(лат.) — все истины согласуются друг с другом. Схоластич. тезис.
Omnis determi n a t io est negatio (лат.) — см. Determinant) est negatio.
Onus probandi (лат.) — бремя доказательства.
Ordo ordinans (лат.) — упорядочивающий порядок. Ног. Схоластич. выражение. У Фихте — организующий мировой разум.
Ordre du coeur (франц.) --- порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет порядок (строй, рассудок) сердца порядку ума.
P
ρ— обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова «praedicatum» — сказуемое). Παιδεία (paideia) (греч.) — воспитание; культура.
Πάντ ??? yet (panta rei) (греч.) — всё течёт. Выражение, приписываемое Гераклиту.
Παρουσία (parusia) (греч.) -- присутствие. Наличие идей в вещах (Платон). Второе пришествие Христа.
Πάθος (pathos) (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство.
Perincertus (лат.) — весьма недостоверный.
Per se (лат.) — благодаря себе, самостоятельно.
Per vestigium (лат.) — по следам. У Бонавентуры — созерцание божеств. «следов» в чувств. вещах. Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания — in vestigio.
Phaenomenom bene fundatum (лат.) —-феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц).
Φανιασία . καταληπτική (phantasia
kataleptike) (греч.) — постигающее представление (стоики).
Philosophi a (est) anci l la theologiae (лат.) — философия — служанка теологии (Пётр Дамиани). Philosophi a perennis (лат.) — вечная философия. Непреходящая основа философии, сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты.
Philosophia prima (лат.) — см. Πρώτη φιλοσοφία.
Φρόνησις (phroiiesis) (греч.) — рассудительность; понимание; здравый смысл.
Φύσις (physis) (греч.) — природа.
Pia d esideria (лат.) — благие намерения .
Πλήρωμα (pleroma) (греч.) — полнота. У гностиков — полнота божеств. абсолюта, порождающего эоны. Possest (лат.) — возможность-бытие. Категория философии Николая Ку-занского: совпадение акта и потенции в боге.
Post factum (лат.) — после события.
Post hoc , ergo propter hoc (лат.) — после этого, значит по причине этого. Неправильное заключение, логич. ошибка.
Praedicabilia (лат.) — см. Предика-билии.
Primum movens (лат.) — см. Πρώτον κινούν.
Principla non sunt multiplieanda (лат.) — принципы не следует умножать (без необходимости). Одна из формулировок «бритвы Оккама».
Principium (лат.) — начало, основа, принцип.
Principium individuationis (лат.) — принцип индивидуации .
Privatio (лат.) — см. Στέοησις.
Prius (лат.) — предшествующий, первичный.
Probatio liquidissima (лат.) — ясней-шее доказательство.
Pro et contra (лат.) — за и против. Схоластич. метод ведения дискуссии, при к-ром выдвигаются два ряда противоречащих аргументов.
Profession de foi (франц.) — исповедание веры, мировоззрение.
Πρόληψις (prolupsis) (греч.) — предвосхищение. У эпикурейцев — эмпирич. общее понятие о повторяющемся явлении. У стоиков — первичное общее понятие, врождённое, но действующее лишь в связи с чувств. опытом.
Πρόοδος (proodos) (греч.) — см. Μονή.
Proprium (лат.) — см. "Ιδιον.
Propter hoc (лат.) — см. Post hoc...
Πρώτη φιλοσοφία (prole philoso-phia) (греч.) — первая философия. Так Аристотель назвал метафизику; Вольф — онтологию.
Πρώτον κινούν (proton kinun) (греч.)— см. Перводвигателъ. Πρώτον ψεύδος (proton pseudos) (греч.) — первичная ложь. Ошибочный начальный тезис.
Πϋο. τεχνικόν (руr technikon) (греч.)— творч. огонь. У стоиков — творящая часть мировой субстанции, космич. бог.
Q
Quadrivium (лат.) — четырёхпутье. Второй цикл «свободных искусств» (см. Artes liberales); арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
Qualitas (лат.) — качество.
Qualitas occulta (лат.) — скрытое качество.
Quantitas (лат.) — количество.
Quasi (лат.) — якобы, будто бы; подобно.
Quaternio terminorum (лат.) — учет-верение терминов. Нарушение ло-гич. правила, согласно к-рому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трёх терминов.
Quia (лат.) — ибо.
Quidditas (quiditas) (лат.) — «чтой-ность». Сущность вещи. Схоластич. термин, соответствующий аристотелевской формальной причине (το τί εστίν; το τΐ ην είναι).
Qui nimium probat, nihil probat (лат.) — кто доказывает много, тот ничего не доказывает. Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным.
Quinta essentia (лат.) — пятая сущность. См. Квинтэссенция.
Quod erat demonstrandum (лат.) — что и требовалось доказать.
R
Ratio (лат.) — разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив.
Ratio agendi (лат.) — основание действия.
Ratio cognoscendi (лат.) — основание познания.
Ratio essendi (лат.) — основание бытия.
Reductio ad absurdum (лат.) — сведение к нелепости. Приём опровержения.
Reductio ad impossibile (лат.) — сведение к невозможности. Приём опровержения.
Regressum ad infinitum (лат.) — уход в бесконечность.
Res (лат.) — вещь (в широком смысле: реальность), предмет, событии.
Res cogitans (лат.) — мыслящее.
Res extensa (лат.) — протяжённое.
Res individuales (лат.) — индивидуальные (неделимые) вещи.
Res Integra (лат.) — вещь целостная.
Res singulares (лат.) — единичные вещи.
Reservatio mentalis (лат.) — мысленная оговорка..Напр., невысказанная оговорка, лишающая клятву её обязательности.
Respective (дат.) — соответственно.
Resultant (англ.) — см. Emergent.
Roseau pensant (франц.) — мыслящий тростник. Так Паскаль называл человека.
S
S — обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. слова «subjectum» — подлежащее).
Sacrificium intellectus (лат.) — жерт-вованне интеллектом. Отказ от мышления.
Sapienti sat — см. Dictum sapienti sat.
Schöne Seele (нем.) — прекрасная душа. По Шиллеру, человек, у к-ро-го моральный долг и склонность совпадают.
Scintilla animae (лат.) — см. Seelen-funklein.
Seelenfunklein (нем.) — искорка души. Выражение восходит к гностикам n неоплатоникам. В нем. ср.-век. мистике (Экхарт н др.) n учениях Реформации — частица бога в человеч. душе.
Sehnsucht (нем.) — стремление, томление.
Sensu eminentiori (лат.) — в высшем (превосходящем) смысле. Напр., предикаты, приписываемые богу, надо понимать в превосходящем смысле.
Sensus (лат.) — чувство, смысл, ощущение, понимание.
Sensus communis (лат.) — см. Здравый смысл.
Sie et non (лат.) — да и нет. Название книги Абеляра, написанной по методу pro et contra (см.). Signature rerum (лат.) — знаковость вещей. Внеш. форма вещей, через к-рую бог сообщает об их внутр. сущности (Парацельс, Бёме).
Simpliciter (лат.) — просто, без оговорок.
Sinn (нем.) — смысл, значение, ценность.
Sola fide (лат.) — только верой (спасётся человек). Тезис Лютера.
Sola Scriptura (лат.) — только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий предание.
Sosein (нем.) — так-бытие; конкретное, качественно определённое бытие.
Species (лат.) — вид.
Spiritus (лат.) — дух.
Status (лат.) — положение, состояние.
Status nascendi (лат.) — состояние зарождения.
Status quo ante (лат.) — предшествующее состояние,
Στέρησις (steresis) (греч.) — лишённость (формы). В учении Аристотеля о субстрате противоположностей — негативная противоположность эй-доса — формы.
Subreptio (лат.) — ложное доказательство, подстановка, подмена.
Subsistentia (лат.) — субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания.
Sub specie aeterni (aeternitatis) (лат.) — под видом вечности, с т. зр. вечности (Спиноза). Subsumptio (лат.) — подведение под общее.
Sui generis (лат.) — своего рода.
Summa (лат.) — свод. Жанр схоластич. трактата. См. Сумма.
Summum b o num (лат.) — высшее благо. Бог.
Super - ego (лат.) — «сверх-Я». См. Психоанализ.
Συμβεβηκός (symbebekos) (греч.) — см. Accidens .
т
Tabula rasa (лат.) — чистая доска. У Локка — сознание до всякого опыта. Выражение употребляли Аристо-тель, Альберт Великий и др.
Taedium vitae (лат.) — пресыщение
жизнью.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.