Тема 9. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ориентирами для деятельности любого предприятия является его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства.

Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления и реализации продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях на определенный период.

Производственная программа включает следующие основные разделы:

«План по производству продукции предприятия»

«План выпуска продукции на экспорт»

«План по повышению качества продукции»

«План реализации продукции»

При формировании производственной программы необходимо ориентироваться на потенциальные и фактические возможности предприятия по производству продукции, т.е. на производственную мощность. При разработке производственной программы учитываются потребности регионального и мирового рынков, общая рыночная ситуация, состояние конкурирующих предприятий и отраслей.

В качестве исходных данных при разработке производственной программы используют:

– уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции;

– результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;

– данные по спросу на продукцию предприятия;

– сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;

– сведения о долях продукции предприятия в общем объеме ее выпуска на рынке за предыдущий период по уровням качества;

– сведения об объеме реализации продукции предприятия за предыдущий период по месяцам (кварталам);

– расчеты производственной мощности предприятия;

– прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;

– решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.

Рассмотрим содержание основных разделов производственной программы.

План по производству продукции предприятия.

При подготовке плана производства обычно рассчитывают объем производства каждой товарной позиции в натуральном выражении, который определяется по формуле:

N пр. = N пост. – О н.скл . + О к.скл . + N вн .

где N пр. – объем поставки изделия в натуральном выражении;

 О н.скл . и Ок.скл .  – остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода; При этом остатки готовой продукции на складе на начало планового периода рассчитываются на основании фактических остатков изделий на момент расчета, а также прогноза их производства и отгрузки с момента расчета до начала планового периода. Остатки готовой продукции на складе на конец планового периода устанавливаются в зависимости от прогноза сбыта продукции в следующем плановом периоде.

   N вн . – количество изделий для внутреннего потребления.

План производства продукции в стоимостном выражении определяется в показателях валовой, товарной и чистой продукции.

Товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера).

Валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы.

Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений.

Также в рамках производственного плана предусматривают задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям экономики и населения, морально устаревшей, с указанием конкретных сроков замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.

План выпуска продукции на экспорт.

В случае наличия у предприятия зарубежных клиентов, в этом плане необходимо представить показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.

План по повышению качества продукции.

Здесь отражают показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой развития производства. Качество продукции предприятия по своим технико-экономическим показателям должно отвечать принятым стандартам на всех стадиях проектирования и изготовления продукта.

План реализации (сбыта) продукции.

В этом плане Вы должны отразить динамику реализации продукции конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетинговых исследований.

Реализованная продукция - это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

Объем реализованной продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону, а также продукции и работ для своего капитального строительства и непромышленных хозяйств, находящемся на балансе предприятия.

При расчете реализуемой продукции учитывают остатки нереализованной продукции и их изменение на начало и конец планируемого периода. Остаток нереализованной продукции к началу периода состоит из:

– остатка готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках;

– товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты;

– товаров отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями;

– товаров на ответственном хранении у покупателей.

При подготовке плана сбыта определяют расчетный объем продаж продукции в стоимостном выражении (выручку-нетто от реализации) по формуле:

V р = (Зуп + Пцел) / Рм ,

где Зуп – сумма условно-постоянных расходов организации в плановом периоде;

П цел – целевая прибыль, достаточная для нормального функционирования организации и обеспечивающая удовлетворение ее потребностей;
Р м – маржинальная рентабельность, т.е. доля маржинального дохода в стоимости продукции.

Маржинальный доход на единицу изделия определяется как разница между ценой и переменными (прямыми) затратами. Если организация выпускает один вид продукции, маржинальная рентабельность определяется как отношение маржинального дохода на единицу продукции к цене. Если организация выпускает несколько видов продукции, то маржинальная рентабельность при заданной структуре продукции рассчитывается по формуле:

Рм = ∑ Pmi Yi ,

где Pmi – маржинальная рентабельность i-го вида продукции;

Yi – удельный вес i-го вида продукции в выручке от реализации.

В качестве критериев определения оптимальности производственной программы чаще всего применяется максимум прибыли, получаемой на единицу изделия и критический объем продаж – минимально необходимый объем производства (продаж) изделия, обеспечивающий его безубыточность (т.н. "точка безубыточности").

Сформировать производственную программу, обеспечивающую предприятию максимальную прибыль, можно по следующему алгоритму:

Рассчитать величину маржинального дохода на единицу продукции по каждому виду.

Проранжировать продукцию в порядке убывания маржинального дохода. Порядок расположения изделий будет соответствовать их приоритетности для включения в производственную программу.

Разработка программы должна сопровождаться расчетами загрузки производственного оборудования и площадей. Первое изделие включается в производственную программу в полном объеме и рассчитывается неиспользованный остаток по существующим производственным мощностям. Затем включается следующее по приоритету изделие и т.д. до тех пор, пока имеющийся ресурс производственных мощностей не будет исчерпан.

Необходимо учесть, что итоговая программа, как правило, должна быть несколько ниже производственной мощности. Резервирование позволит обеспечить полное и своевременное выполнение обязательств по поставке продукции при сбоях в производстве.

В отдельных случаях лимитирующими факторами для оптимизации производственной программы могут оказаться недостаток квалифицированных кадров, слабый уровень НИР и ОКР, морально устаревшее оборудование или ограничения по закупкам материалов и комплектующих для различных видов изделий. В этих случаях программа должна быть проверена на потребность в дефицитных видах ресурсов.

Производственная программа предприятия зависит от производственной мощности, которая напрямую влияет на объем выпускаемой продукции.

Производственная мощность это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при пол­ном использовании производственного оборудования и площа­дей, с учетом применения передовой технологии, улучшения ор­ганизации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.

Производственная мощность измеряется, как правило, готовой продукцией, выраженной в натуральных единицах, используемых в производственной программе (тоннах, штуках, киловатт-часах).

Производственная мощность рассчитывается по всей номенкла­туре выпускаемой продукции, т.е. по каждому виду отдельно. Одно­временно с расчетом производственной мощности в натуральных показателях ее можно определять также и в стоимостном выраже­нии как по видам продукции, так и по товарной продукции в со­поставимых ценах по предприятию в целом.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрега­тов, т.е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосре­доточена преобладающая часть оборудования. В черной металлур­гии это доменные, мартеновские, сталеплавильные печи или цехи, в цветной — электролизные ванны, в текстильной — прядильное и ткацкое производство, в машиностроении — механические и сбо­рочные цехи.

При разработке производственной мощности может оказаться, что отдельные производства (вспомогательные и даже основные) отстают от ведущих. В таких случаях разрабатываются организаци­онно-технические мероприятия по ликвидации узких мест. К таким мероприятиям относятся:

• перераспределение мест между исполнителями;

• увеличение сменности работы;

• внедрение научной организации труда;

• перераспределение оборудования между цехами;

• углубление специализации и кооперирования;

• улучшение технической оснащенности производства и мо­дернизация;

• пополнение парка оборудования.

Производственная мощность подвергается различным измене­ниям: если в начальный период она определяется проектной мощ­ностью, то после ее освоения различные факторы могут как увели­чивать ее, так и уменьшать. Поэтому при планировании производ­ства требуется учет всех этих изменений. Производственная мощ­ность имеет несколько видов:

входная — это мощность на начало года, показывающая ка­кими производственными возможностями располагает предприятие
в начале планового периода;

выходная — это мощность на конец года. Она определяется
суммированием входной и вводимой мощностей за вычетом выбы­вающей;

проектная мощность — по проекту строительства, реконструкции и расширения предприятия.

В качестве основного показателя определяется среднегодовая –производственная мощность, которой предприятие располагает в среднем за год. Она определяется по формуле

 

 

где Мн – мощность на начало года (входная);

Мввод – мощность, введенная в течение года;

Мликв – мощность, ликвидированная в течение года;

п1 – время с момента ввода в действие до конца года, полных мес.;

п2 – время с момента выбытия до конца года, полных мес.

Основные элементы для расчета производственной мощности:

• состав оборудования и его количество по видам;

• прогрессивные нормы использования каждого вида оборудования;

• номенклатура, ассортимент продукции и ее трудоемкость;

• фонд времени работы оборудования;

• производственные площади основных цехов предприятия.

Расчет ведется по формуле (в натуральных единицах измерения)

 

 

где п – число единиц (ведущего) оборудования;

Фр – действительный (рабочий) фонд времени работы единицы

оборудования, ч;

Нт – норма трудоемкости обработки изделия, ч.

Производственная мощность предприятия не постоянна. По мере использования новой техники, внедрения прогрессивной тех­нологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства, повышения квалифи­кации работающих, улучшения организации производства и труда производственные мощности меняются. Поэтому они ежегодно пе­ресматриваются и для увязки планируемых объемов производства с необходимыми производственными мощностями на предприятиях разрабатываются балансы производственных мощностей.

Уровень использования производственной мощности измеряется двумя показателями:


• коэффициентом фактического (планового) использования про­изводственной мощности (Ки.м):

 

где  В — количество фактически выработанной продукции предприя­тием в течение года в натуральных или стоимостных единицах измерения;

Мср. г — среднегодовая мощность;

 


• коэффициентом загрузки оборудования (выявляется излишнее или недостающее оборудование) (Кзагр.об):

 

где Фф.ф — фактически используемый фонд времени всего оборудо­вания или его групп, станкочасов;

Фпл.ф — располагаемый, плано­вый фонд времени того же оборудования, станкочасов.

 

Прирост объема ∆ V продукции в результате улучшения исполь­зования мощности можно определить так:

 

где V – достигнутый годовой объем выпуска продукции;

К фи.м. – фактический коэффициент использования среднегодовой производственной мощности;

К при.м. –  проектный   коэффициент  использования  среднегодовой производственной мощности.






Дата: 2019-02-25, просмотров: 258.