Тема: Культура и быт населения Донбасса в XIX ст
План
1. Полиэтничность региона.
2. Развитие образования (начальное образование, среднее образование, профессиональная подготовка, просветительская деятельность).
3. Музыка, театр, книгопечатание.
4. Выдающиеся деятели культуры Донецкого края.
1.Полиэтничный характер населения Донбасса с постоянным численным преимуществом украинцев, усилением хозяйственного взаимодействиями и обменом культурными ценностями из-за капитализма, влияли на протекание разнообразных этнических процессов.
На их развитие влияли такие факторы как:
· Социально-экономическая структура этнических групп и их численность
· Характер территориального размещения народов
· Степень генеалогического родства и языка
· Общее происхождение
· Особенности культурно-хозяйственной деятельности
· Давность общего происхождения
· Конфессиональные особенности
Межэтнические процессы постоянно находились под негативным влиянием политики русификации царской России, дискриминации украинского населения, которое выражалось в ограничении использования украинского языка, преследовании украинской культуры, давления на национальное самоопределение. Результатом явилось утрата этнических признаков значительной частью населения. В частности принципиально новые изменения наблюдались в связи с индустриализацией Донбасса.
Во-первых, отмечается массовый приток российского населения в регион, что в значительной мере изменило его картину.
Во-вторых, речь идет о начале ликвидации бытовой изоляции отдельных этнических групп (языковой, психологической, конфессиональной, социально-экономической) через единую систему образования, общий бизнес, браки. В свою очередь, это ускорило процессы межкультурного обмена и формирования современного лица региона.
Особенно активно происходила взаимная ассимиляция россиян и украинцев, также и малочисленных этносов, таких как белорусы, поляки, молдаване. В меньшей мере процессы ассимиляции затронули компактно-проживающих немцев и греков. Численное преимущество украинцев обуславливало доминирование украинской культуры в бытовой сфере села и поселков. Своеобразие в культурную специфику вносили также и бельгийцы, французы, представители других западно-европейских народов. В таких условиях в тесной связи существовали несколько разных культур, которые взаимообогащались и дополняли друг друга.
На момент первой переписи населения в 1987 году от всего количества населения
этнос | Бахмутский уезд | Мариупольский уезд |
Украинцы | 58,2 | 46,13 |
Россияне | 31,19 | 14,05 |
Евреи | 2,48 | 4,05 |
Немцы | 3,8 | 7,52 |
Греки | 0,04 | 19,01 |
Татары | 0,1 | 6,09 |
Белорусы | 0,74 | 0,67 |
Полки | 0,6 | 0,21 |
Молдаване | 1,92 | 0,04 |
Турки | 0,006 | 2,09 |
Цыгане | 0,08 | 0,08 |
Французы | 0,14 | 0,02 |
Меньше 0,1% составляли армяне, англичане, литовцы, чехи, словаки, итальянцы, осетины, балгаре, латыши, финны, сербы, грузины, шведы, горцы, персы, эстонцы, голландцы, норвежцы, венгры, и другие.
2. Развитие образования
1872 — в Бахмуте начала работать первая мужская гимназия.
1876 — в Мариуполе начали работать мужская и женская гимназии.
1877 — при Юзовском металлургическом заводе была открыта первая начальная школа для детей работников.
1882 — открыто первое железнодорожное училище.
1896 в Бахмуте открыто первое ремесленное училище.
Начальное
Отмена Крепостного права и приобщение людей к промышленной сфере вызвало потребность в повышении образовательного уровня народа, и необходимости развития общего образования.
Самыми распространенным типом народных школ стали земские школы. Первые появились в конце 60 – начале 70-х годов, после избрания уездных земских управ. Количество таких школ постоянно возрастала. В конце 19в в Мариупольском уезде их было 86, а в Бахмутском – 101. Создавались преимущественно в сельской местности. Занятия начинались со второй половины октября и длились до весны. Основные предметы Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. Со временем добавились пение, черчение и гимнастика. Заслуга создания в России дешевой и краткосрочной начальной школы с одним учителем на все три года обучения принадлежит Николаю Корфу. За 6 лет Николай Корф самостоятельно написал и напечатал пять учебников и пособий для народной школы. Среди них «Руководство к обучению грамоте по звуковому способу», «Русская начальная школа», «Наш друг», «Малютка», «Наше школьное дело». В 1870 году он был выбран членом Санкт-Петербуржского педагогического союза.
Помимо земских школ работали еще церковно-приходские школы и школы грамоты. Данные учреждения так и не стали полноценными учебными заведениями и были переданы Найсвятейшему синоду в 1891 году. Причиной этого стал низкий уровень подготовки, отсутствие пособий и демонстрационного материала. В конце 19 вв в Мариупольском уезде работало 39 церковно-приходских школ, а в Бахмутском – 38. Также в обоих уездах функционировало 43 школы грамоты. С развитием железнодорожного транспорта начинают открываться начальные железнодорожные училища, которые находились в подсинении Министерства путей соединения.
Первую типографию в Бахмуте открыл мещанин Р. И. Грилихес в своем доме на Большой Харьковской улице 5 октября 1872 г. В основном изготовляли производственную документацию и этикетки. Работало 3 человека.
В 80-х была основана уездную типографию по больше, работало 12 работников. Работала также на заказ. Здесь изготовлялись всяческие бланки, школьные тетради, удостоверения. Ужесточение деловой активности после кризиса 90-х годов повлекло за собой появление новых типографий. Таким образом, владелец типографии Крамарев в 1898 г издал сборник стихов Чернявского «Бахмутские сонеты», который является началом книгопечатания в городе. Хотя прежде была напечатана небольшая книга «Исторические записи о Бахмутском училище за 50 лет» священника Бутовского.
Первые периодические издания
Развитие книгопечатания дало толчок для появления первых периодических изданий Донбасса.
Самая первая газета начала выходить в Мариуполе в 1899 г называлась «Мариупольский справочный листок». Это издание громко называло себя «Общественно торгово-промышленной газетой», выходило оно три раза в неделю и почти целиком складывалось из рекламных объявлений. За 1899-1900 г вышло лишь несколько десятков номеров.
Однако отмечается, что попытка организовать в городе выход периодического издания была немного раньше. С мая 1897 г выходил бюллетень телеграмм «Российского телеграфистского агентства». Его нельзя назвать газетой в полном понимании этого слова, но, без сомнений, это первое периодическое издание в Мариупольском уезде.
Усиление интереса широких демократических кругов к драматургии проявилось в первую очередь в дальнейшем развитии аматорского театра. Учителя, чиновники, мещане, купцы, рабочие активно создавали драматические кружки.
В конце 90-х XIX ст рабочие-железнодорожники станции Лозова-Павлика построили на свои средства народную студию, в которой действовал рабочий аматорский театр. В это время в духовной жизни Юзовки также произошли качественные изменения. Работники Юзовского металлургического завода создали музыкально-драматический кружок, режиссером которого длительное время оставался работник того же завода Константин Дронов. Благодаря его усилиям были поставлены спектакли по произведениям классиков, таких как Гоголь «Ревизор», Шевченко «Назар Стодоля» и другие. Известно, что спектакли в «Английском клубе» в английской колонии в Юзовке готовили и валлийские специалисты.
Первая профессиональная группа в Стационарном театре появилась в нашем крае в городе Мариуполе в 1878 году. Основатель театра Василий Шаповалов — антрепренер, артист, режиссер, воспитатель и организатор театрального коллектива. Он был сыном богатого мариупольского купца. Его сестра стала женой А. Куинджи.
В 1878 году творец арендовал театр Деспота и создал собственную труппу, в которую входили талантливые артисты.
Также развивалось и музыкальное искусство. Из числа работников Юзовского завода в 1896 году был организован аматорский оркестр. В летнее время года каждую неделю в субботу и воскресенье в саду Новороссийского союза на открытой эстраде он играл для отдыхающих. Подобные оркестры существовали на станции Гришино, Ясиноватая, также при бутылочном заводе г Константиновка.
Вывод: таким образом модернизация экономики Донбасса в XIX ст произошло в условиях активного духовного бытия региона. Введение типографского дела помогло заполнить существующую нишу в культурно-просветительской жизни региона. Театр и музыка также были важным средством организации культурного досуга населения Донбасса, развития его эстетических вкусов.
Представители литературы
На Донбассе произошло становление многих известных писателей России.
Один из самых ярких — Александр Иванович Куприн, его творчество связано с Киевом, Полесьем, Одессой и Донбассом. В конце XIX ст 20-летним подпоручиком он приехал в Украину для прохождения службы, и только через 10 лет он приедет в Петербург уже известным писателем. Факты свидетельствуют, что написание одной из его лучших повестей «Молох» он опирался на собственные впечатления и наблюдения каждодневного бытия работников Донбасса во второй половине XIX ст. В повести индустриализация выступает в образе завода-монстра, а работники – прекрасные, мужественные люди.
Николай Черняев – украинский поэт, прозаик, педагог, общественный деятель, просветитель, публицист, организатор литературного движения. Он служил учителем в Бахмутском духовном училище, де преподавал музыку и пение. Педагогическая деятельность, которой он занимался на протяжении 20 лет, стала его социальной и моральной миссией как украинского патриота. Именно в Донецком крае появляются его первые сборники поэзии «Пicнi кохання», «Донецькi сонети» и др.
Во 2пол XIX Борис Гринченко общественный деятель, педагог, просветитель и литературовед. В таких произведениях как «Серед чужих людей» 1889, «Каторжна» 1891, «Панько» 1893, «Батько i дочка» 1893, писатель описывает тяжелую жизнь шахтеров, жестокость владельцев предприятий.
Деятели искусства
Наш земляк Архип Куинджи, творчество которого является гордость как российского, так и украинского народов. Являлся учеником Айвазовского. В 1878 г одержал звание художника первой ступени за картины «На острове Валааме», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Украинская ночь» и «Степь».
Николай Касаткин художник. Ряд его работ были посвящены шахтерской работе. На протяжении 9 лет художник изучал жизнь и быт работников края. Его картины «Вуглекопи. Змiна», «Шахтарка», «Шахтар», «Шахтар-витягальник», показывают не только тяжелые условия работы шахтеров, но и духовную красоту, величие человека работы, его внутреннее благородство.
Тема: Культура и быт населения Донбасса в XIX ст
План
1. Полиэтничность региона.
2. Развитие образования (начальное образование, среднее образование, профессиональная подготовка, просветительская деятельность).
3. Музыка, театр, книгопечатание.
4. Выдающиеся деятели культуры Донецкого края.
1.Полиэтничный характер населения Донбасса с постоянным численным преимуществом украинцев, усилением хозяйственного взаимодействиями и обменом культурными ценностями из-за капитализма, влияли на протекание разнообразных этнических процессов.
На их развитие влияли такие факторы как:
· Социально-экономическая структура этнических групп и их численность
· Характер территориального размещения народов
· Степень генеалогического родства и языка
· Общее происхождение
· Особенности культурно-хозяйственной деятельности
· Давность общего происхождения
· Конфессиональные особенности
Межэтнические процессы постоянно находились под негативным влиянием политики русификации царской России, дискриминации украинского населения, которое выражалось в ограничении использования украинского языка, преследовании украинской культуры, давления на национальное самоопределение. Результатом явилось утрата этнических признаков значительной частью населения. В частности принципиально новые изменения наблюдались в связи с индустриализацией Донбасса.
Во-первых, отмечается массовый приток российского населения в регион, что в значительной мере изменило его картину.
Во-вторых, речь идет о начале ликвидации бытовой изоляции отдельных этнических групп (языковой, психологической, конфессиональной, социально-экономической) через единую систему образования, общий бизнес, браки. В свою очередь, это ускорило процессы межкультурного обмена и формирования современного лица региона.
Особенно активно происходила взаимная ассимиляция россиян и украинцев, также и малочисленных этносов, таких как белорусы, поляки, молдаване. В меньшей мере процессы ассимиляции затронули компактно-проживающих немцев и греков. Численное преимущество украинцев обуславливало доминирование украинской культуры в бытовой сфере села и поселков. Своеобразие в культурную специфику вносили также и бельгийцы, французы, представители других западно-европейских народов. В таких условиях в тесной связи существовали несколько разных культур, которые взаимообогащались и дополняли друг друга.
На момент первой переписи населения в 1987 году от всего количества населения
этнос | Бахмутский уезд | Мариупольский уезд |
Украинцы | 58,2 | 46,13 |
Россияне | 31,19 | 14,05 |
Евреи | 2,48 | 4,05 |
Немцы | 3,8 | 7,52 |
Греки | 0,04 | 19,01 |
Татары | 0,1 | 6,09 |
Белорусы | 0,74 | 0,67 |
Полки | 0,6 | 0,21 |
Молдаване | 1,92 | 0,04 |
Турки | 0,006 | 2,09 |
Цыгане | 0,08 | 0,08 |
Французы | 0,14 | 0,02 |
Меньше 0,1% составляли армяне, англичане, литовцы, чехи, словаки, итальянцы, осетины, балгаре, латыши, финны, сербы, грузины, шведы, горцы, персы, эстонцы, голландцы, норвежцы, венгры, и другие.
2. Развитие образования
1872 — в Бахмуте начала работать первая мужская гимназия.
1876 — в Мариуполе начали работать мужская и женская гимназии.
1877 — при Юзовском металлургическом заводе была открыта первая начальная школа для детей работников.
1882 — открыто первое железнодорожное училище.
1896 в Бахмуте открыто первое ремесленное училище.
Начальное
Отмена Крепостного права и приобщение людей к промышленной сфере вызвало потребность в повышении образовательного уровня народа, и необходимости развития общего образования.
Самыми распространенным типом народных школ стали земские школы. Первые появились в конце 60 – начале 70-х годов, после избрания уездных земских управ. Количество таких школ постоянно возрастала. В конце 19в в Мариупольском уезде их было 86, а в Бахмутском – 101. Создавались преимущественно в сельской местности. Занятия начинались со второй половины октября и длились до весны. Основные предметы Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. Со временем добавились пение, черчение и гимнастика. Заслуга создания в России дешевой и краткосрочной начальной школы с одним учителем на все три года обучения принадлежит Николаю Корфу. За 6 лет Николай Корф самостоятельно написал и напечатал пять учебников и пособий для народной школы. Среди них «Руководство к обучению грамоте по звуковому способу», «Русская начальная школа», «Наш друг», «Малютка», «Наше школьное дело». В 1870 году он был выбран членом Санкт-Петербуржского педагогического союза.
Помимо земских школ работали еще церковно-приходские школы и школы грамоты. Данные учреждения так и не стали полноценными учебными заведениями и были переданы Найсвятейшему синоду в 1891 году. Причиной этого стал низкий уровень подготовки, отсутствие пособий и демонстрационного материала. В конце 19 вв в Мариупольском уезде работало 39 церковно-приходских школ, а в Бахмутском – 38. Также в обоих уездах функционировало 43 школы грамоты. С развитием железнодорожного транспорта начинают открываться начальные железнодорожные училища, которые находились в подсинении Министерства путей соединения.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 580.