Грущу по ваС, тоскую по ваС.
4) При склонении к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ прибавляется начальная буква Н, если они стоят:
- после непроизводных предлогов БЕЗ, В, ДЛЯ, ЗА, ДО, ИЗ, К, С, У и др. (без неё, за ними, от него, к ней);
- после производных предлогов ВОКРУГ, ВПЕРЕДИ, ВОЗЛЕ, МИМО, НАПРОТИВ, ОКОЛО, ПОСРЕДИ, ПОСЛЕ и др., образованных от наречий и управляющих родительным падежом: вокруг них; возле неё; впереди него.
Примечание:
1) НЕ прибавляется буква Н, если личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ употребляются после сложных производных предлогов, образованных от имён существительных (навстречу ему, в отношении его, насчёт их, при помощи её).
2) НЕ прибавляется буква Н после предлогов, образованных от наречий и требующих после себя дательного падежа (>наперекор ей, подобно ему, подобно им).
3) После форм сравнительной степени личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ употребляются БЕЗ начальной буквы Н. Поэтому правильно следует говорить: старше ЕЁ (а не «старше неё»); выше ЕГО (а не «выше него»).
Таким образом, словосочетания «вокруг их», «сильнее него» построены грамматически неверно. Правильный вариант их построения: «вокруг них», «сильнее его».
Нормативное образование и употребление глагольных форм
1. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, ЗАЩИТИТЬ, ПРОСЛЕЗИТЬСЯ и др.
В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения - образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:
Я ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ;
Я ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ;
Я ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ;
Я СМОГУ ОЧУТИТЬСЯ;
Я НАДЕЮСЬ ЗАЩИТИТЬ.
1. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов
Начальная форма глагола | Форма повелительного наклонения (единственное число) | Форма повелительного наклонения (множественное число) |
ЛЕЧЬ | ТЫ ЛЯГ (неправильно ЛЯЖЬ) | ВЫ ЛЯГТЕ (неправильно ЛЯЖЬТЕ) |
ЕХАТЬ | ТЫ ПОЕЗЖАЙ (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ) | ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ) |
РАЗЪЕХАТЬСЯ | ТЫ РАЗЪЕЗЖАЙСЯ (неправильно РАЗЪЕ- ХАЙСЯ, РАЗЪЕДЬСЯ) | ВЫ РАЗЪЕЗЖАЙТЕСЬ (неправильно РАЗЪЕХАЙ- ТЕСЬ, РАЗЪЕДЬТЕСЬ) |
ЕЗДИТЬ | ТЫ ЕЗДИ (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ) | ВЫ ЕЗДИТЕ (неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ) |
ПОЛОЖИТЬ | ТЫ положи (неправильно ПОЛОЖЬ) | ВЫ ПОЛОЖИТЕ (неправильно ПОЛОЖЬТЕ) |
ГЛЯДЕТЬ | ТЫ гляди (неправильно ГЛЯДЬ) | ВЫ ГЛЯДИТЕ (неправильно ГЛЯДЬТЕ) |
ТРОГАТЬ | ТЫ НЕ ТРОГАЙ (неправильно НЕ ТРОЖЬ) | ВЫ НЕ ТРОГАЙТЕ (неправильно НЕ ТРОЖЬ- ТЕ) |
МАХАТЬ | ТЫ НЕ МАШИ (неправильно НЕ МАХАЙ) | ВЫ НЕ МАШИТЕ (неправильно НЕ МАХАЙТЕ) |
КЛАСТЬ | ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ) | ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ) |
БЕЖАТЬ | ТЫ БЕГИ (неправильно БЕЖИ) | ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ) |
ВЫСЫПАТЬ | ТЫ ВЫСЫПИ (неправильно ВЫСЫПЬ) | ВЫ ВЫСЫПИТЕ (неправильно ВЫСЫПЬТЕ) |
ПРОПОЛОСКАТЬ | ТЫ ПРОПОЛОЩИ (неправильно ПРОПОЛОСКАЙ) | ВЫ ПРОПОЛОЩИТЕ (неправильно ПРОПОЛОСКАЙТЕ) |
2. Нормативным является следующее образование личных форм глаголов настоящего, будущего времени:
ЕЗДИТЬ - Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)
ЛАЗИТЬ - Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)
МАХАТЬ - Я МАШУ, ТЫ МАШЕШЬ, ОН МАШЕТ, МЫ МАШЕМ, ВЫ МАШЕТЕ, ОНИ МАШУТ.
ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) - Я ЖГУ, ТЫ ЖЖЁШЬ, ОН ЖЖЁТ, МЫ ЖЖЁМ, ВЫ ЖЖЁТЕ, ОНИ ЖГУТ.
ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) - Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЁШЬ, ОН ПЕЧЁТ, МЫ ПЕЧЁМ, ВЫ ПЕЧЁТЕ, ОНИ ПЕКУТ
БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) - Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЁШЬ, ОН БЕРЕЖЁТ, МЫ БЕРЕЖЁМ, ВЫ БЕРЕЖЁТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.
СТЕРЕЧЬ - Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЁШЬ, ОН СТЕРЕЖЁТ, МЫ СТЕРЕЖЁМ, ВЫ СТЕРЕЖЁТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.
3. Для литературного языка характерны следующие глагольные формы
ЕГЭ № 7 грамматические нормы
Грамматика. Морфология (нормы построения слов)
Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
типичные ошибки, которые НЕЛЬЗЯ допускать при образовании грамматических форм разных частей речи:
1. ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;
2. РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;
3. СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных;
4. ПАДЕЖНЫХ ФОРМ имён числительных;
5. СОБИРАТЕЛЬНЫХ имён числительных; числительных ОБА, ОБЕ;
6. ЛИЧНЫХ местоимений;
7. ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ некоторых глаголов;
8. ЛИЧНЫХ ФОРМ глаголов;
9. ВОЗВРАТНЫХ ФОРМ глагола с суффиксом -СЯ;
10. форм ПРОШЕДЕГО ВРЕМЕНИ некоторых глаголов с суффиксом -НУ-;
11. ПРИЧАСТИЙ и ДЕЕПРИЧАСТИЙ.
12. Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
2. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
– форм именительного падежа множественного числа;
– форм родительного падежа множественного числа.
3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения:
– нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
4. Если это имя числительное, помните о том, что
– у сложных количественных имён числительных склоняются обе части:
– при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
– числительные полтора, полторы в именительном и винительном падежах имеют форму полтора, полторы, а в остальных падежах - полутора;
– числительное полтораста в именительном и винительном падежах имеет форму полтораста, а в остальных падежах - полутораста;
– числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется с именами существительными мужского и среднего рода;
– числительное обе (обеих, обеим, обеими) употребляется с именами существительными женского рода;
– собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются с именами существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных.
5. Если это местоимение, не забывайте о том, что в местоимениях он, она, оно, они после непроизводных предлогов и производных предлогов, образованных от наречий в начале слова прибавляется буква Н.
6. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
– форм повелительного наклонения;
– форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-;
– личных форм некоторых глаголов;
– возвратных форм глагола с суффиксом -СЯ-.
7. Если это причастие, имейте в виду, что от переходных глаголов совершенного вида действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-. -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда не образуются.
8. Если это деепричастие, вспомните о том, что
– от глаголов совершенного вида образуются деепричастия только с суффиксом -Ж
– от глаголов несовершенного вида образуются деепричастия только с суффиксами
9. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий, найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её и запишите слово правильно.
Образование форм имен существительных.
1.1. Нормативное образование форм именительного падежа множественного числа некоторых имен существительных.
1. Список слов с нормативным окончание -Ы (-И) в именительном падеже множественного числа:
Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. | Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. | Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. |
бухгалтер | бухгалтеры | корректор | корректоры | слесарь | слесари |
возраст | возрасты | лекарь | лекари | слог | слоги |
выговор | выговоры | месяц | месяцы | снайпер | снайперы |
грифель | грифели | плеер | плееры | столяр | столяры |
диспетчер | диспетчеры | полис | полисы | табель | табели |
договор | договоры | порт | порты | токарь | токари |
драйвер | драйверы | почерк | почерки | торт | торты |
инженер | инженеры | прожектор | прожекторы | трактор | тракторы |
инструктор | инструкторы | пудель | пудели | тренер | тренеры |
инспектор | инспекторы | редактор | редакторы | флигель | флигели |
компрессор | компрессоры | ректор | ректоры | фронт | фронты |
конструктор | конструкторы | свитер | свитеры | шофёр | шофёры |
контейнер | контейнеры | склад | склады |
2. Список слов с нормативным окончание -А (-Я) в именительном падеже множественного числа
Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. | Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. | Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. |
адрес | адреса | окорок | окорока | тенор | тенора |
вексель | векселя | округ | округа | терем | терема |
ворох | вороха | ордер | ордера | тополь | тополя |
директор | директора | паспорт | паспорта | фельдшер | фельдшера |
доктор | доктора | повар | повара | флюгер | флюгера |
катер | катера | погреб | погреба | хутор | хутора |
китель | кителя | профессор | профессора | штабель | штабеля |
колокол | колокола | пояс | пояса | штемпель | штемпеля |
кузов | кузова | сорт | сорта | якорь | якоря |
купол | купола | стог | стога | ||
кучер | кучера | сторож | сторожа |
Примечание: омонимы!!!
Необходимо запомнить следующие формы:
КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА (здания)
ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические)
МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях)
ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ (у пилы)
ПРОПУСКИ (пробелы) - ПРОПУСКА (документы)
ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА (награды)
ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета)
ХЛЕБЫ (пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки)
ДНО - ДОНЬЯ
КУРИЦА - КУРЫ
ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ
РЕБЕНОК - ДЕТИ
ПОЛЕНО - ПОЛЕНЬЯ
СУДНО - СУДА
Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.
Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:
Знает наша детвора:
В вузе есть профессор А!
Провели переговоры -
Заключили договоры.
2, Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
2.1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. |
АБРИКОСЫ | АБРИКОСОВ | БАНАНЫ | БАНАНОВ | ПАТИССОНЫ | ПАТИССОНОВ |
АНАНАСЫ | АНАНАСОВ | ГРАНАТЫ | ГРАНАТОВ | ПОМИДОРЫ | ПОМИДОРОВ |
АПЕЛЬСИНЫ | АПЕЛЬСИНОВ | ЛИМОНЫ | ЛИМОНОВ | ТОМАТЫ | ТОМАТОВ |
БАКЛАЖАНЫ | БАКЛАЖАНОВ | МАНДАРИНЫ | МАНДАРИНОВ |
2.2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. |
БАХИЛЫ (обувь) | БАХИЛ | КАСТАНЬЕТЫ | КАСТАНЬЕТ | ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ |
БОТИНКИ | БОТИНОК | КРОССОВКИ | КРОССОВОК | ЧУЛКИ | ЧУЛОК |
БУТСЫ | БУТС | МОКАСИНЫ | МОКАСИН | ШАРОВАРЫ | ШАРОВАР |
БРЮКИ | БРЮК | ПАНТАЛОНЫ | ПАНТАЛОН | ШОРТЫ | ШОРТ |
ВАЛЕНКИ | ВАЛЕНОК | ПОГОНЫ | ПОГОН | ЭПОЛЕТЫ | ЭПОЛЕТ |
ГЕТРЫ | ГЕТР | САПОГИ | САПОГ | ||
КАЛЬСОНЫ | КАЛЬСОН | ТАПКИ | ТАПОК |
Примечание:
Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём - приём облегчённого запоминания:
НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;
ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.
Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК.
Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:
Я оставил ей в залог
Пару модненьких чулок
И уехал сразу в Псков
С ящиком цветных носкОВ.
3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. |
АРМЯНЕ | АРМЯН | ГРУЗИНЫ | ГРУЗИН | ТАТАРЫ | ТАТАР |
БАШКИРЫ | БАШКИР | ЛЕЗГИНЫ | ЛЕЗГИН | ТУРКИ | ТУРОК |
БОЛГАРЫ | БОЛГАР | ОСЕТИНЫ | ОСЕТИН | ТУРКМЕНЫ | ТУРКМЕН |
БУРЯТЫ | БУРЯТ | РУМЫНЫ | РУМЫН | ЦЫГАНЕ | ЦЫГАН |
4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числана -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. |
(-ЦЕ) | (-ЕЦ) | (-ЦЕ) | (-ЕЦ) | (-ЦЕ) | (-ЕЦ) |
БЛЮДЦЕ | БЛЮДЕЦ | ОДЕЯЛЬЦЕ | ОДЕЯЛЕЦ | ЩУПАЛЬЦЕ | ЩУПАЛЕЦ |
ЗЕРКАЛЬЦЕ | ЗЕРКАЛЕЦ | ПОЛОТЕНЦЕ | ПОЛОТЕНЕЦ | ||
КОПЫТЦЕ | КОПЫТЕЦ | СЕРДЦЕ | СЕРДЕЦ |
5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. |
ГАРДЕМАРИНЫ | ГАРДЕМАРИН | ДРАГУНЫ | ДРАГУН | СОЛДАТЫ | СОЛДАТ |
ГРЕНАДЕРЫ | ГРЕНАДЕР | КАДЕТЫ | КАДЕТ | УЛАНЫ | УЛАН |
ГУСАРЫ | ГУСАР | ПАРТИЗАНЫ | ПАРТИЗАН |
6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на
-ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:
Им. п. ед. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. ед. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. ед. ч. | Р. п. мн. ч. |
-ЬЕ; -ЬЯ без ударения | -ИЙ | -ЬЕ; -ЬЯ без ударения | -ИЙ | -ЬЕ; -ЬЯ без ударения | -ИЙ |
БЕГУНЬЯ | БЕГУНИЙ | ОЛАДЬЯ | ОЛАДИЙ | ПОДЗЕМЕЛЬЕ | ПОДЗЕМЕЛИЙ |
ГНЕЗДОВЬЕ | ГНЕЗДОВИЙ | ОТРОДЬЕ | ОТРОДИЙ | СИДЕНЬЕ | СИДЕНИЙ |
ЗАПЯСТЬЕ | ЗАПЯСТИЙ | ПЕЧЕНЬЕ | ПЕЧЕНИЙ | СОЛЕНЬЕ | СОЛЕНИЙ |
КУШАНЬЕ | КУШАНИЙ | ПЛЯСУНЬЯ | ПЛЯСУНИЙ | УВЕЧЬЕ | УВЕЧИЙ |
НАДГРОБЬЕ | НАДГРОБИЙ | ПОБЕРЕЖЬЕ | ПОБЕРЕЖИЙ | УЩЕЛЬЕ | УЩЕЛИЙ |
ОЖЕРЕЛЬЕ | ОЖЕРЕЛИЙ | ПОВЕРЬЕ | ПОВЕРИЙ |
7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на
-ЬЁ , а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
РУЖЬЁ | РУЖЕЙ | ЛАДЬЯ | ЛАДЕЙ |
8. Имена существительные, обозначающие название единиц измерения и обычно употребляющиеся с именами числительными, в родительном падеже множественного числа чаще всего имеют нулевое окончание:
Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. |
АМПЕРЫ | АМПЕР | БАЙТЫ | БАЙТ | ВОЛЬТЫ | ВОЛЬТ |
АРШИНЫ | АРШИН | ВАТТЫ | ВАТТ | ДЕЦИБЕЛЫ | ДЕЦИБЕЛ |
9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. |
БРЕДНИ | БРЕДНЕЙ | ЗЛЫДНИ | ЗЛЫДНЕЙ | РАСПРИ | РАСПРЕЙ |
БУДНИ | БУДНЕЙ | КЕГЛИ | КЕГЛЕЙ | СКАТЕРТИ | СКАТЕРТЕЙ |
ГАНТЕЛИ | ГАНТЕЛЕЙ | КОЗНИ | КОЗНЕЙ | ТЁТИ | ТЁТЕЙ |
ДОЛИ | ДОЛЕЙ | ЛАДОНИ | ЛАДОНЕЙ | ЧУКЧИ | ЧУКЧЕЙ |
ДЯДИ | ДЯДЕЙ | ПРОСТЫНИ | ПРОСТЫНЕЙ | ЯСЛИ | ЯСЛЕЙ |
10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. |
БАРЖИ | БАРЖ | КОЧЕРГА | КОЧЕРЁГ | СЕРЬГА | СЕРЁГ |
БАСНЯ | БАСЕН | КУХНЯ | КУХОНЬ | СПЛЕТНЯ | СПЛЕТЕН |
БАШНЯ | БАШЕН | МАКАРОНЫ | МАКАРОН | ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ |
БРЫЗГИ | БРЫЗГ | МАНЖЕТА | МАНЖЕТ | ЦАПЛЯ | ЦАПЕЛЬ |
ВАФЛЯ | ВАФЕЛЬ | НЯНЯ | НЯНЬ | ШПРОТЫ | ШПРОТ |
ДЕЛО | много ДЕЛ | ПЕТЛЯ | ПЕТЕЛЬ | ЯБЛОНЯ | ЯБЛОНЬ |
КОПНА | КОПЁН или КОПН | САБЛЯ | САБЕЛЬ |
11. Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ:
Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Им. п. мн. ч. | Р. п. мн. ч. |
БРОНХИ | БРОНХОВ | ДЕБАТЫ | ДЕБАТОВ | КОНСЕРВЫ | КОНСЕРВОВ |
ГЕОРГИНЫ | ГЕОРГИНОВ | ЗАМОРОЗКИ | ЗАМОРОЗКОВ | НЕРВЫ | НЕРВОВ |
Примечание:
Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных:
КОММЕНТАРИИ - без КОММЕНТАРИЕВ
СУМЕРКИ - после СУМЕРЕК
СОСИСКИ - килограмм СОСИСОК
Следует обратить внимание на группу имён существительных, оканчивающихся на -НЯ:
— если перед -НЯ стоит гласная буква, то согласная в нулевом окончании будет мягкой (после этой согласной на письме будет стоять Ь): БОГИНЯ - много БОГИНЬ;
— если перед -НЯ стоит согласная буква, то согласная в нулевом окончании будет твёрдой (после этой согласной на письме НЕ будет стоять Ь):
БАСНЯ - много БАСЕН
БАШНЯ - много БАШЕН
вишня - много ВИШЕН
КОНЮШНЯ - много КОНЮШЕН
КОФЕЙНЯ - много КОФЕЕН
ЧЕРЕШНЯ - много ЧЕРЕШЕН.
Склоняемое имя существительное | род | Пример употребления в речи вместе с именем прилагательным |
ШАМПУНЬ | М. р. | ИМПОРТНЫЙ ШАМПУНЬ - мыть голову ИМПОРТНЫМ ШАМПУНЕМ |
ТЮЛЬ | М. р. | КРАСИВЫЙ ТЮЛЬ - любуюсь КРАСИВЫМ ТЮЛЕМ |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ | М. р. | МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ в апреле. |
МОЗОЛЬ | Ж. р. | БОЛЬНАЯ МОЗОЛЬ - наступить на БОЛЬНУЮ МОЗОЛЬ - палец с МОЗОЛЬЮ |
ТАПКА | Ж. р. | ПРАВАЯ ТАПКА - не могу найти ПРАВУЮ тапку - сбросить с ноги ТАПКУ |
Образование форм имён прилагательных.
Нормативное употребление СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных
В задании ЕГЭ по русскому языку, проверяющем владение грамматическими нормами, регулярно приводятся примеры ошибок, связанных со смешением простой и составной форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных (например, «более моложе», «самый кратчайший»), поэтому рассмотрим способы образования этих форм.
Нормативное образование СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ имён прилагательных
Примечание:
Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имён прилагательных: нельзя смешивать простую и составную Формы степеней сравнения.
Ошибочными являются следующие образования:
А) Она более умнее, чем он.
Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме сравнительной степени (УМНЕЕ) присоединяется частица БОЛЕЕ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные варианты построения этого предложения:
Она более умная, чем он (БОЛЕЕ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).
Она умнее, чем он (основа исходного имени прилагательного + суффикс ЕЕ).
Б) Это самая высочайшая в городе башня.
Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме превосходной степени (ВЫСОЧАЙШАЯ) присоединяется частица САМАЯ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «превосходства», передаваемое суффиксом АИШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные варианты построения этого предложения:
Это самая высокая башня в мире (САМАЯ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).
Это высочайшая башня в мире (основа исходного имени прилагательного + суффикс АЙШ).
Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных.
5.1. Склонение имён числительных, обозначающих целые числа
1. Склонение имён числительных 40, 90, 100
Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО в винительном падеже имеют такое же окончание, что и в именительном падеже: в остальных падежах - окончание -А.
И.п. | СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов) |
Р.п. | СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домов) |
Д.п. | СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домам) |
В.п. | СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов) |
Т.п. | СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домами) |
П.п. | О СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домах) |
2. Склонение имён числительных 50, 60, 70, 80
При склонении сложных числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ изменяются обе части по образцу существительных третьего склонения, хотя сами числительные пишутся в одно слово:
И.п. | ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Р.п. | ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домов) |
Д.П. | ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домам) |
В.п. | ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Т.п. | ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ (домами) |
П.п. | О ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домах) |
3. Склонение имен числительных 200, 300, 400.
При склонении сложных числительных ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА изменяются обе части.
И.п. | ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) |
Р.п. | ДВУХСОТ, ТРЁХСОТ, ЧЕТЫРЁХСОТ (домов) |
Д.П. | ДВУМСТАМ, ТРЁМСТАМ, ЧЕТЫРЁМСТАМ (домам) |
В.п. | ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) |
Т.п. | ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами) |
П.п. | ДВУХСТАХ, ТРЁХСТАХ, ЧЕТЫРЁХСТАХ (домах) |
Примечание: в случае затруднения при склонении таких имён числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА:
Р.п. нет (ЧЕГО?) двух, трёх, четырёх нот = нет двухсот, трёхсот, четырёхсот домов;
Д.п. рад (ЧЕМУ?) двум, трём, четырём нотам = рад двумстам, трёмстам, четырёмстам домам;
Т.п. доволен (ЧЕМ?) двумя, тремя, четырьмя нотами = двумястами, тремястами, четырьмястами домами;
П.п. думаю (О ЧЁМ?) о двух, трёх, четырёх нотах = о двухстах, трёхстах, четырёхстах нотах.
Обратите внимание на родительный падеж, так как в нём чаще всего допускают грамматические ошибки: нет (ЧЕГО?) ДВУХСОТ, ТРЁХСОТ, ЧЕТЫРЁХСОТ нот.
4. Склонение имён числительных 500, 600, 700, 800, 900.
При склонении сложных числительных ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ изменяются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, вторая - как слово НОТА.
И.п. | ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Р.п. | ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ (домов) |
Д.п. | ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ, ДЕВЯТИСТАМ (домам) |
В.п. | ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Т.п. | ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ, ВОСЕМЬЮСТАМИ, ДЕВЯТЬЮСТАМИ (домами) |
П.п. | ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ, ДЕВЯТИСТАХ (домах) |
Примечание: для удобства в случае затруднения при склонении таких имён числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА:
И.п. пять нот = пятьсот домов;
Р.п. нет (ЧЕГО?) пяти нот = пятисот домов;
Д.п. рад (ЧЕМУ?) пяти нотам = пятистам домам;
В.п. вижу (ЧТО?) пять нот = пятьсот домов;
Т.п. доволен (ЧЕМ?) пятью нотами = пятьюстами домами;
П.п. думаю (О ЧЁМ?) о пяти нотах = о пятистах.
Обратите внимание на родительный падеж, так как в нём чаще всего допускают грамматические ошибки: нет (ЧЕГО?) ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ нот.
5. Склонение составных имён числительных, обозначающих целые числа.
При склонении составных числительных изменяется каждое слово:
И.п. | ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) |
Р.п. | (нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁХ (книг) |
Д.п. | ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁМ (книгам) |
В.п. | ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) |
Т.п. | ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ (книгами) |
П.п. | О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁХ (книгах) |
6. Склонение дробных имён числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА
Склонение дробных имён числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА имеет свои особенности.
Числительные ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ в именительном и винительном падежах имеют форму ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, а в остальных падежах - ПОЛУТОРА.
Числительное ПОЛТОРАСТА в именительном и винительном падежах имеет форму ПОЛТОРАСТА, а в остальных падежах - ПОЛУТОРАСТА.
И.п. | ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей) |
Р.п. | ПОЛУТОРА (дней), ПОЛУТОРА (недель), ПОЛУТОРАСТА (рублей) |
Д.П. | ПОЛУТОРА (дням), ПОЛУТОРА (неделям), ПОЛУТОРАСТА (рублям) |
В.п. | ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей) |
Т.п. | ПОЛУТОРА (днями), ПОЛУТОРА (неделями), ПОЛУТОРАСТА (рублями) |
П.п. | ПОЛУТОРА (днях), ПОЛУТОРА (неделях), ПОЛУТОРАСТА (рублях) |
Таким образом, в словосочетаниях «не более полторы минуты» и «полторастам друзьям» допущены серьёзные грамматические ошибки, связанные с неверным образованием падежных форм дробных имён числительных ПОЛТОРЫ и ПОЛТОРАСТА.
Правильные варианты построения этих словосочетаний: «не более (ЧЕГО?) полУ- торА минут» и «(КОМУ?) полУторастА друзьям».
7. Склонение составных порядковых числительных
При склонении составных порядковых числительных (отвечают на вопрос КОТОРЫЙ?) изменяется только последнее слово:
И.п. | ДВЕСТИ ЧЕТВЁРЫЙ кабинет |
Р.п. | (нет) ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТОГО кабинета |
Д.п. | к ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТОМУ кабинету |
В.п. | ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТЫЙ кабинет |
Т.п. | ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТЫМ кабинетом |
П.п. | О ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТОМ кабинете |
Таким образом, словосочетание «в двух тысячи первом году» построено грамматически неверно. Правильный вариант его построения: «в двЕ тысячи первом году» (при склонении составных порядковых числительных мы изменяем только ПОСЛЕДНЕЕ слово).
8. Нормативное употребление собирательных числительных
8.1. Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО и т.д.) употребляются только в следующих случаях:
1) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;
2) с именами существительными ДЕТИ, ЛЮДИ, РЕБЯТА, а также со словом ЛИЦО, употреблённом в значении «человек»: трое детей, четверо молодых людей, двое ребят, двое незнакомых лиц;
3) с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: четверо котят, семеро козлят;
4) с существительными, имеющими Форму только множественного числа: семеро суток, двое саней, четверо ножниц;
5) с личными местоимениями: нас было трое; их пришло пятеро.
8.2. Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО и т.д.) НЕ употребляются:
1) с именами существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери (нельзя сказать «двое дочерей»), три сестры (нельзя сказать «трое сестёр»);
2) с именами существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки (нельзя сказать «двое кошек»), три медведя (нельзя сказать «трое медведей»).
8.3. Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ
Употребление этих собирательных имён числительных зависит от РОДА имени существительного:
— имя числительное ОБА (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ) употребляется только с именами существительными мужского и среднего рода: оба брата, в обоих креслах;
— имя числительное ОБЕ (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ) употребляется только с именами существительными женского рода: обе сестры, к обеим сёстрам.
Грамматическая ошибка допущена в следующем предложении: По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья.
Грамматическая ошибка состоит в том, что имя существительное женского рода (ДОРОГА) не может сочетаться с собирательными числительными ОБА. ОБОИМИ, так как эти собирательные числительные могут употребляться только с именами существительными мужского или среднего рода.
Правильный вариант построения этого предложения: По обеим сторонам дороги посажены красивые деревья.
Нормативное образование и употребление местоимений
1) Местоимения «ИХНИЙ», «ИХНЯЯ», «ИХНЕЕ», «ИХНИЕ» в русском языке отсутствуют. Поэтому правильно следует говорить: ИХ ДОМ (г. не «ихний дом»); ИХ МАШИНА (а не «ихняя машина»); ИХ лекарство (а не «ихнее лекарство»); ИХ дети (а не «ихние дети»).
2) Грамматически правильными являются формы «был У НЕЁ», «увлечён ЕЮ».
Форма «У НЕЙ» носит разговорный характер и неупотребительна в письменной речи. «Увлечён ей» так тоже говорить неправильно.
3) Грамматически правильными являются следующие словосочетания:
Дата: 2019-02-19, просмотров: 210.