Ориентирами для деятельности любого предприятия является его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства.
Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления и реализации продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях на определенный период.
Производственная программа включает следующие основные разделы:
«План по производству продукции предприятия»
«План выпуска продукции на экспорт»
«План по повышению качества продукции»
«План реализации продукции»
При формировании производственной программы необходимо ориентироваться на потенциальные и фактические возможности предприятия по производству продукции, т.е. на производственную мощность. При разработке производственной программы учитываются потребности регионального и мирового рынков, общая рыночная ситуация, состояние конкурирующих предприятий и отраслей.
В качестве исходных данных при разработке производственной программы используют:
– уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции;
– результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;
– данные по спросу на продукцию предприятия;
– сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;
– сведения о долях продукции предприятия в общем объеме ее выпуска на рынке за предыдущий период по уровням качества;
– сведения об объеме реализации продукции предприятия за предыдущий период по месяцам (кварталам);
– расчеты производственной мощности предприятия;
– прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;
– решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.
Рассмотрим содержание основных разделов производственной программы.
План по производству продукции предприятия.
При подготовке плана производства обычно рассчитывают объем производства каждой товарной позиции в натуральном выражении, который определяется по формуле:
N пр. = N пост. – О н.скл . + О к.скл . + N вн .
где N пр. – объем поставки изделия в натуральном выражении;
О н.скл . и Ок.скл . – остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода; При этом остатки готовой продукции на складе на начало планового периода рассчитываются на основании фактических остатков изделий на момент расчета, а также прогноза их производства и отгрузки с момента расчета до начала планового периода. Остатки готовой продукции на складе на конец планового периода устанавливаются в зависимости от прогноза сбыта продукции в следующем плановом периоде.
N вн . – количество изделий для внутреннего потребления.
План производства продукции в стоимостном выражении определяется в показателях валовой, товарной и чистой продукции.
Товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера).
Валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы.
Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений.
Также в рамках производственного плана предусматривают задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям экономики и населения, морально устаревшей, с указанием конкретных сроков замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.
План выпуска продукции на экспорт.
В случае наличия у предприятия зарубежных клиентов, в этом плане необходимо представить показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.
План по повышению качества продукции.
Здесь отражают показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой развития производства. Качество продукции предприятия по своим технико-экономическим показателям должно отвечать принятым стандартам на всех стадиях проектирования и изготовления продукта.
План реализации (сбыта) продукции.
В этом плане Вы должны отразить динамику реализации продукции конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетинговых исследований.
Реализованная продукция - это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.
Объем реализованной продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону, а также продукции и работ для своего капитального строительства и непромышленных хозяйств, находящемся на балансе предприятия.
При расчете реализуемой продукции учитывают остатки нереализованной продукции и их изменение на начало и конец планируемого периода. Остаток нереализованной продукции к началу периода состоит из:
– остатка готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках;
– товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты;
– товаров отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями;
– товаров на ответственном хранении у покупателей.
При подготовке плана сбыта определяют расчетный объем продаж продукции в стоимостном выражении (выручку-нетто от реализации) по формуле:
V р = (Зуп + Пцел) / Рм ,
где Зуп – сумма условно-постоянных расходов организации в плановом периоде;
П цел – целевая прибыль, достаточная для нормального функционирования организации и обеспечивающая удовлетворение ее потребностей;
Р м – маржинальная рентабельность, т.е. доля маржинального дохода в стоимости продукции.
Маржинальный доход на единицу изделия определяется как разница между ценой и переменными (прямыми) затратами. Если организация выпускает один вид продукции, маржинальная рентабельность определяется как отношение маржинального дохода на единицу продукции к цене. Если организация выпускает несколько видов продукции, то маржинальная рентабельность при заданной структуре продукции рассчитывается по формуле:
Рм = ∑ Pmi Yi ,
где Pmi – маржинальная рентабельность i-го вида продукции;
Yi – удельный вес i-го вида продукции в выручке от реализации.
В качестве критериев определения оптимальности производственной программы чаще всего применяется максимум прибыли, получаемой на единицу изделия и критический объем продаж – минимально необходимый объем производства (продаж) изделия, обеспечивающий его безубыточность (т.н. "точка безубыточности").
Сформировать производственную программу, обеспечивающую предприятию максимальную прибыль, можно по следующему алгоритму:
Рассчитать величину маржинального дохода на единицу продукции по каждому виду.
Проранжировать продукцию в порядке убывания маржинального дохода. Порядок расположения изделий будет соответствовать их приоритетности для включения в производственную программу.
Разработка программы должна сопровождаться расчетами загрузки производственного оборудования и площадей. Первое изделие включается в производственную программу в полном объеме и рассчитывается неиспользованный остаток по существующим производственным мощностям. Затем включается следующее по приоритету изделие и т.д. до тех пор, пока имеющийся ресурс производственных мощностей не будет исчерпан.
Необходимо учесть, что итоговая программа, как правило, должна быть несколько ниже производственной мощности. Резервирование позволит обеспечить полное и своевременное выполнение обязательств по поставке продукции при сбоях в производстве.
В отдельных случаях лимитирующими факторами для оптимизации производственной программы могут оказаться недостаток квалифицированных кадров, слабый уровень НИР и ОКР, морально устаревшее оборудование или ограничения по закупкам материалов и комплектующих для различных видов изделий. В этих случаях программа должна быть проверена на потребность в дефицитных видах ресурсов.
Производственная программа предприятия зависит от производственной мощности, которая напрямую влияет на объем выпускаемой продукции.
Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.
Производственная мощность измеряется, как правило, готовой продукцией, выраженной в натуральных единицах, используемых в производственной программе (тоннах, штуках, киловатт-часах).
Производственная мощность рассчитывается по всей номенклатуре выпускаемой продукции, т.е. по каждому виду отдельно. Одновременно с расчетом производственной мощности в натуральных показателях ее можно определять также и в стоимостном выражении как по видам продукции, так и по товарной продукции в сопоставимых ценах по предприятию в целом.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т.е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования. В черной металлургии это доменные, мартеновские, сталеплавильные печи или цехи, в цветной — электролизные ванны, в текстильной — прядильное и ткацкое производство, в машиностроении — механические и сборочные цехи.
При разработке производственной мощности может оказаться, что отдельные производства (вспомогательные и даже основные) отстают от ведущих. В таких случаях разрабатываются организационно-технические мероприятия по ликвидации узких мест. К таким мероприятиям относятся:
• перераспределение мест между исполнителями;
• увеличение сменности работы;
• внедрение научной организации труда;
• перераспределение оборудования между цехами;
• углубление специализации и кооперирования;
• улучшение технической оснащенности производства и модернизация;
• пополнение парка оборудования.
Производственная мощность подвергается различным изменениям: если в начальный период она определяется проектной мощностью, то после ее освоения различные факторы могут как увеличивать ее, так и уменьшать. Поэтому при планировании производства требуется учет всех этих изменений. Производственная мощность имеет несколько видов:
• входная — это мощность на начало года, показывающая какими производственными возможностями располагает предприятие
в начале планового периода;
• выходная — это мощность на конец года. Она определяется
суммированием входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей;
• проектная мощность — по проекту строительства, реконструкции и расширения предприятия.
В качестве основного показателя определяется среднегодовая –производственная мощность, которой предприятие располагает в среднем за год. Она определяется по формуле
где Мн – мощность на начало года (входная);
Мввод – мощность, введенная в течение года;
Мликв – мощность, ликвидированная в течение года;
п1 – время с момента ввода в действие до конца года, полных мес.;
п2 – время с момента выбытия до конца года, полных мес.
Основные элементы для расчета производственной мощности:
• состав оборудования и его количество по видам;
• прогрессивные нормы использования каждого вида оборудования;
• номенклатура, ассортимент продукции и ее трудоемкость;
• фонд времени работы оборудования;
• производственные площади основных цехов предприятия.
Расчет ведется по формуле (в натуральных единицах измерения)
где п – число единиц (ведущего) оборудования;
Фр – действительный (рабочий) фонд времени работы единицы
оборудования, ч;
Нт – норма трудоемкости обработки изделия, ч.
Производственная мощность предприятия не постоянна. По мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства, повышения квалификации работающих, улучшения организации производства и труда производственные мощности меняются. Поэтому они ежегодно пересматриваются и для увязки планируемых объемов производства с необходимыми производственными мощностями на предприятиях разрабатываются балансы производственных мощностей.
Уровень использования производственной мощности измеряется двумя показателями:
• коэффициентом фактического (планового) использования производственной мощности (Ки.м):
где В — количество фактически выработанной продукции предприятием в течение года в натуральных или стоимостных единицах измерения;
Мср. г — среднегодовая мощность;
• коэффициентом загрузки оборудования (выявляется излишнее или недостающее оборудование) (Кзагр.об):
где Фф.ф — фактически используемый фонд времени всего оборудования или его групп, станкочасов;
Фпл.ф — располагаемый, плановый фонд времени того же оборудования, станкочасов.
Прирост объема ∆ V продукции в результате улучшения использования мощности можно определить так:
где V – достигнутый годовой объем выпуска продукции;
К фи.м. – фактический коэффициент использования среднегодовой производственной мощности;
К при.м. – проектный коэффициент использования среднегодовой производственной мощности.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 258.