Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.
1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости – сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.
2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.
Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.
С.Л. Выготский о развитии высших психических функций.
Ведущие теории личности в отечественной психологии.
Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, К.К. Платонова (Москва); А.Ф. Лазурского - В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева (С-Петербург).
Психология эмоций и высшие чувства.
В психологии понятие «эмоции» употребляется и в широком смысле, как эмоциональные состояния, и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами и т. д. Эмоциональные состояния – это особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру.
Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, ситуативная его зависимость от стихии низших эмоций.
Высшими эмоциями называются эмоциональные состояния человека, вызываемые социально значимыми и культурно обусловленными факторами. Они именуются чувствами или высшими чувствами человека. По содержанию выделяют этические, эстетические, интеллектуальные, праксические и религиозные высшие чувства.
Уровень психического развития человека зависит от развития этих чувств. Высшие чувства являются продуктом общественно-исторического культурного становления человечества. В психологии отсутствует исчерпывающая классификация чувств в связи с их разнообразием и изменчивостью. Однако помимо содержания, чувства подразделяются на конкретные (любовь к ребенку), обобщенные (любовь к детям) и абстрактные (любовь к человечеству, чувство трагичности и т.д.).
Этические чувства – это сложные переживания, относящиеся к оцениванию поступков и действий других людей и себя с позиции норм, которые приняты в данной общественной культуре как абсолютные. Иными словами, высшие этические чувства – это чувства, которые возникают, когда человек оценивает что-то и относится к этому как к добру или злу. К высшим этическим чувствам относятся чувства: любви, долга, преданности, сострадания, стыда, прощения, негодования и др.
Интеллектуальные чувства – это сложные психические состояния, порождаемые психикой в познавательной деятельности.
К интеллектуальным чувствам относятся: удивление, сомнение, радость открытия, уверенность, любовь к истине, недоумение, переживание таинственности мира (мистическое чувство), чувство иронии и др.
Эстетические чувства – это сложные эмоциональные состояния, отражающие, прежде всего, отношение человека к явлениям мира с позиции: прекрасное – безобразное.
Эстетические чувства отражают способность человеческой психики откликаться на гармонию и дисгармонию мира, стремление людей к прекрасному и отторжение безобразного и уродливого. Среди эстетических чувств выделяются: чувства эстетического удовольствия (наслаждение от восприятия красок, движений, звуков, форм); чувства прекрасного и совершенного (когда человек глубоко переживает явление как такое, которое соответствует его идеалу); чувства возвышенного и величественного (выражающие преклонение человека перед мощью природы и человечества).
Чувства трагического, комического (юмор), возвышенного и прекрасного – важнейшие регуляторы общественного развития человека.
Праксические чувства – это чувства, порождаемые и сопровождающие как преобразовательную (творческую, созидательную), так и рутинную деятельность человека. Они возникают в деятельности, проявляясь в форме увлеченности, удовлетворенности работой, или же в виде скуки, пресыщенности деятельностью. Особенно ярко праксические чувства проявляются тогда, когда деятельность соответствует целям и ценностям человека, его способностям и общественным идеалам.
«Чувство шага» у футболистов, «чувство воды» у пловцов, – яркие примеры праксических чувств. Пресыщение, утомление – также праксические чувства, только отрицательные, обусловленные чрезмерной нагрузкой и выполняющие сигнальную функцию, направленную на самосохранение человека.
Воспитание всех высших чувств – важная основа полноценного развития человека.
Особое место в истории человеческой культуры занимали и занимают религиозные чувства.
Религиозные чувства – это высшие чувства человека, охватывающие сложный спектр эмоциональных состояний, относящихся к религиозному культу. Религиозные чувства, по-видимому, явились культурной основой для этических и эстетических чувств, поскольку объединяли в себе общественные основания идеальных ценностей и оценок. Однако в настоящее время они во многом утрачивают свою значимость, поскольку человеческое познание привело к дифференциации высших чувств на интеллектуальные, этические и эстетические, каждое из которых отделило свою толику переживаний от первоначальной основы. Вместе с тем, до сих пор религиозные чувства весьма распространены, особенно в некоторых странах. Эти чувства включают в себя: чувство веры в сверхъестественное (Бога, провидение, загробную жизнь, чудо и т.п.), т.е. безосновательные, но субъективно чрезвычайно значимые ожидания в отношении получения чаемых благ для себя или для близких (спасения, выздоровления, успеха в делах и т.п.); чувство преклонения перед непостижимостью тайн и сакрального; чувство собственной греховности (т.е. недостойности перед абсолютным величием сакрального) и др.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 351.