядя на современные уроки, уже можно заметить новые технологии, которые специально направлены на развитие у детей творческой активности. Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки ему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя.[3. с.45]

Все дети обладают природной способностью к творчеству, процесс детского творчества является глубоко преобразующим, поскольку в качестве движущего начала всякого творчества можно рассматривать стремление к самовыражению ребёнка. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Ведь сформированность и уровень развития самостоятельности, творческой активности учеников является важнейшим условием системного и глубокого усвоения ими образовательных и специальных знаний и умений, их актуализации в практической деятельности. И поэтому я считаю своей задачей – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и практические способности. В недалеком будущем ребёнок на моих уроках будет рассматриваться как активный участник процесса познания а не как объект, пассивно воспринимающий информацию. Уроки развивающие в детях любовь к творчеству - это уроки жизни. Они дают учащимся необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

Поэтому каждому современному учителю нужно стараться вести своих воспитанников дорогой истины, добра и красоты в мир удивительных открытий, полагаясь на творческий опыт, интуитивные решения. Современный учитель должен обладать педагогической культурой, глубокой эрудицией, заниматься самосовершенствованием, уважать личность ученика. И только в такой атмосфере сотворчества можно давать детям качественное образование. Неотъемлемой задачей также является создание условий и обеспечение успешного творческого развития каждого ученика через его практическую деятельность.[1,с. 20]

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.