РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Тема «Разработать технологию проблемного обучения для проведения практических занятий по дисциплине учебная практика «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» для студентов ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»

 

 

Выполнил

студент гр. мЗИПа -203 ______________________ С.А.Токарев

Проверил

доцент, канд. пед. наук ______________________ Н.В.Бородина

 

Екатеринбург 2018

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...…....3

1 Анализ структуры и содержания учебной дисциплины. Определение  объекта для проектирования…………………………………………….......4

2 Конкретизация целей обучения…………………………………………….8

3 Теоретические основы проектируемой педагогической технологи…… 11

4 Характеристики проектируемой педагогической технологии……….. 19

Заключение …………………………………………………………………...20

Список использованных источников ……………………………………………...22

     

Приложение 1 ……………………………………………………………………...23

 


Введение

Целью контрольной работы является проработка начального этапа проектирования педагогической технологии обучения при проведении практических занятий по учебной практике дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства» для студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Задачами контрольной работы являются:

1. Определить связь с курсовой работой.

2. Провести анализ структуры и содержания учебной дисциплины.

3. Определить объект проектирования.

4. Провести конкретизацию целей обучения.

5. Привести теоретические основы проектируемой педагогической технологии.

6. Охарактеризовать проектируемую педагогическую технологию.

Данная контрольная работа является первым, начальным этапом проектирования педагогической технологии обучения, разрабатываемой в рамках выполнения курсовой работы по дисциплине «Педагогические технологии в инженерном образовании».

Тема курсовой работы: Разработать  технологию проблемного обучения для проведения практических занятий по учебной практике дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» для студентов ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса». Спроектировать комплект учебных элементов.


1 Анализ структуры и содержания учебной дисциплины. Определение объекта для проектирования

Структура и содержание учебной дисциплины представлена в таблице 1.

 

таблица 1 Структура и содержание учебной дисциплины

Наименование дисциплины Учебная практика дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства»
Цель дисциплины направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций закреплённых ФГОС СПО по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", а также приобретение практического опыта по выполнению технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
Задачи дисциплины должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими способность: - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. - Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. - Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.  
Число часов выделяемых на дисциплину: максимальная нагрузка 72 часа, из них 72 часов обязательной нагрузки из них: практические занятия 72 часа;  

 

В таблице 2 представлена структура и содержание разделов учебной практики дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства»

Таблица 2 Структура и содержание разделов учебной практики дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства»

 

Код и наименование профессиональных модулей и тем учебной практики     Содержание учебных занятий   Объем часов Уровень освоения
  Учебная практика (ТО и ремонт ТС) Содержание 72  

 

 

 

 

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Пост технического обслуживания автомобилей. Диагностика и прогнозирование остаточного ресурса машин 6

 

 

2-3

2.Диагностирование и техническое обслуживания двигателя. Определение остаточного ресурса. 6
3. Техническое обслуживание и ремонт Кривошипно-шатунного механизма 6
4. Техническое обслуживание и ремонт механизма газораспределения 6
5. Техническое обслуживание и ремонт систем охлаждения и смазки 6
6. Техническое обслуживание и ремонт системы питания карбюраторного двигателя 6
7. Техническое обслуживание и ремонт системы питания дизельного двигателя 6
8. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии 6
9. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части 6
10. Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления 6
11. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы 6
12. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования. Подведение итогов. 6

                                      

Объектом для проектирования педагогической технологии является учебная практика дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства».

 

2 Конкретизация целей обучения

 

В результате прохождения учебной практики дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства» студент должен уметь проводить работы по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма, а также систем питания, охлаждения, смазки, зажигания, рулевого управления, ходовой части, трансмиссии и тормозной системы.

Анализ содержания каждой темы раздела с позиции достижения указанных когнитивных целей представлены в таблице 3.

Таблица 3 Конкретизация целей раздела

Темы раздела дисциплины

Категории целей

Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Пост технического обслуживания автомобилей. Диагностика и прогнозирование остаточного ресурса машин + + +
2.Диагностирование и техническое обслуживания двигателя. Определение остаточного ресурса. + + + +
3. Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма + + + + +
4. Техническое обслуживание и ремонт механизма газораспределения + + + + +
5. Техническое обслуживание и ремонт систем охлаждения и смазки + + + +
6. Техническое обслуживание и ремонт системы питания карбюраторного двигателя + + +
7. Техническое обслуживание и ремонт системы питания дизельного двигателя + + + +
8. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии + + +
9. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части + + +
10. Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления + + + +
11. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы + + + +
12. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования. Подведение итогов. + + + +

2) Конкретизация целей изучения темы раздела.

Конкретизация целей изучения темы раздела выполняется в терминах наблюдаемых действий обучаемых.

Конкретизацию целей изучения темы раздела выполнены в два этапа.

1 этап. Выделение единиц содержания темы (например, определения, понятия, математический аппарат, конструкции изделий, решение задач и т.п.) и соотнесение их с категориями целей в когнитивной области. Результаты этого этапа представлены в таблице 4.

2 этап. Формулировка целей изучения каждой выделенной единицы содержания в терминах наблюдаемых действий обучаемого

 

Таблица 4 Конкретизация целей изучения темы раздела Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма (КШМ)

Содержание темы дисциплины

Категории целей

Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
Проведение работ по периодическому техническому обслуживанию кривошипно- шатунному механизму: · Ежедневное обслуживание КШМ · Сезонное обслуживание КШМ · Техническое обслуживание -1 КШМ · Техническое обслуживание -2 КШМ   + + + + + + + + + + + + +
Определение неисправностей и их причин кривошипно-шатунного механизма: · Диагностика состояния цилиндро-поршневой группы · Диагностика состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала   + + + + + + + + + +
Устранение неисправностей кривошипно-шатунного механизма: · Шлифовка цилиндров двигателя под определенный ремонтный размер · Шлифовка коренных и шатунных шеек коленчатого вал под определенный ремонтный размер   + + + + + + + + + +

.

 

Таксономия целей изучения темы «Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма» 

1. Проводить работы по периодическому техническому обслуживанию кривошипно-шатунного механизма (КШМ).

2. Диагностировать кривошипно-шатунный механизм двигателя путем практического измерения размерных параметров деталей кривошипно-шатунного механизма (поршень, цилиндр, коренные шейки коленчатого вала, шатунные шейки коленчатого вала)

3. Выявлять причинно-следственные связи возникновения неисправностей кривошипно-шатунного механизма.

4. Применять оборудование и инструмент для устранения неисправностей кривошипно-шатунного механизма.

5. Проводить  сборочных работы кривошипно-шатунного механизма в соответствии с технологической картой разборо-сборочных работ.
3 Теоретические основы проектируемой педагогической технологии

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педегоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А.Каменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.А.Дистервет и др.)

В ХХ столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим » (1909) американский философ , психолог, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение проблем.

Во втором издании указанной книги (1933) Дж. Дьюи обосновывает психологические механизмы способности решать проблемы. Он утверждает, что в основе способностей учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Овладеть коллективным мышлением может не каждый, - пишет Дьюи, - более того – не каждого можно научить этому ». По Дьюи, мысль индивида движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы:

· Принимаются во внимание все возможные решения или предложения;

· Индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить;

· Предложения используются, как гипотезы. Определяющие наблюдение и сбор фактов

· Проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов;

· Проводится практическая или воображаемая проверка правильных или выдвинутых гипотез

Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брюнера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.

Ключевой для ученого является проблема структуры знаний, включающая по его мнению, все необходимые элементы системы знаний и определяющая направление развития ученика.

В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х гг. ХХ в. Так виднейшие дидакты М.А.Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения

· Вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия

· Эпизодически знакомить учащихся с методами науки;

· Развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий

Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И.Махмутов: проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целепологания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Итак, проблемное обучение это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация, которая имеет свою функциональную характеристику .В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно- иллюстративного обучения. [1]

 Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

- развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников;

- формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приёмов или отдельных способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);

- формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности учащегося и зависит от учёта характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками.

Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путём решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредованным) критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвёртой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных. работ, требующих как актуализации ранее приобретённых, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в её формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

Шестая особенность состоит в динамичности проблемного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов). Эта особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путём на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений окружающего мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучаемых, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником её возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом. При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью преподавателя) определения понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят), или же, наконец, художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют).

При формулировании проблемы из неё логически вытекает проблемная ситуация или проблемные ситуации. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обусловливает начало мышления, активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблем.

Проблемная ситуация включает в себя три компонента:

а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия;

б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации;

в) возможности учащихся при выполнении поставленного задания (в анализе условия и открытии тайны неизвестного).

  При этом следует знать, что не слишком трудное, среднее по уровню трудности задание не вызовет проблемной ситуации. Из проблемной ситуации вытекают проблемные задачи

Проблемная задача – это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем (лектором) или выявленными и сформулированными кем-либо из обучаемых (студентов), в силу этого получившую ограниченное поле поиска (в отличие от объективно возникающей перед человеком жизненной проблемы) и ставшую доступной для решения всеми обучаемыми (студентами).

Проблемный вопрос – это учебный вопрос, входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т.п. Вопросительные слова «кто», «что», «когда», «где», «сколько», «какой» всегда требуют ответа на основе памяти, поэтому проблемными не являются.

Исходя из описанной типологии проблемных ситуаций, М.И. Махмутов намечает десять способов их создания:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся в мастерской, лаборатории и т.д.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьированные задачи, переформулировка вопроса.

 

 

4  Характеристики проектируемой педагогической технологии

 

Изучив теоретические основы педагогической технологии, были определены ее характеристики.

Перечень характеристик проектируемой педагогической технологии приведен в таблице 5.

№ п/п Группы характеристик Характеристика педагогической технологии
1 Приоритетные дидактические функции Формирование и развитие профессиональных качеств
2 Вид и способ предъявления учебного материала Комплекты ситуаций, задач упражнений
3 Характер обратной связи Когнитивная - по мере познания
4 Форма организации познавательной деятельности Фронтальная
5 Вид учебной деятельности Эвристическая

 

 


Заключение

Рассматривая проблемное обучение как фактор интеллектуального развития учащихся, я изучил и проанализировал психологопедагогическую и методическую литературу по интересующим вопросам. В своей работе я опиралась на труды М.И.Махмутова, И.Я. Лернера, А.М.Матюшкина, Н.М. Мочаловой и других авторов. Исходя из анализа литературы, я постарался раскрыть сущность проблемного обучения, рассмотреть возможность интеллектуального развития в условиях проблемного обучения, его организацию и руководство в процессе обучения. Раскрывая эти вопросы, я пришел к выводу, что проблемное обучение - фактор интеллектуального развития учащихся. На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед учащимися проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. В педагогической литературе на сегодня едва ли можно найти негативные отзывы о проблемном обучении. И причина этого не в том, что это столь высокоэффективная методика, а в том, что, во-первых, практикой пока не выявлено существенных проблем в самом проблемном обучении, а, во-вторых, оставаясь на периферии педагогической практики, проблемное обучение пока не вступило в острейшую конкурентную борьбу с другими педагогическими концепциями.

В процессе работы над контрольной работой были выполнены следующие задачи:

1. Определена связь с курсовой работой.

2. Проведен анализ структуры и содержания учебной дисциплины.

3. Определен объект проектирования.

4. Проведена конкретизация целей обучения.

5. Приведены теоретические основы проектируемой педагогической технологии.

6. Охарактеризована проектируемая педагогическая технология.

В связи с этим можно сделать вывод, что цель начального этапа проектирования педагогической технологии обучения – достигнута.


 

Список использованных источников

 

1. М.В. Буланова-Топоркова и др. Педагогические технологии / Под ред.В.С. Кукушина, М., Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2010. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учеб.пособие для студ.учреждений высш. проф. образования / А.П.Панфилова.- 4-е изд. –М.: Изд. центр «Академия», 2013.

3. Педагогические технологии дистанционного обучения; Учеб. пособие для вузов: Е.С. Полат [и др]: ред.Е.С. Полат. – М.: Академия. 2006.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: 1994.

5.  Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика,1972. - С. 156

6. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика,1975.-367 с.

7. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко // Школьные технологии. - 2006.- № 2.- С. 61-65.

8. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд.2-е, испр. и доп./ С.И. Брызгалова. - Калининград: Калинингр. ун-т, 1998. - 91 с.

 


Приложение 1

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

зам. директора по НМР

____________ И.Ю. Лебединец

«___» августа 20___г.

 







Специальность

Г.

 

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям, № 383 от 22 апреля 2014 года.

23.02.03  Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта       техник

код    наименование специальности                                                                             специальность

 

Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО УрТАТиС

Разработчики:

Сергей Александрович Токарев старший мастер производственного обучения УрТАТиС

Леонид Анатольевич Стахеев мастер производственного обучения УрТАТиС

Андрей Леонидович Намятов мастер производственного обучения УрТАТиС

 

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________ от «____»__________20__ г.

 



ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в части освоения квалификаций:

техник и основных видов профессиональной деятельности (ВПД):

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (автотранспорта).

Организация деятельности коллектива исполнителей.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

профессиональный цикл, профессиональный модуль ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Выпускник, освоивший ППССЗ, должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

OK 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Тематический план учебной практики

Код ПК Код и наименование профессиональных модулей Коли-чество часов по ПМ Виды работ Наименования тем учебной практики Количе- ство часов по темам
1 2 3 4 5 6
ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта     144 • выполнение ремонта деталей автомобиля с использованием диагностических приборов и технологического оборудования; • снятие и установка агрегатов и узлов автомобиля; • выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей; • определение неисправностей и объем работ по их устранению и ремонту, составление дефектной ведомости; • определение способов и средств ремонта; • использование специального инструмента, приборов, оборудования; Тема 1.1 Учебная практика (Диагностика ТС)   Тема 1.2 Учебная практика (Устройство автомобиля)   Тема 1.3 Учебная практика (ТО и ремонт ТС)   36     36   72    

Всего часов

144

 

 

Содержание учебной практики

Код и наименование профессиональных модулей и тем учебной практики     Содержание учебных занятий   Объем часов Уровень освоения
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта   144  
Виды работ: • выполнение ремонта деталей автомобиля с использованием диагностических приборов и технологического оборудования; • снятие и установка агрегатов и узлов автомобиля; • выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей; • определение неисправностей и объем работ по их устранению и ремонту, составление дефектной ведомости; • определение способов и средств ремонта; • использование специального инструмента, приборов, оборудования;      
Тема 1.1 Учебная практика (Диагностика ТС) Содержание 36

 

2-3

 

  1. Охрана труда и пожарная безопасность. Диагностика технического состояния трансмиссии и колес..  
2.Диагностика технического состояния двигателя и его систем.  
3. Диагностика технического состояния тормозных систем.  
4. Диагностика технического состояния рулевого управления.  
5. Диагностика технического состояния световых приборов и световой сигнализации.  
6. Диагностика технического состояния прочих элементов конструкции. Подведение итогов.  
Тема 1.2 Учебная практика (Устройство автомобиля) Содержание 36  

 

1. Кривошипно-шатунный механизм. Механизм газораспределения  

 

 

2-3

2. Система охлаждения. Система смазки  
3. Система питания карбюраторного двигателя. Система питания газобаллонного автомобиля. Система питания дизельного двигателя.  
4. Электрооборудование. Источники тока. Система пуска. Стартер. Приборы контрольно- измерительные, освещения и сигнализации. Система зажигания. Средства облегчающие пуск двигателя при низких температурах.  
5. Общая схема трансмиссии. Сцепление. Коробка передач. Раздаточная коробка. Карданная передача. Ведущие мосты. Ходовая часть. Механизмы подвески  
6. Рулевое управление Тормозные системы. Кабина. Платформа. Дополнительное оборудование. Подведение итогов.  
  Тема 1.3 Учебная практика (ТО и ремонт ТС) Содержание 72  

 

 

 

 

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Пост технического обслуживания автомобилей. Диагностика и прогнозирование остаточного ресурса машин  

 

 

2-3

2.Диагностирование и техническое обслуживания двигателя. Определение остаточного ресурса.  
3. Техническое обслуживание и ремонт Кривошипно-шатунного механизма  
4. Техническое обслуживание и ремонт механизма газораспределения  
5. Техническое обслуживание и ремонт систем охлаждения и смазки  
6. Техническое обслуживание и ремонт системы питания карбюраторного двигателя  
7. Техническое обслуживание и ремонт системы питания дизельного двигателя  
8. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии  
9. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части  
10. Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления  
11. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы  
12. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования. Подведение итогов.  
                                                                                 Всего часов: 144  


Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие:

кабинетов

- устройства автомобилей;

лабораторий

- технических измерений;

- электрооборудования автомобилей;

- технического обслуживания и ремонта автомобилей;

мастерских

- слесарная мастерская;

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Устройства автомобилей:

- столы, стулья, классная доска;

- комплект деталей, инструментов, приспособлений;

- комплект бланков технологической документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (по устройству автомобилей).

Технические средства обучения:

- мультимедийные средства;

- лицензионное программное обеспечение профессионального назначения;

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

- верстаки слесарные одноместные с подъемными тисками;

- станки: настольно-сверлильные, вертикально – сверлильный, фрезерный, точильный двухсторонний, заточной;

- тиски слесарные параллельные;

- набор слесарных инструментов;

- инструмент измерительный, поверочный и разметочный;

- наковальня;

- заготовки для выполнения слесарных работ;

- огнетушитель

- альбом плакатов слесарно-сборочных работ.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:

1. Технических измерений:

Лабораторные стенды: виды измерений, измерительные преобразователи, элементы САУ, транзисторы, транзисторные схемы усилителей и генераторов.

2. Электрооборудования автомобилей:

Система электроснабжения, система зажигания и пуска двигателя, контрольно - измерительные приборы, система освещения и световой сигнализации, дополнительное оборудование, общая схема электрооборудования.

3. Технического обслуживания и ремонта автомобилей:

Ванна для слива масла из картера двигателя, ванна для слива масла из корпусов задних мостов; ванна моечная передвижная; подставка ростовая; стол монтажный; стол дефектовщика; домкрат гидравлический; станок сверлильный; станок точильный двухсторонний; шприц для промывки деталей.

Ручной измерительный инструмент: Приспособления и приборы для разборки и сборки двигателя, для снятия установки поршневых колец; устройство для притирки клапанов, зарядное устройство; оборудование, приборы, приспособления для ремонта электрооборудования автомобилей.

Автомобиль с карбюраторным двигателем легковой; двигатель автомобильный карбюраторный с навесным оборудованием;

Комплекты: сборочных единиц и агрегатов систем двигателей автомобилей (кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм и т.д.); 

Приборы электрооборудования автомобилей; комплект сборочных единиц и деталей колесных тормозов с гидравлическим приводом; сборочных единиц и деталей колесных тормозов с пневматическим приводом; сцепление автомобиля в сборе (различных марок) коробка передач автомобиля (различных марок; раздаточная коробка; мост передний, задний (различных марок); сборочных единиц и агрегатов ходовой части автомобиля; сборочных единиц и агрегатов рулевого управления автомобиля.

 

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

Наименование рабочего места Оборудование Инструмент, оснащение, приспособления
Электроцех Стенд по проверке стартеров, генераторов, свечей. Набор гаечных ключей, отвёрток, контролька.
Моторный цех Стенды для разборки двигателя, стенд обкатки. Набор гаечных ключей, головок, электросталь, съёмники.
ТО-1 Нагнетатели, шприц. Набор гаечных ключей, шприц.
ТО-2 Смотровая яма, домкраты, козелки, съёмники. Набор гаечных ключей, воротки, электросталь, козловой кран.
Агрегатный цех Электрооборудование, система питания, трансмиссия, стенды. Набор гаечных ключей, торцевые головки, отвёртки.
Шиномонтаж Компрессор, вулканизаторы, стенд по разборке и накачке колёс. Сырая резина, наждачная бумага, наждак, гайковёрт, монтажные лопатки.
Медницкий цех Стенд по проверке герметичности радиаторов. Инструмент для пайки.
Кузнечный цех Стенд по восстановлению рессор. Пресс, кузнечный горн, ванна для закалки

Отечественные журналы

«Мастер-автомеханик», htpp://avtomeh.panor.ru/;

«Автомир»;

«За рулем».

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин: охрана труда, электротехника, материаловедение. Виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, определяют содержание его образовательной программы, разработанной образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

Образовательное учреждение обязано:

- обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

- обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

- формировать социокультурную среду, создавая условия для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию вспомогательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

- предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, анализа производственных ситуаций, психологических тренингов в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающегося составляет 36 академических часов в неделю.

Реализация программы профессионального модуля должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечному фонду. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. Предусматриваются практики: учебная и производственная практики.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках данного профессионального модуля. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. Формы проведения консультаций – групповые и индивидуальные.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация образовательной программы профессионального модуля должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Мастера производственного обучения должны иметь квалификацию слесаря по ремонту автомобилей 5-6 разряда.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального модуля. Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения учебной практики в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме зачета на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходила практика.

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы. Диагностирование автомобиля, его агрегатов и систем с использование приборов и оборудования и в соответствии с нормативно-технической документацией и с соблюдением требований охраны труда

Экспертная оценка выполнения практического задания

Выполнять работы по различным видам технического обслуживания. Выполнение работ по различным видам технического обслуживания транспортных средств в соответствии с нормативно-технической документацией и с соблюдением требований охраны труда
Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности. Разбор и сбор узлов автомобиля, устранение мелких неисправностей автомобиля в соответствии с технической документацией и с соблюдением требований охраны труда
Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию. Оформление отчетной документации по техническому обслуживанию в соответствии с нормативными документами.

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.

 

Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике, внеаудиторной самостоятельной работе.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы - демонстрация способности анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач - нахождение и использование  информации для эффективного выполнения профессиональных задач. Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике, внеаудиторной самостоятельной работе.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике, внеаудиторной самостоятельной работе.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике, внеаудиторной самостоятельной работе.

 

Разработчик:      

ГБОУ СПО СО УрТАТиС                                               

Сергей Александрович Токарев старший мастер производственного обучения

Андрей Леонидович Намятов мастер производственного обучения

Леонид Анатольевич Стахеев мастер производственного обучения

 

Эксперты:

 _________________________                                       ___________________                      _________________________

(место работы)                                                         (занимаемая должность)                                          (инициалы, фамилия)

 


 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Тема «Разработать технологию проблемного обучения для проведения практических занятий по дисциплине учебная практика «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» для студентов ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»

 

 

Выполнил

студент гр. мЗИПа -203 ______________________ С.А.Токарев

Проверил

доцент, канд. пед. наук ______________________ Н.В.Бородина

 

Екатеринбург 2018

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...…....3

1 Анализ структуры и содержания учебной дисциплины. Определение  объекта для проектирования…………………………………………….......4

2 Конкретизация целей обучения…………………………………………….8

3 Теоретические основы проектируемой педагогической технологи…… 11

4 Характеристики проектируемой педагогической технологии……….. 19

Заключение …………………………………………………………………...20

Список использованных источников ……………………………………………...22

     

Приложение 1 ……………………………………………………………………...23

 


Введение

Целью контрольной работы является проработка начального этапа проектирования педагогической технологии обучения при проведении практических занятий по учебной практике дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства» для студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Задачами контрольной работы являются:

1. Определить связь с курсовой работой.

2. Провести анализ структуры и содержания учебной дисциплины.

3. Определить объект проектирования.

4. Провести конкретизацию целей обучения.

5. Привести теоретические основы проектируемой педагогической технологии.

6. Охарактеризовать проектируемую педагогическую технологию.

Данная контрольная работа является первым, начальным этапом проектирования педагогической технологии обучения, разрабатываемой в рамках выполнения курсовой работы по дисциплине «Педагогические технологии в инженерном образовании».

Тема курсовой работы: Разработать  технологию проблемного обучения для проведения практических занятий по учебной практике дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» для студентов ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса». Спроектировать комплект учебных элементов.


1 Анализ структуры и содержания учебной дисциплины. Определение объекта для проектирования

Структура и содержание учебной дисциплины представлена в таблице 1.

 

таблица 1 Структура и содержание учебной дисциплины

Наименование дисциплины Учебная практика дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства»
Цель дисциплины направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций закреплённых ФГОС СПО по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", а также приобретение практического опыта по выполнению технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
Задачи дисциплины должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими способность: - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. - Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. - Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.  
Число часов выделяемых на дисциплину: максимальная нагрузка 72 часа, из них 72 часов обязательной нагрузки из них: практические занятия 72 часа;  

 

В таблице 2 представлена структура и содержание разделов учебной практики дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства»

Таблица 2 Структура и содержание разделов учебной практики дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства»

 

Код и наименование профессиональных модулей и тем учебной практики     Содержание учебных занятий   Объем часов Уровень освоения
  Учебная практика (ТО и ремонт ТС) Содержание 72  

 

 

 

 

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Пост технического обслуживания автомобилей. Диагностика и прогнозирование остаточного ресурса машин 6

 

 

2-3

2.Диагностирование и техническое обслуживания двигателя. Определение остаточного ресурса. 6
3. Техническое обслуживание и ремонт Кривошипно-шатунного механизма 6
4. Техническое обслуживание и ремонт механизма газораспределения 6
5. Техническое обслуживание и ремонт систем охлаждения и смазки 6
6. Техническое обслуживание и ремонт системы питания карбюраторного двигателя 6
7. Техническое обслуживание и ремонт системы питания дизельного двигателя 6
8. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии 6
9. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части 6
10. Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления 6
11. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы 6
12. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования. Подведение итогов. 6

                                      

Объектом для проектирования педагогической технологии является учебная практика дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства».

 

2 Конкретизация целей обучения

 

В результате прохождения учебной практики дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт транспортного средства» студент должен уметь проводить работы по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма, а также систем питания, охлаждения, смазки, зажигания, рулевого управления, ходовой части, трансмиссии и тормозной системы.

Анализ содержания каждой темы раздела с позиции достижения указанных когнитивных целей представлены в таблице 3.

Таблица 3 Конкретизация целей раздела

Темы раздела дисциплины

Категории целей

Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Пост технического обслуживания автомобилей. Диагностика и прогнозирование остаточного ресурса машин + + +
2.Диагностирование и техническое обслуживания двигателя. Определение остаточного ресурса. + + + +
3. Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма + + + + +
4. Техническое обслуживание и ремонт механизма газораспределения + + + + +
5. Техническое обслуживание и ремонт систем охлаждения и смазки + + + +
6. Техническое обслуживание и ремонт системы питания карбюраторного двигателя + + +
7. Техническое обслуживание и ремонт системы питания дизельного двигателя + + + +
8. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии + + +
9. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части + + +
10. Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления + + + +
11. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы + + + +
12. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования. Подведение итогов. + + + +

2) Конкретизация целей изучения темы раздела.

Конкретизация целей изучения темы раздела выполняется в терминах наблюдаемых действий обучаемых.

Конкретизацию целей изучения темы раздела выполнены в два этапа.

1 этап. Выделение единиц содержания темы (например, определения, понятия, математический аппарат, конструкции изделий, решение задач и т.п.) и соотнесение их с категориями целей в когнитивной области. Результаты этого этапа представлены в таблице 4.

2 этап. Формулировка целей изучения каждой выделенной единицы содержания в терминах наблюдаемых действий обучаемого

 

Таблица 4 Конкретизация целей изучения темы раздела Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма (КШМ)

Содержание темы дисциплины

Категории целей

Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
Проведение работ по периодическому техническому обслуживанию кривошипно- шатунному механизму: · Ежедневное обслуживание КШМ · Сезонное обслуживание КШМ · Техническое обслуживание -1 КШМ · Техническое обслуживание -2 КШМ   + + + + + + + + + + + + +
Определение неисправностей и их причин кривошипно-шатунного механизма: · Диагностика состояния цилиндро-поршневой группы · Диагностика состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала   + + + + + + + + + +
Устранение неисправностей кривошипно-шатунного механизма: · Шлифовка цилиндров двигателя под определенный ремонтный размер · Шлифовка коренных и шатунных шеек коленчатого вал под определенный ремонтный размер   + + + + + + + + + +

.

 

Таксономия целей изучения темы «Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма» 

1. Проводить работы по периодическому техническому обслуживанию кривошипно-шатунного механизма (КШМ).

2. Диагностировать кривошипно-шатунный механизм двигателя путем практического измерения размерных параметров деталей кривошипно-шатунного механизма (поршень, цилиндр, коренные шейки коленчатого вала, шатунные шейки коленчатого вала)

3. Выявлять причинно-следственные связи возникновения неисправностей кривошипно-шатунного механизма.

4. Применять оборудование и инструмент для устранения неисправностей кривошипно-шатунного механизма.

5. Проводить  сборочных работы кривошипно-шатунного механизма в соответствии с технологической картой разборо-сборочных работ.
3 Теоретические основы проектируемой педагогической технологии

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педегоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А.Каменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.А.Дистервет и др.)

В ХХ столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим » (1909) американский философ , психолог, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение проблем.

Во втором издании указанной книги (1933) Дж. Дьюи обосновывает психологические механизмы способности решать проблемы. Он утверждает, что в основе способностей учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Овладеть коллективным мышлением может не каждый, - пишет Дьюи, - более того – не каждого можно научить этому ». По Дьюи, мысль индивида движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы:

· Принимаются во внимание все возможные решения или предложения;

· Индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить;

· Предложения используются, как гипотезы. Определяющие наблюдение и сбор фактов

· Проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов;

· Проводится практическая или воображаемая проверка правильных или выдвинутых гипотез

Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брюнера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.

Ключевой для ученого является проблема структуры знаний, включающая по его мнению, все необходимые элементы системы знаний и определяющая направление развития ученика.

В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х гг. ХХ в. Так виднейшие дидакты М.А.Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения

· Вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия

· Эпизодически знакомить учащихся с методами науки;

· Развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий

Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И.Махмутов: проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целепологания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Итак, проблемное обучение это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация, которая имеет свою функциональную характеристику .В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно- иллюстративного обучения. [1]

 Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

- развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников;

- формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приёмов или отдельных способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);

- формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности учащегося и зависит от учёта характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками.

Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путём решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредованным) критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвёртой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных. работ, требующих как актуализации ранее приобретённых, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в её формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

Шестая особенность состоит в динамичности проблемного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов). Эта особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путём на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений окружающего мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучаемых, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником её возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом. При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью преподавателя) определения понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят), или же, наконец, художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют).

При формулировании проблемы из неё логически вытекает проблемная ситуация или проблемные ситуации. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обусловливает начало мышления, активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблем.

Проблемная ситуация включает в себя три компонента:

а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия;

б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации;

в) возможности учащихся при выполнении поставленного задания (в анализе условия и открытии тайны неизвестного).

  При этом следует знать, что не слишком трудное, среднее по уровню трудности задание не вызовет проблемной ситуации. Из проблемной ситуации вытекают проблемные задачи

Проблемная задача – это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем (лектором) или выявленными и сформулированными кем-либо из обучаемых (студентов), в силу этого получившую ограниченное поле поиска (в отличие от объективно возникающей перед человеком жизненной проблемы) и ставшую доступной для решения всеми обучаемыми (студентами).

Проблемный вопрос – это учебный вопрос, входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т.п. Вопросительные слова «кто», «что», «когда», «где», «сколько», «какой» всегда требуют ответа на основе памяти, поэтому проблемными не являются.

Исходя из описанной типологии проблемных ситуаций, М.И. Махмутов намечает десять способов их создания:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся в мастерской, лаборатории и т.д.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьированные задачи, переформулировка вопроса.

 

 

4  Характеристики проектируемой педагогической технологии

 

Изучив теоретические основы педагогической технологии, были определены ее характеристики.

Перечень характеристик проектируемой педагогической технологии приведен в таблице 5.

№ п/п Группы характеристик Характеристика педагогической технологии
1 Приоритетные дидактические функции Формирование и развитие профессиональных качеств
2 Вид и способ предъявления учебного материала Комплекты ситуаций, задач упражнений
3 Характер обратной связи Когнитивная - по мере познания
4 Форма организации познавательной деятельности Фронтальная
5 Вид учебной деятельности Эвристическая

 

 


Заключение

Рассматривая проблемное обучение как фактор интеллектуального развития учащихся, я изучил и проанализировал психологопедагогическую и методическую литературу по интересующим вопросам. В своей работе я опиралась на труды М.И.Махмутова, И.Я. Лернера, А.М.Матюшкина, Н.М. Мочаловой и других авторов. Исходя из анализа литературы, я постарался раскрыть сущность проблемного обучения, рассмотреть возможность интеллектуального развития в условиях проблемного обучения, его организацию и руководство в процессе обучения. Раскрывая эти вопросы, я пришел к выводу, что проблемное обучение - фактор интеллектуального развития учащихся. На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед учащимися проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. В педагогической литературе на сегодня едва ли можно найти негативные отзывы о проблемном обучении. И причина этого не в том, что это столь высокоэффективная методика, а в том, что, во-первых, практикой пока не выявлено существенных проблем в самом проблемном обучении, а, во-вторых, оставаясь на периферии педагогической практики, проблемное обучение пока не вступило в острейшую конкурентную борьбу с другими педагогическими концепциями.

В процессе работы над контрольной работой были выполнены следующие задачи:

1. Определена связь с курсовой работой.

2. Проведен анализ структуры и содержания учебной дисциплины.

3. Определен объект проектирования.

4. Проведена конкретизация целей обучения.

5. Приведены теоретические основы проектируемой педагогической технологии.

6. Охарактеризована проектируемая педагогическая технология.

В связи с этим можно сделать вывод, что цель начального этапа проектирования педагогической технологии обучения – достигнута.


 

Список использованных источников

 

1. М.В. Буланова-Топоркова и др. Педагогические технологии / Под ред.В.С. Кукушина, М., Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2010. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учеб.пособие для студ.учреждений высш. проф. образования / А.П.Панфилова.- 4-е изд. –М.: Изд. центр «Академия», 2013.

3. Педагогические технологии дистанционного обучения; Учеб. пособие для вузов: Е.С. Полат [и др]: ред.Е.С. Полат. – М.: Академия. 2006.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: 1994.

5.  Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика,1972. - С. 156

6. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика,1975.-367 с.

7. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко // Школьные технологии. - 2006.- № 2.- С. 61-65.

8. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд.2-е, испр. и доп./ С.И. Брызгалова. - Калининград: Калинингр. ун-т, 1998. - 91 с.

 


Приложение 1

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

зам. директора по НМР

____________ И.Ю. Лебединец

«___» августа 20___г.

 







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Дата: 2019-02-25, просмотров: 188.