В судебной практике довольно распространены случаи участия в гражданском судопроизводстве органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства при рассмотрении к разрешении дел, затрагивающих права и интересы недееспособных граждан, детей (на основании ст. 78 и 125 СК РФ).
Таким образом, цель участия в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и лиц, участвующих в процессе в порядке ст. 42 ГПК, – защита прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Основание участия – государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на органы и лица в силу функциональных полномочий. Государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы и лица, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.
Гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц:
а) обращение в суд с иском или заявлением и б) дача заключения по делу.
Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
13. Понятие и виды представительства в суде. Полномочия представителя в суде и их оформление.
Судебное представительство – это процессуальная деятельность дееспособного лица, осуществляемая от имени и в защиту прав и интересов лиц, участвующих в деле.
В зависимости от обязательности участия представителя в процессе выделяют:
- обязательное (необходимое) представительство, в отношении недееспособных, ограниченно дееспособных лиц, лиц, признанных безвестно отсутствующими, и т. д.
- факультативное представительство (обычное)
- договорное (добровольное) представительство
- законное представительство
Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими соответствующее основание возникновения данного представительства, их статус.
Составление доверенности в законном представительстве не требуется. Объем полномочий в договорном (добровольном) представительстве определяется доверителем и оформляется доверенностью, удостоверенной в соответствующем порядке.
Полномочия адвоката подтверждаются ордером соответствующего адвокатского образования.
Для осуществления специальных полномочий адвокату, как и иным субъектам, кроме законных представителей, необходимо предоставить доверенность представляемого лица.
Доверенности могут быть двух видов:
Общая доверенность – указывает на право представлять интересы доверителя по всем делам и во всех судах.
Специальная доверенность – подтверждает полномочия на ведение конкретного гражданского дела или на совершение отдельного процессуального действия.
Срок действия доверенности должен быть указан доверителем в доверенности ( не более трех лет).
14. Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Критерии определения судебной подведомственности. Правовые последствия нарушения правил судебной подведомственности.
Подведомственность - это отнесение спора о праве Или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Каждый орган вправе рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны.
В зависимости от того, подведомственно ли разбирательство дела одному органу иди разным органам, подведомственность может быть единичной (исключительной) и множественной.
Множественная подведомственность подразделяется на договорную, императивную, условную, альтернативную и смешанную.Договорная подведомственность - это подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Императивнаяподведомственность - это подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению только в суде. Условной считается подведомственность, когда дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении предусмотренного законом условия.Альтернативной называется подведомственность, которую по своему выбору определяет лицо, ищущее защиты своих прав. При этом круг органов, куда это лицо может обратиться, указан в законе.Смешанная подведомственность сочетает в себе признаки, присущие другим видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.
Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами или другими правовыми актами. В качестве критериев разграничения подведомственности служат:
• характер спора;
• субъектный состав;
• наличие спора;
• наличие договора между сторонами спора.
Несоблюдение заинтересованным лицом правил подведомственности
юридических дел, то есть обращение к органу (должностному лицу), неправомочному рассматривать данное дело, влечет отказ органа (должностного лица) в принятии дела к своему производству.
Если же дело будет рассмотрено по существу неуправомоченным на то органом или должностным лицом, то решение такого органа не имеет юридической силы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 563.