ПАРЦУФ (др.-евр.; мн.: парцуфим)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лик; внешний облик; то же, что лицо в Троице. По учению отдельных школ каббалы, непостижимый Бог раскрывает Себя человеку различными "ликами", каждый из которых обладает своими характерными свойствами.

ПАТРИАРХИ

Авраам, Исаак и Иаков, прародители израильтян.

ПИР (араб.)

Духовный наставник в мусульманском мистицизме.

ПРЕМУДРОСТЬ др.-евр.: Хохма; греч.: София.

В Св. Писании: персонификация Божьего Замысла. Форма описания деятельности Бога в нашем мире, доступная человеческому постижению (в отличие от недосягаемого естества Самого Бога).

ПРЕСТОЛЬНЫЙ МИСТИЦИЗМ

Ранняя форма иудейского мистицизма, главной темой которого были рассуждения о Меркаве (Меркабе) – Небесной Колеснице, явившейся в видении пророку Иезекиилю. По образному содержанию – воображаемое восхождение чрез многочисленные залы (гехалот) Божьего чертога к Его небесному трону.

РАЗРУШЕНИЕ СОСУДОВ

Исходное понятие в космологии каббалиста Исаака Лурии: предвечная катастрофа, вследствие которой искры Божественного Света ниспали в мир земной и увязли в материи.

ТИГВЕДА

Сборник гимнов, сложившийся в 1500-900 гг. до н.э. и выражавший религиозные представления ариев, которые вторглись в долину Инда и навязали коренным жителям Индийского полуострова свои верования.

СВЯТОЙ ДУХ

Понятие, обозначающее присутствие Бога на земле; в иудаизме нередко фигурирует как синоним Шехины. Средство различения между Богом, каким мы Его воспринимаем и знаем, и Божеством, которое принципиально недоступно постижению. В христианстве Святой Дух стал третьим Лицом Троицы.

СВЯТОСТЬ

В древнееврейском: каддош. Чужеродность Бога, его кардинальное отличие от всего постижимого, непреодолимая пропасть между Божеством и простыми смертными.

СЕФАРДЫ

Испанские евреи.

СЕФИРА (др.-евр.; множ. ч.: сефирот)

"Исчисление". В каббале – десять этапов самораскрытия Бога:

1. Кетер Элион – "Высший Венец"

2. Хохма – "Мудрость"

3. Бина – "Разум"

4. Хесед – "Любовь-милосердие"

5. Дин – "Правосудие-воздаяние"

6. Тиферет – "Красота"

7. Нецах – "Стойкость"

8. Ход – "Величие"

9. Йесод – "Основание"

10. Малкут – "Царство" (синоним: Шехина).

СИЛЫ (греч. dynameis)

"Силы" или "Власти" – богословское понятие, обозначающее деятельность Бога в тварном мире; Бог как эмпирически постигаемая деятельная инстанция, которая принципиально отличается от Его непостижимой сущности.

СУННА (араб.)

Благочестивый образ жизни. Освященные традицией правила, установленные в подражание поступкам и привычкам Пророка Мухаммада.

СУННИЗМ

Араб. ахл ал-сунна – "народ сунны" – общепринятое название большинства мусульман, чей ислам основан на Коране, хадисах, сунне и шариате – в отличие от шиитов, поклоняющихся имамам.

СУФИЗМ

Мистическое течение в исламе. По одной из версий, название происходит от того, что первые суфии носили грубые плащи из шерсти (араб. С-В-Ф) – обычную одежду Мухаммада и его сподвижников.

ТАВИЛ (араб.)

Символическое, мистическое толкование Корана, которое отстаивали некоторые эзотерические секты, главным образом, исмаилиты.

ТАЛМУД (др.-евр.)

Букв.: "изучение". Составленное раввинами строго-ортодоксальное толкование древнего свода иудейского Закона. См. тж. Мишна.

ТАННАИМ (др.-евр.; ед. ч.: таннаи)

Первые поколения раввинов-ученых и правоведов, составлявших и вносивших правки в древний свод иудейского Устного Закона под названием Мишна.

ТАРИКА (араб.)

Братство суфийских мистиков.

ТАУХИД (араб.)

Единство. Обозначение высшего единства Бога, а также той целостности, какую должен обрести каждый мусульманин, стремящийся до конца вверить себя Богу.

ТИККУН (др.-евр.)

Букв. "восстановление". В лурианской каббале – исправление последствий Разрушения Сосудов – возвращение рассыпавшихся божественных искр к прежнему единству в Боге.

ТОРА (др.-евр.)

Закон Моисеев, запечатленный в первых пяти книгах Библии: "Бытие", "Исход", "Левит", "Числа" и "Второзаконие".

ТФИЛИН (др.-евр.)

Черные коробочки (так называемые филактерии) для хранения текста с тема. На утреннем богослужении иудеи, достигшие совершеннолетия, крепят их ко лбу и левой руке, ближе к сердцу, по предписанию Торы (Втор. 6:4-7).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 159.